Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование) 14. 00. 33 Общественное здоровье и здравоохранение 14. 00. 09 Педиатрия





НазваниеКачество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование) 14. 00. 33 Общественное здоровье и здравоохранение 14. 00. 09 Педиатрия
страница1/3
Дата публикации14.08.2013
Размер0.49 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Литература > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи
Винярская Ирина Валериевна


КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

(комплексное медико-социальное исследование)

14.00.33 – Общественное здоровье и здравоохранение

14.00.09 – Педиатрия


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора медицинских наук
Москва-2008

Работа выполнена в ГУ Научный центр здоровья детей Российской академии медицинских наук
Научные консультанты:

доктор медицинских наук, профессор,

академик РАМН Александр Александрович Баранов

доктор медицинских наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ Валерий Юрьевич Альбицкий
Официальные оппоненты:

доктор медицинских наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ,

член-корреспондент РАМН Владимир Захарович Кучеренко

доктор медицинских наук, профессор,

член-корреспондент РАМН Наталья Валентиновна Полунина

доктор медицинских наук, профессор Владимир Кириллович Таточенко

Ведущая организация:

ГОУ ДПО Российская медицинская академия последипломного образования Росздрава


Защита диссертации состоится 9 декабря 2008 года в 13-00 часов на заседании диссертационного совета Д 001.023.01 при ГУ Научный центр здоровья детей РАМН по адресу: 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 2/62
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГУ Научный центр здоровья детей РАМН по адресу: 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 2/62
Автореферат разослан «_____»___________________2008 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат медицинских наук А.Г. Тимофеева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы. В последние десятилетия понятие «качество жизни» (КЖ) стало неотъемлемой частью здравоохранения, прочно вошло в клинические и медико-социальные исследования. Постепенная смена биомедицинской модели здоровья и болезни моделью биопсихосоциальной привела к необходимости учета субъективного мнения человека о своем благополучии. Разработка критерия КЖ сделала это возможным, что следует отнести к знаменательным научным событиям ХХ века (Ю.Л. Шевченко, 1999; А.А. Новик, Т.И. Ионова, 2002).

Методология исследования КЖ основана на строгих принципах доказательной медицины, что особенно важно при оценке субъективного мнения человека. Результаты, полученные на основе использования международных стандартов, можно считать соответствующими современным требованиям (D. Fairclough, 1998).

В зарубежной педиатрии показатель КЖ активно используется в популяционных исследованиях для разработки возрастно-половых нормативов, осуществления мониторинга различных контингентов детей, оценки эффективности профилактических мероприятий, определения комплексного влияния хронических заболеваний на детей (C. Bisegger, B. Cloetta, U. Von Rueden et al., 2005; E.K. Svavarsdottir, B. Orlygsdottir, 2006; J.W. Varni, T.M. Burwinkle, M. Seid, 2006; H.L. Wee, H.X. Chua, S.C. Li, 2006; U. Norrby, L. Nordholm, B. Andersson-Gare, 2006; L. Rajmil, J. Alonso, S. Berra et al., 2007; S. Saigal, B. Stoskopf, J. Pinelli et al., 2007).

В клинической медицине показатель КЖ входит в стандарты обследования и лечения больных, с его помощью осуществляют индивидуальный мониторинг в процессе лечения больного, оценивают эффективность терапии и прогноз заболевания (J.W. Varni, T.M. Burwinkle, S.A. Sherman et al., 2005; L.A. Sleeper, P. Anderson, D.T. Hsu et al., 2006; M. Bullinger, U. Ravens-Sieberer, 2006; C. Ramirez, P. Gonzalez, L. del Castillo, 2006; H.I. Brunner, J. Taylor, M.T. Britto et al., 2006; N.N. Yossef, T.G. Murphy, A.L. Langseder et al., 2007; H. Stam, E.E. Hartman, J.A. Deurloo et al., 2007). Критерий КЖ является неотъемлемым элементом рандомизированных исследований и фармакоэкономических расчетов (B. Spilker, 1996; Ю.Л. Шевченко, 2000). КЖ детей может служить конечной точкой в оценке эффективности медицинских вмешательств в области профилактики, лечения и реабилитации (M. Bullinger, U. Ravens-Sieberer, 1995).

В то же время в России, несмотря на мировую практику, проблема исследования КЖ остается недостаточно изученной. Работы по оценке этого показателя немногочисленны, посвящены, как правило, особенностям КЖ при определенной патологии. Основной проблемой отечественных исследований является отсутствие единых методологических подходов, нередко нарушение принципов измерения КЖ в педиатрии, что делает результаты недостаточно достоверными и не сравнимыми между собой. Арсенал инструментов оценки КЖ весьма ограничен. Так, до настоящего времени не имелось русскоязычных версий опросников изучения КЖ детей раннего возраста, что значительно сужало возрастные рамки исследований.

Практически не проводились медико-социальные исследования, в частности, определение возрастно-половых нормативов КЖ, выявление факторов, влияющих на этот показатель, региональных особенностей КЖ, изучение возможностей применения КЖ как параметра оценки состояния здоровья детской популяции. Возможности показателя КЖ как критерия оценки эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий ограничивались клиническими исследованиями (В.И. Петров, И.В. Смоленов, С.С. Медведева, 1998; Е.Л. Желтухина, 2000; Е.В. Просекова, Б.И. Гельцер, Т.Н. Шестаковская, 2002; К.Е. Эфендиева, 2006; Е.Н. Леликова, 2007; В.А. Малиевский, 2006; О.Г. Кучеренко, 2006; Е.Г. Мироненкова, 2007).

Отсутствие системного, комплексного, научного подхода к измерению КЖ привело к недостаточному внедрению его в теоретическую и практическую педиатрию. Все вышеперечисленное сделало актуальным проведение настоящего исследования.
Цель исследования: научно обосновать использование показателя качества жизни как критерия оценки состояния здоровья детей и эффективности медицинских технологий в педиатрии.
Задачи исследования:

1. Дать характеристику методологическим подходам к оценке качества жизни в педиатрии и выбрать оптимальные методики исследования.

2. Разработать русскую версию общего опросника оценки качества жизни детей раннего возраста QUALIN и оценить ее психометрические свойства.

3. Создать возрастно-половые нормативы параметров качества жизни детей 3 месяцев – 17 лет.

4. Оценить влияние медико-биологических, социально-гигиенических и материально-экономических факторов на качество жизни детей.

5. Проанализировать особенности качества жизни детей некоторых медико-социальных групп.

6. Обосновать необходимость и возможность внедрения показателя качества жизни как критерия комплексной оценки состояния здоровья детей.

7. Изучить возможности использования показателя качества жизни как критерия эффективности профилактических и лечебно-реабилитационных мероприятий в педиатрии.
Научная новизна. Впервые в отечественной педиатрии предпринят комплексный подход к изучению КЖ детей, основанный на международной методологии. Впервые дана подробная характеристика принципов измерения КЖ в педиатрии, определен оптимальный инструмент оценки КЖ детей 3-17 лет. Разработана русская версия международного инструмента оценки КЖ детей раннего возраста и оценены ее психометрические свойства, что позволило расширить возрастной диапазон исследований КЖ.

В результате проведенного исследования получены новые научные факты:

- установлены возрастно-половые значения параметров детей всех возрастных групп (от 3 мес. до 17 лет);

- выявлены возрастные особенности влияния состояния здоровья на КЖ детей;

- дана оценка региональным особенностям параметров КЖ подростков;

- определены основные медико-социальные факторы, влияющие на КЖ;

- изучены особенности нарушения КЖ у детей некоторых медико-социальных групп;

- оценены возможности использования показателя КЖ как одного из параметров комплексной оценки состояния здоровья детей;

- установлены возможности применения показателя КЖ для оценки эффективности лечебно-оздоровительных технологий в педиатрии.

Результаты исследования позволили обосновать необходимость широкого внедрения показателя КЖ в социальную и клиническую педиатрию.
Практическая значимость исследования. Систематизация методологических подходов к изучению КЖ детей позволит оптимизировать дальнейшие научные и практические исследования в этой области. Разработанная русская версия опросника QUALIN существенно расширила арсенал инструментов оценки КЖ и сделала возможным изучение этого показателя у детей раннего возраста.

Полученные возрастно-половые значения параметров КЖ детей 3 месяцев-17 лет могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях, а также быть основой скрининговых обследований различных детских контингентов. Гендерные особенности КЖ у здоровых и больных детей позволят дифференцировать профилактические и лечебно-реабилитационные программы по половому признаку.

Выявленные нарушения КЖ детей различных медико-социальных групп свидетельствуют о необходимости включения этого показателя в программу их обследования для оптимизации медицинской помощи данным контингентам.

Включение показателя КЖ как одного из параметров позволит совершенствовать методику комплексной оценки состояния здоровья детей. Показана высокая значимость КЖ как критерия оценки эффективности различных лечебно-оздоровительных технологий в педиатрии.

Внедрение показателя КЖ в педиатрию в конечном итоге позволит повысить качество оказания медицинской помощи детям.
Внедрение результатов исследования. Разработанная компьютерная программа «База Данных PedsQL» используется на территории России для проведения научных исследований по оценке КЖ. Созданная русскоязычная версия опросника QUALIN применяется для изучения КЖ детей раннего возраста в разных регионах.

Результаты диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность Комитета по охране здоровья Государственной Думы и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Методика оценки КЖ внедрена в работу детских лечебно-профилактических учреждений Красноярского края, Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, Республики Татарстан.

Результаты работы использованы при подготовке лекций и практических занятий для врачей-педиатров, проходящих обучение на базе Научного центра здоровья детей РАМН. Организован цикл тематического усовершенствования «Методологические основы изучения качества жизни в педиатрии». Материалы диссертации используются в учебном процессе ряда медицинских ВУЗов.

По теме исследования изданы 2 учебных пособия.
Апробация работы. Результаты работы были доложены на Х Съезде педиатров России (Москва, 2005), Научно-практической конференции педиатров России «Фармакотерапия в педиатрии» (Москва, 2005), II Региональной научно-практической конференции «Педиатрия и детская хирургия в Приволжском федеральном округе» (Казань, 2005), III Международном Форуме «Качество жизни: содружество науки, власти, бизнеса и общества» (Москва, 2005), Х Конгрессе педиатров России (Москва, 2006), семинаре «Медико-психо-социальные проблемы школьников-подростков» (Москва, 2006), Общероссийском форуме «Медицина за качество жизни» (Москва, 2006), Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье школьников. Профилактика социально-значимых заболеваний» (Тверь, 2006), III Региональной научно-практической конференции «Педиатрия и детская хирургия в Приволжском округе» (Казань, 2006), III Международном Форуме «Качество жизни: содружество науки, власти, бизнеса и общества» (Москва, 2006), ХI Конгрессе педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2007), Совместная конференция директоров школ и отделений ДШО «Итоги диспансеризации школьников в 2007 году и профилактика ОРВИ в условиях школы» (Москва, 2007), ХII Конгрессе педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2008), Научно-практической конференции «Фармакотерапия и диетология в педиатрии» (Иваново, 2008), Всероссийской научно-практической конференции «Исследование качества жизни в здравоохранении» (Москва, 2008).

Личное участие диссертанта. Все использованные в работе данные получены при непосредственном участии автора, как на этапе постановки цели и задач, разработки методических подходов и их выполнения, так и при сборе первичных данных, проведении исследований, обработке, анализе и обобщении полученных результатов для написания и оформления рукописи.

Публикация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 39 печатных работ, в том числе 14 статей в журналах, рецензируемых ВАК, 1 учебное пособие, 1 пособие для врачей.

Объем и структура диссертации. Общий объем работы составляет 302 страницы машинописного текста. Диссертация состоит из введения, 7 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована 66 таблицами и 47 рисунками. Библиографический указатель содержит 452 источника, из них 200 - отечественных и 252 - иностранных авторов.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Настоящая работа выполнена в рамках НИР «Качество жизни как критерий оценки состояния здоровья детей» Научного центра здоровья детей РАМН (директор – академик РАМН, профессор А.А. Баранов) под руководством проф. В.Ю. Альбицкого, д.м.н. С.А. Валиуллиной, проф. И.И. Балаболкина, проф. В.Р. Кучмы, проф. Л.М. Сухаревой, проф. Л.С. Намазовой. Исследование проведено в 2004-2008 годах.

Объектом исследования явились 3153 респондента от 3 месяцев до 17 лет включительно.

Инструментом оценки КЖ детей раннего возраста послужил общий опросник QUALIN (Qualite de vie du Nourisson, S. Manificat, A. Dazord, France, 1997). Опросник состоит из блоков для детей 3 месяцев -1 года (33 вопроса) и 1 года – 3 лет (34 вопроса), каждый блок разделен на формы для заполнения родителями и наблюдающими ребенка педиатрами. Инструмент описывает следующие аспекты: «поведение и общение» (13 вопросов), «способность оставаться одному» (5 вопросов), «семейное окружение» (4 вопроса), «нервно-психическое развитие и физическое здоровье» (11 вопросов в блоке для детей до 1 года и 12 – в блоке для детей от 1 года до 3 лет), а также суммарную шкалу (общий балл). Подсчет производится по 5-балльной системе, чем выше балл, тем лучше КЖ.

Для изучения КЖ детей 3-17 лет нами был использован общий опросник Pediatric Quality of Life Inventory – PedsQLтм4.0 (Varni et al., USA, 2001). Инструмент состоит из 23 (21) вопросов, объединенных в следующие шкалы: «физическое функционирование» (8 вопросов), «эмоциональное функционирование» (5 вопросов), «социальное функционирование» (5 вопросов), «ролевое функционирование – жизнь в школе/детском саду» (3/5 вопросов), а также оценивается суммарная шкала (общий балл) и психосоциальное здоровье (суммарная шкала эмоционального, социального и ролевого функционирования). Опросник разделен на блоки по возрастам – 5-7, 8-12 и 13-18 лет (формы для детей и родителей) и блок для детей 2-4 лет (заполняется только родителями). Общее количество баллов рассчитывается по 100-балльной шкале после процедуры шкалирования: чем выше итоговая величина, тем лучше качество жизни ребенка.

В качестве базы данных результатов анкетирования и проведения процедуры шкалирования для обоих опросников была создана специальная компьютерная программа «База Данных PedsQL».

Для оценки условий и образа жизни детей разработана анкета, содержащая вопросы демографического характера, социального и материально-экономического статуса родителей, оценки жилищно-бытовых условий, наличия вредных привычек, психологического климата семьи, питания, заболеваемости ребенка, выполнения ролевых функций. Вопросы анкеты различались в зависимости от возрастной принадлежности ребенка (дети раннего возраста, дошкольники, школьники). Анкета заполнялась родителями.

Данные о состоянии здоровья детей были получены путем выкопировки из медицинской документации базовых детских поликлиник, стационаров, ДОУ, школ, в том числе коррекционной, школы-интерната, санатория, бюро МСЭ.

Перед началом исследования все респонденты (дети – после достижения ими 15 лет) подписывали информированное согласие.

Критериями исключения из исследования являлись психические расстройства и интеллектуальная недостаточность респондентов, а также плохое знание русского языка.

Статистический анализ осуществлялся с помощью статистического пакета программы SPSS (Statistical Package for the Social Sciences Inc., USA) версия 14.0, русифицированная. Анализ данных включал стандартные методы описательной и аналитической статистики. Для сравнения средних значений выборок использовались: t-тест для независимых выборок (тест Стьюдента), t-тест для зависимых выборок, однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA). При значимом результате дисперсионного анализа применялись апостерионые тесты множественного сравнения (тест Дункана и многократный t-тест без альфа-коррекции (LSD-тест)), с помощью которых выявлялись группы, значимо отличающиеся друг от друга. Для установления связи между параметрами КЖ и медико-социальными факторами применялся корреляционный анализ. Вероятность ошибки р<0,05 расценивалась как значимая, р<0,01 – очень значимая и р<0,001 – максимально значимая.

В соответствии с поставленными задачами программа настоящего исследования включала ряд последовательных этапов. Содержание этапов и объем наблюдений представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Этапы и объем исследования

Этап

Содержание этапа

Объем

1.

Анализ литературных данных по проблеме КЖ, изучение методологических подходов к оценке КЖ и определение особенностей этого процесса в педиатрии

Более 500 библиографических источников, 10 общих опросников, база данных ISOQOL

2.

Создание русской версии международного общего опросника для оценки КЖ детей раннего возраста QUALIN

70 здоровых детей

60 детей с наличием заболеваний

3.

Изучение КЖ, состояния здоровья и социально-гигиенических условий жизни детей раннего возраста

158 детей от 3 месяцев до 3 лет

178 детей от 1 года до 3 лет

4.

Изучение КЖ, состояния здоровья и социально-гигиенических и материально-экономических условий жизни детей 3-17 лет, выявление региональных особенностей КЖ

160 детей в возрасте 3-6 лет

420 детей в возрасте 7-17 лет

870 подростков 13-17 лет из разных регионов РФ

230 подростков-инвалидов 13-17 лет

5.

Определение особенностей КЖ у детей различных медико-социальных групп

300 детей раннего возраста (150 детей из семей мигрантов, 150 детей из семей, постоянно проживающих на изучаемой территории)

259 мальчиков-кадетов в возрасте 10-16 лет

142 ребенка 8-17 лет с нарушениями зрениями

6.

Изучение возможностей показателя КЖ как критерия комплексной оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий

216 детей в возрасте 8-12 лет с хронической гастродуоденальной патологией, из них:

83 школьника, обследованных для оценки эффективности ЗСМ

83 ребенка с обострением заболевания, пролеченных в условиях дневного и круглосуточного стационаров

50 детей, находящихся под диспансерным наблюдением

78 подростков 13-16 лет с хронической гастродуоденальной патологией, находящихся на санаторно-курортном лечении


На
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование) 14. 00. 33 Общественное здоровье и здравоохранение 14. 00. 09 Педиатрия iconСамостоятельная работа 60 (часов) Приложение 1 «Общественное здоровье и здравоохранение»
Второй раздел «Общественное здоровье» содержит программу (схему) и методы изучения общественного здоровья, критерии его оценки, роль...
Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование) 14. 00. 33 Общественное здоровье и здравоохранение 14. 00. 09 Педиатрия icon«Организация профилактических мероприятий, направленных на укрепление...
...
Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование) 14. 00. 33 Общественное здоровье и здравоохранение 14. 00. 09 Педиатрия iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Медико-профилактическое дело», по профилю «Общественное здоровье и здравоохранение» разработана профессорско-преподавательским составом...
Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование) 14. 00. 33 Общественное здоровье и здравоохранение 14. 00. 09 Педиатрия icon2. Вопросы организации медицинской и медико-профилактической помощи населению
Цель преподавания дисциплины – общественное здоровье, здравоохранение – дать знания и умения, необходимые будущему врачу для работы...
Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование) 14. 00. 33 Общественное здоровье и здравоохранение 14. 00. 09 Педиатрия icon2. Вопросы организации медицинской и медико-профилактической помощи населению
Цель преподавания дисциплины – общественное здоровье, здравоохранение – дать знания и умения, необходимые будущему врачу для работы...
Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование) 14. 00. 33 Общественное здоровье и здравоохранение 14. 00. 09 Педиатрия icon«Общественное здоровье и здравоохранение» для специальности «Лечебное дело»
Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» является федеральным компонентом базовой части профессионального цикла очной...
Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование) 14. 00. 33 Общественное здоровье и здравоохранение 14. 00. 09 Педиатрия iconРабочая программа учебной дисциплины «общественное здоровье и здравоохранение....
Целью освоения учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение. Экономика здравоохранения» являются подготовка выпускника...
Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование) 14. 00. 33 Общественное здоровье и здравоохранение 14. 00. 09 Педиатрия iconОсновной образовательной программы по направлению подготовки: Педиатрия...
Философия предшествует изучению таких дисциплин, как: Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; Психиатрия,...
Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование) 14. 00. 33 Общественное здоровье и здравоохранение 14. 00. 09 Педиатрия iconТемы рефератов для поступающих в аспирантуру по направленности «Общественное...
Здоровьесберегающая медицина и профилактика как приоритетное направление в медицине для улучшения качества жизни различных групп...
Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование) 14. 00. 33 Общественное здоровье и здравоохранение 14. 00. 09 Педиатрия iconПримерная программа дисциплины общественное здоровье и здравоохранение...
Составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальностям высшего профессионального медицинского и...
Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование) 14. 00. 33 Общественное здоровье и здравоохранение 14. 00. 09 Педиатрия iconТема : Общественное здоровье. Методика изучения общественного здоровья....
Тема: Общественное здоровье. Методика изучения общественного здоровья. Организация медико-социального исследования
Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование) 14. 00. 33 Общественное здоровье и здравоохранение 14. 00. 09 Педиатрия iconТемы рефератов: Валеология как наука, понятие о здоровье и факторах...
Оптимальный двигательный режим, рациональное питание важные факторы укрепления и сохранения здоровья (с учетом пола, возраста и состояния...
Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование) 14. 00. 33 Общественное здоровье и здравоохранение 14. 00. 09 Педиатрия iconIsbn 978—5—89774—998—0 © Прихожан А. М., 2007
...
Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование) 14. 00. 33 Общественное здоровье и здравоохранение 14. 00. 09 Педиатрия iconТесты для проведения I этапа курсового экзамена для студентов 5 курса...
Для обучения по курсу «Статистика (Введение в обработку данных)» студенты должны обладать базовыми знаниями по курсам «Математический...
Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование) 14. 00. 33 Общественное здоровье и здравоохранение 14. 00. 09 Педиатрия iconАнкета для сопредседателей конгресса (дополнение к приложению №1) Приложение №2 Код
...
Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование) 14. 00. 33 Общественное здоровье и здравоохранение 14. 00. 09 Педиатрия iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Философские проблемы науки...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философские проблемы науки и техники: введение в общественное здоровье/здравоохранение»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск