Скачать 255.5 Kb.
|
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный университет» УТВЕРЖДАЮ И.о. декана факультета гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Н.В. Бурко _____________________ ________________2012 г ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ КАФЕДРЫ РУССКОГО ЯЗЫКА за 2012 год Протокол заседания кафедры русского языка от 21 ноября 2012 г. №5 и.о. зав. кафедрой М.В. Орехова _____________________________ Орел, 2012 Список исполнителей 1. И.о. декана факультета гуманитарных и ЕН дисциплин кандидат филологических наук доцент Бурко Н.В.; 2. И.о. заведующей кафедрой русского языка кандидат филологических наук Орехова М.В.; 3. Доцент, кандидат филологических наук, доцент Лобанова Н.Г.; 4. Ст. преподаватель Ахинько Н.Н.; 5. Ст. преподаватель Левченко М.А.; 6. Ст. преподаватель Булавина Н.В. Реферат За отчетный период преподавателями кафедры научно-исследовательская деятельность осуществлялась как в рамках общефакультетской темы научно-методического исследования «Инновации и традиции для эффективного перехода на уровневую систему образования», так и согласно индивидуальной научно-исследовательской тематике по следующим направлениям:
Рассматриваемые вопросы имеют актуальность для развития
Содержание
Определение ключевых понятий Апеллятив – наименование реалии нарицательным неодушевленным существительным Ареал – область, территория распространения языковых явлений в пространственной протяженности Диалектизмы – характерные для территориальных диалектов языковые особенности Изоглосса – линия на географической карте, ограничивающая территорию распространения отдельного языкового факта Картографирование – нанесение на географическую карту знаков, обозначающих какое-либо явление Лексикография – раздел языкознания, занимающийся практикой и теорией составления словарей Лингвистическая география – раздел языкознания, изучающий территориальное распространение языковых явлений Языковая картина мира – субъективный образ объективного мира, способ репрезентации концептуальной картины мира в языке. Развитие личности – процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации, которое осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Профессионально-личностное развитие – рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира. Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребность в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала. Самореализация – наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей. Воспитание – целостный, сознательно организованный процесс формирования и образования личности. Самовоспитание – сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию своих положительных и устранению отрицательных качеств. Фразеологическая единица – раздельнооформленная воспроизводимая единица, которая выражает одно понятие и соотносится со словом семантически и грамматически. Идиостиль – совокупность основных стилевых элементов, неизменно присутствующих в произведениях данного автора в определённый период его творчества или распространяющихся на всё его творчество в целом. Идиолект – совокупность индивидуальных (профессиональных, социальных, территориальных, психофизических и др.) особенностей, характеризующих речь данного индивида. Частеречная соотнесённость – такое свойство ФЕ, в соответствии с которым она не относится к части речи, а соотносится с ней через синонимичное слово или через грамматически господствующий компонент свободного сочетания, посредством которого толкуется значением ФЕ. Категориальная полисемия – способность ФЕ в разных контекстах соотноситься с разными частями речи. Категориальный синкретизм – способность ФЕ в одном контексте соотноситься с разными частями речи. Трансформация фразеологических единиц – индивидуально-авторское преобразование узуальных ФЕ. Субституция – способ трансформации ФЕ, при котором узуальный компонент заменяется окказиональным. Инверсия – изменение порядка следования компонентов ФЕ. Редукция – сокращение состава ФЕ за счёт усечения одного или нескольких компонентов. Компетентность – доскональные знания в какой-либо области. Потребность в компетенции – базовая социальная потребность человека, от наличия, отсутствия или степени выраженности которой во многом зависит жизненный путь личности, характер его деятельность, становление Я-концепции. Социальная компетентность личности – уровень сформированности у личности внутренней соотнесенности процессов осознания социальной действительности и ценностных ориентаций в социальных явлениях. Психологическая компетентность – структурированная система знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенной в индивидуальную и совместную деятельность, осуществляющей профессиональные и иные взаимодействия. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми. Ориентированность в ситуации общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида, способность эффективно взаимодействовать с окружающими. Общение – осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Мотивация – это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности. Наркомания – это группа заболеваний, вызываемых систематическим употреблением поверхностно активные вещества (ПАВ) и проявляющихся в изменениях реактивности психики и психологической зависимости; наркозависимое поведение подростка одна из форм деструктивного поведения, выражающаяся в стремлении уйти от реальности, изменив свое психическое состояние посредством приема ПАВ. Наркозависимое поведение подростка – одна из форм деструктивного поведения, выражающаяся в стремлении уйти от реальности, изменив свое психическое состояние посредством приема ПАВ. Профилактика наркозависимости – стратегии, направленные либо на снижение риска заболевания наркоманией, либо на усиление действия факторов, которые снижают восприимчивость к этим заболеваниям. Новообразования – слова, закрепившиеся в языке, освоенные большинством его носителей, сохранившие при этом оттенок новизны. Окказионализмы – речевая экспрессивная единица, обладающая свойствами невоспроизводимости (творимости), ненормированности, номинативной факультативности и словообразовательной производности. Словообразование как языковое явление (деривация) - это образование слова на базе другого однокоренного слова (или слов), которым оно мотивировано (то есть выводится из него по смыслу и по форме), с помощью специальных средств, присущих языку, по определенным моделям, существующим в данном языке. Словообразовательная мотивация – установление отношений между двумя однокоренными словами, одно из которых является с формальной и семантической точек зрения первичным, а другое – вторичным. Словообразовательное значение понимается как обобщенное значение ряда мотивированных слов с одним и тем же формантом, отличающее все эти слова от их мотивирующих. Продуктивность типа – его способность служить образцом для производства слов Продуктивный тип – тип, по которому образуются новые слова в современном русском языке. Непродуктивный тип – тип, по которому не образуются новые слова в современном русском языке. Словообразовательные синонимы – разноформантные производные, характеризующиеся одинаковым словообразовательным значением и тождественным или близким лексическим значением Способ словообразования – единица классификации, объединяющая ряд типов, характеризующихся одним и тем же видом словообразовательного комплекса. Введение Актуальность работ обусловлена: в рамках общефакультетской темы Согласно Федеральному закону № от 01.09.10г. во всех вузах России произошел переход на 2-хуровневую систему образования: бакалавриат и магистратура. В связи с этим крайне актуальным направлением научно-методической работы преподавателей является разработка всех составляющих учебно-методического комплекса для направлений бакалавриата и магистратуры; разработка и внедрение новых технологий организации учебного процесса, особенно самостоятельной работы студентов, которые обеспечат формирование и развитие у студентов профессиональных общекультурных компетенций. Важную часть научно-методической работы преподавателей при переходе на уровневую систему подготовки является разработка, внедрение и развитие традиционных и инновационных методов и подходов организации научно-исследовательской работы студентов, особенно на ранних стадиях обучения (бакалавры 1 – 2 курсов). в рамках индивидуальных тем – общим интересом современной лингвистики к сохранению, описанию, классификации диалектного материала, лексикографической фиксации и определению ареала отдельных лексических единиц для отражения целостной языковой картины мира русского народа; – необходимостью системного лингвистического исследования идиолекта писателей и его составляющих (в частности, фразеологического фонда произведений Б. Зайцева и М.А. Булгакова), выявления механизма формирования фразеологического значения, изучения семантики ФЕ, их системных связей, мотивированности преобразования значения и формы ФЕ; – необходимостью формирования эффективного общения студентов вуза, развития коммуникативной компетентности, необходимых для формирования и корректировки самосознания в целях расширения навыков профессиональной деятельности; – изученностью мотивационно-потребностной сферы подростков и ее влияния на формирование наркозависимого поведения в современных психологических и педагогических исследованиях. – необходимостью обнаружения и описания системных закономерностей при появлении новых отсубстантивных слов на основе системно-лингвистических представлений о коммуникативной основе языка. Новизна исследований состоит в том, что: – впервые составляются подробные разнотипные лексические карты, карты-дубли и комментарии к ним, отражающие ареалы отдельных лексических единиц и выявляющие изоглоссы различных языковых процессов, фиксируемых в русских народных говорах; впервые подвергаются лексикографическому описанию лексические единицы орловских говоров на букву Ч и географические апеллятивы орловских говоров; – впервые дано достаточно полное и многоаспектное описание фонда ФЕ в произведениях М.А.Булгакова и Б. Зайцева; – впервые изучен процесс общения у студентов с разной коммуникативной компетентностью; – впервые изучена мотивационная сфера подростков, которая может оказывать определенное воздействие на процесс приобщения к наркотикам; – впервые представлено комплексное описание отсубстантивных новообразований-существительных, составлена семантическая классификация новых слов, дано подробное описание их словообразования, а также смысловые словопроизводственные связи между мотивирующими и мотивированными словами. Объектами исследования являются:
Методы исследования: описательный метод, метод компонентного анализа, сравнительно-сопоставительный метод, метод картографирования, дистрибутивный анализ, статистический анализ, таксономические принципы; метод лингвистического описания, градационный метод, трансформационный анализ и метод лингвистического эксперимента, оппозиционный метод и анализ; экспериментальные методы, эмпирические (анкетирование, интервьюирование, беседы, тестирование), статистические методы, описательные методы; описательный метод, таксономический метод, метод количественного анализа; методика диагностики особенностей процесса общения (В.Н. Недашковский), опросник «Компетентность социально-коммуникативная» А.Н. Сухова и А.А. Деркача, методика В.В. Столина «Изучение самоотношений», опросник Меграбяна по изучению эмпатии, методика А.В. Карпова «Диагностика рефлексивности», методика «Изучение способности к самоуправлению в общении», тест самомониторинга М. Снайдера, шкала мотвации одобрений, разработанная Д. Крауном и Д. Марлоу; наблюдение, беседа, анкетирование, сравнительный метод исследования личности, а также ряд психодиагностических методик: СМИЛ, ПДО Личко, тест незаконченных предложений ТАТ; метод непосредственного лингвистического наблюдения над фактами языка, сопоставительный метод, описательно-аналитический метод, методы и приемы компонентного, морфемного, словообразовательного, количественного, контестологического анализа новых слов. Практическая значимость Результаты научно-методической работы будут внедрены в учебный процесс в Орел ГАУ при организации всех видов учебной работы по русскому языку и культуре речи, психологии и педагогике для студентов-бакалавров и магистрантов, а именно лекционных, практических, семинарских, лабораторных занятий, при текущем и итоговом контроле знаний студентов, при организации самостоятельной работы студентов, а также научно-исследовательской работы студентов. Результаты исследований позволят обеспечить эффективный переход на двухуровневую систему образования, кроме того, они могут быть использованы на кафедрах русского языка в других вузах России. в языкознании: теоретические выводы и экспериментальные результаты, содержащиеся в работах, могут послужить шагом в дальнейшем исследовании закономерностей в процессе существования и развития всей системы языка и ее отдельных частей: – фактические материалы и теоретические положения исследований могут быть использованы в исследованиях по диалектологии, лексикологии, лингвистической географии, топонимии, при составлении «Словаря орловских говоров», при составлении «Лексического атласа русских народных говоров»; в спецкурсах и спецсеминарах по общей и исторической лексикологии и диалектологии, в работе краеведческих обществ; – результаты исследования могут быть использованы в теоретических курсах по фразеологии современного русского языка, в практикумах по анализу художественного текста, в школьном изучении языка и стиля художественных произведений, при создании словаря языка М.А.Булгакова и Б. Зайцева; – результаты исследования могут быть использованы в процессе вузовского преподавания в теоретических и в практических курсах по словообразованию русского языка, по лингвистическому анализу текста, в вузовском и школьном изучении словообразования и лексикологии, а также в лексикографической практике при создании неологических, словообразовательных, мотивационных словарей, для пополнения базы данных Национального корпуса русского языка; в психологии и педагогике: теоретические выводы и экспериментальные результаты, содержащиеся в работах, могут послужить шагом: в возможности использования в практической работе вуза по созданию программ развития, концепций и моделей образовательно-воспитательной работы в целях диагностики профессионально-личностного развития и воспитания студентов. в работе психологов, педагогов, социальных педагогов в целях совершенствования или нормализации коммуникативных умений, повышения коммуникативного потенциала личности и нормализации процесса общения; в работе психологов, педагогов, родителей, социальных работиков. Материалы исследований могут быть включены в курсы лекций по психологии и педагогике, социальной психологии и психологии личности. Планируется разработка рекомендаций по профилактике наркозависимости, которые могут быть использованы в работе практических психологов и врачей-наркологов Орловского наркодиспансера. Результаты и обсуждения
Приложение № 1. Апробация результатов исследования В рамках научно-исследовательской работы по индивидуальной тематике:
Приложение № 2. Список опубликованных работ 1. Публикации в журналах, рекомендованных ВАК
2. Публикации в рецензируемых журналах. 3. Монографии 4. Статьи и материалы конференций, опубликованные в прочих изданиях в рамках общефакультетской тематики «Инновации и традиции для эффективного перехода на уровневую систему образования: 3. Бурко Н.В. Методические размышления об организации занятий по русскому языку и культуре речи (из опыта работы) // Формирование языковой и социокультурной компетенции обучающихся: методический и лингвистический аспекты. Сборник материалов межвузовского научно-практического семинара 2 декабря 2011 г. В 3-х частях. Ч. 3 – Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2011. – С. 14-18. (0,3 п.л.) 4. Бурко Н.В. Повышение педагогической компетентности преподавателя – одна из задач современного высшего образования // Инновации в образовании: сборник материалов круглого стола IV Международной научно-практической конференции – Орел: «Картуш», 2012. – С. 115-118 (0,2 п.л.) 5. Орехова М.В. Об использовании видеокейсов как активной форме обучения на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» // Формирование языковой и социокультурной компетенции обучающихся: методический и лингвистический аспекты. Сборник материалов межвузовского научно-практического семинара 2 декабря 2011 г. В 3-х частях. Ч.2 / под ред. к.ф.н. доц. Л.И. Анохиной. – Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2011. – 59 с. – С. 41-42. (0,13 п.л.) 6. Орехова М.В. Использование активных форм обучения на занятиях по дисциплине «Психология и педагогика» // Инновации в образовании: сборник материалов круглого стола IV Международной научно-практической конференции. – Орел: «Картуш», 2012. – 197 с. – С. 61-64. (0,25 п.л.) 7. Ахинько Н.Н. О возможностях деловой игры при диагностике и формировании знаний студентов по проблеме «Общение в вузе» /Инновации в образовании: [сборник] // Материалы круглого стола IV Международной научно-практической конференции «Инновации в образовании» Орел: «Картуш», 2012. – С. 34-39. 8. Булавина Н.В. Инновационные технологии в обучении русскому языку (на примере изучения новообразований в СМИ) [сборник] / // «Инновации в образовании» - Сборник материалов КРУГЛОГО СТОЛА в рамках проведения IV Межвузовской научно-практической конференции (июнь – ноябрь 2012г.). - Орёл, 2012. – С.39-40. 9. Левченко М.А. Профилактика наркозависимого поведения подростка средствами физической культуры и спорта // Материалы круглого стола IV Международной научно-практической конференции «Инновации в образовании» Орел: «Картуш», 2012. – С. 134-137. 10. Лобанова Н.Г. Использование лекции-презентации в ходе занятия по курсу "Русский язык и культура речи" // Материалы круглого стола IV Международной научно-практической конференции «Инновации в образовании» Орел: «Картуш», 2012. – С. 16-18. Статьи и материалы конференций, опубликованные в прочих изданиях в рамках индивидуальной тематики 11. Орехова М.В. Преобразованные фразеологические единицы в публицистических произведениях Б. Зайцева // Единицы языка и речи: типология, функционирование, семантика. Коллективная монография. – Орел, 2012. – С. 147-151. (0,28 п.л.) 12. Ахинько Н.Н. Коммуникативная компетентность лидера как фактор успешности будущего профессионала в сфере агропромышленного комплекса. /Малая группа как объект и субъект психологического влияния: материалы Всеросс. научн. конф. (с международным участием). Курск, 21-22 октября 2011 г. Ч 1. /под общ. Ред. А.С. Чернышева; Курск. Гос. Ун-т. – Курск, 2011. – С. 213-216. 13. Ахинько Н.Н. Психолого-педагогические аспекты формирования коммуникативной компетентности у студентов./Формирование языковой и социокультурной компетентности обучающихся: методический и лингвистический аспекты» межвузовский научно-практический семинар (2011; Орел). Сборник материалов межвузовского научно-практического семинара 2 декабря 2011 г. В 3-х частях. Ч.3/под ред. К.филол.н., доц. Л.И. Анохиной. – Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2011. – 60 с. – С.6-8. 14. Булавина Н.В. Особенности образования отсубстантивных имен существительных женского рода с модификационным словообразовательным значением (на материале СМИ) [Текст] / «STRATEGICZNE PYTANIA SWIATOWEJ NAUKI- 2012» - Przemysl Nauka i studia, 2012. – С.81 – 83. 5. Рецензирование: Ст. преподавателем Н.Н. Ахинько написаны рецензии на четыре квалификационные работы студентов ОГУ:
6. Участие в конкурсах и грантах 1. Орехова М.В. Конкурс на право получения грантов Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук. «Фразеологические единицы как элемент идиостиля Б. Зайцева». Научно-исследовательская работа со студентами
|
Реферат За отчетный период преподавателями кафедры научно-исследовательская... Как в рамках общефакультетской темы научно-методического исследования «Инновации и традиции в условиях уровневой системы высшего... | Реферат За отчетный период преподавателями кафедры научно-исследовательская... И. о декана факультета гуманитарных и ен дисциплин кандидат филологических наук доцент Бурко Н. В | ||
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное... За отчетный период преподавателями кафедры научно-исследовательская деятельность осуществлялась | Программа научно-методического семинара «Современные технологии преподавания... «Учебно-Исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования» | ||
Отчет по нир кафедры физики за 2011 год Темы исследований, проводимых преподавателями и аспирантами кафедры за отчетный период | Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская... Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский... | ||
Реферат может рассматриваться как один из этапов научно- исследовательской... Большинство затруднений, особенно в начале исследовательской деятельности, обусловлены прежде всего непониманием природы как исследовательского,... | Научно-исследовательская деятельность Индивидуальные достижения за студенческий период: учеба на «отлично»; именная стипендия Ученного Совета гоу впо «хгу им. Н. Ф. Катанова»... | ||
Фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»... «Экономика» (степень (квалификация «магистр»), «основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской... | Конкурс «Формула успеха» 23 человека (педагоги). Окружной уровень:... ... | ||
Анализ научно-методической деятельности муниципального бюджетного... Научно-методическая работа в мбоу гимназия №10 в течение 2011 – 2012 учебного года осуществлялась через работу научно-методического... | Международная научно-практическая конференция «инновации и инвестиции» Филиал фгбоу впо «мгиу» в г. Вязьме приглашает всех заинтересованных лиц 18 ноября 2014 года принять участие в международной научно-практической... | ||
Конкурса Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Теория и практика формирования коммуникативной культуры: традиции и... | Реферат пишется по теме “Творчество, креативность, инновации как... Научный реферат пишется по теме “Творчество, креативность, инновации как предмет научного исследования” | ||
Реферат природа Математических Абстракций Выполнил Филитов Василий... Научно-информационно-методического центра г. Уфа проводит 8 февраля 2013 г ежегодный комплекс мероприятий «Феринские чтения», посвященный... | Отчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |