Скачать 345.64 Kb.
|
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ _______ Газизова Л.Р. МБОУ «Сулеевская СОШ» «Сулеевская СОШ» Протокол №___ от _______ Гарифуллина Г.Г. ________Заляева Г.А. «___» ____2013 г. «___» _____ 2013 г. Приказ № ____ от «___» ____ 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сулеевская средняя общеобразовательная школа им.Р.Г.Галеева» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан наименование ОУ Юзлибаева Рамзия Марселевна, высшая квалификационная категория Ф.И.О., категория по музыке , 7 класс предмет, класс Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 2013 – 2014 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе:
федерального компонента государственного стандарта; основного общего образования .- примерной программы по музыке для основной школы; - программы «Музыка. 5-9 классы» - Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой (Издательство «Просвещение», год издания: 2006)
Данную программу характеризует взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года. При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой. В связи с этим особое значение имеет развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности. Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем: - научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека; -содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру; - воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях; - способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства; - научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний; - сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений; - развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве; - воспитывать культуру мышления и речи. Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы: - метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; - метод эмоциональной драматургии; - метод интонационно-стилевого постижения музыки; - метод художественного контекста; - метод создания «композиций»; - метод междисциплинарных взаимодействий; - метод проблемного обучения; - метод сравнения (впервые). Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве. Ведущей подсистемой в 7 классе является тема «Содержание музыки», которая раскрывается в двух крупных разделах «Музыкальный образ. Музыкальная драматургия». Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя единство художественного замысла и его воплощения. В уроки включены проблемно-творческие задания, предлагается ассоциативный ряд художественных произведений, созвучный данному фрагменту (произведению). Региональный компонент учитывается в соответствии примерной программе в объеме 10% от материала по всему содержанию курса. При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: - слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты; - выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах; - хоровое и сольное пение. Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыка кино, современная популярная музыка. Возрастает удельный вес музыкальных произведений крупных форм – опер, балетов, симфоний, инструментальных концертов, ораторий, способных во всей полноте и разнообразии выразить идею единства формы и содержания в музыке. Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с: - литературой («Сказка о царе Салтане», «Щелкунчик», «Былина о Садко», «Сказки тысячи и одна ночи», роман в стихах «Евгений Онегин», «Свадьба Фигаро», «Ромео и Джульетта» и другие произведения), - изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска); - историей (борьба русских княжеств с половцами, эпоха Возрождения, эпоха Просвещения, Смутное время в России в начале XVII века, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-45 гг.); - мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм», «реализм»); - русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»); - природоведением (времена года, различные состояния и явления природы), - географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств). Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника. Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, тематический, итоговый, тестирование Формы контроля: самостоятельная работа, устный опрос, практическая работа, тест, музыкальные викторины. Промежуточная аттестация проводится в форме теста. Учебно-методический комплект 1. Музыка. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2005. Дополнительная литература: 1. Кабалевский Д. Б. Сила искусства. – М.: Молодая гвардия, 1984. 2. Фадин В. В. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов. – Волгоград: «Учитель», 2008. 3. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984. 4. Модель В. А. Ежегодник памятных музыкальных дат и событий.- М.: «Музыка», 1989. Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса заключаются: - в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия; - в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке; - в умении находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений; - в умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 класса; - в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии; - в понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации); - в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса). Примерная тематика сообщений, рефератов, творческих работ учащихся: 1. Фортепианный цикл П.И.Чайковского «Времена года» 2. «Восточная сказка» Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада» 3. Что такое «лирика»? 4. Что такое «драма»? 5. Что такое «эпос»? 6. История создания М.И.Глинкой романса «Веницианская ночь» 7. История создания М.И.Глинкой романса «Я здесь, Инезилья» 8. История создания Д.Д.Шостаковичем «Ленинградской» симфонии 9. Великий композитор – романтик Ф.Шопен. 10. О чем рассказывает «Слово о полку Игореве»? Учебно-тематическое планирование по музыке Класс: 7 Учитель: Юзлибаева Р.М. Количество часов в год: 35 ч. Количество часов в неделю: 1 ч. Плановых контрольных уроков - нет, зачетов - нет, тестов 1 ч. Административных контрольных уроков - нет. Использование медиаресурсов:
Содержательный стержень программы — «Классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров — опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам. Раздел 1. Особенности музыкальной драматургов сценической музыки (17 ч) Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое - разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов. Примерный перечень музыкального материала Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. Порги и Бесс Опера (фрагменты). Дж. Гершвин. Князь Игорь. Опера (фрагменты). А. Бородин. Ярославна. Балет (фрагменты). Б. Тищенко. Высокая месса cи минор (фрагменты). И - С. Бах. Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов. Иисус Христос — суперзвезда. Рок-стера (фрагменты). Э.-Л. Уэббер. Кармен Опера (фрагмента). Ж. Визе. Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Визе — Р. Щедрин. Празднества. Из цикла «Ноктюрны». К. Дебюсси. Ревизская сказка. Музыка к спектаклю «Ревизор» по пьесе Н. Гоголя. А. Шнитке. Родина моя Д. Тухманов, слова Р. Рождественского Дам, где мате детство остаемся. Ю. Чичков, слова М. Пляцковского. Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения Маленького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина. Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова. Рассвет-чародей. В. Шаинский, слова М. Пляцковского. Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко. Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой. Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора. Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского. Тишь. Слова и музыка А. Загота. Наполним музыкой сердца. Слова и музыка Ю. Визбора. Как здорово. Слова и музыка О. Митяева. Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.). Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 ч) Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов. Примерный перечень музыкального материала Соната № 11. В.-А. Моцарт. Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен. Соната № 2. С. Прокофьев. Симфония № 1 (1-я часть). В. Калинников. Симфония № 103 («С тремоло литавр») (фрагменты). Й. Гайдн. Симфония № 1 («Классическая») (фрагменты). С. Прокофьев. Симфония № 40. В.-А. Моцарт. Симфония № 5 (фрагменты). П. Чайковский. Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен. Симфония № 8 («Неоконченная») (фрагменты). Ф. Шуберт. Симфония № 7 («Ленинградская») (фрагменты). Д. Шостакович. Этюды но каприсам И. Паганини. Ф. Лист. Чакона. Из Партиты № 2 ре минор. И.-С. Бах — Ф. Бузони. Лесной царь. Ф. Шуберт — Ф. Лист. Сюита в старинном стиле. А. Шнитке. Рапсодия а стиле блюз. Дж. Гершвин. Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян. Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.). Россия, Россия. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского. Журнала. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова. Сыновья уходят в бои. Слова и музыка В. Высоцкого. День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова. Солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовского. До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы. Баллада о солдате. В. Соловьев-Седой, слова М. Матусовского. Нечаянно-негаданно. Слова и музыка Ю. Кима. За туманом; Маленький гном. Слова и музыка А. Кукина. Следы. Слова и музыка В. Егорова. Колоколенка. Слова и музыка Л. Сергеева. Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева. Требования к уровню подготовки учащихся VII класса Обучение музыкальному искусству в VII классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность: • совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель); • знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки; • понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.); • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей; • творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи; • осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений; • выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие, задания, участвовать в исследовательских проектах; • совершенствовать умения и навыки самообразования. Календарно-тематическое планирование по искусству ( музыка) 7 кл.
|
Отчет о результатах самообследования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Полное наименование оу в соответствии с Уставом: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Никольская основная общеобразовательная... | Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр... Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго | ||
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности... | Рабочая программа учебной дисциплины Муниципальное право по направлению... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области | ||
Технологическая карта урока. Образовательное учреждение ... | Рабочая программа по предмету «Фортепиано» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Рабочая программа педагога Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Простинская основная общеобразовательная школа» | Рабочая программа педагога Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Простинская основная общеобразовательная школа» | ||
Рабочая программа педагога Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лухская средняя общеобразовательная школа | Рабочая программа педагога Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Простинская основная общеобразовательная школа» | ||
Рабочая программа по литературе 5 класс Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Кубанка» | Пояснительная записка > Информационная справка Муниципальное бюджетное... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дубъязский детский сад «Гульчачак» Высокогорского муниципального района... | ||
Рабочая программа по (предмету) истоки класс Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сорожинская основная общеобразовательная школа | Рабочая программа по (предмету) химия класс 8 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сорожинская основная общеобразовательная школа | ||
Рабочая программа курса «Окружающий мир» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Альметьевска | Рабочая программа кружка «Здоровье зеркало души» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 |