Рабочая программа по литературе для 5 «В» класса





Скачать 442.79 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе для 5 «В» класса
страница1/2
Дата публикации29.04.2015
Размер442.79 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда средняя общеобразовательная школа №11



Рассмотрено

Руководитель методического объединения учителей _______________________

________/______________/

Протокол №_______

от «___» __________2013

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_______/Удовенко Л.Е ./

«___» __________2013

Утверждено

Директор школы

__________/Мальцева Е.М./
Приказ №______

от «___» ___________2013


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 5 «В» КЛАССА

НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель программы:

Жаркова М.А.,

учитель русского языка и литературы

2013г.

Пояснительная записка
Нормативная база преподавания литературы

Преподавание предмета «Литература» в 2011 – 2012 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

    • Закон Российской Федерации от10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании (ред. 17.06.2010 г. № 121-ФЗ);

    • Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 19.05.98 № 322);

    • Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 30.06.99 № 56);

    • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;

    • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

    • Примерные образовательные программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные (допущенные) МО РФ;

    • Приказ Минобрнауки России об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.


Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького 2009 года. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе рассчитана на преподавание по учебнику Литература. Начальный курс. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Автор-составитель М.А.Снежневская, О.М.Хренова. – 8-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2012

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план); содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Программой предусмотрено 70 часов на изучение предмета (2 часа в неделю).
Цели и задачи программы

Целью программы является приобщение учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развитие их способностей воспринимать и оценивать явления литературы и отражённые в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкусы, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Достижение этой цели предполагает:

  • чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

  • формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

  • формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

  • развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

  • развитие навыков грамотного владения литературной речью.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функций слова. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, обогащает культурно – историческую память учащихся, формирует у школьника историзм мышления, активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Основа содержания литературы как учебного предмета - чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируют его общую культуру и социально – нравственные ориентиры.
Формы организации учебного процесса – сочетание традиционных (чтение во всех его видах, особенно «медленное чтение», при котором ученик, погружаясь в текст, раскрывает многие не заметные на первый взгляд особенности языка и стиля писателя, с опорой на аналитическое осмысление некоторых элементов структуры произведения и особенностей художественной литературы) классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными (уроки - игры, уроки - викторины, олимпиадные состязания, защита мини - рефератов, работа в группах, коллективное составление таблиц, литературоведческого словаря, написание сочинений разных вариаций, сжатый и полный пересказ, использование литературных ресурсов Интернета.

Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе

  • Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс 5 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2012.

  • Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.


Таблица тематического распределения часов

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

(авторская)


класс

1

Введение

1

5

2

Мифы

8

8

3

Устное народное творчество

6

6

4

Сказочные события и герои в литературе

14

14

5

Басни

6

6

6

Человек перед лицом жизненных испытаний

22

22

7

Поэзия природы

6

6

8

«Идет война народная, священная война!»

3

3

9

Рассказы о твоих сверстниках

4

4

ИТОГО:




70

70


Учебно-тематический план



Тема

Количество часов

Форма проведения занятий

Всего часов

Сочинение домашнее

Сочинение классное

Внеклассное чтение

Наизусть

Комбинированный урок

Контрольная работа

Тестирование

Проекты




1

Введение













1










1

2

Мифы







1




7










8

3

Устное народное творчество













5




1




6

4

Сказочные события и герои в литературе




1

2

1

9




1




14

5

Басни

1




1

2

1




1




6

6

Человек перед лицом жизненных испытаний

1

2

2

1

16










22

7

Поэзия природы







1

2

3










6

8

«Идет война народная, священная война…»







1

2













3

9

Рассказы о твоих сверстниках













3




1




4

Итого:




2

3

8

8

45




4




70


Нормы контрольных сочинений по литературе в 5 классе:

Классные сочинения – 4, домашние сочинения - 0

Содержание рабочей программы


п/п

Раздел

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету

Перечень контрольных работ

1

Введение

Отличие художественной литературы от научно-популярной.

Любимые книги, герои, авторы.


Знать, уметь: отличать художественную литературу от научно-популярной




2

Мифы

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.

Мифы Древнего Египта

Для чтения и бесед

«Великое путешествие солнечной Ладьи». Мечта народа о победе над смертью.

Мифы Древней Греции

Для чтения и бесед

О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион». Подвиги Геракла.

Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея».

Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из IX песни).

Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы.

Для самостоятельного чтения

Н. А. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»; В. В. Смирнова. «Герои Эллады»; легенда о «Летучем голландце».

Мифы древних славян

Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.


Знать, уметь:

тест

3

Устное народное творчество

Для чтения и бесед

«Белая уточка», «Кот и лиса».

Сказки народов мира: «Коршун и кошка» ( египетская сказка ).

Легенды и предания

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.

Для чтения и бесед

«О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

Малые жанры фольклора

( загадки, пословицы и поговорки )

Для чтения и бесед

Загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.

Народный кукольный театр

Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Для чтения и бесед «Петрушка Уксусов».

Для самостоятельного чтения (к разделу II)

«Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Солнце, Месяц и Ворон

Воронович». Сборники русских народных сказок: «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо». Сказки народов мира.

«Черный конь скачет в огонь» (Русские загадки / сост. В. П. Аникин; Б. В. Шергин); «Незабудки», «Пословицы в рас-5 сказах», «Гости с Двины»; «При солнышке тепло, при матери! добро» (по рекомендации учителя и выбору учащихся).

Б. Привалов. «Петрушка — душа скоморошья».


Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые).

Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа




4

Сказочные события и герои в литературе

. А. С. ПУШКИН. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма.

X. К. АНДЕРСЕН. Сведения о жизни великого сказочника.

Для чтения и изучения

«Снежная королева»..

Е. Л. ШВАРЦ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Золушка» (киносценарий). Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е. Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. Над чем и почему иронизирует и смеется Е. Л. Шварц.

О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.

П. П. БАЖОВ. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу.

Особенности сказа как литературного жанра.

Для чтения и бесед

«Каменный цветок». Герой сказа Бажова — труженик и художник.

Для самостоятельного чтения (к разделу III)

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»; А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»; В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»; А. М. Волков. «Волшебник Изумрудного города»; В. Г. Губарев. «Королевство кривых зеркал»; Л. И. Лагин. «Старик Хоттабыч»; С. Я. Маршак. Пьесы-сказки; А. С. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля»; Ю. К. Олеша. «Три толстяка»; К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб»; А. П. Платонов. «Разноцветная бабочка» (легенда), «Путешествие воробья»; Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

X. К. Андерсен. «Русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей», «Новое платье короля», «Истинная правда», «Штопальная игла»; Ш. Перро. Сказки; Братья Гримм. Сказки; Р. Киплинг. «Маугли»; Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес»; О. Уайльд. «Мальчик-звезда»; М. Лобату. «Сказки тетушки Настасий». И. Зиедонис.

«Разноцветные сказки»; Э. Рауд. «Муфта, Полботинка и Моховая борода»; И. Франко. «Башмаки Абу-Касима»; В. Гауф. «Маленький Мук», «Карлик Нос»; Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король»; К.

Каллоди. «Приключения Пиноккио»; С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»; А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»; А. А. Милн. «Когда-то, давным-давно...»; О. Пройслер. «Маленькая Баба-Яга»; П. Трэверс. «Мэри Поппинс»; Т. Янсон. «Шляпа волшебника»; Д. Родари. «Сказки Италии».


Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной. Сказочные образы и мотивы в произведении. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма. Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах


сочинение

5

Басни

Афористичность.

И. А. КРЫЛОВ. Сведения о жизни баснописца.

Для чтения и изучения

«Волк на псарне», «Демьянова уха», «Квартет», «Волк и Ягненок».

Для чтения и бесед

«Лжец», «Две Бочки», «Свинья под Дубом», «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух» (по выбору учителя).

Басни Эзопа («Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград») и Лафонтена ( «Лисица и виноград» ).

Для самостоятельного чтения (к разделу IV)

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Петух и Жемчужное Зерно», «Лягушка и Вол», «Любопытный», «Лисица и виноград», «Волк и Журавль», «Зеркало и Обезьяна»; Эзоп. Басни.


Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи.


Сочинение

6

Человек перед лицом жизненных испытаний

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Для чтения и изучения

«Бородино»

Для чтения и бесед

М. Ю. Лермонтов. Из поэмы «Сашка» (строфы VII, VIII); А. С. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин» (гл. 7, строфы XXXVI—XXXVII.

«Как часто в горестнойразлуке...»);Д.В. Давыдов. «Партизан». A. В. КОЛЬЦОВ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Косарь».

И. С. ТУРГЕНЕВ. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева.

Для чтения и изучения

Л. Н. ТОЛСТОЙ. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

Для чтения и изучения

«Кавказский пленник».

.

B. М. ГАРП1ИН. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед

«Сигнал». Причина разного отношения героев рассказа к жизни.

Нравственное превосходство Семена.

Л. Н. АНДРЕЕВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. За что можно одобрить, за что — осудить дачников. А. И. КУПРИН. Сведения о жизни писателя. Для чтения и изучения

«Белый пудель». Причина столкновения персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

Для самостоятельного чтения (к разделу V)

А. В. Кольцов. «Раздумье селянина», «Доля бедняка»; А. И. Куприн. «Тапер», «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Ю-Ю», «Грачи»; Л. Н. Андреев. «Петька на даче», «Ангелочек».

Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»; Д. Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы (в издании для детей); К. М. Станюкович. «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей); А. П. Чехов. «Мальчики», «Беглец»; Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы».


Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение. Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. Влияние на человека барства и рабства.

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям Быль как литературный жанр. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.

Сюжет и герои художественного произведения

Сочинение классное-2,

сочинение домашнее-1

7

Поэзия природы

Для чтения и изучения

А. С. Пушкин. «Обвал»; Ф. И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки». К. Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде припоминаю...»; Н. И. Рыленков. «Всё в тающей дымке...». К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Мещёрская сторона».

Е. И. НОСОВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась».

Для самостоятельного чтения (к разделу VI)

A. А. Фет. «Ласточки пропали...», «Скрип шагов вдоль улиц белых...»; А. Н. Майков. «Весна» («Уходи, зима седая!..»), «Вес на! Выставляется первая рама...», «Осень» (отрывок); В. В. Бианки. «Лесная газета на каждый год»; К. Г. Паустовский. Рас сказы (в издании для детей), сб. «Летние дни»; М. М. Пришвин.

Сб. рассказов «Ярик», «О чем шепчутся раки», «Лесной хозяин»; «Родные поэты» (сб. стихотворений).


Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка.

Очерк как вид эпического произведения.





8

«Идет война народная, священная война…»

Для чтения и бесед ( по выбору учителя )

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; О. Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; М. Джалиль. «Мост», «Случается порой»; С. С. Орлов. «Тонкая российская береза...»; Р. Гамзатов. «Журавли»; В. М. Шукшин. «Жатва». Для самостоятельного чтения (к разделу VII) B. П. Катаев. «Сын полка».


Уметь определять тему, идею лирического стихотворения, понимать авторскую позицию




9

Рассказы о твоих сверстниках

П. КАЗАКОВ

Для чтения и изучения

«Тихое утро».. В. А. СОЛОУХИН. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед «Мститель».

Для самостоятельного чтения (к разделу VIII) '

Ю. П. Казаков. «Арктур — гончий пес», «Ночь», «Тедди».

Сведения о жизни писателя. Своеобразие характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа. Лиризм описаний природы.


тест
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 5 «В» класса iconРабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа по литературе для 5 «В» класса iconРабочая программа по литературе для 10 класса Учитель: Кичеева Светлана Семеновна
Программа по литературе для 10 класса на базовом уровне составлена на основе Примерной программы по литературе среднего общего образования...
Рабочая программа по литературе для 5 «В» класса iconРабочая программа по литературе для 6 класса учителей русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами
Рабочая программа по литературе для 5 «В» класса iconРабочая программа по литературе для 9 класса на 2014/2015 учебный год
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов
Рабочая программа по литературе для 5 «В» класса iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» для 9 «А» класса...
Программы по литературе для 9 класса С. А. Зинина (Программа по литературе для 9 класса / Авт сост. С. А. Зинин // Программа по литературе...
Рабочая программа по литературе для 5 «В» класса iconПриказ № от августа 2014 г рабочая программа по литературе для 8 2 класса (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и авторской...
Рабочая программа по литературе для 5 «В» класса iconРабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе...
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы основного общего образования по литературе и авторской...
Рабочая программа по литературе для 5 «В» класса iconПояснительная записка Статус программы: рабочая программа по литературе...
В 2 ч под ред. Коровиной В. Я. и др. М.: Просвещение, 2011 г. Данная рабочая программа составлена для класса компенсирующего обучения....
Рабочая программа по литературе для 5 «В» класса iconРабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования,...
Рабочая программа по литературе для 5 «В» класса iconРабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа учебного курса по литературе для 6 класса составлена на основе
Рабочая программа по литературе для 5 «В» класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы...
Рабочая программа по литературе для 5 «В» класса iconРабочая программа по литературе для 9 класса
Настоящая программа по литературе в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по литературе для 5 «В» класса iconМеркин Г. С. Литература. Учебник для 5 класса. 1,2 части
Данная рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Рабочая программа по литературе для 5 «В» класса iconМеркин Г. С. Литература. Учебник для 5 класса. 1,2 части
Данная рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Рабочая программа по литературе для 5 «В» класса iconТематическое планирование по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по литературе для 5 «В» класса iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск