Скачать 216.14 Kb.
|
ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА Факультет психоанализа Кафедра клинического психоанализа Утверждено на заседании кафедры основ клинического психоанализа от 08 октября 2009 г. протокол №1 Зав. кафедрой основ клинического психоанализа к.мед.н., профессор Асанова Н.К.___________ Учебно-методический комплекс «ТЕХНИКА КЛЯЙНИАНСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА» Составитель: О.С.Асанова Москва 2009 Печатается по решению кафедры основ клинического психоанализа НОУ ВПО «Институт психоанализа» Асанова Ольга Сергеевна. Техника кляйнианского анализа.- М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа».-14с. © НОУ ВПО «Институт психоанализа».- 2009 © Асанова О.С. 2009 1. СОДЕРЖАНИЕ 1. Содержание 2 2. Учебная программа 3 2.1. Содержание курса 4 2.2. Тематический план лекционного курса и семинарских занятий для студентов дневного отделения факультета психоанализа (6-й семестр) 7 2.3. Список рекомендуемой литературы 8 2.3.1. Основной 8 2.3.2. Дополнительный 9 3. Организация самостоятельной работы 10 3.1 График организации самостоятельной работы студентов 12 4. Темы контрольных работ и рефератов 13 4.1. Темы контрольных работ 13 2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Данный курс «Техника кляйнианского психоанализа» рассматривается как часть программы психоаналитической подготовки специалистов, в составе которой он находится в непосредственной связи с базовыми курсами “Психоаналитические концепции развития”, “Практика и техника психоанализа”, «Детский психоанализ» и “Психоаналитическая психопатология”. Основной целью данного небольшого курса является ознакомление слушателей с основными идеями кляйнианской школы психоанализа и их эволюцией и развитием в современной психоаналитической теории и клинической практике. В число основных задач курса входит попытка дать слушателям представление о радикальном и тонком отличии кляйнианской метапсихологической теории от фрейдовской экономической модели психики, о понятийных особенностях и трудностях кляйнианского мышления, иногда приводящих к непреодолимому непониманию при восприятии кляйнианских текстов. Наряду с этим, делается попытка показать технические новации кляйнианского клинического подхода с соответветствующими изменениями психоаналитической техники : главенствующей роли переноса, нарастающем внимании к контрпереносу, интерпретативной активности аналитика с опорой на принцип «ведущей тревоги» (и в целом – его активному участию в переработке труднопереносимых психических состояний пациента), отслеживанию хитросплетений защит и тревог в аналитических отношениях (в отыгрываниях, уходах, псевдоаналитических альянсах и др.). С целью более углубленного изучения теоретический материал максимально иллюстрируется, где это возможно, разбором клинических случаев, а в некоторых случаях кляйнианские идеи проясняются при групповой супервизии клинического материала. В результате в клинических описаниях слушатели встречаются с весьма изменчивой картиной внутреннего мира пациентов, в котором защита оборачивается исполненной смысла фантазией, а вчерашний инсайт – терапевтическим тупиком. Важную роль при овладении курсом играют практические семинары и дискуссии при обсуждении трудов основоположников кляйнианского психоанализа или клинических примеров известных аналитиков-кляйнианцев. В целом данный курс призван помочь слушателям ориентироваться в сложной и запутанной картине психоаналитических школ и направлений и обогатить психоаналитическую практику освоением техники кляйнианского психоанализа. 2.1 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Ранние работы Мелани Кляйн. О развитие одного ребенка. Работы по психоанализу детей. Психологические принципы раннего анализа. Обязательная литература: 1. А. Сигал. Введение в работы Мелани Кляйн. с.6-12 2. Психоаналитические труды в VII т. /Мелани Кляйн. – Т. I: «Развитие одного ребенка» и другие работы 1920-1928 гг. – 2008. – Ижевск: ИД «ERGO», 2007 – С.11-213. Тема 2. Развитие бессознательных фантазий в психике. Природа и функция фантазий; фантазия как первичное содержание бессознательных психических процессов; галлюцинации и первичная интроекция; трудности раннего развития, связанные с фантазиями; фантазии и чувственные переживания. Обязательная литература: 1. А. Сигал Введение в работы Мелани Кляйн, с. 12-21 2. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хартманн П. Развитие в психоанализе – М.: Академический проект, 2001, с. 121-190 Тема 3. Функции интроекции и проекции в раннем младенчестве. Отношения к психической структуре (Эго, Супер-Эго, Ид). Ранние объектные отношения: а) понятие о примитивных объектах; б) аутоэротизм, нарциссизм и ранняя форма отношения к объектам; в) внутренний и внешний мир; г) интроекция и проекция в отношении к целостным объектам; д) происхождение Эдипова комплекса. Обязательная литература: Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хартманн П. Развитие в психоанализе – М.: Академический проект, 2001, с. 191-249 Тема 4. Параноидно-шизоидная позиция. Проблемы раннего Эго. Ранние взаимоотношения с объектами. Тревоги. Используемые защитные механизмы, как защищающие Эго от тревог и как шаги в развитии. Обязательная литература: 1. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хартманн П. Развитие в психоанализе – М.: Академический проект, 2001, с. 287-302, с. 394 – 423, с. 424 - 444 2. А. Сигал Введение в работы Мелани Кляйн. с.21-31 Тема 5. Зависть и благодарность. Оральная зависть. Особенности первичной зависти. Зависть и фрустрация. Связь зависти и инстинкта смерти (слияние инстинктов, борьба за хороший объект). Спутанность самости и объекта. Зависть и нарциссизм. Негативный нарциссизм. Зависть и персекуторная тревога. Защиты от зависти. Благодарность и удовлетворение. Обязательная литература: 1. А. Сигал. Введение в работы Мелани Кляйн. с.31-41 2. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников / Пер. с англ. — СПб.: Б.С.К., 1997. 3. Хиншелвуд Р. Зависть в теории М. Кляйн Тема 6. Психопатология параноидно-шизоидной позиции. Патологическая проективная идентификация. Процесс дезинтеграции идеализированного и преследующего объекта и распад Эго. Понятие Биона о «странных объектах». Атака на связи. Обязательная литература: 1. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хартманн П. Развитие в психоанализе – М.: Академический проект, 2001, с. 424 – 466 2. А. Сигал Введение в работы Мелани Кляйн. с.41-50 Тема 7. Депрессивная позиция. Процесс интеграции Эго и изменение защитных механизмов. Соотношение между процессами проекции и интроекции. Изменение восприятия объектов. Взаимоотношения с объектами. Отношение к реальности. Изменение характера Супер-Эго. Процесс горевания. Развитие символизации. Обязательная литература: 1. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хартманн П. Развитие в психоанализе – М.: Академический проект, 2001, с. 302-319. 2. Психоаналитические труды: в VII т./Мелани Кляйн. –Т. II: «Любовь, вина и репарация» и другие работы 1929-1942 гг.– Ижевск: ИД «ERGO», 2007 – с.259-292 3. А. Сигал Введение в работы Мелани Кляйн. с.51-60 Тема 8. Маниакальные защиты. Организация маниакальных защит: расщепление, идеализация, проективная идентификация, отрицание. Маниакальное отношение к объекту. Отрицание зависимости от объекта. Защита от сепарации и депрессии. Разрушение объекта и Эго. Обязательная литература: 1. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хартманн П. Развитие в психоанализе – М.: Академический проект, 2001, с. 451 - 466 2. Психоаналитические труды: в VII т./Мелани Кляйн. –Т. II: «Любовь, вина и репарация» и другие работы 1929-1942 гг.– Ижевск: ИД «ERGO», 2007 – с.135-177 3. А. Сигал Введение в работы Мелани Кляйн. с.61-67 Тема 9. Любовь, вина и репарация. Эмоциональная ситуация ребенка, бессознательное чувство вины. Любовь и конфликты по отношению к родителям. Идентификация и осуществление репарации. Развитие взаимоотношений начиная с детства и во взрослой жизни. Дружеские, любовные, семейные взаимоотношения. Выбор любовного объекта. Родительство. Обязательная литература: 1. Психоаналитические труды: в VII т./Мелани Кляйн. –Т. II: «Любовь, вина и репарация» и другие работы 1929-1942 гг.– Ижевск: ИД «ERGO», 2007 – с.205-255 2. А. Сигал Введение в работы Мелани Кляйн. с.67-75 Тема 10. Ранние стадии Эдипова комплекса в теории М.Кляйн Тревога. Ранние источники Эдипова комплекса, частичные объекты. Интровертированный вариант Эдипова комплекса. Раннее Супер-Эго. Раннее развитие кастрационной тревоги и зависти к пенису. Утрата первичного любовного объекта и переход к депрессивной позиции. Обязательная литература: 1. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хартманн П. Развитие в психоанализе – М.: Академический проект, 2001, с. 319-341 2. А. Сигал Введение в работы Мелани Кляйн. с.75-85 3. Теория Мелани Кляин о формировании суперэго (http://ethnopsyhology.narod.ru/study/psychoanalyz/cline.htm) 4. Хиншелвуд Р. Эдипов комплекс в теории М. Кляйн (http://www.psychol-ok.ru/lib/hinshelwood/ek/ek_01.html) 2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОАНАЛИЗА (6-Й СЕМЕСТР)
2.3. СПИСОК РЕКОМЕДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2.3.1. ОСНОВНОЙ Джозеф Б. Перенос: общая ситуация. Пер. с англ. – М.: Журнал практической психологии и психоанализа. № 3, 2006. Кляйн М., Айзекс С., Драйвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе. Пер. с англ. – М.: Академический проспект., 2001. – 510 с. Кляйн М. (1946) Заметки о некоторых шизоидных механизмах. /Пер. с англ. // Психоанализ в развитии: Сб. переводов. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников / Пер. с англ. — СПб.: Б.С.К., 1997. Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ре6енка // Психоанализ в развитии: Сб. переводов. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — С.59—107. Психоаналитические труды: в VII т./Мелани Кляйн. –Т. I: «Развитие одного ребенка» и другие работы 1920-1928 гг. – 2008. – Ижевск: ИД «ERGO», 2007 – с.372 Психоаналитические труды: в VII т./Мелани Кляйн. –Т. II: «Любовь, вина и репарация» и другие работы 1929-1942 гг.– Ижевск: ИД «ERGO», 2007 – с.259-292 Сегал Х. Введение в работы Мелани Кляйн. – 93 с. Сегал Х. Техника Мелани Кляйн // Топорова Л. Творчество Мелани Кляйн. - СПб.: Издательский дом "Бизнес-пресса", 2001. с.87-110. Спиллиус Э. Новая теория Мелани Кляйн / Пер. с англ. – М.: Журнал практической психологии и психоанализа. № 4, 2006. Теория Мелани Кляин о формировании суперэго (http://ethnopsyhology.narod.ru/study/psychoanalyz/cline.htm) Хайманн П. (1960) О контрпереносе // Антология современного психоанализа. - М., 2000. - С. 142-146. Хиншелвуд Р. Зависть в теории М. Кляйн Хиншелвуд Р. Эдипов комплекс в теории М. Кляйн (http://www.psychol-ok.ru/lib/hinshelwood/ek/ek_01.html) Хиншелвуд Р. Словарь кляйнианского психоанализа /Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2007. – 566 с. 2.3.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ Балинт М. Базисный дефект: Терапевтические аспекты регрессии / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2002. Бион У.Р. Научение через опыт переживания / Пер. с англ. – «Когито-Центр», 2008. – 128 с. Бион У.Р. (1959) Нападения на связи // Антология психоанализа. - М., 2000. - С. 261-272. Гринберг Л., Сор Д. , де Бьянчеди Э. Т. Введение в работы Биона: Группы, познание, психозы, мышление, трансформация, психоаналитическая практика. Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2007. С. 125-137. Кан М. (1991) Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. - М., 1997. Лапланш Ж., Понталис Ж.—Б. Словарь по психоанализу / Пер. с фр. — М.: Высшая школа, 1996. Топорова Л.В. Творчество Мелани Кляйн. – Спб, Издательский дом Бизнес-пресса 2001. Фейрберн В. (1940) Шизоидные факторы личности /Пер. с англ. Фейрберн Р.Д. (1941) Пересмотр психопатологии психозов и неврозов / Пер. с англ. http://www.hgp_piee.org/pages/RU_LT/pdf Фрейд З. Бессознательное // Психика: структура и функционирование. Пер. с нем. – М.: Академический проспект., 2007. С. 36-40. Фрeйд 3. O нaрциссизмe / Фрeйд 3. Oчeрки пo психoлoгии сeксуaльнoсти. -М.,1997. Фрейд З. Торможение, симптом и тревога / Влечения и неврозы / пер. с нем. А.М.Боковиков. – М.: Академический Проект, 2007. – 233 с. (1925) Ogden T.H. Projective identification: Psychotherapeutic technique. — New York: Jason Aronson, 1982. Sandler J. Projection, identification, and projective identification. — Madson, CT: International Universities Press, 1987. 3. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
3.1 ГРАФИК ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
4. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 4.1 ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 1. Вклад М. Кляйн в развитие техики детского психоанализа. 2. Кляйнианская психоаналитическая техника при работе со взрослыми. 3. Перенос и контрперенос в кляйнианской технике. 4. Ранняя фантазийная деятельность. 5. Связь инстинктов и бессознательных фантазий. 6. Бессознательные фантазии и защиты. 7. Вклад М. Кляйн в теорию инстинктов. 8. Ранние источники Эдипова комплекса. 9. Внутренние объекты и ранние объектные отношения. 10. Ранние ситуации тревоги. 11. Тревоги и примитивные защитные механизмы на параноидно-шизоидной позиции. 12. Характер тревог и защитные механизмы на депрессивной позиции. 13. Функции проекции и интроекции на ранних стадиях развития. 14. Первичная зависть и ее взаимосвязь с инстинктом смерти. 15. Основы возникновения благодарности на депрессивной позиции. 16. Нормальная и патологическая проективная идентификация. 17. Маниакальные защиты и отношение к объекту любви. 18. Любовь и вина по отношению к объекту. 19. Процесс репарации объекта. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Арттерапия» Печатается по решению кафедры психотерапии и психологического консультирования ноу впо «Институт психоанализа» | Учебно-методический комплекс для студентов по дисциплине «Политология» Печатается по решению кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин ноу впо «Институт психоанализа» | ||
Институт Психоанализа Факультет психологии Кафедра гуманитарных и... Печатается по решению кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин ноу впо “Институт психоанализа” | Учебно-методический комплекс по дисциплине «физиология высшей нервной... Печатается по решению кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин ноу впо «Института психоанализа» | ||
Разумовская П. Е. Юридическая психология Печатается по решению кафедры психологии маркетинга и рекламы ноу впо«Институт психоанализа» | «история и теория психоанализа» Лейбин В. М. «История и теория психоанализа». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с. 44 | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «социальная экология» Панов В. И. Социальная экология. Учебно-методический комплекс – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009, 72с | Учебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической... В. В. Максимов. «Проективные методы в клинической психологии». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 31 с | ||
Учебно-методический комплекс по курсу «Основы психосоматики» Г. В. Старшенбаум. Основы психосоматики. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 22 с | Учебно-методический комплекс по курсу «Основы психосоматики» Г. В. Старшенбаум. Основы психосоматики. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 22 с | ||
Учебно-методический комплекс по курсу «групповая психотерапия» Г. В. Старшенбаум. Групповая психотерапия. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 42 с | Учебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике» Г. В. Старшенбаум. Практикум по психосоматике. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 13 с | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология в маркетинге» Лебедев-Любимов А. Н. Психология в маркетинге. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с. 9 | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Клиническая психология» Удачина Елена Геннадьевна, Клиническая психология – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 37 с | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология искусства» Нагибина Наталия Львовна. Психология искусства. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 19 с | Учебно-методический комплекс по дисциплине «история психологии» Тугайбаева Батима Нагимовна «История психологии» – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с |