Образовательная программа дополнительного образования детей «древнерусская литература в контексте культуры»





Скачать 339.89 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «древнерусская литература в контексте культуры»
страница1/3
Дата публикации02.05.2015
Размер339.89 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Литература > Образовательная программа
  1   2   3
Образовательная программа дополнительного образования детей

«ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ»

Возраст обучающихся – 11-15 лет

Срок реализации программы – 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тип программы – авторская, автор Н.В. Давыдова, МГДД(Ю)Т, 2006 г.

Реализуется в Центре патриотического воспитания с 2011 года.

Данная программа имеет культурологическую направленность. Однако её элементы могут применяться и в дополнительном образовании другой направленности, поскольку изучение родной культуры является неотъемлемой частью всего нравственного и патриотического воспитания детей. Программа может также использоваться при самостоятельном изучении древнерусской литературы, истории живописи, архитектуры учащимися старших классов.

Изучение древнерусской литературы является одной из основ современного гуманитарного образования школьников, поскольку именно в период её создания закладывались основные категории, понятия, жанровая система, эстетические, нравственные ориентиры всей русской культуры.

Актуальность настоящей программы связана, прежде всего, с тем, что в современных условиях глобализации, распространения и воздействия на ребенка различных культурных потоков возрастает значение включения детей в отечественную культурную традицию как необходимого условия формирования национального самосознания. Понять же истоки этой традиции невозможно без всестороннего и глубокого проникновения в мир древнерусской литературы.

В современной школе обычна практика изучения лишь отдельных произведений древнерусской литературы, рассматриваемых чаще всего вне культурного и исторического контекста. В результате школьники с трудом читают и плохо понимают тексты, что часто порождает искажённое представление о литературном творчестве наших предков как сложном, недоступном и совсем ненужном современному человеку.

Новизна и оригинальность данной программы заключается в том, что древнерусская литература изучается не сама по себе, как изолированное и чисто литературное явление, а как составная часть сложной и неразрывной культурной системы, формировавшей мировоззрение, психологию и поступки людей той эпохи. В результате у детей должно сформироваться представление о нерасторжимом единстве, гармонии всех видов искусств, а также их взаимосвязи с политическими и богословскими идеями своего времени. Это позволит им не только наглядно представить историю духовной жизни, но и покажет её напряженность, взлёты мысли, влияние которых прослеживается и в последующей культурной жизни России.

При разработке данной программы автор руководствовалась оценкой одного из крупнейших исследователей средневековой русской культуры академика Д.С. Лихачева: «Не может быть подлинного понимания одной литературы без всех других областей художественного творчества Древней Руси».

Синтез искусств, характерный для художественной культуры Древней и Средневековой Руси, определяет наш подход к изучению литературы, реализованный в данной авторской программе.

Цель программы: содействовать через изучение древнерусской литературы формированию у детей целостного, адекватного представления о синтезном характере древнерусского искусства и тем самым способствовать закладыванию в их сознании чувств патриотизма, гордости за историю своей страны, внесшей уже в первые века своего существования глубокий вклад в мировую культуру.

Задачи программы:

– познакомить школьников с важнейшими произведениями русской литературы XI-XVI вв. и дать им адекватное представление о содержании, форме и контексте этих произведений;

– сформировать у школьников представление о закономерностях и особенностях развития древнерусской художественной культуры в целом и отдельных видов искусств, научить их видеть и анализировать явления культуры в их эволюции, развитии, взаимодействии, в контексте политических, богословских идей эпохи;

– познакомить детей с системой эстетических и нравственных понятий Древней и Средневековой Руси, сохраняющих актуальность и в наши дни;

– дать представление детям о важнейших категориях культуры, которые будут им необходимы при изучении и понимании литературы, живописи, архитектуры нового времени; помочь овладеть рядом теоретических понятий, связанных со спецификой средневековых текстов, стилей изобразительного искусства, мировоззрением, эстетическими представлениями эпохи;

– сформировать на материале древнерусских литературных произведений навыки анализа литературного текста (сюжет и композиция произведения, жанровая специфика, особенности стилистических средств), а также верно определять место произведения в историко-литературном и историко-культурном процессе своего времени, в духовном контексте эпохи, его влияние на последующую литературную традицию.

Программа рассчитана на детей в возрасте 13-17 лет.

Срок реализации программы – 1 год (из расчёта – 3 часа в неделю).

Формы проведения занятий – лекции, диалоги учащихся с преподавателем, совместное комментированное чтение произведений, работа учащихся над рефератом и защита реферата, подготовка и выступление учащихся с докладами и сообщениями, проведение экскурсий.

Ожидаемые результаты реализации программы

Прочитав и изучив основные произведения древнерусской литературы, учащиеся приобретут:

1) новые знания:

– о важнейших этапах истории русской литературы и культуры;

– о закономерностях и особенностях развития древнерусской художественной культуры, особенностях развития литературного жанра;

– о системе эстетических и нравственных категорий и понятий, существовавшей в Древней и Средневековой Руси;

– о жанровых, композиционных, стилистических и иных характерных чертах древнерусского литературного творчества;

– о важнейших политических и богословских идеях того времени, их влиянии на русское общество нового времени;

2) новые навыки и умения:

– видеть и анализировать явления культуры в их эволюции, развитии, взаимодействии, в общем контексте культурного развития эпохи;

– пользоваться ключевыми категориями истории культуры, литературоведения и искусствознания и применять их при изучении культурных, прежде всего литературных, явлений других времён и народов;

– анализировать формальные и содержательные стороны литературных произведений, соотносить их с культурным контекстом эпохи, находить «ключи» к адекватному пониманию текстов;

– писать рефераты и доклады, работать с исследовательской (научной) литературой, готовить экскурсии.

У учащихся продолжится и усилится формирование ряда личностных качеств: любви к своей стране и её культуре, гордости за её достижения, способности к формированию и обоснованному, доказательному отстаиванию собственного мнения. Всё это будет способствовать формированию гражданина России, обладающего активной жизненной позицией и расширенным культурным кругозором.

Формы контроля и проверки достижения ожидаемых результатов:

– в качестве средств текущего контроля используются опросы учащихся во время занятий, проверочные письменные и контрольные работы;

– в качестве средств итогового контроля применяется защита учащимися рефератов и докладов с их последующим коллективным обсуждением преподавателем и самими учащимися;

– в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные наблюдения преподавателями за учащимися, индивидуальные беседы с ними и их родителями.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Название разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего




Истоки древнерусской культуры

3

12

15

1

Язычество и христианство

-

3

3

2

Византия и Русь

2

6

8

3

Жития и труды равноапостольных Кирилла и Мефодия. Оформление книги

1

3

4




Культура Киевской Руси

8

14

22

4

Крещение Руси и начало русской книжности

1

2

3

5

Первые христианские храмы на Руси

1

2

3

6

Символика монастыря

1

1

2

7

Житие преподобного Нестора-летописца. Своеобразие жанра летописи. История создания «Повести временных лет»

1

2

3

8

Концепция истории Нестора-летописца

1

2

3

9

«Сказание о Борисе и Глебе»

1

2

3

10

«Слово о полку Игореве»

2

3

5

.

Культура Владимиро-Суздальского княжества

4

6

10

11

«Моление Даниила Заточника»

1

1

2

12

«Житие и подвиги князя Андрея Боголюбского»

1

2

3

13

Своеобразие владимиро-суздальского зодчества

1

2

3

14

Владимиро-суздальская школа иконописи

1

1

2




Культура эпохи татаро-монгольского завоевания

2

5

7

15

Отражение татаро-монгольского нашествия в литературе

1

2

3

16

«Житие Сергия Радонежского»

1

3

4




Культура Великого Новгорода

3

5

8

17

Политическое и социальное своеобразие Новгородской республики

2

2

4

18

«Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим»

0,5

1,5

2

19

Новгородская школа зодчества и иконописи

0,5

1,5

2




Культура Московского княжества

13

20

33

20

Москва как центр объединения русских земель

1

2

3

21

Формирование ансамбля Московского Кремля в XIV-XV вв.

2

3

5

22

Феофан Грек в Москве

1

2

3

23

Житие и творчество Андрея Рублёва

1

2

3

24

Максим Грек и любомудрие Древней и Средневековой Руси

1

2

3

25

Творчество Дионисия

1

2

3

26

«Повесть о Петре и Февронии Муроских»

1

1

2

27

«Хожение за три моря» Афанасия Никитина

1

1

2

28

Шатровое зодчество в Московской Руси

1

2

3

29

Послания царя Иоанна Грозного. Иван Грозный и Василий Блаженный. Покровский собор (Собор Василия Блаженного)

1

3

4

30

Домострой. Историческое бытование жанра

1

1

2




Культура XVII века

6

8

14

31

Стиль барокко

1

1

2

32

Ранние «парсуны». Строгановская школа иконописи

1

1

2

33

Творчество Симона Ушакова

1

1

2

34

«Повесть о горе-злочастии»

1

1

2

35

Раскол в русской церкви. «Житие протопопа Аввакума»

1

3

4

36

Возникновение демократической сатиры в литературе. Лубок

1

1

2




Традиции древнерусской культуры в культуре нового времени

1

3

4




Экскурсии и по Москве, посещение музеев и выставок. Подготовка докладов и рефератов. Участие в научной конференции







9




Итого:

40

73

122
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «древнерусская литература в контексте культуры» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей по предмету «Музыкальная литература»
Учебно – тематический план
Образовательная программа дополнительного образования детей «древнерусская литература в контексте культуры» iconДополнительная образовательная программа «Музыкальная литература»...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «древнерусская литература в контексте культуры» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Образовательная программа дополнительного образования детей «древнерусская литература в контексте культуры» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей «древнерусская литература в контексте культуры» iconОбразовательная программа по учебному предмету «музыкальная литература»...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «древнерусская литература в контексте культуры» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Музыкальная литература»
Выполнение в полном объеме требований предъявляемых к содержанию дополнительных образовательных программ
Образовательная программа дополнительного образования детей «древнерусская литература в контексте культуры» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «древнерусская литература в контексте культуры» iconЗаседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича
Образовательная программа дополнительного образования детей «древнерусская литература в контексте культуры» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «древнерусская литература в контексте культуры» iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...
Образовательная программа дополнительного образования детей «древнерусская литература в контексте культуры» iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «древнерусская литература в контексте культуры» iconОбразовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература»
Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Тукаевского муниципального...
Образовательная программа дополнительного образования детей «древнерусская литература в контексте культуры» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «древнерусская литература в контексте культуры» iconОбразовательная программа «Национально-региональный компонент культуры...
Воспитание детей в духе согласия, ненасилия, мира и уважения к национальной культуре, языку, истории других народов крайне актуально...
Образовательная программа дополнительного образования детей «древнерусская литература в контексте культуры» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей "В мире...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» муниципального образования –...
Образовательная программа дополнительного образования детей «древнерусская литература в контексте культуры» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Струнные...
Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре города Москвы в 2002 году


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск