ГБОУ СОШ № 426 Рассмотрено Согласовано Утверждено
____августа 2014г. ___ августа 2014 г. ___ августа 2014 г.
Председатель ШМО Зам. директора по УВР Директор школы № 426
________________ ________________ _________________
________________ Бурлакова Н.Н. Петрова Н.И.
Рабочая программа
по литературе
для 8 класса Разработчики программы
Леова А.Г., Бокова А.Г., Суюнова С.Р.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008)
В 8 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи.
Программа рассчитана на 68 часов учебного времени ( 2 часа в неделю)
Развитие речи – 17
Внеклассное чтение – 10
Цели: изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Виды контроля Промежуточный:
устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
выразительное чтение текста художественного произведения;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
устный или письменный ответ на вопрос;
устное словесное рисование;
комментированное чтение;
характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
| анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;
участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.
| Итоговый:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
- творческий зачёт;
- защита проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;
2) участия в диалоге или дискуссии;
3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
4)определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Планирование по литературе (8 класс)
УМК по В.Я. Коровиной
-
№ п.п
| Содержание урока
| Домашнее задание
| 1
| Введение (1 час) Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства.
| Стр. 4 Вопросы и задания
| 2
| Устное народное творчество (2 часа) Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях.
| Стр. 5-12
| 3
| Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».
| Стр. 12-16
| 4
| Из древнерусской литературы (3 часа) Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).
| Стр. 17-29
| 5
| ВЧ «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.
| Стр. 29-35
| 6
| Из русской литературы 18 века Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь»
| Стр. 36-76
| 7
| Из литературы 19 века (35 часов). И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз». Выразительное чтение басен Крылова.
| Стр. 77-82 Наиз. по выбору 1-2 басни И.А. Крылова
| 8
| ВЧ И.А. Крылова-поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Чтение наизусть басен Крылова, комментирование.
| Доклады
| 9
| К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы Рылеева. Дума «Смерть Ермака»
| Стр. 83-88
| 10
| А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К*», «19 октября».
| Стр. 89-90
| 11
| А.С. Пушкин и история. Исторические мотивы в творчестве Пушкина (на основе ранее изученного).
| Наизусть стих-ия
| 12
| А.С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки).
| Стр. 91-96
| 13
| А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания, герои, их прототипы.
| Стр. 96-99
| 14
| Гринёв : жизненный путь героя. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.
| Стр. 99-122
| 15
| Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина.
| Стр. 123-139
| 16
| Пугачёв и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина.
| Стр. 139-208
| 17
| РР Подготовка к сочинению по роману «Капитанская дочка».
| Подготовка к сочинению
| 18
| РР Сочинение по роману «Капитанская дочка».
| Подготовка к внеклассному чтению
| 19
| ВЧ А.С. Пушкин «Пиковая дама».
| Доклады по биографии М.Ю. Лермонтова
| 20
| М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Лермонтова (на основе ранее изученного)
| Стр. 216-218
| 21
| М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой.
| Стр. 219-240
| 22
| Композиция поэмы «Мцыри», роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы. Жанр романтической поэмы.
| Стр. Стр. 240-244
| 23
| РР Обучение сочинению по поэме Лермонтова «Мцыри». Подготовка к домашнему сочинению.
| Сочинение по поэме «Мцыри»
| 24
| Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением ранее изученного).
| Стр. 245-247
| 25
| Н.В. Гоголь. «Ревизор». История создания. Комедия в оценке современников.
| Стр. 247-250
| 26
| Приёмы сатирического изображения чиновников. Работа с текстом. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.
| Стр. 250-269
| 27
| Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.
| Стр. 269-340
| 28
| РР Особенности композиции комедии. Подготовка к сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Гоголя «Ревизор»).
| Стр. 340-346
| 29
| РР Классное сочинение (продолжение работы)
| Доклады по биографии И.С. Тургенева
| 30
| И.С. Тургенев : личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася».
| Стр. 347-348
| 31
| История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя.
| Стр. 349-397
| 32
| Роль 16 главы в повести Тургенева «Ася». «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя. РР Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Тургенева.
| Сочинение по повести «Ася»
| 33
| М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» (отрывок). Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.
| Стр. 3-14
| 34
| Урок контроля. Проверочная работа по творчеству Лермонтова, Гоголя, С.-Щедрина. (тест)
| Доклады по биографии Н.С. Лескова
| 35
| Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений». Художественная деталь как средство создания художественного образа.
| Стр. 15-26
| 36
| Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала». Образ рассказчика. Главные герои.
| Стр. 27-41
| 37
| Мастерство Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.
| Конспект урока
| 38
| Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее. Тест по творчеству Л.Н. Толстого.
| Доклады по биографии А.П. Чехова
| 39
| А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.
| Стр. 45-57
| 40
| Психологизм рассказа Чехова «О любви». Чехов и его понимание историзма.
| Стр. 57-58
| 41
| Из русской литературы 20 века (21 час). И.А. Бунин. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина — прозаика.
| Стр. 59-66
| 42
| А.И. Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Понятие о сюжете и фабуле.
| Стр. 67-75
| 43
| РР Урок — диспут «Что значит быть счастливым ?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Лескова, Толстого, Чехова, Бунина, Куприна.
| Конспект урока
| 44
| Блок. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению.
| Стр. 111-122
| 45
| ВЧ. Образ Родины в лирическом цикле А. Блока «На поле Куликовом». Обучение выразительному чтению.
| Стр. 111-122
| 46
| С.А. Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Понятие о драматической поэме.
| Стр. 123-130
| 47
| РР Урок — конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина. Подготовка к домашнему сочинению. Составление плана сочинения.
|
| 48
| М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»
| Стр. 131-137
| 49
| И.С. Шмелёв. «Как я стал писателем».
| Стр. 138-149
| 50
| Резервный урок. Анализ сочинений, чтение наиболее удачных работ, рецензирование собственной работы.
| Доклады
| 51
| ВЧ Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко «История болезни».
| Стр. 149-169
| 52
| А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин».
| Стр. 170-198
| 53
| Обучение устному рассказу. Василий Тёркин — защитник родной страны. Правда о войне в поэме Твардовского.
| Стр. 198-200 Конспект
| 54
| Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.
| Конспект
| 55
| ВЧ А.П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».
| Стр. 201-227
| 56
| РР Урок — концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
| Стр. 227-238
| 57
| В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография на которой меня нет». Развитие представлений о герое — повествователе.
| Стр. 239-257
| 58
| РР Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 века».
| Подготовка к ВЧ
| 59-60
| ВЧ Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.
РР Классное сочинение «Какой видят свою Родину поэты 20 века ?»
|
| 61-62
| Из зарубежной литературы (5 часов) У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Анализ эпизода из трагедии.
| Стр. 272-288
| 63
| Сонеты Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Сонет как форма лирической поэзии.
| Наизусть сонеты Шекспира
| 64-65
| Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.
| Конспект
| 66
| ВЧ Дж. Свифт. «Путешествия во дворянстве» как сатира на государственное устройство общества.
| Стр. 289-308
| 67-68
| Урок — зачёт. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года. Задание на лето.
|
| |