Скачать 445.81 Kb.
|
Утверждаю: Директор Института развития образования _________________ Арсанукаев А.М. «30» декабря 2014 г. ОТЧЕТО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЗА 2014 г. Список исполнителей 1. Эдилов С.Э. а) Программы по чеченской литературе для 5-8 кл. б) Учебник-хрестоматия по чеченской литературе для 5-х кл. 2. Солтаханов И.Э. Изучение чеченского языка в 4-х кл. Пособие. 3. Овхадов М.Р., Абдулкадырова Р.А., Махмаев Ж.М. «Нохчийн мотт», учебник чеченского языка для 6 кл. 4. Овхадов М.Р., Абдулкадырова Р.А. «Нохчийн мотт», учебник чеченского языка для 7 кл. 5. Тимаев А.Д. Практический курс по изучению имени существительного чеченского языка. Пособие. 6. Ахмадов М.М. Методическое руководство к учебнику «Чеченская традиционная культура и этика» для 7 кл. 7. Яндарбиев Х.Ш. Изучение прозаических произведений малых и средних жанров на уроках русской литературы в чеченской школе. Пособие. 8. Джамбеков О.А. Изучение чеченских героико-эпических песен «илли» в образовательных учреждениях ЧР. Пособие. 9. Юсупова Р.В. Актуальные проблемы и инновационные технологии обучения русскому языку в чеченской школе. Пособие. 10. Багаев М.Х., Гакаев Х.А. История Чечни. Учебник для студентов исторических факультетов. История Чечни с древнейших времен и до XVI в. (Багаев М.Х.). История Чечни с XVII в. и по современный период (Гакаев Х.А.). 11. Исаева Р.М. Методическое пособие для учителя по организации исследовательской и проектной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по истории Чечни. (5-9 кл.). 12. Арсанукаев А.М., Курбанова Л.У. а) Банк данных о писателях Чечни. Электронное пособие о современных писателях Чечни. б) Программы по чеченской литературе 9-11 кл. 13. Арсанукаев А.М., Арсанукаев А-Б.А. Интернет проект «Чеченская литература. Персоналии». 14. Бурчаев Х.Х. Учебник-хрестоматия по чеченской литературе для 8 кл. (2014-2015 гг.) Работа переходящая. 15. Эскиева Л.А. Школьный немецко-чеченско-русский словарь. 16. Устаев А.Л. Программа «География ЧР: природа, экология, социальная сфера, экономика», для 8-9 кл. 17. Акаев В.Х. Этнопедагогические воззрения чеченцев: историко-культурологический анализ. Пособие. 18. Оздарбиев Д.М. Кадровый потенциал сферы образования Чеченской Республики: понятия, типы, особенности. 19. Гишларкаев В.И. Методические рекомендации по математике для учителей чеченских школ. Пособие. ОТЧЕТ о научно-исследовательской работе Института развития образования Чеченской Республики за 2014 год 1. На современном этапе в сфере образования наметились изменения: движение школьного образования в направлении интеграции в мировую культуру (демократизация школы) и мировые стандарты (новые формы оценивания качества образования), создание системы непрерывного образования, гуманитаризация и компьютеризация образования, свободный выбор программ обучения, повышение доступности образования для разных категорий детей и т.д. В новых стандартах в процессе формирования универсальных учебных действий выделяется роль учебно-исследовательской деятельности. Это и выработка навыков участия в различных формах учебно-исследовательской и проектной деятельности, овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия с другими – детьми и взрослыми и т.д. Школа должна создать все условия для того, чтобы ученик стал субъектом образования. При формировании образовательной среды – внедрение современных технологий и инновационных проектов, нужно помнить, что в центре всего – учебник и учитель. Учебник, кроме всего прочего, должен выполнять в современных уславиях основную свою миссию – формировать личность школьника как субъекта образования, патриота, гражданина. Коллектив Института продолжает работу по подготовке учебников и учебно-методических пособий (полные комплекты: учебник, рабочая тетрадь, пособие для учителя, дополнительные материалы и рекомендации, справочная литература) в соответствии с новыми стандартами. В соответствии с требованиями к результатам начального и среднего общего образования составлены «Программы по чеченской литературе», «Программа по географии ЧР». Подготовлены учебники и пособия по чеченскому языку и литературе для начальной школы и для 5-7 классов, методические пособия по русскому языку и литературе, по истории, математике и т.д. Все это позволит так организовать образовательную деятельность, результаты которой будут соответствовать общественным и индивидуальным запросам и потребностям. В связи с внедрением ФГОС нового поколения и принятием в школах базисного образовательного плана (БОП), включающего в себя программы воспитания и социализации, произошли изменения, в том числе и в разработке новых программ по предметам, а значит и в содержании и структуре учебников, входящих в федеральный перечень. При подготовке учебников учитывались следующие задачи: ‒ реализация обязательной части основной образовательной программы; ‒ реализация части программы, формируемой участниками образовательных отношений; ‒ учет региональных и этнокультурных особенностей ЧР, как субъектов РФ, обеспечивающих право на изучение родного языка и обучение на родном языке. Подготовка системы учебников или линии учебников – учебно-методических комплектов – над этой задачей и трудится коллектив ИРО ЧР. Научно-методическая деятельность Института была направлена на решение этих задач. План научно-исследовательской работы за 2014 год выполнен полностью. В текущем году разрабатывалось 21 тема, 20 завершенные, 1 – переходящая. 1. Количество разрабатываемых тем ‒ 21. 2. Завершенных ‒ 19. 3. Переходящих ‒ 2. 2. Выполнение плана научных исследований по отдельным проблемам и темам. 2.1. Совершенствование содержания и методов обучения чеченскому языку и литературе, русскому языку и литературе, немецкому языку в чеченской школе. 2.1.1. В соответствии с планом научно-исследовательской работы старший научный сотрудник Солтаханов И.Э. завершил работу над подготовкой пособия для учителя «Изучение чеченского языка в 4 кл.». Подготовка пособия для учителя было определено необходимостью в связи с внедрением ФГОС нового поколения. Были переработаны учебники и программы, с учетом этих изменений разработано новое пособие к учебнику «Нохчийн мотт» для 4 кл. Это пособие удовлетворит широкие потребности учителей нашей республики. Значительное место в пособии отведено вопросам проверки знаний учащихся, усвоения ими нового материала. С учетом затруднений учителей с преподаванием отдельных, трудных для усвоения учащихся разделов, составлены коспекты уроков. В конспектах разработан каждый этап урока, весь практический материал способствует достижению целей уроков. Солтаханов И.Э. принимал участие в научно-практических конференциях, где выступал с докладами. 1. «Проблемы чеченской графики в связи с обучением грамоте». Региональная научно-практическая конференция «Роль чеченского литературного языка в формировании общенационального самосознания». Грозный. 24 апр. 2014. 2. «Актуальные проблемы общей и чеченской филологии» («Дешериевские чтения – 2014»). Грозный. 28-30 апр. 2014. Итого: докладов – 2. 2.1.2. Заведующий лабораторией филологического образования Эдилов С.Э. в соответствии с планом научных исследований завершил работу над подготовкой «Программы по чеченской литературе для 5-8 кл.» и учебником-хрестоматией по чеченской литературе для 5 кл. Выбор темы был определен научной актуальностью и ее неразработанностью. Необходимость создания учебников и новой программы по литературе для 5 класса общеобразовательных школ, отвечающих требованиям стандартов второго поколения, и определили выбор научно-исследовательской темы «Ненан меттан литература, учебник-хрестоматия для 5 класса общеобразовательных школ» и «Программы по чеченской литературе для 5-9 кл.», которые, в соответствии с задачами дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся на основе последних научных достижений в области литературы и методики преподавания, представляется весьма актуальной на данном этапе развития современной общеобразовательной школы. Цель данной работы – путем изучения литературоведческой, психолого-педагогической, методической, художественной литературы по исследуемой теме, анализа программ и учебников литературы по новым стандартам обучения для старших классов, учета возросших требований составить новый учебник-хрестоматию для учащихся 5 класса общеобразовательных школ и примерные программы по чеченской литературе для 5-8- кл. В последнее время большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Необходимо возрождение и развитие на новом уровне традиций народа, его духовно-нравственных основ. На решение этих задач нацелена Программа духовно-нравственного возрождения, осуществляемая в нашей республике. Как нам известно, в отечественной культуре литература занимает особое место, она является наиболее полным воплощением национальных духовных и нравственных начал. В этом и заключается актуальность выбранной темы. Новизна данных работ заключается в том, что программы составлены на основе требований новых стандартов обучения, а учебник-хрестоматия составлен на основе новой программы по литературе для 5-8 кл. В соответствии с требованиями новых стандартов учебник-хрестоматия претерпел значительные изменения: биографии писателей даны в полном объеме, без белых пятен, как это было раньше, при составлении методического аппарата использовались современные методические новинки, введены новые рубрики, дан краткий анализ некоторых программных произведений, расширен круг теоретико-литературных сведений. Гипотеза в работе не выдвигается, поскольку это учебник-хрестоматия, содержащий систематическое изложение материала на основе программы по чеченской литературе для 5 класса. Учебник-хрестоматия включает в себя произведения в соответствии с новой программой по чеченской литературе для 5 классов общеобразовательных школ. Структура работы: вступительная статья, в которой дано общее представление о том, что такое книга, какую пользу она может принести читателю, что она собой представляет. Книга состоит из 4-х глав, произведений для самостоятельного чтения и словаря литературных терминов. 1-я глава посвящена устному народному творчеству, в ней даны сказки, пословицы, загадки; 2-я глава – авторским сказкам; 3, 4 главы содержат в себе произведения чеченских писателей, включенных в программу для 5 класса. В каждой главе даются сведения о жизни и деятельности писателей, по теории литературы вместе с практическими заданиями. Отдельные произведения проанализированы с целью облегчения работы учителю и ученику. Завершает книгу своеобразный опросник-анкета и словарь литературных терминов. Тексты произведений адаптированы, их объем, содержание, язык изложения соответствуют возрастным особенностям школьников. Завершена работа над примерными программами по чеченской литературе для 5-8 кл. и учебником-хрестоматией для 5 кл. по чеченской литературе для общеобразовательных школ. Намеченная на отчетный период работа по исследуемой теме полностью выполнена. За отчетный период не удалось осуществить ни одну командировку. Трудность в работе заключается в том, что программы по чеченской литературе до сих пор не утверждены, отсутствует учебно-методическая литература по новым стандартам. Сделано вне плана: Подобраны тексты для экзаменационного диктанта за курс основной школы. Подготовлены к переизданию действующие учебники-хрестоматии по чеченской литературе для 5, 6, 7 классов. Подготовлены к изданию учебники по чеченскому языку для 2, 3,4 классов и рабочие тетради к ним. Эдилов С.Э. принимал участие в работе конференций, где выступал с докладами. 1. Благопожелания и проклятия, связанные с названием пищи, в чеченском языке». Международная научная конференция «Актуальные проблемы общей и чеченской филологии» («Дешериевские чтения 2014»). Грозный, 28-30 апр. 2014 г. 2. «Подготовка учебников по чеченскому языку и литературе в соответствии с новыми стандартами». Региональная научно-практическая конференция «Роль чеченского литературного языка в формировании общенационального самосознания». Грозный. 24 апр. 2014. Итого: докладов 2. Принимал участие в обсуждении плановых работ научных сотрудников Института. 2.1.3. В соответствии с планом научно-исследовательской работы главным научным сотрудником Тимаевым А.Д. завершена работа над подготовкой пособия «Нохчийн меттан цIердешнаш Iаморан практически курс» (Практический курс по изучению имени существительного). Работа состоит из двух разделов: Теоретической части и практической части. В первом разделе рассмотрены все грамматические категории имени существительного: число, типы склонения, грамматические классы. В практической части даны задания для закрепления теоретического материала. Упражнения подобраны из оригинальных художественных произведений чеченских писателей. Ранее по плану Института были подготовлены подобные разработки по местоимению, числительному. В дальнейшем планируется подготовить аналогичные практические курсы по всем остальным частям речи и издание полного курса морфологии. Пособие рассчитано на учащихся школ, студентов, преподавателей вузов и учителей школ. В отчетном году изданы: 1. Процессы обобщения именных и глагольных основ в нахских языках и диалектах (Вестник Института развития образования ЧР, вып. 12, Грозный, 2014 г. с. 42-51) 2. К вопросу статуса сочетаний V +W, J (гласный +W,J) в нахских языках). Доклад на IV Международной научной конференции: Кавказские языки: генетико-типологические общности и ареальные связи. Тезисы; с. 173. Махачкала, 2014. 3. Дешериев Ю. Д. ‒ выдающийся языковед, основоположник социолингвистики. Материалы Международной конференций, посвященной 95-летию проф. Ю.Д. Дешериева. Язык, литература, фольклор. Грозный 2014, с. 3–10 4. Происхождение дифтонгов в нахских языках. Вестник Академии наук ЧР, Грозный, 2014, с. 80 Тимаев А.Д. принимал участие в региональных и международных конференциях, где выступал с докладами. 1. «Ю.Д. Дешериев – выдающийся кавказовед, основоположник социалингвистики». 2. «К вопросу статуса сочетания «главный плюс сонат» в нахских языках». («Международная научная конференция «Актуальные проблемы общей и чеченской филологии» (Дешериевские чтения – 2014»). Грозный. 28-30 апр. 2014. 3. «Кхин цкъа а нохчийн меттан проблемех» (Региональная научно-практическая конференция «Роль чеченского литературного языка в формировании общенационального самосознания»). Грозный. 2014. Итого: докладов – 3. В отчетном году Тимаев А.Д. в качестве официального оппонента выступал на защите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук и кандидата филологических наук в г. Махачкале в Институте истории, языка, литературы. В отчетном году под его научным руководством были подготовлены и защищены две диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Эдиловым С. и Ирезиевым С-Х. Является членом редколлегии семитомного собрания трудов всемирно известного кавказоведа Чикобавы Арнольда Степановича, а также членом редколлегии Кавказоведческие изыскания (Института языка Тбилисского госуниверситета Грузии и ежегодника Иберийско-кавказское языкознания Института языкознания АН Грузии. Является членом Общественных советов Министра образования и науки ЧР и Министерства печати, информации и национальной политики. |
Отчет о научно-исследовательской работе Гост 32-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской... | Отчет о научно-исследовательской работе Межгосударственный стандарт (гост 32-2001). Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления (редакция 2005... | ||
Общие положения отчет Отчет о научно-исследовательской работе (нир) документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе,... | Реферат Отчет о научно-исследовательской работе состоит Отчет о научно-исследовательской работе состоит из 33 рисунков, 8 разделов, 12 подразделов, 9 формул, 31 источника. Общий объем 48... | ||
Отчет о научной исследовательской работе студентов (магистрантов) Института Организация научно-исследовательской деятельности студентов и их участие в научных исследованиях и разработках в 2012 году | Отчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Отчет о научно-исследовательской работе «определение доступности... Ключевые слова: отчет, научно-исследовательская работа, заключительный отчет, кинопоказ, доступность, качество, цифровые технологии,... | Проблемы и достижения Института развития образования Республики Татарстан, опубликованных за 2006-2008гг. Они дают представление об основных направлениях... | ||
Отчет о научно-исследовательской работе ... | Отчет о научно-исследовательской работе ... | ||
Отчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Отчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой... Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт физики микроструктур российской академии наук | ||
Отчет по научно-исследовательской работе студентов экономического факультета за 2012-2013 г Научно-исследовательская работа студентов является действенным средством повышения качества подготовки специалистов и проводится... | Отчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Отчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Отчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |