Учебно-методический комплекс по дисциплине Невропатология





Скачать 336.27 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Невропатология
страница1/3
Дата публикации01.03.2016
Размер336.27 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра______ЛОГОПЕДИИ___________________________________________

(название кафедры)

Ф.и.о.автора___Кроитор Т.Е._________________________________


Учебно-методический комплекс по дисциплине


Невропатология

(название)

Специальность: _______050715_____логопедия_______


(код по ОКСО) (наименование специальности)

________65 _____учитель-логопед____


(код по ОКСО) (наименование квалификации)

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №__1__

«____» _____________ 200__ г. «_4__» _сентября____ 2008_ г.

________________________ Зав. кафедрой ________


ЮЖНО-САХАЛИНСК

СОДЕРЖАНИЕ


1. Паспорт дисциплины………………………………………………3
2. Государственный стандарт………………………………………..6

3. Пояснительная записка……………………………………………7

4. Тематическое планирование………………………………………8

5. Темы и краткое содержание лекционных занятий………………9

6. Темы и краткое содержание практических занятий……………..15

7. Контрольные работы…………………………………………… .18

8. Тестовые задания………………………………………………… 21

9. Вопросы к зачету………………………………………………… 35

11. Учебно-методическое обеспечение курса………………………36

12. Структура и содержание АПИМ……………………………… 37


УТВЕРЖДАЮ

Начальник УМУ________Гущина О.А.

«______»______________ 200 г.

ПАСПОРТ ДИСЦИПЛИНЫ
ДИСЦИПЛИНА_____Невропатология __________________ОПДФ08________________________________________

Специальность, направление подготовки __________________________________________________________________

___________________050715.65 Логопедия________________________________________________________

(код по ОКСО)

ГОС специальности, направления подготовки

Значение курса невропатологии для специальное педагогики. Эволюция нервной системы. Строение и функции нервной системы человека. Возрастная эволюция мозга. Понятие о системогенезе.________________________________________

Структура нервной системы: головной и спинной мозг. Строение головного и спинного мозга (ствол, надстволье, средний, промежуточный мозг, конечный мозг). Особенности строения чувствительной и двигательной нервной клетки. Понятие о синапсе. Проводящие пути. Цитоархитектоника коры головного мозга. Три блока в структуре нервной системы: энергетический, гностический, программирования и мотивации деятельности.____________________________

Общие представления о болезнях нервной системы. Основные неврологические синдромы: синдром двигательных и чувствительных расстройств, вегетативной нервной системы, синдромы нарушений высших корковых функций: агнозии, апраксии и афазии. Болезни нервной системы: наследственно-органические заболевания, инфекционные, травматические, интоксикационные, детский церебральный паралич. Неврологические основы патологии речи: афазии, алалии, дислексии и дисграфии, дизартрии, расстройства темпа и ритма речи, заикания. Расстройства речи, обусловленные нарушениями слуха, зрения, интеллекта._______________________________________________________

Учение о высшей нервной деятельности. Понятие о сигнальных системах. Значение биоритма для жизнедеятельности организма. Значение стресса в детском возрасте.___________________________________________________________

Физическое развитие и внешняя среда, их значение для умственного развития ребенка. Медико-психолого-педагогические консультирование. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Лечебно-педагогический комплекс. Динамика наблюдений._______________________________________________________

Ф.И.О. преподавателя Кройтор Татьяна Евгеньевна_ _____________________________________________________________

Количество часов по плану________94 / 52_ __________________________________________________________________

(всего/аудиторных)

Семестр__________2_______________________________________________

(в соответствии с учебным планом)

Форма итогового контроля________зачет_________________________________________________________________________

Программа дисциплины_______________имеется,_разработана в 2006 г., утверждена на заседании кафедры

(наличие, год разработки)

Тематический план____26 ч. - лекционных, 26 ч. - практических занятий_, 42 – самостоятельная работа___________________________________________

(указать количество часов по видам занятий)

Список рекомендуемой литературы___________имеется_______________________________________________________

(наличие в библиотеке)

  1. Боголепов Н.К. Клинические лекции по невропатологии. – М.: Медицина, 1971.

  2. Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: Просвещение, 1987.

  3. Горбач И.Н. Психоневрология. – Минск, 2002.

  4. Лехтенберг Р. Неврология в вопросах и ответах. – С-Пб, 1997.

  5. Ляпидевский С.С. Невропатология. – М.: Просвещение, 1969.

  6. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы. – М., 2004.

  7. Ужегов Г.Н. Нервные и психические заболевания. – М. – СПб, 2003.

  8. Усманский К.Г. Невропатология для всех. Часть 1, - М, 1985, Часть 2 – М, 1989.

  9. Цукер М.Б. Клиническая невропатология детского возраста. – М.: Медицина, 1972, 1988.

____________________________________________________________________

Лекции _________2003 г.__________________________________________________________________________________

( год разработки или обновления)

Практические занятия ___разработаны __________________________________________________________________________

( наличие методических разработок по каждому занятию,

___________________________________________________________________ раздаточного материала)

Семинарские занятия___учебным планом не предусмотрены___________________________________________________

( наличие разработок по каждому занятию)

Лабораторные занятия__ учебным планом не предусмотрены __________________________________________________

( наличие описаний лабораторных работ, количество работ по плану)

Тесты ______имеются АПИМы в количестве 2 вариантов по 20 вопросов, 14 тестов по 10 вопросов по всем разделам курса_________________________________________________________

(указать разделы, количество тестов, количество вопросов в тестах)

Индивидуальные задания________не предусмотрены учебным планом __________________________________________________________________

( указать количество заданий, вопросов в каждом задании и тем)

Вопросы к экзамену___учебным планом не предусмотрено ____________________________________________________________________________

(наличие, соответствие ГОС)

Вопросы, задания к зачету__ 46 _______________________________________________

(наличие, соответствие ГОС)

Контрольные работы____первая контрольная состоит из 4 вариантов (три задания и биологическая задача), итоговая (три варианта) ___________________________________________________________________

( темы, наличие, соответствие требуемому уровню)

Электронное сопровождение дисциплины электронная версия УМК___ ___________________________________________________

(наличие электронных версий лекций, тестов, индивидуальных заданий,

________________________________________________________________________________________

использование компьютерных технологий в учебном процессе)

Дата заполнения

Зав.кафедрой

Преподаватель


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Значение курса невропатологии для специальное педагогики. Эволюция нервной системы. Строение и функции нервной системы человека. Возрастная эволюция мозга. Понятие о системогенезе.

Структура нервной системы: головной и спинной мозг. Строение головного и спинного мозга (ствол, надстволье, средний, промежуточный мозг, конечный мозг). Особенности строения чувствительной и двигательной нервной клетки. Понятие о синапсе. Проводящие пути. Цитоархитектоника коры головного мозга. Три блока в структуре нервной системы: энергетический, гностический, программирования и мотивации деятельности.

Общие представления о болезнях нервной системы. Основные неврологические синдромы: синдром двигательных и чувствительных расстройств, вегетативной нервной системы, синдромы нарушений высших корковых функций: агнозии, апраксии и афазии. Болезни нервной системы: наследственно-органические заболевания, инфекционные, травматические, интоксикационные, детский церебральный паралич. Неврологические основы патологии речи: афазии, алалии, дислексии и дисграфии, дизартрии, расстройства темпа и ритма речи, заикания. Расстройства речи, обусловленные нарушениями слуха, зрения, интеллекта.

Учение о высшей нервной деятельности. Понятие о сигнальных системах. Значение биоритма для жизнедеятельности организма. Значение стресса в детском возрасте.

Физическое развитие и внешняя среда, их значение для умственного развития ребенка. Медико-психолого-педагогические консультирование. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Лечебно-педагогический комплекс. Динамика наблюдений.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса предназначена для студентов 1-го курса (2-й семестр) отделения логопедии.

Этот курс включает в себя изучение строения и функций нервной системы в норме, начиная с ранних этапов ее формирования в фило- и онтогенезе. Изученный материал служит базой последующего тщательного разбора структуры болезней и патологии нервной системы по синдромальному принципу.

Цель работы: сформировать у студента целостное представление о работе нервной системы организма, указать на разнообразие проявлений ее нарушений и применять различные коррекционные методики с большим эффектом.

Базовым уровнем для изучения данного курса являются знания студентов основ курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», а также знания полученные в общеобразовательной школе.

В процессе изучения данного курса студентами усваиваются следующие знания и умения:

- знание основных принципов строения и функции нервной системы;

- знание основных структур мозга, участвующих в осуществлении двигательных и чувственных функций, организации психических функций;

- знание клинических проявлений основных патологических процессов в центральном и периферическом отделах нервной системы;

- умение дифференцировать отдельные виды патологии нервной системы;

- умение сочетать лечебные и педагогические методы коррекции.

Курс рассчитан на 26 часов лекционных, 26 часа практических занятий; отдельные вопросы выносятся для индивидуальной работы. Зачет. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде контрольной работы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тематическое планирование


п/п

Наименование тем

Лекции

Семи

нары

Самост.

работа


1

Введение в невропатологию

2

-

2

2

Основные принципы строения и функции нервной системы

2

-

4

3

Спинной мозг

2

2

4

4

Головной мозг

4

4

6

5

Строение коры головного мозга.

2

6

Проводящие пути головного и спинного мозга.

2

-

4

7

Физиология нервной системы.

4

4

4

8

Болезни нервной системы.

4

6

4

9

Исследование неврологических нарушений

2

2

4

10

Синдромы двигательных нарушений. Речь.

4

4

6

11

Синдромы нарушений чувствительности. Слух. Зрение.

2

2

4

ВСЕГО:

30

24

42


Темы и краткое содержание лекционных занятий
Тема №1. Введение в невропатологию

Предмет невропатология. Неврология и невропатология. Их значение в общей и специальной педагогике. Роль невропатологии в системе подготовки логопеда.

История невропатологии. Значение работ Гиппократа, Д.Моргана, Т.Виллизи, Я.Сильвия, К.Варолия в формировании базисных представлений о строении и функции нервной системы.

Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Н.Е.Введенского, А.А.Ухтомского и др. в развитии представлений о функциях нервной системы.

Задание для самостоятельной работы:

Подготовить выступление на тему: «Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии невропатологии», «Жизнь и деятельность русских физиологов».
Тема № 2. Основные принципы строения и функции нервной системы

Понятие о фило- и онтогенезе нервной системы. Роль эндогенных, экзогенных и наследственных факторов в формировании предпосылок к нарушению этапов и сроков развития отдельных мозговых структур. Их практическое значение в дефектологии.

Общий обзор нервной системы. Понятие о центральной и периферической частях нервной системы. Понятие о соматическом и вегетативном отделах нервной системы.

Строение нервной ткани – нейроны и нейроглия. Нейрон. Тело нейрона, его отростки. Виды нейронов. Понятие о синапсе, виды синапсов. Принцип их работы. Роль синапсов в проведении нервного импульса.

Задание для самостоятельной работы:

Понятие о гематоэнцефалическом барьере.

Зарисовать нейрон и обозначить его составляющие.

Зарисовать синапс и обозначить его составляющие.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Невропатология iconУчебно-методический комплекс дисциплины «невропатология»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс по дисциплине Невропатология iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Программа учебной дисциплины «Невропатология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Невропатология iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Невропатология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Невропатология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Невропатология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Невропатология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Невропатология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Невропатология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Невропатология iconПримерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Невропатология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Невропатология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Невропатология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Невропатология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Невропатология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Невропатология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск