Скачать 336.27 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра______ЛОГОПЕДИИ___________________________________________ (название кафедры) Ф.и.о.автора___Кроитор Т.Е._________________________________ Учебно-методический комплекс по дисциплинеНевропатология (название) Специальность: _______050715_____логопедия_______(код по ОКСО) (наименование специальности) ________65 _____учитель-логопед____(код по ОКСО) (наименование квалификации) Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление Протокол №__1__ «____» _____________ 200__ г. «_4__» _сентября____ 2008_ г. ________________________ Зав. кафедрой ________ ЮЖНО-САХАЛИНСК СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт дисциплины………………………………………………3 2. Государственный стандарт………………………………………..6 3. Пояснительная записка……………………………………………7 4. Тематическое планирование………………………………………8 5. Темы и краткое содержание лекционных занятий………………9 6. Темы и краткое содержание практических занятий……………..15 7. Контрольные работы…………………………………………… .18 8. Тестовые задания………………………………………………… 21 9. Вопросы к зачету………………………………………………… 35 11. Учебно-методическое обеспечение курса………………………36 12. Структура и содержание АПИМ……………………………… 37 УТВЕРЖДАЮ Начальник УМУ________Гущина О.А. «______»______________ 200 г. ПАСПОРТ ДИСЦИПЛИНЫ ДИСЦИПЛИНА_____Невропатология __________________ОПДФ08________________________________________ Специальность, направление подготовки __________________________________________________________________ ___________________050715.65 Логопедия________________________________________________________ (код по ОКСО) ГОС специальности, направления подготовки Значение курса невропатологии для специальное педагогики. Эволюция нервной системы. Строение и функции нервной системы человека. Возрастная эволюция мозга. Понятие о системогенезе.________________________________________ Структура нервной системы: головной и спинной мозг. Строение головного и спинного мозга (ствол, надстволье, средний, промежуточный мозг, конечный мозг). Особенности строения чувствительной и двигательной нервной клетки. Понятие о синапсе. Проводящие пути. Цитоархитектоника коры головного мозга. Три блока в структуре нервной системы: энергетический, гностический, программирования и мотивации деятельности.____________________________ Общие представления о болезнях нервной системы. Основные неврологические синдромы: синдром двигательных и чувствительных расстройств, вегетативной нервной системы, синдромы нарушений высших корковых функций: агнозии, апраксии и афазии. Болезни нервной системы: наследственно-органические заболевания, инфекционные, травматические, интоксикационные, детский церебральный паралич. Неврологические основы патологии речи: афазии, алалии, дислексии и дисграфии, дизартрии, расстройства темпа и ритма речи, заикания. Расстройства речи, обусловленные нарушениями слуха, зрения, интеллекта._______________________________________________________ Учение о высшей нервной деятельности. Понятие о сигнальных системах. Значение биоритма для жизнедеятельности организма. Значение стресса в детском возрасте.___________________________________________________________ Физическое развитие и внешняя среда, их значение для умственного развития ребенка. Медико-психолого-педагогические консультирование. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Лечебно-педагогический комплекс. Динамика наблюдений._______________________________________________________ Ф.И.О. преподавателя Кройтор Татьяна Евгеньевна_ _____________________________________________________________ Количество часов по плану________94 / 52_ __________________________________________________________________ (всего/аудиторных) Семестр__________2_______________________________________________ (в соответствии с учебным планом) Форма итогового контроля________зачет_________________________________________________________________________ Программа дисциплины_______________имеется,_разработана в 2006 г., утверждена на заседании кафедры (наличие, год разработки) Тематический план____26 ч. - лекционных, 26 ч. - практических занятий_, 42 – самостоятельная работа___________________________________________ (указать количество часов по видам занятий) Список рекомендуемой литературы___________имеется_______________________________________________________ (наличие в библиотеке)
____________________________________________________________________ Лекции _________2003 г.__________________________________________________________________________________ ( год разработки или обновления) Практические занятия ___разработаны __________________________________________________________________________ ( наличие методических разработок по каждому занятию, ___________________________________________________________________ раздаточного материала) Семинарские занятия___учебным планом не предусмотрены___________________________________________________ ( наличие разработок по каждому занятию) Лабораторные занятия__ учебным планом не предусмотрены __________________________________________________ ( наличие описаний лабораторных работ, количество работ по плану) Тесты ______имеются АПИМы в количестве 2 вариантов по 20 вопросов, 14 тестов по 10 вопросов по всем разделам курса_________________________________________________________ (указать разделы, количество тестов, количество вопросов в тестах) Индивидуальные задания________не предусмотрены учебным планом __________________________________________________________________ ( указать количество заданий, вопросов в каждом задании и тем) Вопросы к экзамену___учебным планом не предусмотрено ____________________________________________________________________________ (наличие, соответствие ГОС) Вопросы, задания к зачету__ 46 _______________________________________________ (наличие, соответствие ГОС) Контрольные работы____первая контрольная состоит из 4 вариантов (три задания и биологическая задача), итоговая (три варианта) ___________________________________________________________________ ( темы, наличие, соответствие требуемому уровню) Электронное сопровождение дисциплины электронная версия УМК___ ___________________________________________________ (наличие электронных версий лекций, тестов, индивидуальных заданий, ________________________________________________________________________________________ использование компьютерных технологий в учебном процессе) Дата заполнения Зав.кафедрой Преподаватель ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Значение курса невропатологии для специальное педагогики. Эволюция нервной системы. Строение и функции нервной системы человека. Возрастная эволюция мозга. Понятие о системогенезе. Структура нервной системы: головной и спинной мозг. Строение головного и спинного мозга (ствол, надстволье, средний, промежуточный мозг, конечный мозг). Особенности строения чувствительной и двигательной нервной клетки. Понятие о синапсе. Проводящие пути. Цитоархитектоника коры головного мозга. Три блока в структуре нервной системы: энергетический, гностический, программирования и мотивации деятельности. Общие представления о болезнях нервной системы. Основные неврологические синдромы: синдром двигательных и чувствительных расстройств, вегетативной нервной системы, синдромы нарушений высших корковых функций: агнозии, апраксии и афазии. Болезни нервной системы: наследственно-органические заболевания, инфекционные, травматические, интоксикационные, детский церебральный паралич. Неврологические основы патологии речи: афазии, алалии, дислексии и дисграфии, дизартрии, расстройства темпа и ритма речи, заикания. Расстройства речи, обусловленные нарушениями слуха, зрения, интеллекта. Учение о высшей нервной деятельности. Понятие о сигнальных системах. Значение биоритма для жизнедеятельности организма. Значение стресса в детском возрасте. Физическое развитие и внешняя среда, их значение для умственного развития ребенка. Медико-психолого-педагогические консультирование. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Лечебно-педагогический комплекс. Динамика наблюдений. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса предназначена для студентов 1-го курса (2-й семестр) отделения логопедии. Этот курс включает в себя изучение строения и функций нервной системы в норме, начиная с ранних этапов ее формирования в фило- и онтогенезе. Изученный материал служит базой последующего тщательного разбора структуры болезней и патологии нервной системы по синдромальному принципу. Цель работы: сформировать у студента целостное представление о работе нервной системы организма, указать на разнообразие проявлений ее нарушений и применять различные коррекционные методики с большим эффектом. Базовым уровнем для изучения данного курса являются знания студентов основ курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», а также знания полученные в общеобразовательной школе. В процессе изучения данного курса студентами усваиваются следующие знания и умения: - знание основных принципов строения и функции нервной системы; - знание основных структур мозга, участвующих в осуществлении двигательных и чувственных функций, организации психических функций; - знание клинических проявлений основных патологических процессов в центральном и периферическом отделах нервной системы; - умение дифференцировать отдельные виды патологии нервной системы; - умение сочетать лечебные и педагогические методы коррекции. Курс рассчитан на 26 часов лекционных, 26 часа практических занятий; отдельные вопросы выносятся для индивидуальной работы. Зачет. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде контрольной работы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тематическое планирование
Темы и краткое содержание лекционных занятий Тема №1. Введение в невропатологию Предмет невропатология. Неврология и невропатология. Их значение в общей и специальной педагогике. Роль невропатологии в системе подготовки логопеда. История невропатологии. Значение работ Гиппократа, Д.Моргана, Т.Виллизи, Я.Сильвия, К.Варолия в формировании базисных представлений о строении и функции нервной системы. Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Н.Е.Введенского, А.А.Ухтомского и др. в развитии представлений о функциях нервной системы. Задание для самостоятельной работы: Подготовить выступление на тему: «Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии невропатологии», «Жизнь и деятельность русских физиологов». Тема № 2. Основные принципы строения и функции нервной системы Понятие о фило- и онтогенезе нервной системы. Роль эндогенных, экзогенных и наследственных факторов в формировании предпосылок к нарушению этапов и сроков развития отдельных мозговых структур. Их практическое значение в дефектологии. Общий обзор нервной системы. Понятие о центральной и периферической частях нервной системы. Понятие о соматическом и вегетативном отделах нервной системы. Строение нервной ткани – нейроны и нейроглия. Нейрон. Тело нейрона, его отростки. Виды нейронов. Понятие о синапсе, виды синапсов. Принцип их работы. Роль синапсов в проведении нервного импульса. Задание для самостоятельной работы: Понятие о гематоэнцефалическом барьере. Зарисовать нейрон и обозначить его составляющие. Зарисовать синапс и обозначить его составляющие. |
Учебно-методический комплекс дисциплины «невропатология» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Программа учебной дисциплины «Невропатология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... |