Рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития





Скачать 280.74 Kb.
НазваниеРассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития
страница1/3
Дата публикации21.11.2017
Размер280.74 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Литература > Рассказ
  1   2   3
Развитие устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста
Кургина Нина Ивановна, учитель начальных классов, школа №73 г.Ленинска-Кузнецкого

Кемеровской области
Введение

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды.
В раннем детстве у ребёнка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших средств речи: гуления, лепета, а в возрасте около года появляются первые слова.
С самого начала речь возникает как средство общения. Позднее речь становится средством познания окружающего мира. Развиваясь, ребёнок пользуется всё более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребёнок овладевает закономерностями словообразоания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих всё более усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.
Первоначально ребёнок выражает чувства и мысли отдельными словами. Но вскоре, примерно с двухлетнего возраста, он начинает улавливать в языке систему, его закономерности. В его речи появляются слова, употреблённые в нужных падежах, временных, родовых и иных формах, конструируются предложения.

Не зная правил, ребёнок безошибочно склоняет, спрягает, связывает слова.
К семилетнему возрасту, дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в пределах разговорного стиля. Иными словами, дети овладевают разным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Условия успешности развития речи
Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.
Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?
Первое условие – это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, должны создаваться такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то.
Второе условие – создание речевой среды. Нужно дать детям образцы речи.

Речевая среда – это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, средства массовой информации, речь учителя, язык учебников… Речь помогает ребёнку общаться и познавать мир.

Овладение речью – это способ познания действительности. То есть речь нуждается в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития.
Существует обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, тем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе.
Для ребёнка хорошая речь залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.
Школа учит литературному языку в его художественном, научном, разговорном вариантах. Это огромный объём материала, множество слов и новых значений усвоенных ранее слов, множество конструкций, которые дети совсем не употребляли в своей речи. И весь этот обширный материал не может быть усвоен ребёнком походя, в повседневном общении с книгой. Необходима система обогащения и развития речи детей, нужна планомерная работа, чётко и определённо дозирующая материал – словарь, виды речи, умения по составлению связного текста.
В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо – это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыке построения собственной речи и восприятие речи других людей. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчётливо видны все ошибки и недочёты.
Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности текстов – повествования, описания, рассуждения, письма, газетной статьи и пр.; знакомятся с их стилистическими различиями.
В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях; словарная работа даёт материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению, проводится работа над словом и предложением.
Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, сочинения и т. п. представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения – и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико-орфографические умения.

Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность.
Работа над обогащением словарного запаса
Работа над словарём в школе имеет 4 направления:

-обогащение словаря;

-уточнение словаря;

-активизация словаря;

-устранение нелитературных слов.
Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в учебниках, речь учителя, внеклассное чтение.
Для уточнения смысла слов широко используются подборы синонимов, антонимов, омонимов, иносказательных значений, показ предметов…
Чтобы активизировать словарь, нужно широко включать как можно более широкого круга слова в речь каждого учащегося, вводить слова в предложения, выявлять уместность их употребления в том или ином тексте.
Над словосочетанием проводится следующая работа:

- выделение словосочетаний из предложения;

- установление связей между словами с помощью вопросов;

- составление самостоятельных словосочетаний.
При работе над предложением основой является умение строить разнообразные типы предложений.

Вот основные приёмы работы над предложением:

- чтение образцов, отработка интонации, выразительность;

- составление предложений по вопросам учителя;

- составление предложений аналогичных данным, но на другую тему;

- работа с деформированным текстом;

- деление текста, напечатанного без точек, заглавных букв;

- распространение простого предложения;

- сокращение распространённого предложения;

- соединение нескольких предложений в одно и наоборот;

- выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах;

- построение предложений по опорным словам, по предметной картинке, по сюжетной картинке;

- свободное составление предложений.
В начальной школе приняты следующие виды связной речи:

- развёрнутые ответы на вопросы;

- текстовые упражнения;

- записи по наблюдениям;

- устный пересказ;

- рассказ, заученный на память;

- импровизация сказок;

- изложения;

- выборочные пересказы и изложения;

- инсценирование;

- устное рисование;

- сочинения;

- статьи, отзывы о прочитанных книгах, кинофильмах…;

- письма;

- деловые бумаги.
Работа по развитию речи многогранна. Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи.
Повторяемость одних и тех же слов (тавтология) очень высока. Для ликвидации тавтологических ошибок необходимо постоянно обогащать словарный запас учащихся, проводить лексическую подготовку к устным и письменным высказываниям, проводить специальные упражнения на нахождение и устранение повторяющихся слов в тексте, на составление связных текстов с использованием контекстуальных синонимов. Например, при изучении рассказа В.Бианки «Музыкант» учитель предлагает адаптированный отрывок детям: В лесу старик долго искал медведя. Скоро старик устал и присел отдохнуть. Вдруг старик услышал: «Дзен!» Старик очень удивился: «Кто это в лесу на струне играет?»

Слова для справок: он, охотник, старый медвежатник.

Учащиеся правят текст.
Необходимо с первых лет обучения в школе знакомить учащихся с переносными значениями слов ( метафорами).
Работу над переносными значениями следует начинать с приёма сравнения, где присутствуют объект сравнения, а также предмет, с которым он сравнивается:

- вода как зеркало;

- снег как сахар;

- туман как молоко;

- звёзды будто пчёлки и т.д.

( Но, как чёрная железная нога,

Побежала, поскакала кочерга…)

К.И.Чуковский.
Затем можно начинать практическое знакомство с метафорой, находя общий признак сравниваемых предметов.

Дидактическим материалом могут служить загадки.

(Скатерть белая всё поле одела)

( Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками)

Дальнейшую работу целесообразно проводить с использованием метафор, в которых перенос осуществляется по функции (Часы идут, солнце садится, снег идёт, мороз щиплет, зима лютует…)

Через загадки осмысливаются слова – омонимы ( Красная девица сидит в темнице, а коса на улице) и многозначные слова.

Простор для упражнений в языке даёт работа над структурой, морфемикой, словообразованием слов, называющих лицо по профессии и роду занятий. Эта группа слов является самой большой по объёму из всех тематических групп, а по происхождению – наиболее древней, постоянно пополняющей пласт лексики.

К изучению подобных слов младшие школьники приступают с первых дней обучения. Уже Азбука знакомит ребят с существительными водник, лётчик, доктор, стюардесса, повар, лесник, пекарь, диспетчер и др.
Работа с этими словами позволяет расширить кругозор учащихся, активизировать их познавательную деятельность. При знакомстве детей с произведениями литературы 18-19 веков просто необходимо использовать элементы семантического и этимологического анализов.
Заслуживают лингвистического комментария личные наименования, представленные в «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С.Пушкина, которая является программным произведением.

В тексте представлено 46 слов, называющих лицо. Эти наименования указывают на возраст (ребёнок, дитя, младенец); на кровное и юридическое родство (сын, сестрица,

сватья, баба, жена, жёнка, вдовица, мать, братцы, батюшка, отец, свекровь, молодица-жена сына); на внешние данные и внутренние качества (богатырь, красавцы, красная девица, спаситель, избавитель, молодец, удалец, великаны); называют лицо по социальной принадлежности и титулу (князь, царь, царевич, царица, государь, бояре, государыня, княгиня); характеризует лицо по профессии и роду занятий (ткачиха, повариха, гости, корабельщики, дьяк, слуги, витязь).

Слова бояре, государь, князь, княгиня, царь, царица вышли из употребления, являются архаичными, поэтому следует давать их толкование, используя элементы этимологического анализа.

Делать нечего: бояре,

Потужив о государе

И царице молодой,

В спальню к ней пришли толпой.

Слово боярин имело в языке 2 значения:

  1. представитель высшего служивого сословия из крупных владельцев – феодалов в допетровской Руси;

  2. вельможа, дворянин.

В тексте слово употреблено во втором значении. При царском дворе в России были ещё ближние дворяне – «особо приближённые к царю» и думные бояре – «члены боярской Думы».

Неоднократно употребляется в тексте слово «князь», например:

В тот же день стал княжить он

И нарёкся: князь Гвидон.

В русском языке это наименование имело два основных значения:

1) правитель области, государства, удела в Древней Руси;

2) почётный титул, наследственный или жалованный.
Князь Гвидон стал правителем удела, значит, слово употреблено в первом значении, это подтверждают и строчки:

…А князь в окошко,

Да спокойно в свой удел

Через море полетел.

Данные по семантике (значению) и этимологии (происхождению) слов раскрывает перед учащимися историческое прошлое, расширяет словарный запас.

Речевая культура младших школьников.

Работа по развитию речи многогранна.

Одно из направлений работы по развитию речи – обучение культуре речи. Имеется в виду правильность, точность, богатство и выразительность речи. Элементарной ступенью речевой культуры считается владение нормами литературного языка.
Подлинная высота речевой культуры определяется разнообразием способов выражения того же смысла, точностью и целесообразностью. Как же практически может выглядеть сочетание работы по культуре с изучением основного программного материала?.
Например, в 3 классе при изучении темы «Состав слова», учитель предлагает детям рассмотреть пары родственных слов: яблоко-яблочко, дом-домик, книга-книжка…

- Всегда ли эти слова могут заменить друг друга? (Лена съела маленькое яблоко. Построили большой домик. Купили толстую книжку.)

- В каких предложениях слова употреблены неправильно?

После размышлений дети приходят к выводу, что большой домик и толстая книжка говорить нельзя, а маленькое яблоко можно, но лучше, точнее, выразительнее – яблочко.
На другом уроке предлагается два предложения. Дети должны выбрать для каждого предложения одно из двух родственных слов и объяснить свой выбор.
У каждого растения различают такие части: корень, … ,листья, цветок, плод.

Тоненький … выглянул из земли и стал тянуться к солнышку.

( стебель, стебелёк)

Приведённое сопоставление наглядно убедило детей в том, что для делового текста нужны слова точные, строгие, а для рассказа те, что более подходят по смыслу.
Так же эффективны упражнения с речевой погрешностью, которую должны найти и исправить учащиеся. ( Люди празднуют праздник. В сказке сказывается о доброте. Больной заболел ещё сильнее.)

- Назови свои предложения. ( Люди отмечают праздник. В сказке говорится о доброте. Пациент заболел ещё сильнее.)

- Какой вывод можно сделать? ( Не всегда можно рядом употреблять однокоренные слова)
Вот ещё один пример упражнения, при выполнении которого сочетается обогащение речевого опыта детей и воспитание внимания к языку.

Спишите. Вставьте подходящее по смыслу слово.

Вьюга ( намела, замела) большой сугроб.

Около школы вьюга ( замела, намела) дорожки.

Задание выполняется после коллективного обсуждения.
Большое значение имеет знание детьми младшего школьного возраста «волшебных», «вежливых» слов:

- формы приветствия;

- извинения;

- выражение благодарности;

- просьбы, выраженные в вежливой форме.

Важно не только знание этих слов и употребление, но и правильное интонирование.

Чтобы вызвать у детей интерес и усилить смысловое значение речевого этикета, используются сказки, инсценирование, деловые игры, праздники…
При изучении на уроках чтения и литературы рифмы можно предложить вставить подходящее слово в стихотворение.
Настя – славная девчонка.

Настя ходит в первый класс!

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова…( здравствуйте)
Витя, как торпеда, налетел из-за угла!

Но представьте! Зря от Вити ждал я слова …(извините)
Дед про внучку говорил:

- Экая досада!

Я портфель ей подарил,

Вижу очень рада!

Но нельзя ж молчать, как рыба.

Ну сказала бы …(спасибо)
Тексты стихотворений позволяют вспомнить вежливые слова и подумать о том, где они должны быть в контексте чужой речи.

Для формирования навыков речевой культуры во время телефонного разговора можно разыграть ситуации:

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Реальность диктует нам, что молодой человек должен обладать набором определенных качеств и только тогда он сможет быть успешным и...
Рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития iconТип урока
Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей
Рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Условие – это логическое выражение, которое может принимать значение истина или ложь,, могут быть числами, формулами или текстом
Рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей
Рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ическую литературу, журналы, методические рекомендации учителю начальной школы по разным предметам и классам, разработать конспект...
Рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития iconВопросы: Промышленная биотехнология
Надо выделить главное, выстроить материал так, чтобы каждое понятие было связано с предыдущим и последующим; если материал громоздкий,...
Рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития iconИспользование конструктора Лего для развития мелкой моторики и мышления учащихся
Ет он возвысить своих учеников и возвыситься сам. Цели, которые превыше его самого, сделают его оптимистом, ищущим романтиком, и...
Рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития iconУрок это не только и не столько средство передачи знаний, сколько...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9
Рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития iconЗанимайтесь физкультурой, будете здоровы!
Юрист Гай определял, что личный иск бывает тогда, когда ответчик должен передать или сделать или предоставить что-либо. Вещный иск...
Рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития iconПо дисциплине «Теория и организация афк»
Юрист Гай определял, что личный иск бывает тогда, когда ответчик должен передать или сделать или предоставить что-либо. Вещный иск...
Рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития iconУчебные, учебно-методические и библиотечно-информационные ресурсы
Юрист Гай определял, что личный иск бывает тогда, когда ответчик должен передать или сделать или предоставить что-либо. Вещный иск...
Рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития iconДальневосточный государственный университет одобрено методической «утверждаю»
Юрист Гай определял, что личный иск бывает тогда, когда ответчик должен передать или сделать или предоставить что-либо. Вещный иск...
Рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития iconНазвание, том, часть
Юрист Гай определял, что личный иск бывает тогда, когда ответчик должен передать или сделать или предоставить что-либо. Вещный иск...
Рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития icon«Применение инновационных технологий на основе личностно-ориентированной...
Тема секции: «Современные образовательные технологии развития исследовательских, креативных и других способностей школьников»
Рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития iconМетодические рекомендации по подготовке рефератов тема выбирается...
Сдающий реферат студент должен продемонстрировать умение работать с литературой, отбирать и систематизировать материал, увязывать...
Рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития iconКонспект лекций по гражданскому праву. Вещное право. Тема Общие положения
Юрист Гай определял, что личный иск бывает тогда, когда ответчик должен передать или сделать или предоставить что-либо. Вещный иск...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск