Урок «Как работать с книгой»





Скачать 71.81 Kb.
НазваниеУрок «Как работать с книгой»
Дата публикации06.09.2013
Размер71.81 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Библиотечный урок «Как работать с книгой»
Свобода письменного выражения мысли – одно из самых трудных умений. В Древней Руси говорили: «Мнится писать легкое дело, пишут два перста, а болит все тело». Приобрести умение писать сочинения, конспекты невозможно без упорного труда, но для увлеченного делом человека этот труд станет радостью. Однако такая работа требует определенных навыков и умений.

Изучая литературу, вы учитесь понимать и анализировать романы, повести, стихотворения.

Свидетельством того, как правильно или неправильно, поверхностно или глубоко – вы понимаете прочитанное, являются ваши устные ответы или письменные сочинения. В них вы формируете свое понимание произведения и вызванные им чувства, передаете свои мысли и впечатления другим.

Вам придется писать разного рода отчеты по работе, заметки и статьи, деловые и личные письма. И тут без опыта работы над сочинением не обойтись.

Важным звеном в изучении литературы является работа с учебником – основным пособием, которым пользуются учащиеся. Но работа с ним не может и не должна заменять чтения самой художественной литературы. Учебное пособие призвано помочь разобраться в прочитанном, лучше понять его. Учебник всегда обобщает и надо уметь видеть за каждой его строкой страницы художественного произведения.

Лучше понять идейный смысл и художественные особенности произведения, определить свое отношение к прочитанному поможет чтение критической литературы. Известный русский педагог У.П. Балталон писал: «Сколько-нибудь живое, интересное и серьезное изучение произведений художественной литературы, невозможно без помощи литературной критики».

Чтобы по-настоящему понять прочитанное, следует несколько раз перечитать основные положения книги.

Весьма полезным является создание домашней библиотеки. Книги для этой цели тщательно подбираются с учетом того, сколь необходимы они в работе: здесь не должно быть случайных книг: их подбор во многом отражает ваши интересы, вкусы. При этом в любом книжном собрании должны быть справочные издания.

Но как бы ни была богата ваша личная библиотека, она никогда не сможет полностью удовлетворить ваши потребности в самых разнообразных источниках. Такую возможность представляют библиотеки. Выбор в библиотеке нужной, полезной книги – дело не простое. Ее вам смогут рекомендовать преподаватель и библиотекарь, а также библиографические пособия. Список литературы по теме нередко приводится в конце книги (или главы), обзоры текущей литературы и рецензии на вышедшие книги публикуются в журнальных разделах критики и библиографии.

Сегодня в библиотеках практикуется открытый доступ к книгам. Ознакомившись с книгой, находящейся в открытом доступе, непременно поставьте ее на место, чтобы не затруднить поиск книги другими читателями, не усложнять работу библиотекаря.

В больших библиотеках только часть книг выставлена для открытого доступа, другая часть находится в хранилище, откуда книги выдаются по просьбе читателя. Подобрать нужное вам издание помогает каталог – ящички с библиотечными карточками, содержащими информацию о книгах: сведения об авторе, полное название, указание на место и год издания и т.д. Наиболее распространенными видами каталогов являются алфавитные (по порядку расположения фамилий авторов) и систематические (по содержанию; например, физико-математические науки, техника и т.д.).

Из большого числа книг и статей, на интересующую вас тему надо прочитать те работы, которые наиболее содержательны и понятны вам. Вам, учащимся, в первую очередь адресованы книги с конкретным указанием на титульном листе: «Пособие для учащихся».

Взяв книгу, внимательно ознакомьтесь с ее титульным листом. Вспомните, читали ли вы другие работы этого автора, что знаете о нем. Заглавие книги определяет ее содержание, аспект рассмотрения темы. Полистайте книгу, просмотрите отдельные параграфы, абзацы, страницы. Это поможет понять, трудно для вас изложены материалы или нет, интересно или не очень.

В книге имеются указатели, они помогают найти те страницы, на которых говорится о заинтересовавшем вас лице, событии (указатели предметные, личных имен и т.д.).

Оглавление – путеводитель по книге. Знакомство с ним дает представление о книге в целом и о ее разделах. Оглавление поможет найти тот раздел, в котором содержится нужная вам информация.

Предисловие (введение) раскрывает замысел книги, поставленную автором задачу.

Глубже понять текст помогают примечания – внутритекстовые (они помещены внизу страницы) и затекстовые (в конце книги).

Предлагаем вам послушать некоторые «заповеди читателя», написанные в 20-е годы. Они не утратили своего значения и в наши дни:

1. Не читай все книги на один лад.

2. Помни, что чтение – одна из самых важных, нужных и серьезных работ.

3. Неослабно борись с ленью мышления и воображения: это злейшие враги

4. Добивайтесь, чтобы каждое место книги было отчетливо понятн6о.

5. Не бросай книгу недочитанной без серьезных причин.

6. Хочешь хорошо читать с проработкой – читай с пером в руке: делай конспект, заметки, выписки.

7. Прочитав книгу, уясни сущность ее и запиши в кратких словах.

8. Руководствуйся каким-нибудь планом чтения (по программам или совету специалиста).

При чтении вам могут встретиться незнакомые слова и понятия. Их значение следует определять по справочным пособиям: «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, «Толковому словарю русского языка» под редакцией Ушакова, «Словарю иностранных слов» и т.д.

Большую помощь вам могут оказать такие справочные издания, как «Большая советская энциклопедия», «Советский энциклопедический словарь», «Краткая литературная энциклопедия», «Краткий словарь литературоведческих терминов».

Всего, что необходимо вам для работы, что представляет определенный интерес, в памяти не удержишь, какой бы хорошей она не была. Рекомендуется выписывать из книги все, что представляется важным и интересным – иногда дословно, иногда своими словами. В конце каждой выписки надо указать соответствующую страницу книги. Выписки можно делать в тетради или на карточках. Вести записи лучше на правой половине страницы, оставляя левую для собственных пометок и примечаний. Записи облегчают запоминание, так как записанное лучше фиксируется в памяти. Записывание воспитывает навыки отчетливости. Записи могут носить различный характер: план, выписки, тезисы, цитаты, конспект, реферат, аннотация.

Что же представляет собой каждый вид записи в отдельности?

План – это перечень основных мыслей прочитанного текста. Он может быть кратким или развернутым. Он удобен как памятка при подготовке к выступлению.

Тезисы – это кратко сформулированные основные положения текста. Они могут быть простыми и сложными. Пункт плана называет вопрос, не раскрывая его содержания. Тезис представляет как бы ответ на этот вопрос, выражая саму мысль. Составление тезисов требует глубокого понимания материала, умение выделять главное.

Цитаты – деловые выдержки из какого-либо сочинения, особенно удачно и четко излагающее определенную мысль. Цитатами пользуются для обоснования своих мыслей со ссылкой на авторитет. Цитаты обогащают язык, делают мысль острее.

Аннотация – очень краткое изложение основных положений книги, статьи с критической оценкой содержания.

Реферат – это сводный или тематический конспект, объединяющий по определенному плану материалы разных источников (книг, статей, на одну тему). Он может быть изложен в письменном виде или в форме доклада. Хорошие образцы различных рефератов можно найти в специальных реферативных журналах.

Конспект – краткое последовательное изложение основного содержания книги. В него включают фактический материал, цитаты. Таким образом, конспект является универсальной формой записи, содержащей записи всех других видов. Особенно необходим конспект при проработке первоисточников. Слово «конспект» происходит от латинского «конспектус» - обзор. Хороший конспект – это действительно обзор прочитанного: подробностей нет, но основные мысли, общий план изложения проступает четко. По своему объему самый подробный конспект значительно меньше изученного текста. Но каким бы кратким он не был, конспект должен передать основные идеи и ход мыслей автора.

Строгих правил конспектирования нет – каждый вырабатывает свои. Рекомендуем вам поступать следующим образом.

Внимательно прочитайте работу, отмечая основные положения автора, важные, на ваш взгляд, мысли и факты. Затем, вторично прочитав статью, изложите своими словами ее положения, доводы, процитируйте наиболее важные формулировки. Можно отразить в конспекте и свое отношение к прочитанному, дополнить положения конспектируемой работы ссылками на другие известные вам источники. Как и книга, конспект делится на главы, параграфы – так легче усвоить записанное, найти нужное место.

Конспект обычно записывается в отдельную тетрадь. В самом начале указывается фамилия автора, полное название произведения, издательство, год. При цитировании обязательна ссылка на страницы книги. Форма конспекта зависят от целевого назначения. При простом изложении содержания книги, статьи, текст конспекта может быть сплошным, с выделением особо важных положений подчеркиванием. Лучше всего писать конспект на одной стороне листа, оставляя широкие поля, где можно сделать пометки, схемы, выводы.

Для лучшей ориентировки в записях материал располагается в наиболее удобной, легко обозримой форме: можно колонками, ступенями и т.д. Основные положения записываются более крупными буквами, независимо от формы записи. В конспект следует вводить самое главное, и более кратко. Это не легко, требует навыка и тренировки. Зато потом эти навыки с лихвой окупают себя с точки зрения экономии времени.

Конспекты и другие записи следует хранить. При необходимости по ним нетрудно восстанавливать в памяти содержание прочитанной работы.

Сделать работу с книгой более эффективной помогут также следующие рекомендации:

- при чтении необходимо полностью сосредоточить свое внимание на читаемом. В культуре чтения, умственном труде научиться быть внимательным – одна из главных задач. Внимание при работе – при чтении в частности – обеспечивает не только хорошее понимание, но и хорошее запоминание прочитанного. Читать одновременно несколько книг или приниматься за следующую лишь по прочтении предыдущей – дело индивидуальное. Но вот обращаться с книгой бережно и аккуратно – требование обязательное. Особенно бережно следует относиться к библиотечной книге: неаккуратное обращение с ней сократит срок ее службы, лишит книги многих читателей. Рабочее место должно быть по возможности постоянным, а расположение на нем предметов – неизменным: это позволит лучше сосредоточиться, создает рабочее настроение. Под рукой должны быть письменные принадлежности: ручки, карандаши, бумага.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок «Как работать с книгой» iconПамятка: как работать с книгой
«Проектная деятельность как одна из форм развития непосредственного общения ребёнка со сверстником и взрослым»
Урок «Как работать с книгой» iconУрок по литературному чтению во 2 классе. Тема урока: «Н. Н. Носов....
Формировать умение определять отношение автора к героям на основе анализа построения рассказа
Урок «Как работать с книгой» iconКак работать с книгой
Отсутствие таких навыков приводит к тому, что учащиеся чувствуют беспомощность и растерянность при необходимости самостоятельно подготовить...
Урок «Как работать с книгой» iconУрок по теме «Устное народное творчество» Цели урока: Развивать умение работать в группе
Сегодня наш квн посвящен устному народному творчеству. Вы покажете, как много вы знаете по этой теме, как умеете работать в команде,...
Урок «Как работать с книгой» iconУрок внеклассного чтения в 3 классе Тема урока: Знакомство с книгой Ю. В. Линника «Лесной театр»
Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством карельского поэта и писателя и его книгой для детей
Урок «Как работать с книгой» iconПсихология чтения или как работать с книгой? Невозможно представить жизнь человеческую без книги
Письменный перевод со словарем с иностранного языка на русский оригинального текста по специальности объемом 1500 печатных знаков....
Урок «Как работать с книгой» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работать с книгой ребёнок может как самостоятельно, так и вместе с родителями или старшими детьми. Надеюсь, что эта книга поможет...
Урок «Как работать с книгой» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задача – научить учащихся самостоятельно приобретать и углублять знания, правильно и умело работать с книгой
Урок «Как работать с книгой» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными(автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением
Урок «Как работать с книгой» iconУрок по русскому языку в 7 классе. Тема: «Слитное и раздельное написание...
Здравствуйте, дети. Сегодня у нас необычный урок: к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как мы работаем. Постараемся сегодня работать...
Урок «Как работать с книгой» iconПлан урока «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю...
Образовательная: Дать представление о понятии «заповедь», учить работать с книгой
Урок «Как работать с книгой» iconПоследней книгой В. Вересаева, своего рода книгой итогов, стало своеобразное...
Жизнь мечтал об обществе людей-братьев. Он считал, что люди от природы наделены такими качествами, как доброта, искренность, человеколюбие....
Урок «Как работать с книгой» iconУрок русского языка в 6 классе» Тема: «Омонимы и многозначные слова»
Сегодня мы с вами будем работать с одним из самых интересных разделом русского языка. А с каким вы узнаете сами, решив кроссворд....
Урок «Как работать с книгой» iconУрока: комбинированный. Цель: Образовательные
Ребята, сегодня у нас открытый урок. Вы должны показать, как хорошо и активно вы умеете работать
Урок «Как работать с книгой» iconМетоды самостоятельной работы с книгой
Цельзанятия: обучение методам самостоятельной работы с книгой. Ознакомление с основными методами работы с текстом
Урок «Как работать с книгой» iconУрок технологии. Тема
Я вижу, что вы сегодня пришли в школу с хорошим настроением. И не напрасно. У нас сегодня необычный урок, потому что к нам пришли...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск