Как работать с книгой





Скачать 48.25 Kb.
НазваниеКак работать с книгой
Дата публикации20.10.2013
Размер48.25 Kb.
ТипТезисы
100-bal.ru > Философия > Тезисы

Как работать с книгой


Учиться — означает овладевать знаниями, а источником знаний всегда была книга. Поэтому школьнику, абитуриенту очень важно научиться работать с книгой, овладеть определенными практическими навыками работы с ней. Необходимо научиться делать выводы из прочитанного, точно цитировать, находить в книге определения для подтверждения или опровержения выдвинутого теоретического положения и т.д. Отсутствие таких навыков приводит к тому, что учащиеся чувствуют беспомощность и растерянность при необходимости самостоятельно подготовить реферат, сделать обзор литературы по определённой теме, выступить с докладом и т.д.

Очень важно четко представлять, как построена книга, уметь отобрать самое главное, основное. Целесообразным является ведение записей. Их составление и оформление зависит от особенностей мышления, запоминания и осмысливания. Обычно это такие формы записи прочитанного материала, как план, тезисы, выписки, конспект. Поговорим о них подробнее.

ПЛАН — это перечисление в определенной последовательности основных событий, вопросов, рассматриваемых в данном произведении. При составлении плана необходимо сразу определить, по какому принципу нужно делить целое на части. За основу могут быть взяты различные факты: определенные исторические события, хронологические промежутки в развитии событий, изменения в психологии действующих лиц (если речь идет о составлении плана к художественному произведению) и др. Процесс составления плана включает в себя следующие моменты: чтение книги (статьи), деление прочитанного на части, краткое наименование каждой части. Различают простой и сложный план. Простой план — это выделение и наименование главных, основных частей статьи (раздела книги). В сложном плане главные части делятся в свою очередь на ряд дополнительных. При записи сложного плана целесообразно пользоваться определенной схемой. Ценность плана в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора и их последовательностью. Составление плана поможет вам выработать умение сжато, кратко записывать, последовательно излагать свои мысли, быстро восстановить в памяти прочитанное, мобилизовать внимание.

ТЕЗИСЫ существенно отличаются от плана. Они передают содержание произведения, основные выводы автора и их обоснование. С помощью тезисов сжато и кратко передается то, что более подробно изложено в книге или статье. Приступая к написанию тезисов, необходимо внимательно прочитать произведение целиком, если оно небольшое, главу или раздел, если произведение достаточно большое по объему. Затем следует продумать основные идеи работы или ее частей, изложить их в виде последовательных пунктов. Особое внимание следует сосредоточить на выводах автора. Для тезисов обычны некоторая отрывочность изложения, краткость и категоричность.

Различают два способа написания тезисов: извлечение авторских тезисов из текста и формулирование основных положений статьи или раздела книги собственными словами. В первом случае нужно найти в тексте основные положения, выдвигаемые автором, выписать их и расположить в определенной последовательности в соответствии с развитием авторской мысли. Во втором случае в тексте находят основные авторские мысли, излагают их своими словами и также записывают в определенной последовательности. Иногда необходимо вместе с тезисами записать и часть фактического материала — например, для доказательства выдвинутого положения.

Работа над тезисами помогает глубже понять основные идеи произведения, выделить главное, кратко и точно сформулировать свои мысли.

ВЫПИСКИ представляют собой особую форму записи. При чтении книг, статей часто приходится выписывать отдельные факты, цифры, таблицы, зарисовывать схемы. В одних случаях этот материал требуется для дальнейшего анализа, изучения, в других он используется сразу же — при подготовке сообщения, доклада. Наиболее важные места изучаемого произведения можно выписывать дословно; если точная ссылка на статью, брошюру не нужна, они могут быть записаны и своими словами. В отличие от плана и тезисов, выписки можно делать в процессе чтения произведения.

ЦИТАТОЙ называется дословная выдержка из какого-либо текста. Цитаты часто используются в докладах, сочинениях — они придают им документальную точность и особую выразительность. Используя цитату, нужно помнить, что она должна максимально точно подтверждать вашу мысль. Важно и другое: чужие слова должны приводиться с абсолютной точностью, в полном соответствии с текстом, из которого они взяты. Советуем при чтении какого-либо произведения выписывать на карточки понравившиеся мысли, удачные сравнения, факты.

Цитата, приводимая в заголовке произведения или перед отдельными главами, называется эпиграфом. В нем обычно выражается основная мысль автора или его отношение к описываемым событиям. Эпиграфы широко используются и в письменных работах учащихся.

КОНСПЕКТ является наиболее совершенной формой записи в процессе самостоятельной работы с книгой. В конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют несравненно более важное значение, чем в обстоятельном и подробном изложении. В качестве обязательного элемента конспект содержит план произведения. Можно сказать, что конспект — это тезисы, дополненные конкретным материалом, фактами, взятыми из произведений. В конспект включаются также цитаты и выписки (цифры, таблицы, схемы). Конспект можно постоянно дополнять новыми записями, фактами и обобщениями.

Приступая к составлению конспекта, следует прежде всего записать фамилию автора произведения, полное название работы, указать год издания и название издательства. Если конспектируется статья, то обязательно надо указать, в каком журнале она была напечатана. Затем статья (или раздел книги) разделяется на несколько частей, в каждой части выделяется самое существенное и записывается в тетрадь.

Помимо конспектирования отдельных произведений иногда возникает необходимость законспектировать несколько тематически близких произведений. Такой конспект, соответственно, называется тематическим. Цель тематического конспекта — как можно глубже, всесторонне изучить определенную проблему, подготовить материал для доклада, лекции. Составлению тематического конспекта предшествует подбор и тщательное изучение необходимой литературы. На этой основе составляется план конспекта, а затем и сам тематический конспект. Во многих отношениях он приближается к реферату, к докладу на определенную тему.

Работа с книгой потребует от вас, дорогие читатели, не только умения разобраться в содержании, отобрать существенное, главное в идейно-тематическом богатстве произведения, но и умения дать ему определенную оценку, сделать из прочитанного необходимые выводы. На протяжении всего периода учебы вам, будущие студенты, нужно будет проверять достоверность фактического материала, высказывать к нему свое отношение, увязывать прочитанное с вопросами современной ему общественной жизни.

Лариса Полякова

источник http://www.edunews.ru/cgi/mainpage.cgi?article=child5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как работать с книгой iconПамятка: как работать с книгой
«Проектная деятельность как одна из форм развития непосредственного общения ребёнка со сверстником и взрослым»
Как работать с книгой iconПсихология чтения или как работать с книгой? Невозможно представить жизнь человеческую без книги
Письменный перевод со словарем с иностранного языка на русский оригинального текста по специальности объемом 1500 печатных знаков....
Как работать с книгой iconУрок «Как работать с книгой»
Программы курса химии для профильного и углубленного изучения химии в X–xi классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень)...
Как работать с книгой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работать с книгой ребёнок может как самостоятельно, так и вместе с родителями или старшими детьми. Надеюсь, что эта книга поможет...
Как работать с книгой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задача – научить учащихся самостоятельно приобретать и углублять знания, правильно и умело работать с книгой
Как работать с книгой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными(автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением
Как работать с книгой iconУрок по литературному чтению во 2 классе. Тема урока: «Н. Н. Носов....
Формировать умение определять отношение автора к героям на основе анализа построения рассказа
Как работать с книгой iconПлан урока «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю...
Образовательная: Дать представление о понятии «заповедь», учить работать с книгой
Как работать с книгой iconУрок по теме «Устное народное творчество» Цели урока: Развивать умение работать в группе
Сегодня наш квн посвящен устному народному творчеству. Вы покажете, как много вы знаете по этой теме, как умеете работать в команде,...
Как работать с книгой iconПоследней книгой В. Вересаева, своего рода книгой итогов, стало своеобразное...
Жизнь мечтал об обществе людей-братьев. Он считал, что люди от природы наделены такими качествами, как доброта, искренность, человеколюбие....
Как работать с книгой iconУрок внеклассного чтения в 3 классе Тема урока: Знакомство с книгой Ю. В. Линника «Лесной театр»
Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством карельского поэта и писателя и его книгой для детей
Как работать с книгой iconМетоды самостоятельной работы с книгой
Цельзанятия: обучение методам самостоятельной работы с книгой. Ознакомление с основными методами работы с текстом
Как работать с книгой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование информационной компетентности учащихся: развитие умения учащихся работать с различными источниками информации, умения...
Как работать с книгой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вопрос: Как вы понимаете слова В. Маяковского «Книга – книгой, а мозгами двигай»
Как работать с книгой iconКак в Фотошопе убрать тень с лица?
Итак, приступим. Но перед тем, как вы будете пробовать каждый способ, нужно дублировать изображение и работать только с копией
Как работать с книгой iconТема урока: «Как появляются многозначные слова»
Закрепить понятия «однозначные и многозначные слова», совершенствовать умения употреблять многозначные слова в речи, совершенствовать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск