Муниципальное общеобразовательное учреждение просекская основная общеобразовательная школа антроповского муниципального района костромской области





Скачать 137.68 Kb.
НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение просекская основная общеобразовательная школа антроповского муниципального района костромской области
Дата публикации15.09.2013
Размер137.68 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОСЕКСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

АНТРОПОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Адрес: 157248, Костромская область, Антроповский район, д. Просек, ул. Центральная, д.3А

Телефон: 8(49430)33159

e-mail: shool_prosek@mail.ru

конспект урока

по изобразительному искусству

Тема: «НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА»(2 урока)

Учитель: Зайцева С.А.

 
Цели урока: 1. Развивать декоративное творчество учащихся средствами народного декоративно – прикладного искусства. 2. Познакомить учащихся с русским народным костюмом. 3. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся. 4. Прививать интерес к русскому народному творчеству.5. познакомить учащихся с пропорциями человеческой фигуры
Оборудование урока: Для учителя: Таблицы с изображением русского народного костюма, репродукции исторических картин русских художников, в которых есть изображения русского народного костюма. Для учащихся: лист бумаги, гуашь, кисти, тряпочка, баночка с водой.
План урока: Изучение данной темы рассчитано на два урока.
План I урока: 1). Организационная часть; 2). Изучение нового материала; 3). Практическая часть.
Ход I урока: 1 часть – приветствие, проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока.
2 часть – объяснение учителя: На прошлых уроках мы начали знакомство с русским национальным костюмом. Мы нарисовали портрет человека в русском национальном головном уборе. Сегодня мы поговорим о всем костюме целиком.
Согласно мировоззрению человека того времени –голова относится к «миру богов», туловище к «миру земли», а ноги к «миру мертвых».
Люди того времени верили в существование добрых и злых сил. Чтобы привлечь внимание «добрых сил» и отпугнуть «злых» люди использовали орнаменты.
На прошлом уроке мы говорили какие знаки украшали головной убор (знаки солнца, воды, неба). А какие знаки могли украшать остальную одежду? (дети называют).
Где могла находиться граница «мира земли» и «подземного мира»? Люди того времени никогда не ходили без пояса. Пояс был первой вещью подаренной ребенку после рождения и защищал его от злых духов. Значит можно предположить, что граница проходила в том месте, где находится пояс.
Так что же сделать чтобы отпугнуть «злых» духов? Нужно нанести орнамент на одежду, в котором будут зашифрованы знаки и символы. Как правило вышивка наносилась на все срезы одежды (горло, подол, рукава) и защищал органы жизнедеятельности (грудь, сердце). Вышивалась одежда красными нитками и изображались знаки земли, воды, позднее изображали стилизованные знаки дороги, женщин (берегини), древо жизни. 
Часто костюм служил паспортом человека. Очутившись лет сто назад на крупной ярмарке где-нибудь в Ирбите, вы поразились бы разнообразию нарядов: двух одинаковых не сыскать. За века чуть не в каждом селе России сложились собственные традиции – так что по расцветке или узору одежды можно было узнать, откуда хозяйка родом. Более всего разнились костюмы северных и южных губерний, своеобразно одевались сибирячки.(Учитель показывает репродукции костюмов).
Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.
Сочетание белого и красного цвета отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом.
В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы, передника, головного убора. Эта одежда была, в отличии от сарафана, только крестьянской. Понева шилась из шерстяного домотканого клетчатого материала и ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером.
И когда приходили праздники они были для крестьянина радостными и желанными. Праздник ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду очень берегли, потому что она доставалась с большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению в семье.
Давайте нарисуем праздничный костюм.
3 часть – практическая.(дети рисуют вместе с учителем).
Для того, чтобы нарисовать костюм, нам нужна фигура человека.
Давайте ее нарисуем. На сегодняшнем уроке мы наметим карандашом пропорции фигуры. Нарисуем вертикальную ось. Наметим где будет голова, а где ноги. Мы определили высоту фигуры. Голова человека применяется за единицу измерения тела. Рост человека приблизительно равен 7-8 длин головы. Следовательно отмечаем 1/7 часть от намеченной нами оси – это голова. Далее делим ось пополам – это промежность. Оставшуюся часть делим еще пополам – это колени. 
Теперь намечаем фигуру в ширину. Оставим место для шеи и проведем горизонтальную линию – это плечи. Их ширина от оси в разные стороны равна длине головы. От плеч вниз намечаем руки. Длинной они будут до середины бедра. Туловище и таз это два объема которые показывают трапециями. От нижней трапеции, не забывая про колени, проводим линии ног, а из верхней – рук. Линии должны сгибаться в строго определенном месте. Они не должны сгибаться плавно.

Мы наметили пропорции фигуры. На следующем уроке мы эту фигуру «оденем» в русский национальный костюм.
План II урока. 1). Организационная часть; 2). Повторение темы предыдущего урока; 3). Практическая часть; 4). Подведение итогов.
Ход II урока: 1 часть – приветствие, проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока. 2 часть – повторение пройденного на прошлом уроке.
На прошлом уроке мы познакомились с традиционным русским национальным костюмом. – Из чего состоит костюм русской женщины (рубаха, сарафан, пояс, передник)? – Для чего наносили вышивку (для защиты от «злых» и привлечения «добрых» духов)? – Почему не было двух одинаковых костюмов (его изготавливали сами женщины)?
3 часть – практическая. Итак, на протяжении многих веков абсолютное большинство населения России составляли крестьяне. Они вели натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым, включая одежду. Самой судьбой своей неотделимый от жизни земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям российского климата. Крестьянин лишь по крайней нужде отлучался из своего селения, чужедальние гости тоже были редки. Поэтому в его одежде, избежавшей внешних влияний, ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус – внутренняя суть коренного русского человека.
Представьте, что вы один из жителей деревни того времени. Чтобы вы хотели сказать своим костюмом?
На приготовленном на прошлом уроке эскизе давайте нарисуем праздничный костюм. Проводится индивидуальная работа, уточняется композиционный замысел каждого ученика в рисунке.
4 часть. По мере завершения работ дети прикрепляют рисунки на доску. Вместе с учителем обсуждают работы. Убирают рабочие места

В дополнении к уроку:

После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство.
Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды кроя, живописное декоративное и цветовое решение, головные уборы Древней Руси бытовали в крестьянской среде вплоть до XVIII — XIX вв.

Во второй половине XIX — начале XX в. крестьянская одежда начинает испытывать влияние общей моды, выразившееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, головных уборов, обуви, а затем уже в изменении самих форм одежды.

Общий характер русского народного костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни характеру труда народа.
Условия исторического развития начиная с XII — XIII вв. определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. В XIII — XV вв. северные области (Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Новгород, Владимир и др.) в отличие от южных не были разорены набегами кочевников. Здесь интенсивно развивались художественные ремесла, процветала внешняя торговля. Начиная с XVIII в. Север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров и поэтому сохранил целостность народного быта и культуры. Именно поэтому в русском костюме Севера национальные черты находят свое глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний. Южный русский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел, Курск, Калуга и др.) гораздо более разнообразен по формам одежды. Многократные переселения жителей из-за набегов кочевников, а затем в период образования Московского государства, влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья) обусловили более частую смену форм одежды и многообразие ее видов.
Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Ткани, цвет, орнамент

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.
Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.

С середины XIX в. домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным, клетчатым, полосатым узорами.

Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.

Основные виды и формы костюма

Различаясь отдельными элементами, русская народная одежда северных и южных областей содержит общие основные черты, причем в мужском костюме больше общности, в женском — различий.

Мужской костюм

Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки — вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой).

Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы  зимой — овчинные нагольные шубы.

Мужская обувь — сапоги или лапти с онучами и оборами.

 

Женский костюм

Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном — поневы.

Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан.

Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение.

В южных областях прямой покрой рубах был более сложным, он осуществлялся с помощью так называемых поликов — деталей кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми. Полики прямоугольной формы соединяли четыре полотнища холста шириной 32-42 см каждый. Косые полики (в форме трапеции) соединялись широким основанием с рукавом, узким — с обшивкой горловины. Оба конструктивных решения подчеркивались декоративно.

По сравнению с северорусскими рубахами линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скромно. Самой декоративной и богато украшенной частью как северного, так и южного женского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.

Холщовые белые рубахи и передники северные крестьянки носили с сарафанами. В XVIII в. и в первой половине XIX в. сарафаны делали из однотонной, без узора ткани: синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана. Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом посередине переда, отделанным узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц. Такой сарафан имел силуэт усеченного конуса с большим расширением книзу (до 6 м), придающий фигуре стройность.

Девичий костюм Московской губернии середины XIX в. состоит из цветной рубахи с широкими суженными книзу рукавами и косоклинного сарафана, украшенного цветной полосой и оловянными пуговицами. Жемчугом расшит головной убор, косник, ожерелье.

В одежде Русского Севера от древнерусского костюма сохраняются «епанечки» и душегреи, стеганные на вате, с рукавами. Костюм крестьянки Тверской губернии: сарафан, «епанечка», парчовая рубаха и нарядный кокошник.
В южнорусском костюме вместо сарафана более широко применялась понева — поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщовой подкладке. Ткань, используемая для поневы, — чаще всего темно-синяя, черная, красная, с клетчатым или полосатым (с поперечным расположением полос) узором. Будничные поневы отделывались скромно: шерстяной домотканой узорной тесьмой (пояском) по низу. Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным кружевом, блестками. Широкая горизонтальная полоса подола сочеталась с прошвами, вертикальными цветными вставками. Колористическое решение понев было особенно ярким и красочным благодаря их темному фону.
Костюм крестьянки Орловской губернии: домотканая холщовая рубаха со сплошь вышитыми узорными рукавами; богато украшенный передник-занавеска; синяя клетчатая понева с цветными нашивками и узорной тесьмой по подолу; головной убор — «сорока» с платком сверху.

По конструкции понева представляет собой три — пять полотнищ ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для вздержки шнурка (гашника), укрепляемого на талии. Понева могла быть глухой и распашной. Распашные поневы иногда носили «с подтыком подола». В этом случае поневу орнаментировали с изнанки.

В поневе женская фигура утрачивала величавую стройность, придаваемую ей сарафаном. Линия талии, выявляемая поневой, обычно маскировалась напуском рубахи или передником. Часто поверх рубахи, поневы и передника надевался нагрудник — накладная или распашная одежда из шерсти или холста (прямой силуэт). Нагрудник отделывали тканой или плетеной тесьмой по горловине, борту, низу изделия и низу рукавов.

Многослойность костюма, имевшего различную длину одновременно надеваемых рубах, поневы, передника, нагрудника, создавала горизонтальное членение силуэта, зрительно расширявшее фигуру. В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки — оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего — в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники «сороки», разнообразные повязки и венцы.

Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.

Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.
В конце XIX в. в народной одежде вместе с фабричными тканями постепенно утверждаются и формы городского костюма, более однообразные и стандартизованные. Это юбки и кофты прямого или прилегающего силуэта с баской, наплечные платки, косынки. Эта одежда была очень яркой по цвету. Её шили из сатина, атласа, переливчатой тафты, насыщенного оранжевого, василькового, изумрудно-зеленого, малинового цвета. Отделывали белым машинным кружевом, оборками, пуговицами. Самыми красочными были платок, кофточка и более приглушенной по цвету — юбка. Большое распространение в крестьянской одежде конца XIX в. получает вышивка по печатным рисункам, специально изготовляемым для деревни: пышные букеты садовых цветов, венки и гирлянды из крупных роз.

Украшения

Вторая половина Х века характеризуется решительным преобладанием украшений шеи, груди и плеч. В это время особой популярностью пользовались стеклянные бусы, которые в ожерельях дополнялись металлическими подвесками. Среди украшений из металла самую заметную группу составляют имеющие форму подковы пряжки (фибулы) и булавки, которыми скрепляли (и украшали) одежду на груди, шее или плече.

Никогда позже ни фибулы, ни булавки не достигают таких размеров, а среди стеклянных бус, наряду с ожерельями из сотен мелких бисерин, встречаются гиганты до трех сантиметров в диаметре. В течение Хl века носившиеся между шеей и грудью украшения постепенно теряют лидирующее положение и к концу Хl века ведущую роль начинают играть украшения рук - браслеты и перстни. Особенно массовыми они становятся к середине Хlll века, да и сами браслеты этого времени достигают в ширину пяти сантиметров, в отличие от обычных одного-двух.

Преимущественно украшение рук сохраняется вплоть до рубежа ХlV-ХV веков, хотя в конце Хlll - середине ХlV веков появляется еще одна зона повышенного внимания - от груди до бедер. Здесь носили и пояса с металлическими пряжками и, особенно часто в это время, - различные подвески, самыми массовыми из которых были крупные одно- или двухголовые бронзовые коньки с прикрепленными к ним на цепочках колокольчиками.

В начале ХV века происходят резкие, можно даже сказать кардинальные изменения массовые металлические и стеклянные украшения почти исчезают из женских костюмов. Резко беднеет и сам набор украшений. Уже нет или почти нет браслетов, булавок и фибул для соединения одежды, почти исчезают бусы, различные подвески к костюму. Сохраняются универсальные по назначению пуговицы, а ведущую роль среди оставшихся играют украшения головы (серьги и тонкие булавки с шаровидными головками, похожие на современные французские булавки), а также крестики, которые при отсутствии иных украшений становятся крупнее и декоративнее. Одежда явно становится все более строгой и закрытой. Удлиняются рукава, закрывая сначала запястья, а затем и кисти рук, вследствие чего сначала браслеты вытесняются перстнями, а затем и среди перстней ведущую роль начинают играть простые бронзовые колечки, аналогичные привычным для нас обручальным и, по-видимому, выполнявшие ту же функцию. 
Во второй половине Х - первой половине Хl веков основной интерес привлекали шея и грудь, в Хll-ХlV веках - руки, особенно предплечья и запястья, хотя во второй половине Хlll - первой половине ХlV веков немаловажную роль играли талия и бедра (следует отметить, что, в отличие от ХVll-ХVlll веков, красивая женщина в то время не должна была быть очень полной). В ХV веке, в условиях распространения более строгих аскетических православных требований к женской одежде, у женщин не остается ничего, кроме лица, прически, головного убора и, с некоторыми оговорками, шеи, чем они могли бы, не нарушая приличий, привлечь внимание мужчин.
http://natalij.ucoz.ru/_pu/0/05779.jpg http://natalij.ucoz.ru/_pu/0/42684.jpg


http://natalij.ucoz.ru/_pu/0/s58180.jpg http://natalij.ucoz.ru/_pu/0/s95688.jpg

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение просекская основная общеобразовательная школа антроповского муниципального района костромской области iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Просекская основная...
Тема урока: Физические упражнения, ориентированные на развитие координации, основных и специальных физических качеств
Муниципальное общеобразовательное учреждение просекская основная общеобразовательная школа антроповского муниципального района костромской области iconРабочая программа предмета «Информатика»
Трифоновская основная общеобразовательная школа Антроповского муниципального района Костромской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение просекская основная общеобразовательная школа антроповского муниципального района костромской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Оглоблинская основная общеобразовательная школа» Солигаличского муниципального...
Муниципальное общеобразовательное учреждение просекская основная общеобразовательная школа антроповского муниципального района костромской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Елегинская основная общеобразовательная школа Буйского муниципального района...
Муниципальное общеобразовательное учреждение просекская основная общеобразовательная школа антроповского муниципального района костромской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Вожеровская основная общеобразовательная школа муниципального района город Нея и Нейский...
Муниципальное общеобразовательное учреждение просекская основная общеобразовательная школа антроповского муниципального района костромской области iconI. общие сведения об общеобразовательном учреждении
Муниципальное общеобразовательное учреждение Одоевская средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской...
Муниципальное общеобразовательное учреждение просекская основная общеобразовательная школа антроповского муниципального района костромской области iconСудиславцы участники войны в Афганистане
Муниципальное общеобразовательное учреждение судиславская средняя общеобразовательная школа судиславского муниципального района костромской...
Муниципальное общеобразовательное учреждение просекская основная общеобразовательная школа антроповского муниципального района костромской области iconПрограмма «Одарённые дети»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 Муниципального района город Нерехта и Нерехтский...
Муниципальное общеобразовательное учреждение просекская основная общеобразовательная школа антроповского муниципального района костромской области iconМуниципальное общеобразовательное автономное учреждение г. Бузулука...
Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Покровка муниципального района Кинельский...
Муниципальное общеобразовательное учреждение просекская основная общеобразовательная школа антроповского муниципального района костромской области iconРабочая программа учебного предмета «Математика 6»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Никольская средняя общеобразовательная школа Межевского муниципального района...
Муниципальное общеобразовательное учреждение просекская основная общеобразовательная школа антроповского муниципального района костромской области iconУрок Методы изучения наследственной изменчивости человека
Муниципальное общеобразовательное учреждение Корцовская средняя общеобразовательная школа Солигаличского муниципального района Костромской...
Муниципальное общеобразовательное учреждение просекская основная общеобразовательная школа антроповского муниципального района костромской области iconМетодические разработки уроков
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 городского поселения поселок Чистые Боры Буйского...
Муниципальное общеобразовательное учреждение просекская основная общеобразовательная школа антроповского муниципального района костромской области iconРезультаты тестирования по штур (ноябрь 2005г) 27 приложение №2 27
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г п п. Чистые Боры Буйского муниципального района...
Муниципальное общеобразовательное учреждение просекская основная общеобразовательная школа антроповского муниципального района костромской области iconПроект «Территория здоровья»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Углянская основная общеобразовательная школа» Верхнехавского муниципального района...
Муниципальное общеобразовательное учреждение просекская основная общеобразовательная школа антроповского муниципального района костромской области iconОсновная общеобразовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнеуслонская основная общеобразовательная школа Верхнеуслонского муниципального...
Муниципальное общеобразовательное учреждение просекская основная общеобразовательная школа антроповского муниципального района костромской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г п п. Ч. Боры Буйского муниципального района Костромской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск