Программа «Одарённые дети»





Скачать 347.21 Kb.
НазваниеПрограмма «Одарённые дети»
страница1/4
Дата публикации15.08.2014
Размер347.21 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «№1 Муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.


Рассмотрена на педагогическом совете

Протокол №_______ от________
Утверждена:

Директор МОУ СОШ № 1

Осетрова СЮ________________



Программа «Одарённые дети»


Введение

«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля… Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»

Р.Дж.Стернберг, Е.Григоренко

Тема: «Организация работы с одаренными детьми школе».

Цель: Создание условий для выявления, обучения, развития, воспитания и поддержки одаренных детей.

Задачи:

  • на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;

  • разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в школе;

  • определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

  • организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;

  • проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);

  • совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);

  • формировать у одарённых школьников гражданскую идентичность, чувство патриотизма.

  • в конце учебного года проводить слет «Юные таланты».


Программа «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе.

Программа содержит алгоритм действий педагогов, социально- психологической службы школы, администрации. При этом она допускает вариативный подход, не должна рассматриваться как догматическая конструкция.

Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Первая базовая проблема – ситуация, сложившаяся в школе и образовательном пространстве района и области. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.
Пояснительная записка.

Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?

В результате проведенного соцопроса в нашей школе мы получили следующие ответы на данный вопрос:

  • это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

  • в этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

  • в школе должны быть свои традиции.

  • школа должна давать современное образование.

  • в хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление), лидерской(умение организовать и повести за собой людей(

Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.

В связи с этим в МОУ СОШ № 1 была разработана программа «Одарённые дети».

В структуру программы входят следующие разделы.

1. Паспорт

Наименование программы

«Одаренные дети»

Основания для разработки программы

Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 г. № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы»


Государственный заказчик программы

Отел по образованию Муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития и поддержки одаренных детей в МОУ СОШ № 1

Срок реализации программы

2010 – 2015 годы

Исполнители основных мероприятий программы

Педагогический коллектив школы

Разработчики программы

Заместитель директора по УВР Мазаева НВ.

Заместитель директора по ВР Путова ЕН.

Педагог- психолог Попова ЕН

Куратор 1 ступени обучения Ширяева ЕВ.

Соисполнители

Учащиеся, родители учащихся, социальные партнёры ОУ.

Источники финансирования программы

Школьный бюджет на основе составленной сметы, добровольные пожертвования, спонсорские средства.

Ожидаемые конечные результаты программы

- увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;

- создание индивидуальных образовательных программ;

- повышение квалификации и объединение педагогов, работающих с одаренными детьми;

- совершенствование системы работы с одаренными детьми через систему сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями и учреждениями ДО города, района, области.

Система контроля исполнения программы

Контроль в рамках программы осуществляет администрация школы и методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях.


2. Ситуация (современное состояние, тенденции развития и проблемы).

В образовательном пространстве района и области МОУ СОШ № 1 является самостоятельным образовательным учреждением. Успешность работы с одаренными детьми в школе во многом зависит от того, какая работа проводится с учащимися не только в среднем и старшем звене, но и в начальной школе.

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность.

Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

  • потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);

  • развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний школьный возраст);

  • познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (старший школьный возраст).

Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.

С целью решения проблемы при работе с одаренными детьми выбраны следующие действия:

  • определены основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей (организация учебного процесса):

      • нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;

      • работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;

      • выставка творческих работ одаренных детей; развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах;

      • обеспечение базового дополнительного образования: организация специальных факультативов, работа кружков по предметам;

      • проведение научно-практических конференций в школе; общеразвивающие традиционные мероприятия школы;

  • организовано раннее изучение иностранного языка, информатики в начальных классах (2-4 классы), углубленное изучение математики и биологии с 8 класса;

  • школа взяла курс на информатизацию образовательного процесса;

  • осуществляется традиционное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей, начиная с начальных классов, выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований, системное диагностирование психологом;

  • к работе с детьми более высокого уровня развития привлечены высококвалифицированные специалисты – учителя высшей и первой категории, имеющие большой опыт работы с детьми.

  • Организованна система проектно- исследовательской деятельности учащихся.

Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:

  • между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в школе;

  • между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;

  • между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;

  • между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.

Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей учащихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы. Реализация программы «Одаренные дети» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.
3. Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы.

Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

При разработке программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.

Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).

Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.

Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.

Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.

Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.

При разработке теоретических основ программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:

  1. Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.

  2. Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.

  3. Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену диссинхронии.

  4. Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов). одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.

Одаренность может проявляться:

    • как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;

    • как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;

    • как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Одарённые дети» iconПрограмма коррекционной работы (1- 4 классы). Обеспечение условий...
Критерий 5 «Обеспечение доступности качественного образования обучающимися с разными потребностями и возможностями (одаренные и талантливые...
Программа «Одарённые дети» iconИнформация о выполнении плана первоочередных действий по реализации...
В отчетном году координация деятельности школы по работе с одаренными детьми осуществлялась на основе Федеральной целевой программы...
Программа «Одарённые дети» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Одаренные дети Красноярья» на 2011-2013 годы, муниципальная программа для детей Назаровского района «Талантливые и способные дети»....
Программа «Одарённые дети» iconЗадача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи...
Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение на уроках русского языка и литературы
Программа «Одарённые дети» iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети»
План мероприятий по выполнению программы психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» на 2013-2014 учебный год
Программа «Одарённые дети» iconПриказ 01. 11. 2012 г. №343 о проведении мероприятий по программе «Одаренные дети»
«Одаренные дети 2012-2014г г.» и в соответствии с приказами управления образования: от 30. 08. 2012г. №249 «О закреплении областей...
Программа «Одарённые дети» iconЗакон РФ «Об образовании»
Федеральная целевая программа «Дети России», включая подпрограммы «Одаренные дети», «Здоровый ребенок»
Программа «Одарённые дети» iconПрограмма «Одарённые дети и создание условий для их развития»

Программа «Одарённые дети» iconПрограмма 2010 -2015 одаренные дети
Пояснительная записка
Программа «Одарённые дети» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одарённые дети – это дети, обладающие интеллектуальными, физическими, художественными, творческими способностями. Занятия в рамках...
Программа «Одарённые дети» iconДепартамент образования города москвы центр творческого развития...
Ммдюхф «Звучит Москва» проводится в рамках федеральных и межведомственных программ «Дети России», «Одаренные дети», городских целевых...
Программа «Одарённые дети» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные дети и обычные, а также дети, живущие в детском...
Программа «Одарённые дети» iconПрограмма «Одаренные дети»
Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно
Программа «Одарённые дети» iconОбщий отчёт за 2009-2010 уч год по реализации Программы работы
Развитие детской одаренности является превалирующим направлением образовательной модели моу «Лицей». При разработке данной программы...
Программа «Одарённые дети» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школа сегодня это динамично развивающаяся система с отлаженным механизмом кадрового, учебно-методического и материально-технического...
Программа «Одарённые дети» iconМетодические рекомендации по организации работы с одарёнными детьми...
Согласно программе «Одарённые дети», входящую в федеральную целевую программу «Дети России» на 2007-2010 гг., предполагается выявлять...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск