Программа 2010 -2015 одаренные дети





Скачать 285.92 Kb.
НазваниеПрограмма 2010 -2015 одаренные дети
страница1/3
Дата публикации02.05.2015
Размер285.92 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3
МОУ «Средняя общеобразовательная школа пос. Бавуко»
Утверждаю:

Директор школы

______________ Р.А.-Г. Абдокова  

 

 

ПРОГРАММА

2010 -2015
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

 

Полное название программы

 

 

Программа «Одаренные дети»







Руководитель

программы

 

 

 


Территория

 

Хабезский район, пос. Бавуко

 

Юридический адрес

 

369429 Хабезский район пос. Бавуко, ул Школьная4








Цель программы

 

1.  Выявление одаренных детей;                              

2.  Создание условий для оптимального

развития одаренных детей

Специализация

программы

 

 

Комплексная программа                                            

Срок реализации

 

2010 - 2015 учебный год

 

Организация работы

3 этапа:                                                                       

  1)аналитический;

2) диагностический;

3) этап формирования, углубления и развития
способностей учащихся.







Официальный язык программы

 Русский


Общее количество участников программы

  70



География участников

 

Школьники МОУ «СОШ пос. Бавуко»
 

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка............................................................... 1

Концепция программы.......................................................... ….2

Принципы педагогической деятельности
в работе с одаренными детьми............................................ ...3

Цели задачи работы с одаренными детьми.......................... ….3

Стратегия работы с одаренными детьми................................ ..4

Условия успешной работы с одаренными учащимися…………8

Формы работы с одаренными учащимися……………………..12

Ожидаемые результаты программы «Одаренные дети».. …..14

Приложения........................................................................ …15

 

 

  

ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

 

Пояснительная записка

 

         Глобальные     социально-экономические     преобразования     в     нашем детстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих,   способных   нестандартно   решать   поставленные   задачи   и   на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.

Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный  и экономический потенциал города, области и государства в целом.

          Программа    «Одаренные    дети»,    ставит    своей    целью    создание необходимых   условий   для   развития   интеллектуальных,   творческих   и  физических      способностей      детей      и      подростков      в      условиях  общеобразовательной школы.

         Под  одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,   которое   определяет  возможность  достижения человеком   более   высоких   результатов   в   одном   или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми.

        Одаренный   ребенок   -   это  ребенок,   который   выделяется   яркими,

очевидными,  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние

посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.    

        Программа    «Одаренные    дети»    объединяет    блоки    основного    и дополнительного  образования  через  психолого-педагогический  блок  для  создания гарантированных возможностей с целью развития способностей  одаренных детей.

Программа разработана по трем направлениям:

-работа с учащимися;

-работа с родителями;

-работа с педагогическим коллективом.

 

Каждое   направление   программы   реализуется   ежегодно,   возможна корректировка содержания, форм и методов реализации программы.

 

I. Концепция программы

       Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Определение одаренных детей:

°          имеют     более     высокие     по     сравнению     с     большинством интеллектуальные   способности,   восприимчивость   к   учению, творческие возможности и проявления; о  имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную

°          имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

°          испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый образ).

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

 

II. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

°          принцип       максимального       разнообразия       предоставленных 

            возможностей для развития личности;

°          принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

°          принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

°          принцип создания условий для совместной работы учащихся при

           минимальном участии учителя;

°          принцип       свободы      выбора      учащимся      дополнительных

           образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

III. Цели и задачи работы с одаренными детьми

1)     Выявление одаренных детей.

Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

°                знакомство педагогов с научными данными о психологических

                  особенностях и методических приемах работы  с  одаренными детьми;

°                обучение через методическую учебу, педсоветы самообразование кпк;

°                накопление библиотечного фонда по данному вопросу;

°                знакомство      педагогов      с      приемами      целенаправленного

                 педагогического наблюдения, диагностики;

°                проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр,    

                  олимпиад,     позволяющих     учащимся     проявить     свои

                  способности.

2)     Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,   в   отношении   которых   есть   серьезная   надежда   на уверенный скачок в развитии их способностей.

 

Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

 

1)     отбop среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

2)     предоставление возможности совершенствовать способности в совместной     деятельности     со     сверстниками,      научным руководителем, через самостоятельную работу.

IV. Стратегия работы с одаренными детьми

 

Обучение одаренных детей

 

      При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает  проблема чему   и   как   их   учить,   как   способствовать   их   оптимальному развитию. Программы   для   одаренных   должны   отличаться   от   обычных учебных программ. Обучение таких детей должно отвечать их существенным потребностям.  Одаренные      дети      обладают

некоторыми общими  особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К  таким особенностям относятся следующие:

Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений.  Такая особенность требует широты материала для обобщения.

    Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном   обучении,   и   ей   надо   дать   реализоваться   в   специальных  учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа,  развитие необходимых познавательных умений.  Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения.

  Целенаправленное    развитие    высших    познавательных    процессов    в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.

Обеспокоенность,   тревожность   в   связи   со   своей   непохожестью   на сверстников.  Включение в учебную программу аффективного компонента  дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к понятию себя и других.

      Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы.  К основным    стратегиям    обучения    детей    с    высоким    умственным

потенциалом относят ускорение и обогащение.

    Вопросы темпа обучения   являются   предметом   давних   не   утихающих  споров. Многие поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся.  Другие считают, что установка  на ускорение – это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность   общения   со   сверстниками,   эмоциональное развитие. Ускорение   связано   с   изменением   скорости   обучения,   а   не   содержательной частью. 

     Когда уровень   и   скорость   обучения   не   соответствуют   потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию.

      Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной  программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться,    он    старается    быть    похожим    на    своих одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех    остальных    детей    в    классе.    Он    начнет    подстраивать выполнение   заданий   по   качеству   и   количеству   под   соответствующие  ожидания учителя. У  невнимательного, неподготовленного педагога такой  ребенок может надолго задержаться в развитии.

   Но ускорение не является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным. Ускорение лишь сокращает число лет, проводимых в школе.

     Основные требования при  включении учащихся в учебные программы, построенные  с использованием ускорения, следующие:

°        учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать

          интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться

          ускорение;

°        дети должны  быть достаточно зрелыми  в  социально-эмоциональном плане;

°        необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.

Считается, что ускорение - наилучшая стратегия обучения детей с  математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам.

Существуют некоторые формы ускорения, например раннее поступление в школу.  С одной стороны, ранний прием выявляет наиболее благоприятные стороны ускорения, с другой - есть возможности отрицательных последствий, прежде всего в отношениях с окружающими и в эмоциональном развитии детей.  Ранний прием  в школу должен проводиться тщательно, на основе комплекса показателей, когда интеллектуальной готовности соответствует и личная зрелость ребенка.

Возможно и ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Проявляется в том, что учитель организовывает индивидуализацию обучения для нескольких одаренных детей (целесообразно на этапе начальной школы). Однако такая форма наименее эффективна.

Занятия в другом классе.  Одаренный ребенок может обучаться тому или иному предмету  с  детьми  старшего   возраста.   Например,   первоклассник, который очень хорошо читает, может по чтению быть во втором, третьем, четвертом классе. Эта форма может быть успешной только при условии, что в ней участвует не один ребенок.

Также применима форма перевода учащихся через класс. Благодаря такому переводу ребенок оказывается в окружении интеллектуально стимулирующих его соучеников. В этой   форме  ускорения   нет  социально-эмоциональных проблем дискомфорта и пробелов в обучении.

Оптимальный результат эффективной формы ускорения достигается при  одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения.   Только ускорение используется редко, чаще учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий – ускорения и обогащения.

 Сопоставление стратегий ускорения и обогащения могут переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач. Но существует ряд недостатков в формах воплощения этих стратегий. Одаренность настолько индивидуальна и неповторима,   что   вопрос   об   оптимальных   условиях обучения каждого ребенка  должен рассматриваться отдельно.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

 

 I этап - аналитический (1—4-й  год обучения) — при  выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

     Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно  организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный   на   развитие   таких,   познавательных способностей учащихся,   предложить   такое   количество   дополнительных образовательных услуг,   где  бы   каждый  ученик  смог  реализовать  свои эмоциональные,  физические потребности.

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно,  сообразно самой природной деятельности в области художественного развития. В связи с этим образно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.

Творческие мастерские:

- мастерская художественного слова;

- ремесленная мастерская (прикладное искусство);

- музыкальная мастерская (или музыкальный класс);

- «В мире  прекрасного» (изобразительная деятельность);

- мастерская здорового образа жизни (девиз:  «В здоровом теле здоровый дух»).

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом,

чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.

 

II   этап - диагностический   (5—9-е   классы)   —   на   этом   этапе проводится      индивидуальная      оценка      познавательных,      творческих  возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.

На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы (возможность организации таких групп предоставляется БУП): спецкурсы, миникурсы, («мозговые штурмы»), ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает погружение в культуру функциями системы являются обучение и  воспитание, а организующим началом – игра.

 

III. этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции   по   формированию   социально-адаптированной личности, а с другой   стороны,   реально   происходит   постепенная переориентация доминирующей     образовательной     парадигмы     с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для комплекса   компетенций,   которые   рассматриваются   как способности человека    реализовать    свои    замыслы    в    условиях многофакторного   информационного   коммуникационного   пространства.  Исходя из этого,  формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в школе:

- выработка   проектно-исследовательских   навыков   (проектная методика);

- самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего    направления     собственной    деятельности (профильные классы);

 - четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.
V. Условия успешной работы с одаренными учащимися:

I.Осознание  важности  этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми

      Одаренные   дети   нуждаются   в   индивидуализированных   программах обучения.   Педагоги,   работающие   с  такими  детьми,   должны   проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются «своем» учителе.

      Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их     особенностей,     равнодушны     к    их    проблемам.     Иногда неподготовленные    учителя    враждебно    настроены    по    отношению    к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику   количественного увеличения   заданий,   а   не   качественное   их изменение.

     Личность учителя является  ведущим  фактором  любого  обучения.  Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная  личностная характеристика - система взглядов и убеждений,  в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а так же о целях и задачах своей работы.

     Именно эти  составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

      По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать     следующим     характеристикам:     он     разрабатывает     гибкие, индивидуализированные    программы;     создает    теплую,     эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет    творчество    и   работу    воображения;    стимулирует    развитие умственных     процессов     высшего     уровня;     проявляет     уважение     и индивидуальность ученика. Успешный учитель для одаренных - прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к он  должен обладать такими  качествами,  которые  существенны в общении с любым одаренным школьником.

Учителям     можно     помочь    развить     указанные     личностные     и профессиональные качества тремя путями:

°          с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других

°          предоставляя знания о процессах обучения, развития и особенностях разных видов

            одаренности;

°          тренируя умения, необходимые для того, чтобы обучать эффективно и создать

            индивидуальные программы.

    Техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей даренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается   в   распределении   времени   на   виды   активности.   Учителя, работающие  с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они не спрашивают и меньше объясняют.

Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных  гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям.

   Они   провоцируют   учащихся   выходить   за   пределы   первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.

     Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты:  они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от  учителя.

 

II.  Создание   и   постоянное   совершенствование  методической системы работы с одаренными детьми.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ

       

      Так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы и  стремятся подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это прежде всего технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».

 

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа 2010 -2015 одаренные дети iconПрограмма коррекционной работы (1- 4 классы). Обеспечение условий...
Критерий 5 «Обеспечение доступности качественного образования обучающимися с разными потребностями и возможностями (одаренные и талантливые...
Программа 2010 -2015 одаренные дети iconИнформация о выполнении плана первоочередных действий по реализации...
В отчетном году координация деятельности школы по работе с одаренными детьми осуществлялась на основе Федеральной целевой программы...
Программа 2010 -2015 одаренные дети iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Одаренные дети Красноярья» на 2011-2013 годы, муниципальная программа для детей Назаровского района «Талантливые и способные дети»....
Программа 2010 -2015 одаренные дети iconЗадача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи...
Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение на уроках русского языка и литературы
Программа 2010 -2015 одаренные дети iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети»
План мероприятий по выполнению программы психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» на 2013-2014 учебный год
Программа 2010 -2015 одаренные дети iconПриказ 01. 11. 2012 г. №343 о проведении мероприятий по программе «Одаренные дети»
«Одаренные дети 2012-2014г г.» и в соответствии с приказами управления образования: от 30. 08. 2012г. №249 «О закреплении областей...
Программа 2010 -2015 одаренные дети iconОбщий отчёт за 2009-2010 уч год по реализации Программы работы
Развитие детской одаренности является превалирующим направлением образовательной модели моу «Лицей». При разработке данной программы...
Программа 2010 -2015 одаренные дети iconЗакон РФ «Об образовании»
Федеральная целевая программа «Дети России», включая подпрограммы «Одаренные дети», «Здоровый ребенок»
Программа 2010 -2015 одаренные дети iconМетодические рекомендации по организации работы с одарёнными детьми...
Согласно программе «Одарённые дети», входящую в федеральную целевую программу «Дети России» на 2007-2010 гг., предполагается выявлять...
Программа 2010 -2015 одаренные дети iconПрограмма «одаренные дети» для учащихся 5-11 классов мбоу сош на 2011-2015 годы
На первом этапе (2011 – 2012 годы) предусмотрены работы, связанные с разработкой моделей совершенствования системы развития и поддержки...
Программа 2010 -2015 одаренные дети iconОдарённые дети моу «Перфиловская сош» 2010/2011 учебный год
Учебно-методический комплекс разработан доктором философских наук, профессором кафедры философии и методологии науки Лешкевич Т....
Программа 2010 -2015 одаренные дети iconПрограмма "Одаренные дети" на 2007 2010 г г. Муниципального общеобразовательного учреждения
Разработка программы вызвана необходимостью эффективности работы педагогического коллектива моу рсош №2 по выявлению и развитию одаренности...
Программа 2010 -2015 одаренные дети iconПрограмма «Одарённые дети и создание условий для их развития»

Программа 2010 -2015 одаренные дети iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одарённые дети – это дети, обладающие интеллектуальными, физическими, художественными, творческими способностями. Занятия в рамках...
Программа 2010 -2015 одаренные дети iconДепартамент образования города москвы центр творческого развития...
Ммдюхф «Звучит Москва» проводится в рамках федеральных и межведомственных программ «Дети России», «Одаренные дети», городских целевых...
Программа 2010 -2015 одаренные дети iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные дети и обычные, а также дети, живущие в детском...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск