Программа «Одарённые дети и создание условий для их развития»





Скачать 317.74 Kb.
НазваниеПрограмма «Одарённые дети и создание условий для их развития»
страница1/3
Дата публикации30.03.2015
Размер317.74 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Спорт > Программа
  1   2   3


«Утверждаю»                    Принято

Директор МОУ Лицей №83                             Педагогическим советом

                                                                                                                        МОУ Лицей №83

________А.П.Цыбина                                                            «_________», протокол №______

МОУ Лицей №83 Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ




Программа

«Одарённые дети и создание условий для их развития»

                      (2011-2015год)

Уфа-2011

Автор Программы Кадочникова В.П., зам. директора по НМР

Руководитель Программы Цыбина А.П., директор Лицея

Исполнители Программы Администрация, педагогический и ученический                                                                      коллективы, родительская общественность

                                                                    и социальные партнёры школы
Юридический адрес    450054, г. Уфа, ул. Пинского 12,

Электронный адрес licey-83@mail. ru

Телефон 242-97-32

Сайт                                                   licey83.ru

Цель Программы 1. Выявление одарённых детей

2.Создание условий для оптимального                                                               развития ОД
Срок реализации 2011-2015 г.г.

Организация работы 3 этапа:

Диагностическо-организационный;

Реализационно-развивающий;

(Формирование и углубление  ключевых компетенций)

Итогово -аналитический
Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральной Программой развития образования, законом Российской Федерации «Об образования»
Программа составлена на основе имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учётом прогноза о перспективах их изменений.
Объём и источники финансирования Программы:

- бюджетное;

- внебюджетное (добровольная благотворительная помощь, в т.ч. из фонда «Школа -вуз»)


Содержание
Общие положения Программы………………………………………………4стр.
Принципы реализации…………………………………………………5стр.
Рабочая концепция одарённости………………………………….... ...5стр.
Пути реализации…………………………………………………………6стр.
Этапы реализации…………………………………………………….....7стр.
Мероприятия(в рамках реализации программы.)…………………………….8стр.
Ожидаемый результат…………………………………………………10стр.
Структурная модель работы с ОД…………………………………...11стр.
Методы и средства обучения…………………………………………12 стр.
Работа с ОД на уроке…………………………………………………..12 стр.
Работа с ОД в системе дополнительного образования…………....14стр.
Организация НИР……………………………………………………...15стр.
Условие успешной работы с ОД……………………………………...19стр.


Программа «Одарённые дети и создание условий для их развития»


  1. Общие положения программы.


Актуальность

     Реформирование российской системы образования обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации, без которых невозможен процесс модернизации и переход к наукоёмким технологиям. Новые задачи и социально-экономические преобразования выявили потребность в творческих, активных неординарно мыслящих людях, способных нестандартно решать поставленные задачи, анализировать ситуацию и формулировать перспективные цели. Поэтому на сегодня проблема раннего выявления и обучения одарённой и талантливой молодежи одна из самых важных государственных задач.

В соответствии с современной концепцией развития образования, предусматривающей в том числе, возможность углублённого изучения различных образовательных областей, педагогический коллектив Лицея встал перед необходимостью разработки программы «Одаренные дети» для создания развивающей образовательной среды, построенной на принципах интеграции потенциалов основного и дополнительного образования в системе «Школа-вуз».

Настоящая программа является частью программы развития школы и предусматривает возможность проведения специальной работы с одаренными школьниками по их дальнейшему развитию, расширению базы познавательных интересов и интеллектуальных умений.

                 Цели программы:

  • выявление детей с признаками одарённости;

  • формирование жизненных установок на максимальную реализацию своих способностей в избранных областях деятельности (предметные знания, культура, творчество и спорт)

  • развитие познавательной активности, исследовательских умений и навыков,       ознакомление с методами и приемами научного поиска;

  • профориентация на наукоемкие профессии;

  • обеспечение конкурентоспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников

Задачи:

1.Организационно-содержательные-

- сформировать систему работы с одарёнными детьми по:

  • их выявлению и отбору,

  • созданию условий для интеллектуального и морально-физического развития; 

  • реализации личных способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой  деятельности.

  • стимулированию творческой активности,

  • воспитанию сознательного гражданина России,

2. Методические:

  • психологическое просвещение учителей по проблеме реализации личностно-ориентированного подхода;

  • разработка и поэтапное внедрение в УВП нового содержания образования и    прогрессивных    технологий, реализация программ профильного обучения;

  • обеспечение механизма мотивации учеников на научно-исследовательскую деятельность;

  • разработка авторских программ для  работы с одаренными детьми;

  • положительная динамика квалификационных показателей педколлектива в рамках периодической аттестации.

Принципы реализации программы:

- научность;

- системность,

- индивидуальный подход и свобода выбора образовательных услуг,

-интегративность развития личности (интеллектуальное, морально- эстетическое и   физическое);

- компетентностный подход обучения,

                 

Рабочая концепция одарённости

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренные дети как правило обладают более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, повышенную любознательность, исследовательскую активность и стремление к самостоятельному учению.

Мы исходим из понимания одаренности с позиций личностно ориентированного подхода. С этой точки зрения любой «педагог должен не только овладеть государственными учебными программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одаренности своих питомцев, увидеть в каждом индивидуальность», опираясь на знание характерных признаков детской одарённости, которые заключаются в следующем:

- быстрое освоение различных видов деятельности и высокая успешность её выполнения;

- изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

- выдвижение новых идей и способность реализовать их в практической деятельности;

- сформированность индивидуального стиля деятельности;

- высокий уровень способности к самообучению;

- повышенная познавательная потребность;

- высокая требовательность к результатам своего труда;

- неприятие стандартных, типичных заданий и готовых вариантов решения учебной задачи;

- упорство и трудолюбие;

- особый тип организации знаний (способность видеть изучаемый предмет в системе   разнообразных связей).

В настоящее время в отечественной и зарубежной педагогике существуют различные концепции детской одаренности. В своей деятельности мы руководствуемся той из них, которая выделяет два структурных компонента: мотивационный («хочу») и инструментальный «могу»).

Мотивационный компонент содержит следующие характеристики: избирательность к определенным сторонам деятельности, выраженный интерес к тем или иным областям занятия и увлеченность предметом; повышенная познавательная потребность, критичность к результатам собственного труда, достижении цели и стремление к совершенству.

Инструментальный компонент включает в себя все, что связано со способностями школьника, его знаниями, умениями и навыками.

Психологи отмечают, что в основе развития способностей лежат задатки – анатомо-физиологические особенности человека. Но выдающийся отечественный психолог К.К. Платонов обращал также внимание и на развивающий аспект, утверждая, что «одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии».

Поэтому образовательный процесс, направленный на развитие одаренности, должен системно стоиться на взаимодействии генотипических и средовых факторов. В процессе такой целенаправленной работы формируется новое качество личности – креативность, то есть способность к творчеству.

Таким образом, сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой: мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность.

    Такое понимание одаренности позволяет педколлективу иметь не только теоретические представления о проблеме, но и продуманную систему практические мер по её практической реализации с учётом следующего:

1. Способность к мышлению и творчеству ( в разной степени) дается природой каждому человеку, а потому педагогическая проблема заключается в создании в Лицее условий, позволяющих реализовать личностный потенциал всех учащихся, то есть детскую одаренность.

2.Эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой психометрической процедуры тестирования невозможна. Необходима дополнительная информация, связанная с поэтапным достижением индивидуальных образовательных результатов.

3. Поскольку одаренность является не константной, а динамично изменяющейся характеристикой личности, то проблема заключается в поиске адекватных данному этапу развития одаренности методов обучения и воспитания.

4. Исходя из методологии личностно ориентированного образования, акцент в деятельности педагога должен быть сделан в первую очередь на мотивацию учения, а лишь затем на приемы в методы обучения. Как показывает практика, целеустремлённая личность даже при меньших способностях, может достичь большего, чем более одарённая, но менее заинтересованная.

5. Одарённость детей разных возрастных групп - явление весьма специфичное. Поэтому при создании системы работы со способными детьми одним из ведущих принципов должен стать принцип учёта возрастных психологических особенностей.

Одарённость детей проходит несколько этапов.

Первый- характерен для детского возраста

   Второй - включает подростковый возраст (11-15 лет). Это период взросления личности и пробы сил. Сфера проявления одарённости связана с четырьмя потребностями — в общении, самовыражении, самоутверждении и самопознании.

Третий этап (16-17 лет) охватывает старший школьный возраст. Это период первоначального профессионального творчества и время приобретения опыта коллективного творчества.

Согласно Уставу в Лицей реализует вторую и третью ступень обучения. В связи с чем следует отметить, что предлагаемая программа направлена на развитие как общей (проявляющейся по отношению к различным видам деятельности), так и специальной (познавательной, практической, художественно-эстетической, коммуникативной) одарённости.
Пути реализации        

1.Мониторинг индивидуальных психолого-педагогических особенностей учащихся,

2.Повышение профессионального уровня педагогов: освоение технологий работы с одаренными детьми в рамках УВП и внеклассной работы по предмету; организации дополнительного образования.

3.Просветительская и партнерская работа с ВУЗами, учреждениями дополнительного образования и родителями


№ п/

п

Направление деятельности

Содержание



1



Информационное обеспечение

1.Нормативно-правовое обеспечение:

1.Положения:

О проведении школьного тура предметных олимпиад.

О проведении предметной недели (декады).

· О деятельности НОУ.

О портфолио ученика.
2. Прогр 2.Программное обеспечение ( авторские программы, спецкурсы элективн элективныеые курсы, факультативы и т.д.)           

3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рек (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).


4. Издание материалов школьных НПК, оформление сайта, подготовка отчётов.

2

Организационно- методическое обеспечение

1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми

2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

3. Разработка плана развития сферы дополнительного образования в школе (Малая Академия).

4. Изучение и обобщение опыта работы педагогов.

5. Мониторинг работы системы.

3

Материально-техническое и финансовое обеспечение

1. Укрепление материальной базы учебных кабинетов для осуществления возможности исследовательской деятельности:

- приобретения оргтехники и учебных развивающих программ по отдельным дисциплинам;

- оборудование учебных кабинетов м/медийной техникой.

2. Поиск дополнительных источников финансирования программы с целью:

- стимулирования педагогов и их воспитанников через введение премий «Лучший ученик - исследователь» и «Лучший учитель - наставник»:

- оплаты участников выездных конкурсов регионального и российского уровня;

- курсовой переподготовки учителей, проявляющих интерес к проблеме работы с одаренными детьми.




Основные этапы реализации программы
1этап — диагностико - организационный (2011-2012)

Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

· Изучение нормативной базы по данной проблеме.

· Разработка программы работы с одаренными учащимися.

· Разработка структуры управления программой, распределение обязанностей.

· Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

Планируемые мероприятия:

1.Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей учащихся на всех ступенях образовательного процесса.

2. Изучение педагогами стратегий и технологий работы с одарёнными детьми.

3. Создание творческой лаборатории учителей по работе с одаренными детьми.

4. Социально-психологическая и методическая подготовка педагогов школы, ознакомление с передовым опытом в области работы с одаренными детьми.
2этап — реализационный (2012-2013)

Цель:

апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

· Диагностика склонностей учащихся.

· Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения предметных недель, школьных олимпиад, классных часов, праздников.

· Формирование каталога методической литературы (школьной библиотеки) по работе с талантливыми учащимися.

· Адаптация учебных авторских программ, факультативов, элективных курсов, направленных на углублённое изучение профильных предметов.

· Повышение квалификации педагогов.

Планируемые мероприятия:

1.Организация деятельности школьной социально-психологической службы по работе с одаренными детьми.

2. Повышение квалификации педагогов в рамках школьного ПДС

3. Внедрение инновационных педагогических технологий в урочную и внеурочную деятельности.

4. Проведение ежегодных школьных педагогических НПК. Выпуск информационных сборников с обобщением опыта отдельных педагогов по работе с одарёнными детьми.

5. Создание учебных авторских программ, спецкурсов, элективных курсов, ориентированных на работу с одарёнными детьми.

3этап — итогово- аналитический (2013 – 2015)

Цель:

Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

· Анализ итогов реализации программы.

· Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах обучения в школе.

· Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

· Обобщение и презентация результатов работы школы.

Планируемые мероприятия:

1.Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.

2. Коррекция проекта и уточнение программы.

3. Дополнительная апробация изменений, внесенных в проект.

4. Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Одарённые дети и создание условий для их развития» iconПрограмма коррекционной работы (1- 4 классы). Обеспечение условий...
Критерий 5 «Обеспечение доступности качественного образования обучающимися с разными потребностями и возможностями (одаренные и талантливые...
Программа «Одарённые дети и создание условий для их развития» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Одаренные дети Красноярья» на 2011-2013 годы, муниципальная программа для детей Назаровского района «Талантливые и способные дети»....
Программа «Одарённые дети и создание условий для их развития» iconПоложение о районной конференции школьников
Конференция обучающихся проводится маоу «Учебно-методический центр» в рамках программы «Одаренные дети» с целью создания условий...
Программа «Одарённые дети и создание условий для их развития» iconИнформация о выполнении плана первоочередных действий по реализации...
В отчетном году координация деятельности школы по работе с одаренными детьми осуществлялась на основе Федеральной целевой программы...
Программа «Одарённые дети и создание условий для их развития» iconЗадача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи...
Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение на уроках русского языка и литературы
Программа «Одарённые дети и создание условий для их развития» iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети»
План мероприятий по выполнению программы психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» на 2013-2014 учебный год
Программа «Одарённые дети и создание условий для их развития» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одарённые дети – это дети, обладающие интеллектуальными, физическими, художественными, творческими способностями. Занятия в рамках...
Программа «Одарённые дети и создание условий для их развития» iconПриказ 01. 11. 2012 г. №343 о проведении мероприятий по программе «Одаренные дети»
«Одаренные дети 2012-2014г г.» и в соответствии с приказами управления образования: от 30. 08. 2012г. №249 «О закреплении областей...
Программа «Одарённые дети и создание условий для их развития» iconДепартамент образования города москвы центр творческого развития...
Ммдюхф «Звучит Москва» проводится в рамках федеральных и межведомственных программ «Дети России», «Одаренные дети», городских целевых...
Программа «Одарённые дети и создание условий для их развития» iconЗакон РФ «Об образовании»
Федеральная целевая программа «Дети России», включая подпрограммы «Одаренные дети», «Здоровый ребенок»
Программа «Одарённые дети и создание условий для их развития» iconДоклад «Одаренные дети: система работы школы»
Каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного...
Программа «Одарённые дети и создание условий для их развития» iconПрограмма работы семинара (4 марта 2011 года) Тема: «Создание условий...
Тема: «Создание условий для повышения мотивации и развития интеллектуального потенциала обучающихся в начальной школе»
Программа «Одарённые дети и создание условий для их развития» iconИсследовательская деятельность школьников
Одаренные дети и молодежь для любой страны являются показателем уровня интеллектуального развития ее народа. «Иметь» одаренных детей...
Программа «Одарённые дети и создание условий для их развития» iconПубличный доклад
Программа развития «Создание эффективной модели информационного пространства как средство профессиональной ориентации обучающихся»,...
Программа «Одарённые дети и создание условий для их развития» iconЗадачи на 2013-2014 учебный год Создание условий для повышения качества...
Создание условий для повышения качества образовательной подготовки обучающихся 9,10 классов за счет развития внутришкольной системы...
Программа «Одарённые дети и создание условий для их развития» iconПлан мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического...
Мероприятия, направленные на создание условий для эффективного развития экономики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск