Скачать 317.74 Kb.
|
«Утверждаю» Принято Директор МОУ Лицей №83 Педагогическим советом МОУ Лицей №83 ________А.П.Цыбина «_________», протокол №______ МОУ Лицей №83 Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБПрограмма «Одарённые дети и создание условий для их развития» (2011-2015год) Уфа-2011 Автор Программы Кадочникова В.П., зам. директора по НМР Руководитель Программы Цыбина А.П., директор Лицея Исполнители Программы Администрация, педагогический и ученический коллективы, родительская общественность и социальные партнёры школы Юридический адрес 450054, г. Уфа, ул. Пинского 12, Электронный адрес licey-83@mail. ru Телефон 242-97-32 Сайт licey83.ru Цель Программы 1. Выявление одарённых детей 2.Создание условий для оптимального развития ОД Срок реализации 2011-2015 г.г. Организация работы 3 этапа: Диагностическо-организационный; Реализационно-развивающий; (Формирование и углубление ключевых компетенций) Итогово -аналитический Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральной Программой развития образования, законом Российской Федерации «Об образования» Программа составлена на основе имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учётом прогноза о перспективах их изменений. Объём и источники финансирования Программы: - бюджетное; - внебюджетное (добровольная благотворительная помощь, в т.ч. из фонда «Школа -вуз») Содержание Общие положения Программы………………………………………………4стр. Принципы реализации…………………………………………………5стр. Рабочая концепция одарённости………………………………….... ...5стр. Пути реализации…………………………………………………………6стр. Этапы реализации…………………………………………………….....7стр. Мероприятия(в рамках реализации программы.)…………………………….8стр. Ожидаемый результат…………………………………………………10стр. Структурная модель работы с ОД…………………………………...11стр. Методы и средства обучения…………………………………………12 стр. Работа с ОД на уроке…………………………………………………..12 стр. Работа с ОД в системе дополнительного образования…………....14стр. Организация НИР……………………………………………………...15стр. Условие успешной работы с ОД……………………………………...19стр. Программа «Одарённые дети и создание условий для их развития»
Актуальность Реформирование российской системы образования обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации, без которых невозможен процесс модернизации и переход к наукоёмким технологиям. Новые задачи и социально-экономические преобразования выявили потребность в творческих, активных неординарно мыслящих людях, способных нестандартно решать поставленные задачи, анализировать ситуацию и формулировать перспективные цели. Поэтому на сегодня проблема раннего выявления и обучения одарённой и талантливой молодежи одна из самых важных государственных задач. В соответствии с современной концепцией развития образования, предусматривающей в том числе, возможность углублённого изучения различных образовательных областей, педагогический коллектив Лицея встал перед необходимостью разработки программы «Одаренные дети» для создания развивающей образовательной среды, построенной на принципах интеграции потенциалов основного и дополнительного образования в системе «Школа-вуз». Настоящая программа является частью программы развития школы и предусматривает возможность проведения специальной работы с одаренными школьниками по их дальнейшему развитию, расширению базы познавательных интересов и интеллектуальных умений. Цели программы:
Задачи: 1.Организационно-содержательные- - сформировать систему работы с одарёнными детьми по:
2. Методические:
Принципы реализации программы: - научность; - системность, - индивидуальный подход и свобода выбора образовательных услуг, -интегративность развития личности (интеллектуальное, морально- эстетическое и физическое); - компетентностный подход обучения, Рабочая концепция одарённости Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренные дети как правило обладают более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, повышенную любознательность, исследовательскую активность и стремление к самостоятельному учению. Мы исходим из понимания одаренности с позиций личностно ориентированного подхода. С этой точки зрения любой «педагог должен не только овладеть государственными учебными программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одаренности своих питомцев, увидеть в каждом индивидуальность», опираясь на знание характерных признаков детской одарённости, которые заключаются в следующем: - быстрое освоение различных видов деятельности и высокая успешность её выполнения; - изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; - выдвижение новых идей и способность реализовать их в практической деятельности; - сформированность индивидуального стиля деятельности; - высокий уровень способности к самообучению; - повышенная познавательная потребность; - высокая требовательность к результатам своего труда; - неприятие стандартных, типичных заданий и готовых вариантов решения учебной задачи; - упорство и трудолюбие; - особый тип организации знаний (способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей). В настоящее время в отечественной и зарубежной педагогике существуют различные концепции детской одаренности. В своей деятельности мы руководствуемся той из них, которая выделяет два структурных компонента: мотивационный («хочу») и инструментальный «могу»). Мотивационный компонент содержит следующие характеристики: избирательность к определенным сторонам деятельности, выраженный интерес к тем или иным областям занятия и увлеченность предметом; повышенная познавательная потребность, критичность к результатам собственного труда, достижении цели и стремление к совершенству. Инструментальный компонент включает в себя все, что связано со способностями школьника, его знаниями, умениями и навыками. Психологи отмечают, что в основе развития способностей лежат задатки – анатомо-физиологические особенности человека. Но выдающийся отечественный психолог К.К. Платонов обращал также внимание и на развивающий аспект, утверждая, что «одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». Поэтому образовательный процесс, направленный на развитие одаренности, должен системно стоиться на взаимодействии генотипических и средовых факторов. В процессе такой целенаправленной работы формируется новое качество личности – креативность, то есть способность к творчеству. Таким образом, сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой: мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность. Такое понимание одаренности позволяет педколлективу иметь не только теоретические представления о проблеме, но и продуманную систему практические мер по её практической реализации с учётом следующего: 1. Способность к мышлению и творчеству ( в разной степени) дается природой каждому человеку, а потому педагогическая проблема заключается в создании в Лицее условий, позволяющих реализовать личностный потенциал всех учащихся, то есть детскую одаренность. 2.Эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой психометрической процедуры тестирования невозможна. Необходима дополнительная информация, связанная с поэтапным достижением индивидуальных образовательных результатов. 3. Поскольку одаренность является не константной, а динамично изменяющейся характеристикой личности, то проблема заключается в поиске адекватных данному этапу развития одаренности методов обучения и воспитания. 4. Исходя из методологии личностно ориентированного образования, акцент в деятельности педагога должен быть сделан в первую очередь на мотивацию учения, а лишь затем на приемы в методы обучения. Как показывает практика, целеустремлённая личность даже при меньших способностях, может достичь большего, чем более одарённая, но менее заинтересованная. 5. Одарённость детей разных возрастных групп - явление весьма специфичное. Поэтому при создании системы работы со способными детьми одним из ведущих принципов должен стать принцип учёта возрастных психологических особенностей. Одарённость детей проходит несколько этапов. Первый- характерен для детского возраста Второй - включает подростковый возраст (11-15 лет). Это период взросления личности и пробы сил. Сфера проявления одарённости связана с четырьмя потребностями — в общении, самовыражении, самоутверждении и самопознании. Третий этап (16-17 лет) охватывает старший школьный возраст. Это период первоначального профессионального творчества и время приобретения опыта коллективного творчества. Согласно Уставу в Лицей реализует вторую и третью ступень обучения. В связи с чем следует отметить, что предлагаемая программа направлена на развитие как общей (проявляющейся по отношению к различным видам деятельности), так и специальной (познавательной, практической, художественно-эстетической, коммуникативной) одарённости. Пути реализации 1.Мониторинг индивидуальных психолого-педагогических особенностей учащихся, 2.Повышение профессионального уровня педагогов: освоение технологий работы с одаренными детьми в рамках УВП и внеклассной работы по предмету; организации дополнительного образования. 3.Просветительская и партнерская работа с ВУЗами, учреждениями дополнительного образования и родителями
Основные этапы реализации программы 1этап — диагностико - организационный (2011-2012) Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе. Задачи: · Изучение нормативной базы по данной проблеме. · Разработка программы работы с одаренными учащимися. · Разработка структуры управления программой, распределение обязанностей. · Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы. Планируемые мероприятия: 1.Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей учащихся на всех ступенях образовательного процесса. 2. Изучение педагогами стратегий и технологий работы с одарёнными детьми. 3. Создание творческой лаборатории учителей по работе с одаренными детьми. 4. Социально-психологическая и методическая подготовка педагогов школы, ознакомление с передовым опытом в области работы с одаренными детьми. 2этап — реализационный (2012-2013) Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися. Задачи: · Диагностика склонностей учащихся. · Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения предметных недель, школьных олимпиад, классных часов, праздников. · Формирование каталога методической литературы (школьной библиотеки) по работе с талантливыми учащимися. · Адаптация учебных авторских программ, факультативов, элективных курсов, направленных на углублённое изучение профильных предметов. · Повышение квалификации педагогов. Планируемые мероприятия: 1.Организация деятельности школьной социально-психологической службы по работе с одаренными детьми. 2. Повышение квалификации педагогов в рамках школьного ПДС 3. Внедрение инновационных педагогических технологий в урочную и внеурочную деятельности. 4. Проведение ежегодных школьных педагогических НПК. Выпуск информационных сборников с обобщением опыта отдельных педагогов по работе с одарёнными детьми. 5. Создание учебных авторских программ, спецкурсов, элективных курсов, ориентированных на работу с одарёнными детьми. 3этап — итогово- аналитический (2013 – 2015) Цель: Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования. Задачи: · Анализ итогов реализации программы. · Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах обучения в школе. · Коррекция затруднений педагогов в реализации программы. · Обобщение и презентация результатов работы школы. Планируемые мероприятия: 1.Обобщение результатов предыдущего этапа реализации. 2. Коррекция проекта и уточнение программы. 3. Дополнительная апробация изменений, внесенных в проект. 4. Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях |
Программа коррекционной работы (1- 4 классы). Обеспечение условий... Критерий 5 «Обеспечение доступности качественного образования обучающимися с разными потребностями и возможностями (одаренные и талантливые... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Одаренные дети Красноярья» на 2011-2013 годы, муниципальная программа для детей Назаровского района «Талантливые и способные дети».... | ||
Положение о районной конференции школьников Конференция обучающихся проводится маоу «Учебно-методический центр» в рамках программы «Одаренные дети» с целью создания условий... | Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации... В отчетном году координация деятельности школы по работе с одаренными детьми осуществлялась на основе Федеральной целевой программы... | ||
Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи... Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение на уроках русского языка и литературы | Программа психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» План мероприятий по выполнению программы психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» на 2013-2014 учебный год | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одарённые дети – это дети, обладающие интеллектуальными, физическими, художественными, творческими способностями. Занятия в рамках... | Приказ 01. 11. 2012 г. №343 о проведении мероприятий по программе «Одаренные дети» «Одаренные дети 2012-2014г г.» и в соответствии с приказами управления образования: от 30. 08. 2012г. №249 «О закреплении областей... | ||
Департамент образования города москвы центр творческого развития... Ммдюхф «Звучит Москва» проводится в рамках федеральных и межведомственных программ «Дети России», «Одаренные дети», городских целевых... | Закон РФ «Об образовании» Федеральная целевая программа «Дети России», включая подпрограммы «Одаренные дети», «Здоровый ребенок» | ||
Доклад «Одаренные дети: система работы школы» Каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного... | Программа работы семинара (4 марта 2011 года) Тема: «Создание условий... Тема: «Создание условий для повышения мотивации и развития интеллектуального потенциала обучающихся в начальной школе» | ||
Исследовательская деятельность школьников Одаренные дети и молодежь для любой страны являются показателем уровня интеллектуального развития ее народа. «Иметь» одаренных детей... | Публичный доклад Программа развития «Создание эффективной модели информационного пространства как средство профессиональной ориентации обучающихся»,... | ||
Задачи на 2013-2014 учебный год Создание условий для повышения качества... Создание условий для повышения качества образовательной подготовки обучающихся 9,10 классов за счет развития внутришкольной системы... | План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического... Мероприятия, направленные на создание условий для эффективного развития экономики |