Скачать 129.87 Kb.
|
МОУ «Нажненарыкарская национальная средняя общеобразовательная школа» Доклад «Одаренные дети: система работы школы» Андреева Г. О. Замдиректора по учебно- воспитательной работе. Каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него развития. Создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей является одной из приоритетных задач нашей школы и представляет единую систему: разработка программы «Одаренные дети», организация научно-методической работы, разнообразные диагностики одаренности, тесты, опыт работы учителей-предметников в данном направлении. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ОДАРЕННОСТЬ» И «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК» Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимся достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Детский возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. 1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. 2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности. Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. КАКОВА КОНЦЕПЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ? Такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать одаренными. К группе одаренных можно условно отнести три категории одаренных детей: 1) с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте); 2) с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте); 3) не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте). Формы обучения в условиях образовательной школы. В качестве основных образовательных структур следует выделить:
Индивидуальные программы охватывают такую область, как «Лингвистика и родной язык». Ребята получают возможность проявить творчество в написании рефератов, сочинений сказок, проектов, отчетов по исследовательской работе, статей в СМИ. В этом направлении успешно работает учитель мансийского языка Плеханова К.С. И результаты ее учениц: Яркиной Н. И Нищериковой М.- за последние 3 года высоко оценены. 2005 г.- 1 м. в районе, 3-е – в округе; 2006 г.- 1 м. и 2 м –в районе; 2007 г.- Яркина Н. стала обладательницей Гранта губернатора ХМАО в области изучения языков. Учащиеся среднего и старшего возраста охотно участвуют в конкурсах сочинений, проектов районного и окружного масштаба. Пакина А., учащаяся 10 класса, заняла 3-е место в научно – исследовательской работе по литературе по теме «Героика и патриотизм в современной поэзии». (Учитель Пакина М.В.). Дипломантами районного конкурса сочинений «Предпринимательство сегодня» стали ученица 10 класса Вострикова М. и ученица 9 класса Плеханова О.В 2005 году ученица 11 класса Камышникова И. Заняла 1-е место во Всероссийском конкурсе по Истории России (исследовательская работа «Судьба человека») (учитель Максимова Е.В.) Традиционным стало проведение внутришкольной олимпиады, участие в районной, окружной, федеральной. В 2007 году 5 человек заняли призовые места: 2-е по биологии (уч-ль Воробьева Н.Ф.)
2-е по мансийскому (уч-ль Плеханова К.С.) Второй год школа принимает участие в олимпиаде по Уральскому федеральному округу. 2006 год- 2-е вышли во 2-ой тур по биологии, истории, 1 – в 3-ий по биологии; 2007 год – 6 человек вышли во 2-ой по истории, биологии, математике, 1 – в 3-ий по истории (уч-ль Максимова Е.В.) Сравнительный анализ позволяет сделать вывод: учителя школы проводят большую работу с детьми, мотивированными на обучение. Растет число призеров олимпиады:
Использование в процессе обучения современных технологий, различные методы и формы работы помогают найти новые интересные подходы к ученикам, в целях их лучшей подготовки к будущей жизни, раскрыть их потенциал и развить способности адаптироваться в различных ситуациях. 2003 г.- выпущено 2 серебряных медалиста 2005 г.- 3 серебряных медалиста Ребята активно участвуют в фестивалях, конкурсах, конференциях. В этом году прошли 2 конференции, посвященные Году русского языка: «Флагманы науки» (об ученых-лингвистах), «Вопросы экологии русского языка». Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских объединений. С 2004 года работают научные общества «Исток» и «Экос». В качестве научных консультантов выступают учитель истории Максимова Е.В. и учитель биологии Воробьева Н.Ф.. Распространенной формой является проектный метод. С учетом интересов ребятам предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать, исследовать, найти решение практической задачи и завершить публичным докладом с защитой своей позиции («Я – гражданин России», «Шаг в будущее»). В этом году социальный проект «Я – гражданин России» получил 1-ое место в районе и 2-ое место в округе. В разработке данного проекта принимали участие ученики 6-10 классов:
Занимается проектной технологией Шестакова В. И., учитель русского языка и литературы, руководитель музея. Научно-исследовательская работа ученика 10 «б» класса Евлахова Юрия в Октябрьском районе на Тимофеевских чтениях заняла 1-ое место. Для детей с ярко выраженным интересом к определенному предмету на базе нашей школы организованно работают лагеря. В 2003 году работал лагерь «Химия и жизнь» с приглашением кандидата химических наук Нефтеюганского университета нефти и газа С.В. Телешова, « Абитуриент - 2006» собрал выпускников школ района с математическими способностями. Приглашались преподаватели Прогоржук Е.С. из Перегребного и доцент, кандидат педагогических наук кафедры информатики и прикладной математики Югорского государственного университета Алексеев А.В. Основной задачей являлась подготовка к ЕГЭ, развитие интеллектуальных способностей. С каждым годом возрастает роль информационных технологий в школьной программе. В этом году на базе школы во время летних каникул работал районный лагерь «ЛИКМа». Дети получили возможность работать на компьютерах. 2) Второй образовательной структурой следует выделить систему дополнительного образования (кружковую работу), позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие способностей в рамках школьной деятельности: Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Учитывая интересы и запросы детей учителями нашей школы, разработаны авторские программы, различные по направлениям и областям их реализации: а) Научно-исследовательская; б) Художественно-эстетическая; в) Физкультурно-оздоровительная; г) Эколого-биологическая; д) Детского туризма и краеведения; е) Сфера информатизации; ж) Лингвистика и родной язык; В системе дополнительного образования выделены следующие формы обучения одаренных детей:
- одновозрастное – 6; - разновозрастное – 13; - для девочек – 1; - для мальчиков – 1; - для мальчиков и девочек - 17;
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы школы. Проблема дифференциации актуальна для всех детей, и тем более для детей одаренных. Подводя итоги, можно с уверенностью говорить, что работа с одаренными детьми в школе нужна, но организована она должна быть в соответствии с определенными принципами, которые должны повысить эффективность обучения. Наиболее общими принципами являются:
ПОЛОЖЕНИЕ _______ № _______ о школьном научном обществе “Интеллект” 1. Общие положения. 1.1. Школьное научное общество (ШНО) действует с целью формирования личности школьника, способной к творческому самовыражению и активной жизненной позиции в самореализации и профессиональном самоопределении. 1.2. Школьное научное общество – это добровольное творческое объединение подростков и старшеклассников, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки поисково-исследовательской и опытной деятельности под руководством педагогов школы. 1.3. Школьное научное общество является средством повышения социального статуса знаний. 1.4.Школьное научное общество имеет свое название, эмблему, члены объединения – удостоверения. Деятельность ШНО осуществляется на основе настоящего Положения. 2. Задачи ШНО. 2.1. Диагностика интересов, склонностей, личностных особенностей членов ШНО. 2.2. Ознакомление с методами и приемами доступной для учащихся научно-исследовательской и опытнической работы. 2.3. Воспитание потребностей к расширению знаний, развитие самостоятельности мышления, познавательных интересов и творческого потенциала учащихся. 3. Структура ШНО и формы работы. 3.1. Ученический совет. 3.2. Совет научных руководителей. 3.3. Предметные секции: химико-биологическая, историко-краеведческая, литературно-искусствоведческая, технологическая, физико-математическая, лингвистическая. 3.4. Конференция членов ШНО. Ученический совет избирается конференцией для решения организационных вопросов. Ученический совет участвует в подготовке и проведении недель, лекций, бесед для учащихся; организует публичные выступления, защиту реферативных работ. Совет научных руководителей. Осуществляет руководство научно-исследовательской, поисковой и опытнической работой членов ШНО, руководит работой предметных секций, оказывает консультативную помощь в подготовке реферативных работ, докладов, рецензирует рефераты, готовит научно-практическую конференцию, отбирает лучшие работы на внешкольные конкурсы и конференции. Председателем Совета научных руководителей назначается заместитель директора по методической работе. Работа секций предлагает: – теоретические занятия и практикумы по определенной программе в рамках исследуемой темы; – самостоятельную работу членов предметных секций экспериментального, исследовательского, реферативного характера; – диагностику интересов, способностей, личностных особенностей членов ШНО, создание банка данных на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных способностей и практической деятельности подростков и старшеклассников. Сотрудничество педагогов и учащихся предусматривает следующие формы: – работу кружков по направлениям; – индивидуальную и групповую работу учащихся под руководством учителей на базе школы, музея; – олимпиаду по различным предметам; – организацию интеллектуальных игр, конкурсов по развитию познавательных интересов и творческих способностей; – участие в школьном смотре-конкурсе “Ученик года”. Итоги работы ШНО подводит научно-практическая конференция. 4. Права и обязанности учащихся, членов ШНО. 4.1. Членами ШНО могут быть учащиеся 5–11 классов, изъявившие желание работать в объединении и проявившие склонность к творчеству, поиску, исследованию, опытнической работе. 4.2. Члены ШНО имеют право: – работать в 1–2 творческих группах; – обращаться за консультацией и получать ответы и помощь по исследуемой теме от педагогов; – получать на свою работу рецензию и оценку, которая может рассматриваться в качестве рекомендации при итоговой аттестации выпускников; – за активную работу и достигнутые творческие успехи члены ШНО могут быть представлены и награждены грамотами, дипломами, поощрены премиями. 4.3. Члены ШНО обязаны: – активно работать в 1–2 творческих группах, участвовать в конференциях, самостоятельно углублять знания по учебному предмету (по выбору); – пропагандировать форму работы ШНО, распространять полученные знания и навыки; – отчитываться о своей работе в творческой группе; – защищать интересы школы на районных, окружных конкурсах, олимпиадах, конференциях. МОУ «Нажненарыкарская национальная средняя общеобразовательная школа» Доклад «Одаренные дети: система работы школы» Андреева Г. О. Замдиректора по учебно- воспитательной работе. |
Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации... В отчетном году координация деятельности школы по работе с одаренными детьми осуществлялась на основе Федеральной целевой программы... | Программа коррекционной работы (1- 4 классы). Обеспечение условий... Критерий 5 «Обеспечение доступности качественного образования обучающимися с разными потребностями и возможностями (одаренные и талантливые... | ||
Программа "Одаренные дети" система работы школы Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Одаренные дети Красноярья» на 2011-2013 годы, муниципальная программа для детей Назаровского района «Талантливые и способные дети».... | ||
Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи... Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение на уроках русского языка и литературы | Программа психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» План мероприятий по выполнению программы психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» на 2013-2014 учебный год | ||
Приказ 01. 11. 2012 г. №343 о проведении мероприятий по программе «Одаренные дети» «Одаренные дети 2012-2014г г.» и в соответствии с приказами управления образования: от 30. 08. 2012г. №249 «О закреплении областей... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Школа сегодня это динамично развивающаяся система с отлаженным механизмом кадрового, учебно-методического и материально-технического... | ||
Доклад «Система работы учителей школы «Стикс» ... | Закон РФ «Об образовании» Федеральная целевая программа «Дети России», включая подпрограммы «Одаренные дети», «Здоровый ребенок» | ||
Общий отчёт за 2009-2010 уч год по реализации Программы работы Развитие детской одаренности является превалирующим направлением образовательной модели моу «Лицей». При разработке данной программы... | Методические рекомендации по организации работы с одарёнными детьми... Согласно программе «Одарённые дети», входящую в федеральную целевую программу «Дети России» на 2007-2010 гг., предполагается выявлять... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одаренные дети наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу одаренные дети | ||
Из опыта работы сетевого распределенного центра по организации работы... Педагог-организатор моудод «Тихвинский цдт» Куванова Н. И. «Одаренные дети — будущее России» | Анкета оценки общей одаренности Банк данных «Одаренные дети» формируется психологом школы – Мояревской Ниной Викторовной, зам директора по нмр кононенко А. Ю., классными... |