Скачать 132.68 Kb.
|
ПЛАН – КОНСПЕКТ Уроков по теме: «Композитор С.В.Рахманинов Концерт №2 для фортепиано с оркестром» Учителя музыки гимназии №13 Т.С.Савиной г.Одинцово Московская область 2006 год «…Он пел Россию от земли до неба, Он пел Россию трепетом всех пальцев, Её дожди, Крыльцо под белым снегом И осень рыжую С кочующим багрянцем…» (Майя Румянцева) Эти слова поэтессы Майи Румянцевой обращены к творческому великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Во втором фортепианном концерте Рахманинов воспевает Россию. Музыка этого произведения пробуждает в сердцах юных слушателей любовь к Родине – чувство, которое укрепляет дух, придает силу и уверенность, зовет к совершению благородных поступков на благо Отечества. «Самые большие подвиги добродетели были совершены из любви к отечеству» (Ж. – Ж.Руссо) УРОК №2 С.В.Рахманинов. Концерт №2 для фортепиано с оркестром. Часть вторая. «В каждом русском есть тяга к земле, … какое – то стремление к покою, к тишине, к любованию природой, среди которой он живет, и отчасти стремление к замкнутости, одиночеству… Начал я говорить об этой тяге к земле, потому что и у меня она имеется…» (Сергей Рахманинов) (Звучит основная тема второй части Концерта №2. Вход детей в класс). Учитель: Как звучала основная тема второй части Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова? Дети: Спокойно, задумчиво, поэтично, нежно, ласково, задушевно, возвышенно. Учитель: Что же так успокоило и возвысило душу героя произведения? Чем он любуется? Дети: Герой любуется красотой природы. Учитель: Второй концерт, как вы помните, С.В.Рахманинов сочинял в Ивановке, тамбовском имении родственников Сатиных. Украшением имения являлся старый парк с разросшимися деревьями. В нем было несколько аллей: вязовая, кленовая, тополевая. Кусты сирени росли вокруг дома, между деревьями. Старый и молодой сад славились обилием груш, слив, черешен, яблонь. Вблизи пруда, в окружении роз располагалась чайная беседка. Сюда впервые приехал юный Сергей Рахманинов весной 1890 года. Жизнь в Ивановке оставила глубокий след в душе Сергея. Здесь он чувствовал себя свободно и непринужденно. С ним быстро подружились дети Сатиных – Наташа, Соня, Александр, Володя. Часы отдыха Сергей чаще проводил с сестрами Скалон. Прогулки по тенистому парку, сбор фруктов, катание на лодках, вылазки на лошадях к соседям – помещикам, разговоры в лунные вечера на охапках ароматного сена о земной жизни и вселенной, слушание песен, доносившихся из деревни, споры об искусстве… Еще прекраснее казался окружающий мир, радостнее шла подготовка к выпускному экзамену по фортепиано в консерватории, настойчивее просились на музыку ивановские впечатления. (Звучит основная тема второй части Концерта №2) Учитель: Итак, на душе у героя легко и спокойно. Эти эмоции выражает мелодия, первые четыре такта которой имеют сходство с началом второй темы из первой части. Она взлетает наверх не так легко и стремительно. После активного восходящего хода с последующим повышением на полутон второго звука в мелодии происходит нисходящее развитие. Затем она словно застывает на одном уровне. Многократное возвращение к третьей ступени лаза создает впечатление плавного парения. (Пропевание мелодии по нотам, написанным доске) Нотный пример №3 Учитель: Какое жанровое свойство имеет мелодия? Дети: Песенность. Учитель: В мажоре или миноре она звучит? Дети: В мажоре. Учитель: В каком темпе происходит высказывание музыкальной мысли? Дети: В медленном темпе. Учитель: Какие инструменты исполняют мелодию? Дети: Деревянные духовые Учитель: Да, сначала тему излагает флейта, позже кларнет на фоне фигураций фортепиано. Затем роли меняются и тема звучит у фортепиано на фоне фигураций кларнета. Красивые смены гармоний в оркестре создают ощущение полноты лирического переживания. Из письма С.В.Рахманинова: «Что такое музыка? Это тихая лунная ночь; Это отдаленный вечерний звон; Это то, что родится от сердца и идет к сердцу; Это любовь! Сестра музыки это поэзия, а мать её – грусть!» (Звучит второе произведение темы второй части Концерта №2) Учитель: В апреле 1902 года Рахманинов женился на Натальи Александровне Сатиной. Отныне его жизнь теснее связывается с Ивановкой. Теперь он почти каждое лето приезжает сюда. С годами привязанность композитора к Ивановке становится сильнее. Из воспоминаний Софьи Александровны Сатиной: «Рахманинов, который раннее детство провел в совершенно другой обстановке, среди красот русского севера, сначала несколько тяготился кажущимся однообразием степей и полей. Но мало – помалу он полюбил безграничный просмотр и ширь полей, их чистый, несравнимый аромат и приволье. Он понемногу заинтересовался, а потом даже сильно увлекся сельским хозяйством. Унаследовав от отца любовь к лошадям, он великолепно ездил верхом и любил объезжать молодых лошадей. Все свободное время от занятий часы он проводил в поле среди крестьян, наблюдал за ходом работ. Стремясь улучшить хозяйство, он много средств тратил на улучшение инвентаря, пород скота и приведение в порядок внешнего вида усадьбы с большими садами и службами». Ивановка для Рахманинова являлось желанным местом отдыха, работы и вдохновения: «…Здесь все спокойно и тихо… И не могу тебе сказать, до чего тут хорошо себя чувствую! Наконец уселся на свое место. И на этом месте и кругом мне все знакомо, симпатично, а внутри меня я чувствую покой, который не давался мне последние месяцы…» (Звучит основная тема второй части Концерта №2) Учитель: Вторая часть Концерта основана на одной теме. Какое внутреннее состояние героя она рассказывает? Дети: Спокойствие, задумчивость, умиротворенность. Учитель: Два проведения темы составляют первый раздел музыкальной формы. Во втором разделе спокойный образ приобретает новые черты. Эти новые черты несет в себе развитие основной темы, которое представляет собой две волны нарастания звучности с яркими кульминациями. Далее развернутое построение у солирующего фортепиано (каденция) приводит к третьему разделу – репризе, в которой основная тема повторяется. В какой музыкальной форме излагается содержание второй части Концерта? Дети: В трехчастной форме. Учитель: При восприятии второй части Концерта нам предстоит определить, какие новые черты приобретает образ в своем развитии и повторении. (Учитель читает эпиграф урока – высказывание С.В.Рахманинова) (Звучит вторая часть Концерта №2) Учитель: Понравилось вам прозвучавшая музыка? Дети: Да. Учитель: Какие новые черты приобрел спокойный образ в своем развитии? Дети: Тревожность, взволнованность, торжественность, ликование. Учитель: Как звучала основная тема при повторении, в репризе? Дети: Радостно, восторженно, вдохновенно, с любовью. Учитель: Герой в восторге от красоты мира. Может любоваться красотой окружающегося мира человек, не обладающий внутренней, духовной красотой? Дети: Нет, не может. Учитель: Значит, внутренний мир героя красив? Дети: Да. Учитель: Что же тогда воспевает композитор во второй части Концерта? Дети: Красоту внутреннего мира человека. Учитель: Духовной красотой обладают и герои многих литературных произведений. Например, Наташа Ростова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»: « - Нет, ты посмотри, что за луна…! Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки – и полетела бы … Вот так!» (Ученица читает стихотворение Юлии Софроновой) «Музыка ночная» Звучала музыка ночная великолепной тишиной. Глядели звезды, не мигая, даруя ласковый покой. Бессонница преображала сознанье, спутанное днем. И темнота воспламеняла мой мозг таинственным огнем. Ночь проходила постепенно – всему означен точный срок. Но ощущенье вселенной раскрыло сердце, как цветок. (Песня С.Туликова на стихи О.Милявского «Любите Россию» - продолжение работы) (Звучит тема второй части Концерта №2. Выход детей из класса) УРОК №3 С.В.Рахманинов. Концерт №2 для фортепиано с оркестром. Финал. «Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это склад моего характера, и потому это русская музыка. Я никогда не старался насильно писать именно русскую музыку или музыку еще какого – либо рода… Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю – это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце: любовь, горечь, печаль, религиозное настроение – все это составляет содержание моей музыки.» (Звучит вступление и тема главной партии финала Концерта №2. Вход детей в класс). Учитель: Мы слушали вступление и первую тему заключительной части Второго концерта для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова. Как звучала музыка? Дети: Сильно, твердо, мужественно, энергично, призывно, радостно, празднично. Учитель: В мощном звучании фортепиано словно воплотился голос России, воспевающий силу, красоту, духовное величие её народа, призывающий к единению торжественными звонами колоколов. (Звучит вступление и тема главной партии) Учитель: Вся история нашего народа отмечена величием борьбы за свое самоутверждение. И в этой борьбе идея единства Руси была самой важной и действенной, потому что в единении и сплоченности русский человек осознал свою силу. Идее братолюбия и единения русских людей отвечали колокольные звоны. Колокола сзывали народ на вече, набатом предупреждали об опасности, поднимали на борьбу, перезвонами встречами в храмах. «Колокольность» вошла в русскую музыку из жизни. Звон колоколов Рахманинов слышал с детства, когда сопровождал свою бабушку С.А. Бутакову на богомолье в храмы Новгорода и Петербурга. В памяти композитора отложились и колокольные перезвоны, несшиеся над золочеными куполами великолепных соборов Москвы и скромными звонницами деревенских церквей. Но, может быть, особенно волновала его сердце музыка вязовских колоколов, с которой тесно связаны многие события личной жизни Рахманинова в Ивановке: первое лето 1890 года в деревне, позже крестины его дочерей, пожар в имении, смерть и похороны отца… Что это за вязовские колокола? Недалеко от тамбовского села Ивановка в степном поселке Вязовка стояла Покровская церковь. Достопримечательностью церкви были колокола. Главный из них занимал место в середине звонницы. Сплав, из которого он был отлит, содержал много серебра, что придавало звону силу, величие и уникальный тембр. Голос великана был слышен в округе за двадцать пять верст. (Звучит вступление и тема главной партии Концерта №2) Учитель: В мелодическом и ритмическом рисунке темы есть элементы, общие с суровой начальной темой концерта. Эта связь не всегда улавливается сразу, по первому впечатлению. (Пропевание мелодии по нотам, написанным на доске. Нотный пример №4) Учитель: какие жанровые свойства имеет эта ритмически упругая тема? Дети: Маршевость и танцевальность. Учитель: В мажоре или миноре организованы здесь звуки по высоте? Дети: В миноре. Учитель: После всеобщего праздничного ликования мы слышим голос героя произведения. Как он звучит? (Звучит тема побочной партии финала Концерта №2) Дети: Он звучит светло, ласково, задушевно, приветливо, вдохновенно, с любовью. Учитель: Любит герой Россию, её народ? Дети: Да. Учитель: Чувства и эмоции героя выражает прежде всего мелодия. Она излагается у фортепиано или в оркестре? Дети: В оркестре. Учитель: Эта певучая мелодия не только интонационно близка лирической теме из первой части, но и полностью вобрала в себя её начальную фразу. Только здесь эта фраза звучит ближе к концу темы, образуя её кульминацию. В каком ладу звучит вторая тема? Дети: В мажоре. (Пропевание мелодии по нотам, написанным на доске). Нотный пример №5 Учитель: Из воспоминаний Карандеева Вячеслава Евгеньевича, неоднократно встречавшегося с С.В.Рахманиновым на тамбовской земле: «Вечером сидели на балконе за чаем. Где – то вдали послышалось стройное пение женских голосов. Глаза Рахманинова заблестели, на лице застыла добрая улыбка, и он весь превратился в слух. Остальные тоже молчали, слушая приятную старинную народную мелодию… Песня кончилась, а мы все еще сидели под её впечатлением. Первым заговорил Сергей Васильевич с необычайной теплотой и восхищением: - Подумать только, после тяжелой физической пятнадцатичасовой работы на молотилке и подкрепления незатейливым ужином люди могут еще петь и даже плясать. Насколько же вынослив, жизнерадостен и музыкален наш народ!» (Звучит второе проведение темы побочной партии) Учитель: Финал второго концерта для фортепиано с оркестром основан на двух темах. По характеру звучания темы сходны или контрастны? Дети: Контрастны. Учитель: Образ какой страны воспевает первая тема? Дети: России. Учитель: К чему призывает нас своими радостными звонами голос Родины? Дети: К единению, дружбе, сплоченности. Учитель: Какой образ раскрывает вторая тема? Дети: Образ лирического героя. Учитель: Что вы можете о нем сказать? Дети: Он радуется жизни и любит Россию. Учитель: Изложение двух тем составляет первый раздел музыкальной формы финала. Во втором разделе будет развиваться тема, в которой больше энергии движения, тема России. Две волны нарастания в развитии этой темы приводят к вершине, которая совпадает с началом третьего раздела формы – репризы. Начало репризы, где темы повторяются, нам следует отметить поднятием руки. В какой музыкальной форме излагается содержание финала Концерта? Дети: В сонатной форме. Учитель: При восприятии музыки финала нам предстоит определить, какие новые черты приобретут образы в своем развитии, какой образ утвердится в коде – заключительном построении финала, выражающем главную идею произведения. (Чтение эпиграфа урока – высказывания С.В.Рахманинова) (Звучит третья часть Концерта №2 С.В.Рахманинова) Учитель: Понравилась вам музыка? Дети: Да. Учитель: Какие новые черты приобрел образ России в своем развитии? Дети: Мужественность, силу, энергичность, легкость, устремленность. Учитель: Какие черты этого образы утверждаются в репризе? Дети: Праздничность, активность. Учитель: Как звучала лирическая тема в завершении финала? Дети: Торжественно, ликующе, величественно, восторженно. Учитель: Какими бы словами выразил композитор главную мысль финала? Дети: «Я люблю Россию». «Я счастлив, что живу в России» Учитель: Созвучные чувства любви к Родине воспевает поэт Николай Михайлович Рубцов. (Ученица читает стихотворение Н.М.Рубцова) Привет, Россия – родина моя! Как под твоей мне радостно листвою! И пенья нет, но ясно слышу я Незримых певчих пенье хоровое… Как будто ветер гнал меня по ней, По всей земле – по селам и столицам! Я сильный был, но ветер был сильней, И я нигде не мог остановиться. Привет, Россия – родина моя! Сильнее бурь, сильнее всякой воли Любовь к твоим овинам у жнивья, Любовь к тебе, изба в лазурном поле. За все хоромы я не отдаю Свой низкий дом с крапивой под оконцем… Как миротворно в горницу мою По вечерам закатывалось солнце! Как весь простор, небесный и земной, Дышал в оконце счастьем и покоем, И достославной веял стариной. И ликовал под ливнями и зноем!... Учитель: А мы свою любовь к Родине может выразить в песне. (Дети исполняют песню С.Туликова на слова О.Милявского «Любите Россию») (Звучит вступление и тема главной партии финала Концерта№2 Выход детей из класса). Список используемой литературы:
|
Конспект уроков по теме: «Композитор П. И. Чайковский. Первая симфония... В первой симфонии «Зимние грезы» П. И. Чайковский воспевает и красоту русской зимней природы, и красоту мыслей и чувств, навеянных... | Яхина Сайт «Peredayru» Игра на фортепьяно (Рустем Яхин) Концерт для фортепьяно с оркестром f-moll, I ч. Фортепиано һәм симфоник оркестр өчен концерт. I... | ||
Урок музыки в 1классе Тема: «Художник, поэт, композитор» ... | Тематическое планирование по программе «Музыка». 3 класс Рахманинов «Концерт №3 для ф-но с орк-ром», Гурилев «Однозвучно гремит колокольчик» | ||
Урок-концерт в 5 классе Авторы: Р. А. Степанникова, учитель музыки... Расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от поэтического слова, музыки, живописи | План-конспект урока по теме «Choosing a profession» План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой... | ||
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество... План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» | Учителя музыки Тема: «Музыкально-эстетическое воспитание школьников в процессе преподавания уроков музыки» | ||
Публичный доклад автономного общеобразовательного учреждения муниципального... Адрес: 141700, Московская область, г. Долгопрудный, ул. Молодежная, д. 10а, телефон/факс 576-03-36, телефон 576-02-72, e-mail: dolgoprudny13@mail... | Конспект бинарного урока изобразительного искусства и музыки по теме... План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа) | ||
Урок начинается с музыкального эпиграфа из второго концерта для фортепиано... Кузнецова Елена Николаевна, заместитель директора по увр муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Лицей... | Пояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным... Фортепиано – удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором... | ||
Аналитический отчёт о работе учителя музыки бабак инны евгеньевны за 2013/2014 учебный год Предмету "Музыка" в гбоу гимназии №1505 дети обучаются с 1 по 7 классы. Рабочие программы по музыке в 1-4 кл по системе "Школа России"... | Учебному плану начальной школы гбоу гимназии №1515 сзоуо до г. Москвы... Учебный план гбоу гимназии №1515 для начального общего образования разработан на основе | ||
Рабочая программа по музыке для 5 класса Составитель: учитель начальных классов Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством.... | План урока «Колокола на Руси». Урок разработала учитель музыки моу... |