Конспект уроков по теме: «Композитор П. И. Чайковский. Первая симфония «Зимние грезы» Учителя музыки Одинцовской гимназии №13 Т. С. Савиной Г. Одинцово Московская область





Скачать 90.34 Kb.
НазваниеКонспект уроков по теме: «Композитор П. И. Чайковский. Первая симфония «Зимние грезы» Учителя музыки Одинцовской гимназии №13 Т. С. Савиной Г. Одинцово Московская область
Дата публикации18.10.2013
Размер90.34 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект



ПЛАН – КОНСПЕКТ


Уроков по теме:
«Композитор П. И. Чайковский.

Первая симфония «Зимние грезы»

Учителя музыки

Одинцовской гимназии №13

Т.С. Савиной

Г. Одинцово

Московская область

«Люблю я нашу зиму

долгую, упорную»…

( П.И. Чайковский)


В Первой симфонии «Зимние грезы» П.И. Чайковский воспевает и красоту русской зимней природы, и красоту мыслей и чувств, навеянных общением с ней. Трепетно и восторженно он поет о единении со своим народом, о любви к родной земле, родной природе.

Переживание этих чувств помогает личностному росту юных слушателей.

Урок № 1
П. И. Чайковский. Первая симфония «Зимние грезы».

Часть первая «Грезы зимней дорогой».
«… Я люблю нашу русскую природу больше всякой другой, и русский зимний пейзаж имеет для меня ни с чем не сравнимую прелесть». (П. И. Чайковский).
(Звучит тема главной партии первой части Симфонии № 1. Вход детей в класс)

Учитель: Движение или неподвижность изобразила музыка?

Дети: Движение.

Учитель: В быстром чередовании двух звуков у скрипок будто слышится звон дорожных колокольчиков:

Нотный пример № 1.

И вспоминаются слова А.С. Пушкина:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.
И на фоне этого «звона» колокольчиков у флейты и фагота появляется мелодия снежных далей, мелодия зимней дороги.

Учитель: Как она звучит?

(Звучит первый элемент темы главной партии).

Дети: Грустно, печально, задумчиво, сердечно, задушевно.

(Пропевание мелодии по нотам, написанным на доске)

Нотный пример №2.

Учитель: Какое жанровое свойство имеет мелодия?

Дети: Песенность.

Учитель: Мелодия эта близка русским лирическим песням. D каком ладу она звучит?

Дети: В миноре.

Учитель: В каком темпе?

Дети: В быстром темпе.

Учитель: В развитии темы у двух флейт в октаву появляется новый мотив, который в дальнейшем особенно широко развивается у низких струнных инструментов. Как он звучит?

( Звучит второй элемент темы главной партии)

Дети: Тревожно, беспокойно, пугающе, угрожающе, мрачно, таинственно.

(Исполнение на фортепиано второго элемента темы)

Нотный пример № 3.

Учитель: Как у А.С. Пушкина:
Мчатся тучи, вьются тучи,

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна

Еду, еду в чистом поле,

Колокольчик дин-дин-дин …..

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!........
Образ зимней дороги, как мы поняли, многогранен.

Тема, которая его воплощает, состоит из двух элементов. Они звучат сходно или контрастно?

Дети: Контрастно.

Учитель: В дальнейшем изложении темы этот контраст усиливается: первый элемент просветляется, а второй приобретает более таинственные и угрожающие черты.

( Звучит продолжение темы главной партии)
Изображением большой зимней дороги начинается Первая симфония П.И. Чайковского. Её замысел возник в марте 1866 года в Петербурге, где Петр Ильич получил образование в Училище правоведения, а затем – в Консерватории. В Петербург его привезли в десятилетнем возрасте из далекого уральского городка Алапаевска.

В те времена расстояние преодолевались в основном на лошадях. На дорогах стояли почтовые станции, где проезжающие меняли лошадей, перевозящих почту, грузы и пассажиров. Эти станции в старину называли словом «ям». Следовательно, лошади были ямские и управлял ими ямщик.

Дороги были долгие и трудные. Вот как рассказывает герой пушкинского романа «Капитанская дочка»:

«…Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, проложенному крестьянскими санями. Вдруг ямщик начал посматривать в сторону и наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал:

- Барин, не прикажешь ли воротиться?

- Это зачем?

- Время ненадежно: ветер слегка подымается; вишь, как он сметает порошу.

- Что же за беда!

- А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток)

- Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба.

- А вон-вон: это облачко.

Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что предвещало буран.

Я слыхал о тамошних метелях и узнал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.

Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик,- беда: буран!...»
Слушали: 4. Тема главной партии. ( 2 м. 10 сек.)

Учитель: Долгий путь располагает к размышлению. Герой симфонии – путешественник имеет возможность не только побыть наедине с собой, но и увидеть красоту зимней природы. Какие чувства она пробуждает у героя?

(Звучит тема побочной партии)

Дети: Спокойно, нежно, ласково, с любовью, сердечно, задушевно.

Учитель: Любит герой природу?

Дети: Да.

Учитель: Какое жанровое свойство имеет мелодия?

Дети: Песенность.

Учитель: В каком ладу она звучит?

Дети: В мажоре.

( Пропевание мелодии по нотам, написанным на доске)

Нотный пример № 4
Учитель: И эта мелодия впитала в себя интонации русских народных напевов. Их П.И. Чайковский слышал с раннего детства и в заводском поселке Воткинск (ныне город Воткинск Республики Удмуртия), где он родился, и в Алапаевске ( на Урале).

Впоследствии композитор писал:

« Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то есть родственных с народною песнею приемов в мелодии и гармонии, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до старости люблю русский элемент во всех его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова».

Учитель: Давайте вспомним, что такое симфония?

Дети: Симфония – это цикл из четырех частей для симфонического оркестра.

Симфония«самая лирическая из всех музыкальных форм,» - считал композитор, и потому « не должна ли она выражать все то, для чего нет слов, но что просится из души и что хочет быть высказано?»

Учитель: В основе первой части Первой симфонии П.И. Чайковского лежат две темы. Они сходны или контрастны?

Дети: Контрастны.

Учитель: Какой образ воплощает первая тема?

Дети: Образ зимней дороги.

Учитель: Какой образ раскрывает вторая тема?

Дети: Образ души героя, лирический образ.

Учитель: Изложение этих тем составляет первый раздел музыкальной формы. Во втором разделе развивается тема зимней дороги. Нам надо проследить, как она звучит в развитии. Здесь же появляется новая тема. Отметьте её и определите её содержание. В третьем разделе музыкальной формы темы повторяются. Обратите внимание, как по-новому звучит тема зимней дороги при повторении.

В какой музыкальной форме будет излагаться содержание первой части Симфонии?

Дети: В сонатной форме.

Учитель: Нам предстоит определить главную мысль, которую выражает композитор в этой форме.

Н.В. Гоголь:

«… Эх, тройка! Птица тройка, что тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи…»

Русская зимняя дорога с её «однозвучным колокольчиком», тройкой, ямщицкой песней воспринимается нами как лирический образ родины.

Н.В. Гоголь:

« Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе … Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущая по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душ, и вьются около моего сердца?»
( Звучит первая часть Первой симфонии)
Учитель: Понравилась музыка?

Дети: Да.

Учитель: Как звучала тема главной дороги в развитии?

Дети: Более тревожно, мрачно, драматично.

Учитель: Какое жанровое свойство имеет новая тема, которая звучала во втором разделе?

Дети: Танцевальность.

Учитель: О каком событии она рассказывает?

Дети: О празднике.

Учитель: Мы предполагаем, что путник с радостью ожидает предстоящую встречу с близкими людьми. Как звучала тема зимней дороги при повторении?

Дети: Ярко, уверенно, торжественно.

Учитель: П.И. Чайковский назвал первую часть Симфонии « Грёзы зимней дорогой». Вот что он пишет:

« …Я люблю нашу русскую природу больше всякой другой, и русский зимний пейзаж имеет для меня ни с чем не сравнимую прелесть.»

Композитор любил природу и наслаждался общением с ней. Деревня, скромная церквушка вдали, какая-нибудь речушка с мелким кустарником по берегам приводили его в состояние восторга. Природа вдохновляла композитора на новые сочинения, снимала напряжение и усталость:

«Живя вдвоем с природой, делаешься как ребенок восприимчив к самым простым, безыскусственным радостям, причиненным ею». ( П. И. Чайковский)

Любовь к зимней природе, зимней дороге выражают в своих произведениях и художники, писатели, поэты:

(Ученики читают стихи русских поэтов)

Афанасий Фет
***

Чудная картинка,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна.
Свет небес высоких

И блестящий снег.

И саней далеких

Одинокий бег.


Сергей Есенин

«Пороша»

Еду. Тихо. Слышны звоны.

Под опытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

1914 г.
А мы свою любовь к зимней природе, зимней дороге можем выразить в песне Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского «Эх, зима, зима!».

( Песня И. Чичкова на стихи М. Пляцковского. Знакомство и разучивание)

(Звучит тема главной партии. Выход детей из класса).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект уроков по теме: «Композитор П. И. Чайковский. Первая симфония «Зимние грезы» Учителя музыки Одинцовской гимназии №13 Т. С. Савиной Г. Одинцово Московская область iconПлан конспект уроков по теме: «Композитор С. В. Рахманинов Концерт...
Россию. Музыка этого произведения пробуждает в сердцах юных слушателей любовь к Родине – чувство, которое укрепляет дух, придает...
Конспект уроков по теме: «Композитор П. И. Чайковский. Первая симфония «Зимние грезы» Учителя музыки Одинцовской гимназии №13 Т. С. Савиной Г. Одинцово Московская область iconПетр Ильич Чайковский великий русский композитор. Гудзь Л. Н. учитель музыки
Икт: cd п. И. Чайковский – Квартет №1 для струнных Ре мажор, соч. 11, 2 часть. Andante cantabile в исполнении Государственного квартета...
Конспект уроков по теме: «Композитор П. И. Чайковский. Первая симфония «Зимние грезы» Учителя музыки Одинцовской гимназии №13 Т. С. Савиной Г. Одинцово Московская область iconУрок музыки в 1классе Тема: «Художник, поэт, композитор»
...
Конспект уроков по теме: «Композитор П. И. Чайковский. Первая симфония «Зимние грезы» Учителя музыки Одинцовской гимназии №13 Т. С. Савиной Г. Одинцово Московская область iconДуховное противостояние фашизму. («Седьмая симфония Шостаковича»...
Во время войны композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал Седьмую симфонию, ставшую великим произведением, которое вдохновляло...
Конспект уроков по теме: «Композитор П. И. Чайковский. Первая симфония «Зимние грезы» Учителя музыки Одинцовской гимназии №13 Т. С. Савиной Г. Одинцово Московская область iconГородской образовательный портал Рубрика «Из опыта работы учителя...
Материалы подготовили учитель музыки Новоселова В. А первая квалификационная категория и учитель русского языка и литературы Карпенко...
Конспект уроков по теме: «Композитор П. И. Чайковский. Первая симфония «Зимние грезы» Учителя музыки Одинцовской гимназии №13 Т. С. Савиной Г. Одинцово Московская область iconКалендарно-тематическое планирование Музыка 3 класс
Мелодическая линия. Песенность. Лирический образ симфонии. П. И. Чайковский. Симфония №4
Конспект уроков по теме: «Композитор П. И. Чайковский. Первая симфония «Зимние грезы» Учителя музыки Одинцовской гимназии №13 Т. С. Савиной Г. Одинцово Московская область iconУчителя музыки
Тема: «Музыкально-эстетическое воспитание школьников в процессе преподавания уроков музыки»
Конспект уроков по теме: «Композитор П. И. Чайковский. Первая симфония «Зимние грезы» Учителя музыки Одинцовской гимназии №13 Т. С. Савиной Г. Одинцово Московская область iconТематическое планирование уроков музыки 5 класс
П. Чайковский «Грустная песенка». М. Глинка «Жаворонок». М. Глинка – М. Балакирев «Жаворонок». Г. Свиридов «Поет зима, аукает» (из...
Конспект уроков по теме: «Композитор П. И. Чайковский. Первая симфония «Зимние грезы» Учителя музыки Одинцовской гимназии №13 Т. С. Савиной Г. Одинцово Московская область iconЛюдвиг ван Бетховен. Симфония №3 «Героическая» Es dur (ор. 55)
Любое произведение Бетховена – плод многолетнего труда. Героическая симфония создавалась в течение 1,5 лет (1803-1804гг). Начиная...
Конспект уроков по теме: «Композитор П. И. Чайковский. Первая симфония «Зимние грезы» Учителя музыки Одинцовской гимназии №13 Т. С. Савиной Г. Одинцово Московская область iconПубличный доклад автономного общеобразовательного учреждения муниципального...
Адрес: 141700, Московская область, г. Долгопрудный, ул. Молодежная, д. 10а, телефон/факс 576-03-36, телефон 576-02-72, e-mail: dolgoprudny13@mail...
Конспект уроков по теме: «Композитор П. И. Чайковский. Первая симфония «Зимние грезы» Учителя музыки Одинцовской гимназии №13 Т. С. Савиной Г. Одинцово Московская область iconПояснительная записка
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....
Конспект уроков по теме: «Композитор П. И. Чайковский. Первая симфония «Зимние грезы» Учителя музыки Одинцовской гимназии №13 Т. С. Савиной Г. Одинцово Московская область iconКонспект обобщающего урока по теме
Данный урок является обобщающим уроком четверти. В предыдущих уроках дети знакомятся с такими музыкальными жанрами как: опера, балет,...
Конспект уроков по теме: «Композитор П. И. Чайковский. Первая симфония «Зимние грезы» Учителя музыки Одинцовской гимназии №13 Т. С. Савиной Г. Одинцово Московская область iconУрок музыки. Тема: П. И. Чайковский «Времена года»
Задачи: а образовательная – расширить кругозор уч-ся; ознакомить с техникой машинной вышивки
Конспект уроков по теме: «Композитор П. И. Чайковский. Первая симфония «Зимние грезы» Учителя музыки Одинцовской гимназии №13 Т. С. Савиной Г. Одинцово Московская область iconКонспект урока музыки просвирниной Ольги Сергеевны учителя музыки...
Просвирниной Ольги Сергеевны учителя музыки средней общеобразовательной школы №13 г Балаково
Конспект уроков по теме: «Композитор П. И. Чайковский. Первая симфония «Зимние грезы» Учителя музыки Одинцовской гимназии №13 Т. С. Савиной Г. Одинцово Московская область iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: авторская выставка книг; презентация с иллюстрациями к произведению, аудиозапись классической музыки Л. Бетховен «Адажио...
Конспект уроков по теме: «Композитор П. И. Чайковский. Первая симфония «Зимние грезы» Учителя музыки Одинцовской гимназии №13 Т. С. Савиной Г. Одинцово Московская область iconКонспект урока английского языка по теме «Школы Великобритании» (...
Образовательная цель: организовать деятельность учащихся, направленную на развитие речевых умений по теме «Школы Великобритании»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск