Скачать 114.02 Kb.
|
Имя числительное как часть речи Цель урока:
Ход урока
Вывод: На сегодняшнем уроке мы познакомимся с именем числительным, надо знать их общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении; уметь находить числительные в тексте; различать количественные и порядковые числительные, отличать от других частей речи.
1) Сегодня наше путешествие лежит в город, неизвестный нам - Числитинск. Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел немыслима наука и сама жизнь Город Числитинск занимает 8-е место в Морфологии по частоте употребления в речи. Особенно большую роль в жизни человека играют числа первого десятка. 2) Возьмем число один. Оно очень активно участвует в словообразовании. Отправимся на улицу Словообразовательную и убедимся в этом. — От корня один образуйте слова. (По цепочке ребята произносят и записывают в тетрадь). З! Один - одиночка, одиночество, одинаковый, одинокий, одинарный, однажды, однако и т.д. А как много сложных слов образовано от этого слова. Подумайте и предложите сложные слова: З! Однобокий, однотомный, одноствольный, однозначно, однообразный, одноместный, однокомнатная, одноклассники, однополчане, однокурсник, однообразие. 3) В старославянском один звучал как един. А сколько слов в русском языке с этим корнем! Запишите: З! Единение, единица, единичный, единственный, единство, единый. А сложных слов сколько! З! Единогласно, единодушие, единомышленник, единоначалие.
З! Все, как один! В один голос, за один присест, ставить на одну доску, стричь под одну гребенку, один как перст.
6) (13 слайд) ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Отвечает на вопрос сколько? какой? который? Имена числительные делятся на 2 группы: обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? 2 группа отвечает на вопрос какой? который? и обозначает порядок предметов при счёте 7) Имена числительные, которые обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? называются количественные Имена числительные, которые обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой? который? называются порядковые 8) Числительные играют важную роль в жизни людей. Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их вес, стоимость. По частоте употребления числительное занимает 8 место. Самые частотные числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять. Частотность употребления числительных в речи подтверждается большим количеством фразеологизмов, в которых они используются. Чтение фразеологизмов с объяснением их значения. З! 1-2 фразеологизма запишите в тетрадях. На один зуб (мало), семь потов сошло (очень устал), из первых рук (достоверно), опять двадцать пять (всё сначала), как свои пять пальцев (знать очень хорошо), как две капли воды (очень похожи). 9) Вспомните пословицы и загадки, где встречаются числительные. Один ум хорошо, а два лучше. Семь раз отмерь - один отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Четыре братца под одной крышей. Два братца через дорогу живут. Вывод: Числительные употребляются в образной речи. NB! Физкультминутка
а) Имена числительные в древнерусском языке. Один на десяте → Один + на + дцать → одиннадцать Два на десяте, → Два + на + дцать → двенадцать Три на десяте → Три + на + дцать → тринадцать б) Сорок (читают дети) Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. (Из «Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского) в) Миллион. (читают дети) Слово миллион имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего «тысяча», и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища. 11) У: А сейчас немного повторим то, что узнали на уроке Работа на карточках. Сильные учащиеся записывают, слабые выбирают и подчеркивают. А теперь допишите предложения: Для 1 группы:
Для 2 группы:
12) Переходим на улицу Синтаксическую и посмотрим, какими членами предложения могут быть числительные. Запись предложений с разбором. Три и два - пять. В окне на пятом этаже погас свет. Мы привезли в зоопарк двух слонов и трех медведей. А теперь сделайте вывод о синтаксической роли числительных. (Они могут быть разными членами предложения). VI. Закрепление изученного материала 1) Закончите предложение.
2) Найдите числительные. Что для этого надо? Пять или пятёрка – какая разница? Сравните:
3) Найдите числительные. Как вы это сделали? ЗВОНКИ. Я Володины отметки Узнаю без дневника. Если брат приходит с тройкой - Раздаются три звонка. Если вдруг у нас в квартире Начинается трезвон – Значит, пять или четыре Получил сегодня он. Если он приходит с двойкой, Слышу я издалека: Раздаются два коротких, Нерешительных звонка! Ну, а если единица – Он тихонько в дверь стучится. (А. Барто.) 4) Найдите числительные
Санкт-Петербург - один из красивейших городов России. По количеству м…стов он стоит на втором месте после Венеции. Если все м…сты города выт…нуть в одну линию, то общая прот…жённость составит одиннадцать километров. Шесть цепных мостов были построены в девятнадцатом веке. VI Подведение итогов. Что узнали? Чему научились? VII Домашнее задание.
Приложение. Сорок Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. (Из «Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского) Миллион. Слово миллион имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего «тысяча», и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища. Закончите предложение.
Подчеркните правильный вариант.
Вставьте пропущенные числительные, …………. одёжек, все без застёжек. (Загадка) …………. раз отмерь, ….. …….раз отрежь. (Пословица) Обманули простака На …........................... кулака! (Дразнилка) ……! ………! …..…! …………………! Кто не спит у нас в квартире? Всем на свете нужен сон! Кто не спит, тот выйдет вон! (Считалка) Какие числительные встречаются в тексте. Выпишите их. Санкт-Петербург - один из красивейших городов России. По количеству м…стов он стоит на втором месте после Венеции. Если все м…сты города выт…нуть в одну линию, то общая прот…жённость составить одиннадцать километров. Шесть цепных мостов были построены в девятнадцатом веке. Закончите предложение.
Найдите числительные. Запишите в тетрадь числительные и вопрос на который они отвечают. Пять или пятёрка – какая разница? Сравните:
Найдите числительные. Запишите в тетрадь числительные и вопрос на который они отвечают ЗВОНКИ. Я Володины отметки Узнаю без дневника. Если брат приходит с тройкой - Раздаются три звонка. Если вдруг у нас в квартире Начинается трезвон – Значит, пять или четыре Получил сегодня он. Если он приходит с двойкой, Слышу я издалека: Раздаются два коротких, Нерешительных звонка! Ну, а если единица – Он тихонько в дверь стучится. (А. Барто.) Найдите числительные. Запишите в тетрадь числительные и вопрос на который они отвечают.
|
Конспект урока «Понятие о глаголе» (6 класс) Цели: дать понятие о... Исходная компетенция учителя (владение икт и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером и проекционным... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель обучения: обобщить и систематизировать знания учащихся о числительном как части речи; уметь отличать числительные от других... | ||
Сидоркина Лиана Владимировна Учитель русского языка и литературы... Цель: сформировать понятие о глаголе как части речи, дать понятие о грамматических категориях глагола | Урока: изучение нового материала Тема: «Служебные части речи» Цель: Формирование умения распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: Ознакомление с существенными признаками имени прилагательного как части речи и его роль в устной и письменной речи. Формирование... | Тема урока: Местоимение как часть речи Цель урока: Познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части речи; формирование умения находить местоимения в речи,... | ||
Урок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное" Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи | Урока русского языка в 3 классе Урок путешествие Учебные: закрепить, обобщить знания об имени существительном как части речи и его морфологических признаках; проверить умения, приобретенные... | ||
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи» Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний | Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» Планируемые результаты: обучающиеся закрепляют умение распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных;... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Морфология». Этот раздел, как вы уже знаете, изучает части речи русского языка. Давайте вспомним, какие части речи существуют в... | Урока: 40 минут Цели урока: Организационные Тема урока Обобщение знаний об имени существительном. Презентация учебного проекта «За страницами учебника» (Раздел «Части речи.... | ||
Урок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге" Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: обучить детей порядку разбора имени существительного как части речи; закрепить знания о имени существительном; формировать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная: научить учащихся использовать и выделять в речи имена прилагательные, закрепить морфологические знания учащихся... | Конспект урока что такое тип речи фио (полностью) Койбакова Гульмира Мауталиевна Место работы Цель урока: дать понятие о типах речи, научить обучающихся распознавать типы речи |