Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок





Скачать 101.82 Kb.
НазваниеУрок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок
Дата публикации24.09.2013
Размер101.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МБОУ Гимназия г. Навашино

Урок по литературе

«Золотая рыбка» Константина Бальмонта
Урок подготовила

учитель русского языка

и литературы

Морозова В.А.

2012-2013 учебный год

Цель урока:

-изучение стихотворения К. Бальмонта «Золотая рыбка».

Задачи:

-образовательные:

-познакомить учащихся с творчеством К. Бальмонта, закрепить знания учащихся о выразительных средствах языка;

-развивающие:

-развивать воображение, логическое мышление, речь учащихся, развивать умение сравнивать, формировать умение анализировать стихотворные произведения;

-воспитывающие:

-воспитывать интерес к изучению литературы, осуществлять межпредметную связь литературы с изобразительным искусством, мировой художественной культурой, формировать у учащихся навык сотрудничества.

План- конспект урока




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, выявление отсутствующих.

- Здравствуйте ребята! Садитесь. Кто сегодня отсутствует?

Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Константина Дмитриевича Бальмонта «Золотая рыбка».


Учащиеся садятся, готовятся к уроку. Дежурные называют отсутствующих.

2


3

Постановка цели урока.

Усвоение новых знаний:

- сообщение учащихся о Константине Бальмонте;

- знакомство с текстом стихотворения;

- работа с текстом произведения (беседа);

- релаксационная пауза;

- Работа с текстом и иллюстрациями учащихся;

- Ребята, давайте представим сегодня, что мы художники, и нам нужно нарисовать иллюстрацию к стихотворению Константина Бальмонта «Золотая рыбка».

- А что вы знаете об этом писателе?

Спасибо, . . . ! Молодец!

Ребята, как настоящие художники, вы, конечно же, знаете, что невозможно ПРАВИЛЬНО выполнить иллюстрацию, не определив тему и главную мысль стихотворения, выраженное в нем чувство, не осмыслив изобразительные средства языка.

- А какие выразительные средства языка вы знаете?


«Золотая рыбка»
В замке был веселый бал,

Музыканты пели.

Ветерок в саду качал

Легкие качели.
В замке, в сладостном бреду,

Пела, пела скрипка.

А в саду была в пруду

Золотая рыбка.
И кружились под луной

Точно вырезные,

Опьяненные весной

Бабочки ночные.
Пруд качал в себе звезду,

Гнулись травы гибко,

И мелькала там в пруду

Золотая рыбка.
Хоть не видели ее

Музыканты бала,

Но от рыбки, от нее,

Музыка звучала.
Чуть настанет тишина,

Золотая рыбка

Промелькнет, и вновь видна

Меж гостей улыбка.
Снова скрипка зазвучит,

Песня раздается.

И в сердцах любовь журчит,

И весна смеется.
Взор ко взору шепчет: «Жду!»

Так светло и зыбко,

От того, что там в пруду –

Золотая рыбка.
- Куда мы попали вместе с автором стихотворения?
- Понравилось ли вам на балу?
- А что особенно?

- Какова же тема стихотворения Константина Бальмонта?
- Ребята, а теперь давайте попробуем понять настроение поэта, написавшего стихотворение «Золотая рыбка». А для этого нам нужно мысленно представить себя на балу в замке.

- Что делают люди на балах?

- А какие звуки слышите вы, слушая это стихотворение?

- Вот вы сказали, что люди на балах танцуют. А какие танцы без музыки. В тексте стихотворения подчеркните слова и словосочетания, которые позволяют услышать музыку.

- Молодцы, ребята! Как вы думаете, как чувствуют себя гости замка?

- А гости счастливы?
- А как вы узнали? Поняли это?
- Ребята, так какова же главная мысль стихотворения?

- Ребята, как настоящим художникам, нам нужен небольшой отдых. Давайте расслабимся и чуть-чуть отдохнем.

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно, Брызги пены, шум прибоя,

А над морем шум прибоя.

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И золотую рыбку догоняй.
- Ребята, а теперь давайте посмотрим на ваши рисунки, ведь вы, как самые настоящие художники, сделали эскизы, наброски. Скажите, они вам нравятся?
- А мне вот ваши рисунки не очень нравятся. Мне кажется, что невнимательно прочитали стихотворение. Давайте обратимся к тексту.

- Скажите, в какое время был веселый бал?
- Как вы об этом узнали?
- Умница! Ребята, знаете, я ведь тоже сделала рисунок.

Давайте посмотрим на ваши рисунки и на мой. И сравните их. В чем разница?

- А вы считаете, что она нужна?

- Скажите, можно ли увидеть НОЧЬЮ рыбку в пруду? На балу кто-нибудь видел ее? Посмотрите, что говорится об этом в стихотворении?

- Какую же рыбку «качал» пруд? Догадались?
- А что значит «качал»?
- Понятно вам теперь название стихотворения?


- Ребята, а как называется такой прием в литературе?
- скажите, что же нужно изобразить на рисунке?


- Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы самые настоящие художники, которые смогут сделать не только красивые, но и правильные иллюстрации к стихотворению К. Бальмонта «Золотая рыбка».

- Скажите, в каком художественном произведении встречается образ Золотой рыбки?


- Ребята, давайте попробуем сравнить этих рыбок, найти в них общее и различное.

- Пофантазируйте и ответьте, что случилось бы в мире, если бы вдруг Золотая рыбка погибла.

- Молодцы, ребята.


Константин Дмитриевич Бальмонт родился

- Эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола.

- На бал.

- Да.
Учащиеся делятся своими впечатлениями.

- Веселый бал в замке.

- Веселятся, слушают музыку и, конечно, танцуют.

- При чтении стихотворения мы слышим мерный скрип качелей, музыку скрипки, песню музыкантов, шелест травы, шум крыльев ночных бабочек.


- Музыканты пели, пела скрипка, от рыбки… музыка звучала, снова скрипка зазвучит, песня раздается!


- Всем им очень весело, легко, радостно.
- Да.

- Автор говорит: «В замке был веселый бал.»

«Меж гостей видна улыбка.»

«В сердцах любовь журчит.»

«Весна смеется.»


После обсуждения.

- Жизнь прекрасна, когда ощущаешь счастье и любовь.
Учащиеся выполняют соответствующие движения руками.

- Да, нравятся.


- Ночью.
- Бабочки кружились под луной, а луна бывает ночью.

- В стихотворении говорится, что эти бабочки были ночными.
- На вашем рисунке нет золотой рыбки.

- Конечно, стихотворение же называется «Золотая рыбка».
- Нет. «… не видели ее музыканты бала…».
- «Пруд качал в себе звезду».

- В стихотворении говорится, что дул легкий ветерок, на пруду появились волны. И звездочка то отражалась в воде, то нет.

- Да. Отблеск ночной звездочки на воде напоминает золотую рыбку.

- Метафора.
- Нужно нарисовать пруд, лунную дорожку и отраженную звездочку.


- Образ Золотой рыбки встречается в произведении А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».


- Обе рыбки волшебные, золотые, обе творят чудеса.

- Золотая рыбка А.С. Пушкина дарит материальные богатства, а бальмонтовская – духовные.

- Рыбка Бальмонта невидима, а в сказке А.С. Пушкина рыбку видит старик.

- Если бы рыбка погибла, то в мире наступило бы царство мрака, люди перестали бы любить друг друга, не было бы весны, бабочек, умерла бы музыка.

4

Подведение итогов работы.

- Вот и заканчивается наш урок. Ребята, скажите, а вы поняли какие чувства, эмоции хотел донести до нас автор.

- Тогда попробуйте сейчас сочинить синквейн по этому стихотворению.
Учитель оценивает работу учащихся, благодарит их за работу.

- Да. Чувства счастья, радости, любви.

Учащиеся сочиняют, а потом зачитывают свои синквейны.

5

Домашнее задание.

Я надеюсь, что сегодня на уроке вы узнали много нового.

Дома вам нужно подготовиться к выразительному чтению стихотворения, а также нарисовать правильную иллюстрацию.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок iconКонспект открытого урока русского языка в 8 классе
Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Константина Дмитриевича Бальмонта «Золотая...
Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок iconУрок» Осип Мандельштам Фрагмент занятия Тема: «Золотая рыбка»
Развивать координационные способности. Совершенствовать двигательные умения и навыки мелкой моторики пальцев рук
Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Золотая рыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Политическая раздробленность на Руси». Урок по теме «Русь и Золотая Орда», §14, урок №18
Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методист по дошкольному воспитанию Заведующая мбдоу №14 уоамо кувандыкский район «Золотая рыбка» комбинированного
Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №27 «Золотая рыбка»
Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок iconРасписание звонков: 1 урок 00 45 2 урок 55 10. 40 3 урок 10. 50 11....
Муниципальное образовательное учреждение «Домозеровская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: 162645, Вологодская...
Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок iconУрок формирования знаний
Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др
Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок iconМуниципальное образование город Ноябрьск Управление образования Администрации...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Каширина Н. А. Лауреат премии им. К. Д. Бальмонта главы Администрации городского округа Шуя «За вклад в популяризацию жизни и творчества...
Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок iconТехнологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке
Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование...
Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок iconУрок-экскурсия Тема: «Золотая осень»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №23»
Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок iconУрока по литературе
Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Это урок милосердия, чуткости, доброты
Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок iconОни сражались за Родину
Урок-размышление над повестями В. Катаева «Сын полка» и Л. Агакова «Золотая цепочка»
Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск