МБОУ Гимназия г. Навашино
Урок по литературе
«Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок подготовила
учитель русского языка
и литературы
Морозова В.А.
2012-2013 учебный год
Цель урока:
-изучение стихотворения К. Бальмонта «Золотая рыбка».
Задачи:
-образовательные:
-познакомить учащихся с творчеством К. Бальмонта, закрепить знания учащихся о выразительных средствах языка;
-развивающие:
-развивать воображение, логическое мышление, речь учащихся, развивать умение сравнивать, формировать умение анализировать стихотворные произведения;
-воспитывающие:
-воспитывать интерес к изучению литературы, осуществлять межпредметную связь литературы с изобразительным искусством, мировой художественной культурой, формировать у учащихся навык сотрудничества.
План- конспект урока
№
| Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1
| Организационный момент
| Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, выявление отсутствующих.
- Здравствуйте ребята! Садитесь. Кто сегодня отсутствует?
Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Константина Дмитриевича Бальмонта «Золотая рыбка».
|
Учащиеся садятся, готовятся к уроку. Дежурные называют отсутствующих.
| 2
3
| Постановка цели урока.
Усвоение новых знаний:
- сообщение учащихся о Константине Бальмонте;
- знакомство с текстом стихотворения;
- работа с текстом произведения (беседа);
- релаксационная пауза;
- Работа с текстом и иллюстрациями учащихся;
| - Ребята, давайте представим сегодня, что мы художники, и нам нужно нарисовать иллюстрацию к стихотворению Константина Бальмонта «Золотая рыбка».
- А что вы знаете об этом писателе?
Спасибо, . . . ! Молодец!
Ребята, как настоящие художники, вы, конечно же, знаете, что невозможно ПРАВИЛЬНО выполнить иллюстрацию, не определив тему и главную мысль стихотворения, выраженное в нем чувство, не осмыслив изобразительные средства языка.
- А какие выразительные средства языка вы знаете?
«Золотая рыбка» В замке был веселый бал,
Музыканты пели.
Ветерок в саду качал
Легкие качели. В замке, в сладостном бреду,
Пела, пела скрипка.
А в саду была в пруду
Золотая рыбка. И кружились под луной
Точно вырезные,
Опьяненные весной
Бабочки ночные. Пруд качал в себе звезду,
Гнулись травы гибко,
И мелькала там в пруду
Золотая рыбка. Хоть не видели ее
Музыканты бала,
Но от рыбки, от нее,
Музыка звучала. Чуть настанет тишина,
Золотая рыбка
Промелькнет, и вновь видна
Меж гостей улыбка. Снова скрипка зазвучит,
Песня раздается.
И в сердцах любовь журчит,
И весна смеется. Взор ко взору шепчет: «Жду!»
Так светло и зыбко,
От того, что там в пруду –
Золотая рыбка. - Куда мы попали вместе с автором стихотворения? - Понравилось ли вам на балу? - А что особенно?
- Какова же тема стихотворения Константина Бальмонта? - Ребята, а теперь давайте попробуем понять настроение поэта, написавшего стихотворение «Золотая рыбка». А для этого нам нужно мысленно представить себя на балу в замке.
- Что делают люди на балах?
- А какие звуки слышите вы, слушая это стихотворение?
- Вот вы сказали, что люди на балах танцуют. А какие танцы без музыки. В тексте стихотворения подчеркните слова и словосочетания, которые позволяют услышать музыку.
- Молодцы, ребята! Как вы думаете, как чувствуют себя гости замка?
- А гости счастливы? - А как вы узнали? Поняли это? - Ребята, так какова же главная мысль стихотворения?
- Ребята, как настоящим художникам, нам нужен небольшой отдых. Давайте расслабимся и чуть-чуть отдохнем.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно, Брызги пены, шум прибоя,
А над морем шум прибоя.
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И золотую рыбку догоняй. - Ребята, а теперь давайте посмотрим на ваши рисунки, ведь вы, как самые настоящие художники, сделали эскизы, наброски. Скажите, они вам нравятся? - А мне вот ваши рисунки не очень нравятся. Мне кажется, что невнимательно прочитали стихотворение. Давайте обратимся к тексту.
- Скажите, в какое время был веселый бал? - Как вы об этом узнали? - Умница! Ребята, знаете, я ведь тоже сделала рисунок.
Давайте посмотрим на ваши рисунки и на мой. И сравните их. В чем разница?
- А вы считаете, что она нужна?
- Скажите, можно ли увидеть НОЧЬЮ рыбку в пруду? На балу кто-нибудь видел ее? Посмотрите, что говорится об этом в стихотворении?
- Какую же рыбку «качал» пруд? Догадались? - А что значит «качал»? - Понятно вам теперь название стихотворения?
- Ребята, а как называется такой прием в литературе? - скажите, что же нужно изобразить на рисунке?
- Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы самые настоящие художники, которые смогут сделать не только красивые, но и правильные иллюстрации к стихотворению К. Бальмонта «Золотая рыбка».
- Скажите, в каком художественном произведении встречается образ Золотой рыбки?
- Ребята, давайте попробуем сравнить этих рыбок, найти в них общее и различное.
- Пофантазируйте и ответьте, что случилось бы в мире, если бы вдруг Золотая рыбка погибла.
- Молодцы, ребята.
|
Константин Дмитриевич Бальмонт родился
- Эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола.
- На бал.
- Да. Учащиеся делятся своими впечатлениями.
- Веселый бал в замке.
- Веселятся, слушают музыку и, конечно, танцуют.
- При чтении стихотворения мы слышим мерный скрип качелей, музыку скрипки, песню музыкантов, шелест травы, шум крыльев ночных бабочек.
- Музыканты пели, пела скрипка, от рыбки… музыка звучала, снова скрипка зазвучит, песня раздается!
- Всем им очень весело, легко, радостно. - Да.
- Автор говорит: «В замке был веселый бал.»
«Меж гостей видна улыбка.»
«В сердцах любовь журчит.»
«Весна смеется.»
После обсуждения.
- Жизнь прекрасна, когда ощущаешь счастье и любовь. Учащиеся выполняют соответствующие движения руками.
- Да, нравятся.
- Ночью. - Бабочки кружились под луной, а луна бывает ночью.
- В стихотворении говорится, что эти бабочки были ночными. - На вашем рисунке нет золотой рыбки.
- Конечно, стихотворение же называется «Золотая рыбка». - Нет. «… не видели ее музыканты бала…». - «Пруд качал в себе звезду».
- В стихотворении говорится, что дул легкий ветерок, на пруду появились волны. И звездочка то отражалась в воде, то нет.
- Да. Отблеск ночной звездочки на воде напоминает золотую рыбку.
- Метафора. - Нужно нарисовать пруд, лунную дорожку и отраженную звездочку.
- Образ Золотой рыбки встречается в произведении А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Обе рыбки волшебные, золотые, обе творят чудеса.
- Золотая рыбка А.С. Пушкина дарит материальные богатства, а бальмонтовская – духовные.
- Рыбка Бальмонта невидима, а в сказке А.С. Пушкина рыбку видит старик.
- Если бы рыбка погибла, то в мире наступило бы царство мрака, люди перестали бы любить друг друга, не было бы весны, бабочек, умерла бы музыка.
| 4
| Подведение итогов работы.
| - Вот и заканчивается наш урок. Ребята, скажите, а вы поняли какие чувства, эмоции хотел донести до нас автор.
- Тогда попробуйте сейчас сочинить синквейн по этому стихотворению. Учитель оценивает работу учащихся, благодарит их за работу.
| - Да. Чувства счастья, радости, любви.
Учащиеся сочиняют, а потом зачитывают свои синквейны.
| 5
| Домашнее задание.
| Я надеюсь, что сегодня на уроке вы узнали много нового.
Дома вам нужно подготовиться к выразительному чтению стихотворения, а также нарисовать правильную иллюстрацию.
|
| |