План-конспект урока, проведенного в 11 классе «А»





Скачать 188.07 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока, проведенного в 11 классе «А»
Дата публикации25.09.2013
Размер188.07 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Литература > План-конспект

Чернякова Татьяна Леонидовна

План-конспект урока, проведенного в 11 классе «А»

Тема: Наблюдения над авторской и редакторской правкой.

Цели урока:

Образовательные: Выявление тропов и фигур в литературном произведении, установление их связей с идейным содержанием произведения и с мировосприятием автора; обучение редакторской правке.

Воспитательные: Воспитывать внимательное отношение к слову.

Развивающие: Развивать творческую активность и самостоятельность учащихся в выражении собственного мнения.

Оборудование: мультимедийный проектор, индивидуальный комплект карточек.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя. (Слайд № 1-3)
Замысел – это молния… Появление его всегда бывает подготовлено внутренним состоянием.… Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок…

К. Паустовский. «Золотая роза»

Язык особенно требует тщатель­ного отбора всего лучшего, что в нем есть,— ясного, точного, красочного, звучного, и дальней­шего любовного развития этого лучшего.

М. Горький

Если слово пришло в голову одновременно двум,— го­ворил Ильф,— значит, оно может прийти в голову трем и че­тырем,— значит, оно слишком близко лежало. Нужно искать другое. Это трудно. Но кто сказал, что со­чинять художественные произведения легкое дело?
Всмотритесь в рукописи выдающихся мастеров художе­ственной литературы, вдумайтесь в то, что говорят они о своей не­устанной, поистине титанической работе по совершенствованию, улучшению произведений, когда, по словам В. В. Маяковского, «...изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды».

Те наблюдения, которые вы сделаете, и те упражнения, кото­рые вам предстоит выполнить, конечно, они должны дать вам необходимые практические умения, помочь вам укрепиться в мысли о необходимости работать над сочине­нием так, как советовал К. Паустовский: «Я думаю, что надо работать над рассказом в две страницы во всю силу, «до по­толка», и вложить в этот рассказ все самое лучшее, что в вас заключено. И никогда себя не беречь».

2. Наблюдение над авторской правкой в рукописях А.С.Пушкина (слайд №4)

1). Сравните тексты чернового и окончательного вариантов стихотворения А. С.- Пушкина «Узник», написанного в 1822 г. во время ссылки в Кишиневе.

Проследите, какие изменения внес поэт в текст стихотворения: какие строки оставил без изменения, что и почему переработал, как постепенно вы­кристаллизовывалась идея стихотворения, совершенствовалась его форма.


И тихо, и грустно в темнице (глухой)!

Пленен, обескрылен орел молодой,

Мой верный товарищ в изгнанье моем

Кровавую пищу клюет под окном.

Клюет и бросает и смотрит в окно

И вымолвить хочет мне слово одно.

Зовет меня взором и криком своим:

«Мой верный товарищ, уйдем, улетим;

Давай встрепенемся! Пора нам! Пора!

Острог нам не ближний,

тюрьма не сестра.

(Вариант: Замки нам не братья, тюрьма не сестра.)

Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.

Где сокол (и коршун), там наша семья.


Сижу за решеткой в темнице сырой,

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном.

Клюет и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, гуляет лишь ветер…да я!




Приведенная ниже статья поэта Всеволода Рождественского поможет в решении поставленной задачи.

О стихотворении «Узник»

...Оно предельно просто. В нем нет никаких стилистических украшений, нет подчеркнуто ярких эпитетов или замысловатых метафор.

По форме оно близко к произведениям устного народного творчества и недаром стало впоследствии широко распростра­ненной народной песней...

В самом деле, как просто написаны эти стихи! Узник смот­рит на орла, клюющего пищу под его окном, и слышит в его крике: «Давай улетим!» Идея произведения ясна с первого взгляда: это призыв к свободе.

Но стоит пристальнее вглядеться, вдуматься в эти двена­дцать строчек, и мы увидим в них гораздо больше, чем можно было заметить при первом беглом чтении.

Речь ведет узник, но главным активным лицом в стихотво­рении является все же орел. Две первые строфы посвящены опи­санию орла, третья передает его прямую (воображаемую, ко­нечно) речь. Орел тоже пленник, он вскормлен в неволе. Но жажда свободы так в нем велика, что и долгое пребывание сре­ди людей, и привычка к спокойной, сытой жизни не могут за­глушить в нем желания вырваться из неволи. И гордая, свободолюбивая птица обращает свой призыв к человеку, возможно уже уставшему и примирившемуся: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!»

«Мы вольные птицы...» Орел напоминает о том, что свобо­да — естественное состояние каждого живого существа и в пер­вую очередь, конечно, человека. Как не узнать здесь заветных мыслей самого Пушкина!

...Начинается стихотворение простым и спокойным изображе­нием обстановки. В первой же строфе выясняется, что речь идет от лица узника и что вместе с ним томится в неволе «орел мо­лодой». Во второй строфе все внимание сосредоточено на орле, клюющем кровавую пищу, и на призывном его крике. Все это пока передано спокойным повествовательным тоном... Но со слов «Давай улетим!» начинается резкий перелом в общем тоне стихотворения. Спокойный рассказ об узнике и его «грустном товарище», орле, стремительно переходит в страстный, волную­щий призыв, крик, вопль о свободе. Он крепнет, ширится, нара­стает, опираясь на трехкратное повторение одного и того же слова «туда... туда... туда». И разрешается на высокой ноте гордого утверждения: «...лишь ветер... да я!»

...«Узник» — одно из самых примечательных стихотворений Пушкина на вечную его тему — свобода. Каждая его строчка говорит о ней, хотя самое слово ни разу не встречается в тек­сте. Все создано образами, взятыми из народной поэзии, и стра­стной, убежденной до конца интонацией автора.

2). Прочитайте черновую и окончательную редакции эпизода из повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Определите, почему автор внес такие значительные изменения в текст эпизода. (Слайд № 5)


«Настя сняла мерку с Лизиной ноги и сбегала в поле к Трофиму-пастуху.

-Дедушка, - сказала она ему, можешь ли ты сплести мне пару лаптей по этой мерке?

  • Изволь, - отвечал старик, - сплету тебе так, что любо-дорого…да кому ж, матушка, понадобились детские лапти?

  • Не твое дело, - отвечала Настя, - не замешкай только работою.

Пастух обещал принести их к завтрашнему утру, и Настя побежала прочь, распевая свою любимую песню: «Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь»

«… Она сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму-пастуху и заказала ему пару лаптей по этой мерке».

3) В сказке Пушкин применяет взятое им из старых русских песен выражение «огрузить». Говоря о превращении жадной ста­рухи в богачку, он так ее описывает:

...Старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею...

Характерно, что наборщики, встречаясь с непривычным вы­ражением, пытались заменить его более привычным и набирали: «Жемчуга окружили шею»,—

считая странное слово «сгрузить» простой опиской автора. Но Пушкин собственноручно исправлял корректуру, вновь восста­навливал полюбившееся ему выражение, отстаивая именно тот оттенок смысла, который оно несло в себе.

3. Наблюдение над редакторской правкой.

1). Перед вами выдержки из рассказов начинающих авторов и замеча­ния, сделанные Горьким на полях рукописей. Определите, в каких случаях замечания Горького вызваны: 1) употреблением слов в несвойственном им значении, 2} неоправданным повторением, 3) неудачным использованием образно-выразительных средств языка. (Слайд № 6)



Вьются дороги, разбегаются в разные стороны, как пугливые звери.
Серебряным рублем катится луна.
«Стой!» - кричали они, треща винтовками по беглецу.
Мелькнула перед глазами тень падающего с лошади человека.
Работали молча, без слов.

Неудачное сравнение. Чем дорога похожа на волка или на медведя, даже когда они бегут?
Маловата.
Стреляя из винтовки.

Фигура.

Какой смысл писать «молча, без слов», - когда ведь ясно, что, если человек молчит, он – не говорит?



2). Нередко начинающие авторы, стремясь к большей выразительности языка своих произведений, перенасыщают текст «поэтическими красивостя­ми» шаблонными, штампованными или, наоборот, надуманными метафо­рами, сравнениями, эпитетами.

С подобными «красивостями» в языке молодых писателей боролся М. Горь­кий. Найдите в приведенных ниже отрывках «красивости», которые вызвали соответствующие замечания Горького. (Слайд № 7)



Переплетались дни и ночи. Цветущим маем улыбались украинские дали. Хороводы звенели на улицах; билась молодость в вечеровых зорях, пенилась кровь в жилах.
По-прежнему глухо шелестел лес, и предрассветный ветер шаловливым мальчонкой бегал по его мохнатым вершинам.
Близилось утро. Розовые ленточки тянулись на небосклоне.

Не надо писать «красиво».Это – не к месту. И вообще, когда так красиво, то читать смешно.

Не надо так «красиво». Проще надо, - тема – серьезна, дешевенькая красота не к лицу ей.

Вот такие бумажные цветочки и портят серьезное дело.


3). О неудачном использовании глагола говорить М. Горький однажды заметил: «Все рассказы испещрены глаголом говорить в настоящем времени. Кроме говорить, можно употреблять формы: «сказал», «заметил», «отозвался», «откликнулся», «повторил», «молвил», «воскликнул», «заявил», «дополнил».

Но иногда писатель использует повторение одного и того слова или слова с несвойственным значением в речи персонажа для его характеристики.

Найдите в отрывках из рассказов М. Зощенко заимствованные слова. С какой целью автор вводит их в речь персонажей?

Тут недавно маляр Иван Антонович Блохин скончался по болезни. А вдова его, средних лет дамочка, Марья Васильевна Блохина, на сороковой день небольшой пикник устроила. И меня пригласила. («Стакан».)

...А тут какой-то напротив Володьки гражданин обнаружи­вается. Вата у него в ухе и одет чисто, не без комфорта. («Тор­моз Вестингауза».)

...А хозяин держится индифферентно — перед носом руками крутит. («Аристократка».)

  • Если бы я был царь, я издал бы закон, что писатель, ко­торый употребит слово, значения которого он не может объяс­нить, лишается права писать и получает 100 ударов розог. (Л. Н. Толстой.)

4) А теперь поговорим о речевых шаблонах. Шаблон в язык въедается крепко, особенно в язык ли­тературный. Вот что рассказывает К.Паустовский: «Я помню, как-то мы выступали в школе. С нами был молодой писатель. Он читал свой рассказ о первом паро­ходе. Когда он прочел «пароход шел вниз по реке», какой-то мальчишка крикнул из зала: «...изрыгая клубы черного дыма». У писателя как раз так и было написано в рукописи. Читка бы­ла сорвана».
4. Наблюдения над речевыми ошибками, допущенными в работах учеников.

1) Подумайте, в чем недостаток данного сочинения. Предложите такие темы сочинений о весне, которые помогли бы отучить писать штампами. (Слайд № 8)

Весна.

Пришла солнечная весна. Сосульки висят на крышах, кричат воробьи. Много детей вышло на улицу, все радуются солнышку. Весеннее солнышко уже пригревает. Скоро прилетят птицы, распустятся деревья и зазеленеет трава. Хорошо весной на улице!

2) Найдите в ученическом описании неудачные сравнения, шаблонные выражения.

(Слайд № 9)


Пестрым букетом цветов, перемешанных с зеленью, раски­нулся город. Вдали, из чащи крыш и деревьев, поднимаются фаб­ричные трубы, высокие и прямые, как стебли нарциссов. Темные клубы дыма, вылетая из них, стелются серой лентой по нежно-голубому нёбу, вдоль горизонта, над красной крышей розового дома, выглядывающего из земли, над высокими камен­ными зданиями центральных улиц, возвышающимися справа. К этим зданиям теснятся серые, белые, зеленые дома с дворами, наполненными потемневшими сараями и зеленью. На некоторых деревьях листья уже облетели, и они стоят голые и печальные; другие же еще сохранили листву и, слегка покачивая ветвями, наслаждаются последними солнечными днями осени.




5. Выявление тропов и фигур в литературном произведении, установление их связей с идейным содержанием произведения.

Вставьте эпитеты в отрывок из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина. (Слайд № 10 - 11)
Спят поляны …, спит безмолвно … лес,

Только звезды … смотрят ласково с небес,

Только скоро сад … зашумит своей листвой,

Зажурчит ручей студеный … струей.
Слова для справок: темный, золотой, снеговой, зеленый, серебристый.
Спят поляны снеговые, спит безмолвно темный лес,

Только звезды золотые смотрят ласково с небес,

Только скоро сад зеленый зашумит своей листвой,

Зажурчит ручей студеный серебристою струей.

Как вы полагаете, какое время года описывает поэт? Какие языковые средства помогают вам правильно ответить на вопрос?
6. О работе над совершенствованием рукописи (слайд № 12-16).

Памятка

1. Читая рукопись в первый раз, основное внимание обра­щайте на содержание написанного. Определите:

а) соответствует ли работа теме;

б) раскрыта ли основная мысль;

в) соответствует ли работа составленному плану;

г) соразмерны ли его части;

д) не нарушена ли связь между частями сочинения;

е) хорошо ли подобраны цитаты.

Заметив погрешности в содержании и композиции сочинения, сделайте на полях соответствующие заметки.

2. При повторном чтении главное внимание уделите языку написанного, обозначая или исправляя попутно речевые недоче­ты, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.

3. В третий раз прочитайте рукопись вслух. Чтение вслух помогает обнаружить незамеченные прежде недостатки: повто­рения, неблагозвучия и т. д.

4. Перепишите рукопись, выправив все недочеты. Отложите ее на некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней), затем прочитайте написанное снова и снова исправьте.

5. Перепишите сочинение в соответствии с требованиями к оформлению рукописи.

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание: упр. 514; отредактируйте одно из сочинений ваших одноклассников, письменно обоснуйте необходимость внесенных вами исправлений.

Использованная литература.

1. Любичева Е.В. Русский язык: методические материалы для проведения уроков. – М.: Эксмо, 2007.

2. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Ю.И.Равенский и др. – М.: Просвещение, 1986.

3. Пушкин А. С. Собр. соч. в 10-ти т. М., 1975, т. V, с. 469.

4. Пушкин А. С. Собр. соч. в 10-ти т. М., 1975, т. V, с. 473—474.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока, проведенного в 11 классе «А» iconКонспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
План-конспект урока, проведенного в 11 классе «А» iconКонспект урока математики 2, 3 классы
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
План-конспект урока, проведенного в 11 классе «А» iconПлан-конспект открытого урока, проведённого в 1 л классе по теме
...
План-конспект урока, проведенного в 11 классе «А» iconУрок 15 Тип занятия : изучения нового материала, комбинированный
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
План-конспект урока, проведенного в 11 классе «А» iconПлан конспект урока русского языка, по теме: «Составляем и пишем...
Тренировать уч-ся в нахождении орфограмм, упражнять в решении орфографических задач
План-конспект урока, проведенного в 11 классе «А» iconМетодические рекомендации для учителя. М.: "Баласс", 2000 Русский...
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
План-конспект урока, проведенного в 11 классе «А» iconУрока: 10 сентября 2009 г
План открытого урока, проведённого в 4в классе, составлен по учебно-методическому комплексу «Mon livre de français», авторы E. Береговская,...
План-конспект урока, проведенного в 11 классе «А» iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
План-конспект урока, проведенного в 11 классе «А» iconКонспект урока английского языка, проведенного в 6а классе школы-интерната №42
Цель урока: развитие грамматических навыков (учить употреблять прошедшее простое и настоящее завершенное время)
План-конспект урока, проведенного в 11 классе «А» iconПлан-конспект урока знаки: (меньше), =(равно)
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока, проведенного в 11 классе «А» iconКонспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока, проведенного в 11 классе «А» iconКонспект урока ф и зики, проведенного в 7 классе по теме: «Расчет...
Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный
План-конспект урока, проведенного в 11 классе «А» iconПлан урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока, проведенного в 11 классе «А» iconПлан-конспект урока по теме «Choosing a profession»
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...
План-конспект урока, проведенного в 11 классе «А» iconКонспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
План-конспект урока, проведенного в 11 классе «А» iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск