Скачать 188.07 Kb.
|
Чернякова Татьяна Леонидовна План-конспект урока, проведенного в 11 классе «А» Тема: Наблюдения над авторской и редакторской правкой. Цели урока: Образовательные: Выявление тропов и фигур в литературном произведении, установление их связей с идейным содержанием произведения и с мировосприятием автора; обучение редакторской правке. Воспитательные: Воспитывать внимательное отношение к слову. Развивающие: Развивать творческую активность и самостоятельность учащихся в выражении собственного мнения. Оборудование: мультимедийный проектор, индивидуальный комплект карточек. Ход урока. 1. Вступительное слово учителя. (Слайд № 1-3) Замысел – это молния… Появление его всегда бывает подготовлено внутренним состоянием.… Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок… К. Паустовский. «Золотая роза» Язык особенно требует тщательного отбора всего лучшего, что в нем есть,— ясного, точного, красочного, звучного, и дальнейшего любовного развития этого лучшего. М. Горький Если слово пришло в голову одновременно двум,— говорил Ильф,— значит, оно может прийти в голову трем и четырем,— значит, оно слишком близко лежало. Нужно искать другое. Это трудно. Но кто сказал, что сочинять художественные произведения легкое дело? Всмотритесь в рукописи выдающихся мастеров художественной литературы, вдумайтесь в то, что говорят они о своей неустанной, поистине титанической работе по совершенствованию, улучшению произведений, когда, по словам В. В. Маяковского, «...изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Те наблюдения, которые вы сделаете, и те упражнения, которые вам предстоит выполнить, конечно, они должны дать вам необходимые практические умения, помочь вам укрепиться в мысли о необходимости работать над сочинением так, как советовал К. Паустовский: «Я думаю, что надо работать над рассказом в две страницы во всю силу, «до потолка», и вложить в этот рассказ все самое лучшее, что в вас заключено. И никогда себя не беречь». 2. Наблюдение над авторской правкой в рукописях А.С.Пушкина (слайд №4) 1). Сравните тексты чернового и окончательного вариантов стихотворения А. С.- Пушкина «Узник», написанного в 1822 г. во время ссылки в Кишиневе. Проследите, какие изменения внес поэт в текст стихотворения: какие строки оставил без изменения, что и почему переработал, как постепенно выкристаллизовывалась идея стихотворения, совершенствовалась его форма.
Приведенная ниже статья поэта Всеволода Рождественского поможет в решении поставленной задачи. О стихотворении «Узник» ...Оно предельно просто. В нем нет никаких стилистических украшений, нет подчеркнуто ярких эпитетов или замысловатых метафор. По форме оно близко к произведениям устного народного творчества и недаром стало впоследствии широко распространенной народной песней... В самом деле, как просто написаны эти стихи! Узник смотрит на орла, клюющего пищу под его окном, и слышит в его крике: «Давай улетим!» Идея произведения ясна с первого взгляда: это призыв к свободе. Но стоит пристальнее вглядеться, вдуматься в эти двенадцать строчек, и мы увидим в них гораздо больше, чем можно было заметить при первом беглом чтении. Речь ведет узник, но главным активным лицом в стихотворении является все же орел. Две первые строфы посвящены описанию орла, третья передает его прямую (воображаемую, конечно) речь. Орел тоже пленник, он вскормлен в неволе. Но жажда свободы так в нем велика, что и долгое пребывание среди людей, и привычка к спокойной, сытой жизни не могут заглушить в нем желания вырваться из неволи. И гордая, свободолюбивая птица обращает свой призыв к человеку, возможно уже уставшему и примирившемуся: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!» «Мы вольные птицы...» Орел напоминает о том, что свобода — естественное состояние каждого живого существа и в первую очередь, конечно, человека. Как не узнать здесь заветных мыслей самого Пушкина! ...Начинается стихотворение простым и спокойным изображением обстановки. В первой же строфе выясняется, что речь идет от лица узника и что вместе с ним томится в неволе «орел молодой». Во второй строфе все внимание сосредоточено на орле, клюющем кровавую пищу, и на призывном его крике. Все это пока передано спокойным повествовательным тоном... Но со слов «Давай улетим!» начинается резкий перелом в общем тоне стихотворения. Спокойный рассказ об узнике и его «грустном товарище», орле, стремительно переходит в страстный, волнующий призыв, крик, вопль о свободе. Он крепнет, ширится, нарастает, опираясь на трехкратное повторение одного и того же слова «туда... туда... туда». И разрешается на высокой ноте гордого утверждения: «...лишь ветер... да я!» ...«Узник» — одно из самых примечательных стихотворений Пушкина на вечную его тему — свобода. Каждая его строчка говорит о ней, хотя самое слово ни разу не встречается в тексте. Все создано образами, взятыми из народной поэзии, и страстной, убежденной до конца интонацией автора. 2). Прочитайте черновую и окончательную редакции эпизода из повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Определите, почему автор внес такие значительные изменения в текст эпизода. (Слайд № 5)
3) В сказке Пушкин применяет взятое им из старых русских песен выражение «огрузить». Говоря о превращении жадной старухи в богачку, он так ее описывает: ...Старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуга огрузили шею... Характерно, что наборщики, встречаясь с непривычным выражением, пытались заменить его более привычным и набирали: «Жемчуга окружили шею»,— считая странное слово «сгрузить» простой опиской автора. Но Пушкин собственноручно исправлял корректуру, вновь восстанавливал полюбившееся ему выражение, отстаивая именно тот оттенок смысла, который оно несло в себе. 3. Наблюдение над редакторской правкой. 1). Перед вами выдержки из рассказов начинающих авторов и замечания, сделанные Горьким на полях рукописей. Определите, в каких случаях замечания Горького вызваны: 1) употреблением слов в несвойственном им значении, 2} неоправданным повторением, 3) неудачным использованием образно-выразительных средств языка. (Слайд № 6)
2). Нередко начинающие авторы, стремясь к большей выразительности языка своих произведений, перенасыщают текст «поэтическими красивостями» — шаблонными, штампованными или, наоборот, надуманными метафорами, сравнениями, эпитетами. С подобными «красивостями» в языке молодых писателей боролся М. Горький. Найдите в приведенных ниже отрывках «красивости», которые вызвали соответствующие замечания Горького. (Слайд № 7)
3). О неудачном использовании глагола говорить М. Горький однажды заметил: «Все рассказы испещрены глаголом говорить в настоящем времени. Кроме говорить, можно употреблять формы: «сказал», «заметил», «отозвался», «откликнулся», «повторил», «молвил», «воскликнул», «заявил», «дополнил». Но иногда писатель использует повторение одного и того слова или слова с несвойственным значением в речи персонажа для его характеристики. Найдите в отрывках из рассказов М. Зощенко заимствованные слова. С какой целью автор вводит их в речь персонажей? Тут недавно маляр Иван Антонович Блохин скончался по болезни. А вдова его, средних лет дамочка, Марья Васильевна Блохина, на сороковой день небольшой пикник устроила. И меня пригласила. («Стакан».) ...А тут какой-то напротив Володьки гражданин обнаруживается. Вата у него в ухе и одет чисто, не без комфорта. («Тормоз Вестингауза».) ...А хозяин держится индифферентно — перед носом руками крутит. («Аристократка».)
4) А теперь поговорим о речевых шаблонах. Шаблон в язык въедается крепко, особенно в язык литературный. Вот что рассказывает К.Паустовский: «Я помню, как-то мы выступали в школе. С нами был молодой писатель. Он читал свой рассказ о первом пароходе. Когда он прочел «пароход шел вниз по реке», какой-то мальчишка крикнул из зала: «...изрыгая клубы черного дыма». У писателя как раз так и было написано в рукописи. Читка была сорвана». 4. Наблюдения над речевыми ошибками, допущенными в работах учеников. 1) Подумайте, в чем недостаток данного сочинения. Предложите такие темы сочинений о весне, которые помогли бы отучить писать штампами. (Слайд № 8) Весна. Пришла солнечная весна. Сосульки висят на крышах, кричат воробьи. Много детей вышло на улицу, все радуются солнышку. Весеннее солнышко уже пригревает. Скоро прилетят птицы, распустятся деревья и зазеленеет трава. Хорошо весной на улице! 2) Найдите в ученическом описании неудачные сравнения, шаблонные выражения. (Слайд № 9)
5. Выявление тропов и фигур в литературном произведении, установление их связей с идейным содержанием произведения. Вставьте эпитеты в отрывок из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина. (Слайд № 10 - 11) Спят поляны …, спит безмолвно … лес, Только звезды … смотрят ласково с небес, Только скоро сад … зашумит своей листвой, Зажурчит ручей студеный … струей. Слова для справок: темный, золотой, снеговой, зеленый, серебристый. Спят поляны снеговые, спит безмолвно темный лес, Только звезды золотые смотрят ласково с небес, Только скоро сад зеленый зашумит своей листвой, Зажурчит ручей студеный серебристою струей. Как вы полагаете, какое время года описывает поэт? Какие языковые средства помогают вам правильно ответить на вопрос? 6. О работе над совершенствованием рукописи (слайд № 12-16). Памятка 1. Читая рукопись в первый раз, основное внимание обращайте на содержание написанного. Определите: а) соответствует ли работа теме; б) раскрыта ли основная мысль; в) соответствует ли работа составленному плану; г) соразмерны ли его части; д) не нарушена ли связь между частями сочинения; е) хорошо ли подобраны цитаты. Заметив погрешности в содержании и композиции сочинения, сделайте на полях соответствующие заметки. 2. При повторном чтении главное внимание уделите языку написанного, обозначая или исправляя попутно речевые недочеты, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки. 3. В третий раз прочитайте рукопись вслух. Чтение вслух помогает обнаружить незамеченные прежде недостатки: повторения, неблагозвучия и т. д. 4. Перепишите рукопись, выправив все недочеты. Отложите ее на некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней), затем прочитайте написанное снова и снова исправьте. 5. Перепишите сочинение в соответствии с требованиями к оформлению рукописи. 7. Подведение итогов урока. 8. Домашнее задание: упр. 514; отредактируйте одно из сочинений ваших одноклассников, письменно обоснуйте необходимость внесенных вами исправлений. Использованная литература. 1. Любичева Е.В. Русский язык: методические материалы для проведения уроков. – М.: Эксмо, 2007. 2. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Ю.И.Равенский и др. – М.: Просвещение, 1986. 3. Пушкин А. С. Собр. соч. в 10-ти т. М., 1975, т. V, с. 469. 4. Пушкин А. С. Собр. соч. в 10-ти т. М., 1975, т. V, с. 473—474. |
Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | Конспект урока математики 2, 3 классы План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | ||
План-конспект открытого урока, проведённого в 1 л классе по теме ... | Урок 15 Тип занятия : изучения нового материала, комбинированный План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | ||
План конспект урока русского языка, по теме: «Составляем и пишем... Тренировать уч-ся в нахождении орфограмм, упражнять в решении орфографических задач | Методические рекомендации для учителя. М.: "Баласс", 2000 Русский... План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | ||
Урока: 10 сентября 2009 г План открытого урока, проведённого в 4в классе, составлен по учебно-методическому комплексу «Mon livre de français», авторы E. Береговская,... | Урок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку... Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка | ||
Конспект урока английского языка, проведенного в 6а классе школы-интерната №42 Цель урока: развитие грамматических навыков (учить употреблять прошедшее простое и настоящее завершенное время) | План-конспект урока знаки: (меньше), =(равно) План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока ф и зики, проведенного в 7 классе по теме: «Расчет... Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный | ||
План урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | План-конспект урока по теме «Choosing a profession» План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой... | ||
Конспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения... | Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» |