Скачать 125.82 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой (Н.Д.Котовчихина) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «_03__» сентября_2012 г. Аннотированная программа дисциплины «Теория литературы» Направление: Педагогическое образование Профиль: Литературное образование Квалификация: бакалавр Составители: ___Агафонова М.А._________________ Москва-2012 Цель – подготовить начинающего филолога к научной и профессиональной деятельности. А именно к устным выступлениям, к письменным работам, подготовке научных статей в области литературоведения. Теория литературы призвана помочь освоить сложный категориальный аппарат литературоведческой науки и литературной критики. Ознакомить с основными и вспомогательными литературоведческими дисциплинами; привести соответствующие понятия в стройное системное единство. Задачи: - постижение специфики литературы в ряду других видов искусства, - понимание произведения в его целостности. - научить студентов распознавать содержание авторской позиции и формы ее воплощения. - студенты должны освоить понятия, в которых фиксируется стадиальное развитие литературы, а также понятия, характеризующие жанровые системы различных направлений. Объем в ЗЕ: ____________3____________________________ Время изучения: курс______4______семестр_______8__________ Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Введение в литературоведение, История русской литературы, История зарубежной литературы Групповая принадлежность ОМ: профессиональный Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): - Способен понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в культурно-историческом контексте. - Способен анализировать на основе существующих научных концепций различные типы и виды текстов. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: - Знать систему и значение основных литературоведческих терминов и понятий. - Анализировать тексты художественных произведений разных родов и жанров. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Использование активных методов обучения Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданием на исключение лишнего, классификация, ранжирование 2 уровень сложности: реферат, структурирование проблемы, литературоведческий анализ художественного текста Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер Краткое содержание курса Курс Теория литературы служит продолжением курса «Введение в литературоведение». Фундаментом данного курса служат новейшие теоретические исследования по таким проблемам: структура художественного текста, условность, соотношение действительности и художественного мира произведения, литературный процесс и его закономерности. Опираясь на изученные общие курсы истории русской и зарубежной литературы, студенты продолжают осваивать терминологическую систему литературоведческой науки. Теория литературы призвана обобщать сделанное в области истории литературы, а одновременно – стимулировать и направлять конкретные литературоведческие исследования, давать им познавательную перспективу. Теория литературы сложна и имеет различные аспекты и разделы. ЕЕ центральное звено – общая поэтика, именуемая также теоретической. Это – учение о литературном произведении, его составе, структуре и функциях, а также о родах и жанрах литературы. Наряду с общей поэтикой теоретическое литературоведение включает в себя учения о сущности литературы как вида искусства, а также о закономерностях ее пребывания и движения в истории (теория литературного процесса). Каждый из изучаемых терминов, комплекс терминов связывается с определенными закономерностями поэтики художественного произведения и литературного процесса. Теоретический материал курса иллюстрируется анализом русской классической литературы Х1Х-ХХ веков. Дисциплина изучается на лекционных занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – экзамен. УМК включает тематику лекций, конспекты лекционных занятий, темы рефератов, контрольных работ, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы. Основные разделы, их краткое описание I. Литература как вид искусства. Литература в ряду других искусств. Специфика и потенциальные возможности литературного образа: начальная характеристика в сопоставлении с другими видами искусства – изобразительными и экспрессивными, односоставными и синтетическими, пространственными и временными, статическими и динамическими. Функции литературы как искусства. II. Специфика отражения действительности в словесном искусстве. Понятие о художественной реальности и художественной условности. Художественная условность как данность и основа иллюзорности мира любого произведения искусства. Специфика художественной условности литературного произведения (в сравнении с другими искусствами). Фантастика и жизнеподобие как принципы отражения замысла автора. Начальное представление о литературном роде. Отличительные признаки лирики, эпоса и драмы. Лиро-эпический род. Специфика построения художественного мира произведения в различных литературных родах. Начальное представление о жанре. Переменные и постоянные (конститутивных) признаки жанра. Формализованные и функциональные жанры. III. Литературное произведение как художественное целое. 1. Проблема формы и содержания в искусстве. Диалектический характер отношений материальной и идеальной сторон художественного мира произведения. Неразрывная структурная связь материальной и идеальной сторон литературного образа. 2. Форма литературного произведения как «материальная» сторона художественного мира произведения. Структура и категории формы. Художественная речь произведения. Способы организации художественной речи литературного произведения: монологизм и разноречье. Автор и повествователь. Виды повествования и образ повествователя (повествование от первого, третьего лица, несобственно-прямая речь, стилизация, имитация, сказ, персонификация). Стихотворная и прозаическая речь. Критерии различия. Краткая характеристика различных систем стихосложения. Фонетические средства организации текста и создания художественного образа: аллитерация, ассонанс, ономатопея, рифма. Строф, основные виды строф Формализованные строфические жанры. Синтаксические средства создания художественного образа. Троп и его функции. Изображенный мир художественного произведения. Специфика литературного изображения рукотворного /овеществлённого/ пространства и материальных предметов. Структура изображенного мира. Портрет в литературе. Типы изображений с точки зрения их эстетического, эмоционального, духовного наполнения и техники исполнения. Тенденции развития, эволюция литературного портрета. Выражения в портретном изображении авторской системы ценностей. Пейзаж в литературе. Типы изображений естественного ландшафта в литературе. Функции пейзажа. Мир вещей в литературе Функции образов мира вещей. Воплощение в образах вещественного мира авторской системы ценностей. Композиция художественного произведения. Функции композиции. Композиционные приемы. Статическая и динамическая сторона художественного мира произведения. Сюжет литературного произведения. Сюжет и фабула. Мотив. Сюжет и конфликт. Композиционно-сюжетные элементы литературного произведения. Внутренние возможности сюжета. 3. Содержание литературного произведения как его идеальная (эмоциональная, рациональная, душевная, духовная) сторона. Первичность идеального начала в творческом процессе. Структура и категории содержания. Авторская система ценностей. Автор как субъект художественного творчества. Понятия «норма», «идеал», «антиценность» применительно к авторскому сознанию и творческому процессу. Субъективные и объективные факторы, определяющие шкалу ценностей автора. Художественный мир произведения как результат эстетического преломления взглядов художника. Тематика, проблематика, идея литературного произведения. Тематика литературного произведения. Понятие о тематических моделях, «вечных» темах. Проблематика литературного произведения. Связь проблематики с тематикой. Ракурсы проблематического освещения темы в литературном произведении. Воплощение на проблематическом уровне авторской системы ценностей. Идея литературного произведения. Соотнесенность идеи с тематикой и проблематикой. Отражения на идейном уровне авторской системы ценностей. Пафос литературного произведения. Соотнесённость пафоса с тематикой, проблематикой и идеей. Выражение в пафосе эмоционально-оценочной позиции художника, наиболее точное и полное отражение его системы ценностей, душевного настроя и духовной ориентации. Виды пафоса Персонаж, герой, тип, характер в литературе. Литературный /фольклорный/ тип героя. Литературный характер. Принципы, средства и приёмы создания литературного характера. Психологизм в литературе. Отражение в психологическом образе чувств, мыслей /и т.п./ персонажа /автора/ – его эмоционального и рационального отношения к предметам, процессам, явлениям жизни. Принципы, средства и приемы создания писхологического образа героя. Особое значение русской словесности в создании психологических образов. Основные понятияХудожественный образ, художественный мир, авторская система ценностей, художественная форма, художественное содержание; тематика, проблематика, идея, пафос, герой, тип, характер, психологизм; литературный род, жанр; виды повествования, поэзия и проза, системы стихосложения; фонетические, синтаксические средства, тропы; композиция, композиционные приемы; сюжет, фабула, мотив; изображенный мир. Темы контрольных (аудиторных) работ
Вопросы к экзамену
Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рекомендуемая литература. Основная:
Дополнительная:
|
Аннотированная программа дисциплины/ модуля Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Аннотированная программа дисциплины М 20 Математическое моделирование биотехнологических процессов: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. П.... | ||
Аннотированная программа дисциплины Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с... | Аннотированная программа дисциплины/ модуля Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная... ... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная... ... | ||
Аннотированная программа дисциплины/ модуля Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 28 августа 2013 г. Аннотированная... ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №4 «5» декабря 2013 г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол № 2013г. Аннотированная программа... Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно–воспитательного... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г. Аннотированная... Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного... | Учебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические... Цель дисциплины: ознакомление студентов с концептуальными основами современной экологии как современной комплексной фундаментальной... |