Конспект урока Изучение русской народной сказки «Сивка бурка»





Скачать 40.57 Kb.
НазваниеКонспект урока Изучение русской народной сказки «Сивка бурка»
Дата публикации29.09.2013
Размер40.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное казенное образовательное учреждение

Сухо - Березовская средняя образовательная школа

Бобровского района Воронежской области

Конспект урока

Изучение русской народной сказки «Сивка – бурка»
3 класс
Разработала:

учитель начальных классов

Чачина Елена Сергеевна

2012 г. С-Березовка

Тема урока: Изучение русской народной сказки «Сивка-бурка»

Цель урока: познакомить учащихся с волшебной сказкой, расширить их представление об этом жанре народного творчества, выявить типичные языковые черты волшебной сказки.

Задачи: 1. Показать способы создания образа героя, взаимоотношения персонажей в волшебной сказке. 2. Развивать связную речь, творческое воображение. 3. Формирование представлений учащихся о чести и благородстве, силе и красоте.

Оборудование: учебник, карточки со словарными словами, презентация.
Ход урока:

I. Организационный момент

II. Подготовительная работа

  1. Беседа о том, какие сказки дети читали. Работа с выставкой книг. (Слайд 1)

  2. Рассказ учителя о волшебной сказке как об одном из жанров фольклора, о специфике языка и классификации волшебной сказки. (Слайд 2)

3. Словарная работа: аркан – длинная веревка с петлей на конце для ловли животных, межа – граница земельных владений, мещанин – житель города, мелкий торговец, ремесленник, служащий, околица – изгородь вокруг селения, вещий – предвидящий будущее, суженый – жених.

III. Первичное восприятие сказки (читает учитель) (Слайд 3 – 12)

IV. Проверка первичного восприятия текста

- Понравилась ли вам сказка? Чем особенно запомнилось?

- Назовите героев сказки.

V. Чтение сказки учащимися

VI. Анализ сказки

1. Как начинается сказка? Зачитайте.

- О чем просил старик сыновей?

- Прочитай встречу Иванушки и коня. Как описывается конь?

- Какие чудеса происходят в сказке? Найдите их описание и прочитайте вслух.

- Прочитайте, что произошло у царя на празднике. Каким показан Иванушка?

- Изображаются ли в сказке портреты героев?

- Как царевна узнала героя на пиру? Прочитайте.

- Кто называет Иванушку дураком и за что? Как народ относится к Иванушке? Почему вы так решили?

- Вспомните другие народные сказки с тем же героем. Как вы думаете, почему Иванушке - дурачку все удается и достается награда.

2. Работа над изобразительно-выразительными средствами сказки.

а) - Найдите в тексте сказки определения к словам: конь - … (вещий, разношерстный); дети - … (милые). Как они характеризуют действующих лиц сказки? Найдите в тексте сказки определения к словам: терем - … (высокий); путь - … (дальний); плетка - …(шелковая) и др. Прочитайте предложения, в которых употребляются данные сочетания слов.

Вывод: эти определения называются постоянными, их можно встретить и в других русских народных сказках.

б) Зачитайте зачин и концовку сказки. Какие устойчивые выражения вы увидели?

- Найдите и зачитайте предложения, в которых повторяются совершенно одинаковые слова («клич кликать, красавица из красавиц»). Для чего используются данные повторы?

- Найдите и зачитайте предложения, которые повторяются в тексте сказки. («Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»).

Вывод: Волшебную сказку отличают характерные черты: зачин и концовка. Сказочник, рассказывая сказки, использует такой прием, как повтор отдельных выражений. Подобные сложные конструкции повторов выражают длительность действия, протяженность его во времени или сказочное «время».

в) Какую роль выполняет число три в сказке? Зачитайте предложения, в которых встречается число три. Что оно обозначает и характеризует в сказке? (трое сыновей, на третью ночь приходит черед, дураку идти, на третий день поехали на праздник, все к царю на праздник, на три дня, свистнул три раза).

Вывод: употребление подобных выражений также является «приметой» народной сказки.

VII. Подведение итогов исследовательской работы (Слайд 13 – 29)

А сейчас мы подведем итоги исследовательской работы на тему: «Загадочный образ Бабы-Яги», посмотрев результаты на слайдах.

В ходе анкетирования у взрослых и детей выяснили: Баба – Яга – это вымышленный персонаж, обитающий в дремучем лесу, многие её называют ведьмой. Живёт она в избушке на курьих ножках. Одни считают, что она прибыла к нам с севера, другие, что она инопланетянин и прибыла к нам из космоса, поэтому она умеет летать. В русских народных сказках Баба – Яга выступает в разных образах: Яга – дарительница, Яга – воительница, Яга – похитительница. Жилище её описывали по – разному. Средний возраст Бабы – Яги взрослые определили – 310 лет, а в восприятии детей – примерно 170 лет.

В ходе исследовательской работы мы как бы побывали в гостях у Бабы – Яги, познакомились с ней поближе, изучили типы Бабы – Яги, узнали возраст героини.

VIII. Творческая работа учащихся по следам прочитанного

- Нарисуйте словесно портрет Иванушки (внешность, черты характера), используя «сказочные слова и выражения».

- Как показаны взаимоотношения героев в сказке?

- Какие иллюстрации к сказке «Сивка-бурка» вы хотели бы сделать?

VIII. Итог урока

- Чему учит эта сказка?

- Что осуждается в сказке? Обоснуйте свой ответ.

ХI. Домашнее задание

Перечитать сказку. Нарисовать иллюстрации к сказке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока Изучение русской народной сказки «Сивка бурка» iconУроков внеклассного чтения. Фольклор
Русские народные сказки: Сивка-бурка. Никита Кожемяка. Бой на Калиновом мосту. Волшебное зеркальце. Безручка
Конспект урока Изучение русской народной сказки «Сивка бурка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русские народные сказки: «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-Бурка», «По щучьему веленью»
Конспект урока Изучение русской народной сказки «Сивка бурка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русские народные сказки: Сивка-бурка. Никита Кожемяка. Бой на Калиновом мосту. Волшебное зеркальце. Безручка
Конспект урока Изучение русской народной сказки «Сивка бурка» iconТезисы к работе «Сравнение русской и английской народной сказки»
Что общего в сказках разных народов? А чем они отличаются друг от друга? У меня возникло много вопросов и захотелось найти на них...
Конспект урока Изучение русской народной сказки «Сивка бурка» iconТема урока : Выделение жанровых особенностей русской народной сказки...
Математика 5 клас: учеб для общеобразоват учреждений/ И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович
Конспект урока Изучение русской народной сказки «Сивка бурка» iconУчебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов)
Генезис сказки. Подходы и трактовки происхождения сказки: материалистический, структуралистский, традиционалистский
Конспект урока Изучение русской народной сказки «Сивка бурка» iconИзучить понятие сказки, ее типологию
Сравнительный анализ русской народной сказки «Иван Царевич и Серый волк» и одноименного мультфильма
Конспект урока Изучение русской народной сказки «Сивка бурка» iconКонспект занятия по мотивам русской народной сказки «заюшкина избушка»
Использование народного орнамента в воспитательно-образовательной работе детского сада
Конспект урока Изучение русской народной сказки «Сивка бурка» iconКонспект урока изобразительного искусства во 2 классе по теме «иллюстрирование...
Охватывает как лекционный материал, так и тот, что вынесен для самостоятельной работы студентов, определен круг тем для внеаудиторного...
Конспект урока Изучение русской народной сказки «Сивка бурка» iconУрок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк»
«сказ», «сказители». Ознакомить детей с русской народной сказкой о животных. Учить давать ответы, пользуясь произведением, рассказывать...
Конспект урока Изучение русской народной сказки «Сивка бурка» iconУрок литературного чтения в 3 классе Тема урока: Русская народная сказка «Сивка- бурка»
Ребята, какой сегодня замечательный день. У вас добрые, весёлые глаза. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём нашу работу
Конспект урока Изучение русской народной сказки «Сивка бурка» iconУроков по следующим предметам и темам
Русская народная сказка «Сивка-бурка» (авт. Л. Ф. Климанова и др. «Литературное чтение, 3 класс)
Конспект урока Изучение русской народной сказки «Сивка бурка» iconТема урока: Выделение жанровых особенностей русской народной сказки...
Ль: организовать пространство личностного нравственного ориентирования в процессе планирования действий в соответствии с поставленной...
Конспект урока Изучение русской народной сказки «Сивка бурка» iconКонспект занятия по развитию речи пересказ русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
Универсальные учебные действия: 1 формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение...
Конспект урока Изучение русской народной сказки «Сивка бурка» iconТема урока: «Сказки народов мира». Сказка «Общее счастье» из фольклора...
Цель урока: продолжить знакомство со сказкой «Общее счастье», углубить представление о жанре народной сказки
Конспект урока Изучение русской народной сказки «Сивка бурка» iconКлассный час во 2-3 классах
«Царевна-лягушка», «Конёк-Горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Крокодил...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск