Скачать 40.57 Kb.
|
Муниципальное казенное образовательное учреждение Сухо - Березовская средняя образовательная школа Бобровского района Воронежской области Конспект урока Изучение русской народной сказки «Сивка – бурка» 3 класс Разработала: учитель начальных классов Чачина Елена Сергеевна 2012 г. С-Березовка Тема урока: Изучение русской народной сказки «Сивка-бурка» Цель урока: познакомить учащихся с волшебной сказкой, расширить их представление об этом жанре народного творчества, выявить типичные языковые черты волшебной сказки. Задачи: 1. Показать способы создания образа героя, взаимоотношения персонажей в волшебной сказке. 2. Развивать связную речь, творческое воображение. 3. Формирование представлений учащихся о чести и благородстве, силе и красоте. Оборудование: учебник, карточки со словарными словами, презентация. Ход урока: I. Организационный момент II. Подготовительная работа
3. Словарная работа: аркан – длинная веревка с петлей на конце для ловли животных, межа – граница земельных владений, мещанин – житель города, мелкий торговец, ремесленник, служащий, околица – изгородь вокруг селения, вещий – предвидящий будущее, суженый – жених. III. Первичное восприятие сказки (читает учитель) (Слайд 3 – 12) IV. Проверка первичного восприятия текста - Понравилась ли вам сказка? Чем особенно запомнилось? - Назовите героев сказки. V. Чтение сказки учащимися VI. Анализ сказки 1. Как начинается сказка? Зачитайте. - О чем просил старик сыновей? - Прочитай встречу Иванушки и коня. Как описывается конь? - Какие чудеса происходят в сказке? Найдите их описание и прочитайте вслух. - Прочитайте, что произошло у царя на празднике. Каким показан Иванушка? - Изображаются ли в сказке портреты героев? - Как царевна узнала героя на пиру? Прочитайте. - Кто называет Иванушку дураком и за что? Как народ относится к Иванушке? Почему вы так решили? - Вспомните другие народные сказки с тем же героем. Как вы думаете, почему Иванушке - дурачку все удается и достается награда. 2. Работа над изобразительно-выразительными средствами сказки. а) - Найдите в тексте сказки определения к словам: конь - … (вещий, разношерстный); дети - … (милые). Как они характеризуют действующих лиц сказки? Найдите в тексте сказки определения к словам: терем - … (высокий); путь - … (дальний); плетка - …(шелковая) и др. Прочитайте предложения, в которых употребляются данные сочетания слов. Вывод: эти определения называются постоянными, их можно встретить и в других русских народных сказках. б) Зачитайте зачин и концовку сказки. Какие устойчивые выражения вы увидели? - Найдите и зачитайте предложения, в которых повторяются совершенно одинаковые слова («клич кликать, красавица из красавиц»). Для чего используются данные повторы? - Найдите и зачитайте предложения, которые повторяются в тексте сказки. («Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»). Вывод: Волшебную сказку отличают характерные черты: зачин и концовка. Сказочник, рассказывая сказки, использует такой прием, как повтор отдельных выражений. Подобные сложные конструкции повторов выражают длительность действия, протяженность его во времени или сказочное «время». в) Какую роль выполняет число три в сказке? Зачитайте предложения, в которых встречается число три. Что оно обозначает и характеризует в сказке? (трое сыновей, на третью ночь приходит черед, дураку идти, на третий день поехали на праздник, все к царю на праздник, на три дня, свистнул три раза). Вывод: употребление подобных выражений также является «приметой» народной сказки. VII. Подведение итогов исследовательской работы (Слайд 13 – 29) А сейчас мы подведем итоги исследовательской работы на тему: «Загадочный образ Бабы-Яги», посмотрев результаты на слайдах. В ходе анкетирования у взрослых и детей выяснили: Баба – Яга – это вымышленный персонаж, обитающий в дремучем лесу, многие её называют ведьмой. Живёт она в избушке на курьих ножках. Одни считают, что она прибыла к нам с севера, другие, что она инопланетянин и прибыла к нам из космоса, поэтому она умеет летать. В русских народных сказках Баба – Яга выступает в разных образах: Яга – дарительница, Яга – воительница, Яга – похитительница. Жилище её описывали по – разному. Средний возраст Бабы – Яги взрослые определили – 310 лет, а в восприятии детей – примерно 170 лет. В ходе исследовательской работы мы как бы побывали в гостях у Бабы – Яги, познакомились с ней поближе, изучили типы Бабы – Яги, узнали возраст героини. VIII. Творческая работа учащихся по следам прочитанного - Нарисуйте словесно портрет Иванушки (внешность, черты характера), используя «сказочные слова и выражения». - Как показаны взаимоотношения героев в сказке? - Какие иллюстрации к сказке «Сивка-бурка» вы хотели бы сделать? VIII. Итог урока - Чему учит эта сказка? - Что осуждается в сказке? Обоснуйте свой ответ. ХI. Домашнее задание Перечитать сказку. Нарисовать иллюстрации к сказке. |
Уроков внеклассного чтения. Фольклор Русские народные сказки: Сивка-бурка. Никита Кожемяка. Бой на Калиновом мосту. Волшебное зеркальце. Безручка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русские народные сказки: «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-Бурка», «По щучьему веленью» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русские народные сказки: Сивка-бурка. Никита Кожемяка. Бой на Калиновом мосту. Волшебное зеркальце. Безручка | Тезисы к работе «Сравнение русской и английской народной сказки» Что общего в сказках разных народов? А чем они отличаются друг от друга? У меня возникло много вопросов и захотелось найти на них... | ||
Тема урока : Выделение жанровых особенностей русской народной сказки... Математика 5 клас: учеб для общеобразоват учреждений/ И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович | Учебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов) Генезис сказки. Подходы и трактовки происхождения сказки: материалистический, структуралистский, традиционалистский | ||
Изучить понятие сказки, ее типологию Сравнительный анализ русской народной сказки «Иван Царевич и Серый волк» и одноименного мультфильма | Конспект занятия по мотивам русской народной сказки «заюшкина избушка» Использование народного орнамента в воспитательно-образовательной работе детского сада | ||
Конспект урока изобразительного искусства во 2 классе по теме «иллюстрирование... Охватывает как лекционный материал, так и тот, что вынесен для самостоятельной работы студентов, определен круг тем для внеаудиторного... | Урок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк» «сказ», «сказители». Ознакомить детей с русской народной сказкой о животных. Учить давать ответы, пользуясь произведением, рассказывать... | ||
Урок литературного чтения в 3 классе Тема урока: Русская народная сказка «Сивка- бурка» Ребята, какой сегодня замечательный день. У вас добрые, весёлые глаза. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём нашу работу | Уроков по следующим предметам и темам Русская народная сказка «Сивка-бурка» (авт. Л. Ф. Климанова и др. «Литературное чтение, 3 класс) | ||
Тема урока: Выделение жанровых особенностей русской народной сказки... Ль: организовать пространство личностного нравственного ориентирования в процессе планирования действий в соответствии с поставленной... | Конспект занятия по развитию речи пересказ русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» Универсальные учебные действия: 1 формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение... | ||
Тема урока: «Сказки народов мира». Сказка «Общее счастье» из фольклора... Цель урока: продолжить знакомство со сказкой «Общее счастье», углубить представление о жанре народной сказки | Классный час во 2-3 классах «Царевна-лягушка», «Конёк-Горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Крокодил... |