Скачать 46.79 Kb.
|
МОУ «Сиверская гимназия» Конспект урока музыки в 7 классе Тема: «Музыкальная драматургия» Учитель музыки Гордеева Л. А. 04. 05. 2011 год Тема: У. ШЕКСПИР «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» - «классический» литературный сюжет для композиторов. Тип урока – Урок музыки – живой исследовательский процесс. Цели урока: 1.Воспитательная: воспитание высокохудожественного вкуса на произведениях искусства. 2.Образовательные: 2.1. Закрепление знаний, полученных учащимися на предыдущем уроке: П. И. Чайковский «Увертюра – фантазия». 2.2. Знакомство с новым произведением - С. С. Прокофьев Балет «Ромео и Джульетта». Постижение глубины и драматизма произведения искусства. 2.3. Л. Бернстайн Мюзикл «Вестсайдская история». «У меня есть любовь».
«Из тишины» звучит фрагмент Увертюры – фантазии П. И. Чайковского. Вопросы: *Какие образы представили? *О каком произведении идет речь? (Открыть портреты П.И. Чайковского и У.Шекспира). Образы любви и вражды ярко и образно противостоят друг – другу. Любовь –выразительный мелодизм, вражда – острые, ритмические интонации. *В какой форме написано произведение? Сонатной *Возможно всю яркость произведения великого Шекспира передать в простой форме, например двухчастной? Нет. Произведения богатые и сложные по своему содержанию, могучей драматургической силе – требуют крупной и сложной формы. *Как называются музыкальные произведения, в которых два или несколько образов противостоят друг – другу? Музыкальная драматургия. Великий Шекспир написал произведение более 400 лет назад, но и сегодня люди читают трагедию, смотрят постановки, слушают музыку, написанную на этот сюжет, сочиняют новую. *Почему? Любовь и вражда – категории вечные. На таких произведениях мы познаем проблемы взаимоотношения любящих людей, восхищаемся верностью и преданностью отношений, сопереживаем героям, на высоких идеалах познаем мир эстетически. *Можно назвать такие произведения современными? Да, ведь они отвечают нашим взглядам, пониманию добра и зла в мире, даже если написаны не в наше время, а много лет назад. (Два понятия современности в музыке). 2.Знакомство с новым произведением. Композитор ХХ века – С. С. Прокофьев (портрет) тоже не остается равнодушным к трагедии Шекспира, его волнует и тема и драматизм. По - своему донести до слушателя, нас с вами, глубину драмы, сделать это интересно и понятно, просто и доходчиво, так, чтобы это было созвучно с нашими представлениями, - задача не из простых. Прокофьев выбирает жанр – Балет, преимущество его в зрелищности, более доступном по восприятию, по сравнению с симфонической музыкой. Вражда двух кланов, Монтекки и Капулетти, красной нитью проходит через все произведение. Давайте мы с вами вместе с композитором пройдем путь «сочинительства» темы Вражды, заглянем в творческую лабораторию композитора, познакомимся с одним из главных составляющих творчества: как «делается музыка». Для того, чтобы музыка была не только красивой, но и правдивой мы должны ясно представлять конкретные литературные образы враждующих кланов, их характеры и внешний вид. Гордые, важные, степенные, красивые, непримиримые, величественные, высокомерные, воинственные, одетые в длинные тяжелые одежды (представители старшего поколения). Эти черты будут отправной точкой при выборе средств музыкальной выразительности в сочинении темы Вражды. (Можно открыть таблицу – шпаргалку. Работают учащиеся самостоятельно, учитель только контролирует. Характер - маршевый Регистр низкий Лад – минорный – Оркестр – основные инструменты: духовые, ударные, струнные в низком регистре. Темп – умеренный Динамика – полнозвучная Мелодия – ритмичная, важная (Ученики подходят к инструменту, создают свое видение данного образа в соответствие с выбранными средствами музыкальной выразительности. Каждый учащийся, прошедший творческий путь создания «от образа к музыке», получил заслуженные аплодисменты и отличную оценку). После завершения исследовательского процесса прослушали оригинал, сопоставили с полученными нами сочинениями, обсудили, насколько правдиво показан образ. Затем посмотрели отрывок из балета на DVD (Танец рыцарей). Знакомство с темой «Джульетта – девочка» предлагается дать «от музыки к образу». Звучит тема.( Вопросы классу было предложено задать ученице Жарковой Александре. Саша является призером областной олимпиады и с данным произведением знакома по дополнительным занятиям, на которых практика становления на позицию учителя, задающего проблемные вопросы классу является обязательной). *Как вы думаете кому из героев трагедии подходит эта музыка? (Музыкальный образ). *Какое настроение оставила музыка? *Музыка звучала все время в одном настроении или были изменения? *С какими чертами характера образа вы свяжете свои представления? Юность, легкость, изящество, грациозность, веселый нрав, беззаботность. Изменение в средней части – появилась мечтательность, задумчивость, легкая грусть, но это было не долго, вновь возврат к первому проведению мелодии. Просмотр буклета. Обратить внимание на название нового произведения: Мюзикл Л. Бернстайн «Вестсайдская история».
Работа со справочником музыкальных терминов. Короткое сообщение о произведении предложено сделать другому призеру областной олимпиады – Зюкиной Анне. По ее предложению прозвучит отрывок «У меня есть любовь». Выбор обоснован тем, что он станет логическим завершением урока: Любовь – великое и прекрасное чувство и никакие преграды не станут препятствием на ее пути. Урок закончен пожеланием еще раз обратиться к литературной основе и дружить с прекрасной музыкой, прозвучавшей сегодня на уроке. Подведение итогов, выставление оценок. |
Конспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены... Учитель культуры Башкортостана высшей категории мбоу «сош №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан | Конспект урока по музыке в 3 классе «Мороз и солнце, день чудесный…» Цель урока: через изобразительное искусство, поэзию погрузиться в мир прекрасной музыки о зиме | ||
Урока музыки в 3 классе Тема урока : Развитие музыки Цель урока: учить детей воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека | План-конспект урока в 3 классе Подготовила учитель музыки Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивановская средняя общеобразовательная школа» | ||
Конспект урока музыки в 3 классе по программе Д. Б. Кабалевского... Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | Конспект урока в 6 классе Тема: "Ах, этот джаз!" Оборудование: звукозаписи джазовой музыки, слайды с музыкальными инструментами и портретами джазовых исполнителей | ||
Конспект урока музыки в 7 м классе Тема: «Память жанров» Цели урока Познакомить учащихся с понятием “Память жанра”, с разными музыкальными жанрами, получившими свое развитие в крупных музыкальных формах... | Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской | Конспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки» Ланцова Виктория Валерьевна, учитель музыки и мхк, высшей категории, моу сош №47, г. Тверь | ||
Урока музыки по теме «Можем ли мы увидеть музыку?» Цель урока музыки: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие | Конспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
Тема урока: «Образ России в музыке» Цели урока: Создать обобщенный музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки,... | Конспект урока музыки в 7 классе: Тема: «У войны недоброе лицо» ... | ||
Конспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г |