Скачать 62.57 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Арская средняя школа №2» План -конспект открытого урока русского языка в 8 классе Тема «Обобщение и систематизация знаний по теме «Односоставные предложения» Учитель Хабреева Р.Б План-конспект открытого урока по русскому языку, проведённого на районном семинаре учителей русского языка, Хабреевой Р.Б. Тема урока :Обобщение и систематизация знаний по теме "Односоставные предложения" (на материале комедии Н.В. Гоголя "Ревизор") Цели и задачи урока: 1.Обобщить изученный материал об односоставных предложениях; 2.Закрепить умения различать виды односоставных предложений в тексте и определять способы выражения сказуемого и подлежащего, составлять предложения заданного типа; 3.Пробудить интерес к личности Н. В. Гоголя и его комедии «Ревизор» Оборудование: Компьютерная презентация ,распечатанный текст для анализа; проверочный тест по теме; ХОД УРОКА I. Актуализация опорных знаний 1.Проверка домашнего задания А)Проверка усвоения теоретических знаний по теме «Односоставные предложения» - ученик заполняет схему у доски Односоставные предложения -Рассказывает по ней о группах односоставных предложениях – Какие же предложения называются односоставными? – На какие две основные группы они делятся? – Назовите виды предложений первой группы. – Как называются предложения второй группы? - класс приводят примеры, подобранные дома из комедии Гоголя «Ревизор» Б)-Все ли виды односоставных предложений мы изучили? Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? А цель? II. Систематизация знаний по теме 1.Чтение высказывания А.И.Герцена ( экран) «Никто и никогда до него не читал такого полного курса патологической анатомии русского чиновника. Ему хотелось проникнуть в самые сокровенные изгибы нечистой и злобной души»(А.И.Герцен) – Скажите о ком речь? – Да, эти слова – отзыв о Н. В. Гоголе и его комедии «Ревизор». Используя фрагменты текста комедии «Ревизор» и исследуя её язык, сегодня на уроке мы повторим и обобщим изученное по теме «Односоставные предложения» – Запишите высказывание А. И. Герцена в тетрадь, найдите в нем односоставное предложение и определите его вид 2. Анализ текста (заранее распечатанный текст раздается учащимся) Н. В. Гоголь о театре Бросьте долгий взгляд во всю длину и ширину животрепещущего населения нашей раздольной страны!Сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить никакой закон. На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеётся им! О, смех -великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния! В «Ревизоре» я решил собрать в кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем. Но это произвело потрясающее действие. – Определите основную мысль текста. – Можно ли сказать, что Гоголь современен? – К какому стилю речи можно отнести этот текст? Докажите – Все ли слова в этом тексте вам понятны? Плевелы – это что? Можете ли вы без словаря объяснить значение этого слова? (Сорная полевая трава, растущая среди хлебных злаков) Этимологическая страничка (по Н. М. Шанскому) Плевел – сорняк. заимств. из ст.-сл. языка, образовано при помощи суффикса – ель от пьлева – «сорняк, мякина». – Найдите в тексте односоставные предложения, запишите их в тетрадь, подчеркните грамматические основы, определите тип односоставных предложений. – Сделайте синтаксический разбор выделенного курсивом предложения.(Один у доски) А сейчас минута отдыха - Вспомним, стихотворения начинающиеся назывными предложениями. (Ученик продолжает чтение стихотворения, начатого учителем) Пушкин “Зимнее утро”: Мороз и солнце… (День чудесный.) Н.А.Некрасов “Железная дорога”: Славна осень… (Морозные ночи, Ясные, тихие дни.) А.С.Пушкин Унылая пора! (Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса). А.С.Пушкин Спой мне песню, как синица (Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла) М.Ю.Лермонтов Вам не видать таких сражений, (Носились знамена, как тени) - С помощью односоставных предложений, в том числе и назывных можно кратко и точно обрисовать внешность героя, характер человека, указать на место и время действия. - Попробуем вместе дать характеристику главному персонажу “Ревизора” Хлестакову, используя односоставные предложения. На экране портрет персонажа пьесы Н.В.Гоголя “Ревизор” Хлестакова. Наводящие вопросы: Возраст? (Молодой человек лет 23-х) Умен? (Несколько приглуповат.) Как действует? (Говорит и действует без всякого соображения). Одет? (Одет по моде). -Объясните правописание приставки при в слове приглуповат. - Определите вид односоставных предложений(устно) - Почему писатели, поэты широко используют односоставные предложения, в том числе и назывные? Дайте полный ответ. (Односоставные предложения кратки, лаконичны, очень выразительны, придают речи особый темп. Указывая место или время, они сразу же вводят нас в обстановку действия. Используя односоставные предложения можно избежать повторов). V. Тест по теме «Односоставные предложения» 1 вариант 1. Определите тип предложения: Все, как мухи, выздоравливают. А. односоставное Б. двусоставное 2. Найти среди данных предложений односоставное. А. Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Б. В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! В.У вас там, в передней, сторожа завели гусей с маленькими гусёнками. 3. Какое из данных утверждений является неверным? Определенно-личные предложения – это… А. односоставные предложения Б. предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3-его лица множественного числа настоящего (будущего) времени или в форме множественного числа прошедшего времени. В.предложения, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее. 4. Какая схема соответствует предложению: Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несет такая капуста А. [двусост.], а [ двусост.] Б. [безл.], а [двусост.] В. [определенно-личное], а [двусост.] 5. Определите тип предложения: Смотри, не по чину берёшь! А. неопределенно-личное Б. определенно-личное В. безличное 2 вариант 1. Найдите среди данных предложений односоставное. А. Лучше я употреблю это время на пользу государственную. Б. Начальство имеет тонкие виды на наш уезд. В. Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые. 2. Определите тип предложения: Ещё умный человек! А. односоставное Б. двусоставное 3. Какое из данных утверждений является неверным? Определенно-личные предложения – это… А. предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывает на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы) Б. односоставные предложения В. Предложения, употребляющиеся только в разговорной речи 4. Какая схема соответствует предложению: Спешу уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд. А. [двусост.], а [ двусост.] Б. [безл.], а [двусост.] В. [определенно-личное], а [двусост.] 5. Определите тип предложения: Не будет ли угодно Вам осмотреть богоугодные заведения! А. неопределенно-личное Б. определенно-личное В. Безличное -самопроверка со слайда и выставление оценок VI. Подведение итога урока. Выставление оценок – Какие предложения называют односоставными? – Назовите, какие предложения называются определенно-личными? – Какие предложения называются неопределенно-личными? – Какие предложения называются безличными? Назывными? VII. Домашнее задание: написать характеристику Хлестакова,используя односоставные предложения 1. Выборочный диктант (дополнительный материал) Запишите под диктовку только односоставные предложения, подчеркивая грамматическую основу и указывая, какой частью речи выражен главный член. Назовите персонажей комедии, которые произносят эти слова. 1) А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! 2) Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? 3) Легкость необыкновенная в мыслях! 4) Смотри! Не по чину берешь! 5) Он и денег не платит, и не едет. 6) Ну в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было. 7) Не приведи Бог служить по ученой части! 8) Иной раз все до последней рубашки спустит. 9) Я только на две минуты захожу в департамент. 10)Убит, убит, совсем убит! |
Конспект урока ... | Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | ||
Конспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | Конспект открытого урока русского языка в 6 классе: «Притяжательные местоимения» Учитель русского языка и литературы моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа» Гранатова Н. В | ||
Урок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку... Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка | Тема: «Звуки л-ль. Буква Л» Программное содержание ... | ||
Конспект урока математики 2, 3 классы План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | Конспект открытого урока чтения в 3 классе Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Учитель Боровикова Оксана Викторовна Тема. Письмо заглавной буквы... ... | Урок 15 Тип занятия : изучения нового материала, комбинированный План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | ||
Конспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы» Цель урока: создание комфортной образовательной среды для формирования прочных знаний по лексике русского языка, в возможности ее... | Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме: «Части речи» Содействовать воспитанию навыков работы в паре, уважения друг к другу, любознательности | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна... Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка | Конспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко... Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем | ||
Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | Конспект открытого урока русского языка в 8 классе Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Константина Дмитриевича Бальмонта «Золотая... |