Конспект открытого урока русского языка в 8 классе





Скачать 62.57 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока русского языка в 8 классе
Дата публикации12.10.2013
Размер62.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Арская средняя школа №2»

План -конспект

открытого урока русского языка в 8 классе

Тема «Обобщение и систематизация знаний по теме

«Односоставные предложения»

Учитель Хабреева Р.Б

План-конспект открытого урока по русскому языку, проведённого на районном семинаре учителей русского языка, Хабреевой Р.Б.

Тема урока :Обобщение и систематизация знаний по теме "Односоставные предложения" (на материале комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")

Цели и задачи урока:

1.Обобщить изученный материал об односоставных предложениях;

2.Закрепить умения различать виды односоставных предложений

в тексте и определять способы выражения сказуемого и подлежащего, составлять предложения заданного типа;

3.Пробудить интерес к личности Н. В. Гоголя и его комедии «Ревизор»

Оборудование: Компьютерная презентация ,распечатанный текст для анализа; проверочный тест по теме;

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

1.Проверка домашнего задания

А)Проверка усвоения теоретических знаний по теме «Односоставные предложения»

- ученик заполняет схему у доски

Односоставные предложения

-Рассказывает по ней о группах односоставных предложениях

– Какие же предложения называются односоставными?
– На какие две основные группы они делятся?
– Назовите виды предложений первой группы.
– Как называются предложения второй группы?

- класс приводят примеры, подобранные дома из комедии Гоголя «Ревизор»

Б)-Все ли виды односоставных предложений мы изучили? Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? А цель?

II. Систематизация знаний по теме

1.Чтение высказывания А.И.Герцена ( экран)

«Никто и никогда до него не читал такого полного курса патологической анатомии русского чиновника. Ему хотелось проникнуть в самые сокровенные изгибы нечистой и злобной души»(А.И.Герцен)

– Скажите о ком речь?
– Да, эти слова – отзыв о Н. В. Гоголе и его комедии «Ревизор». Используя фрагменты текста комедии «Ревизор» и исследуя её язык, сегодня на уроке мы повторим и обобщим изученное по теме «Односоставные предложения»
– Запишите высказывание А. И. Герцена в тетрадь, найдите в нем односоставное предложение и определите его вид

2. Анализ текста (заранее распечатанный текст раздается учащимся)

Н. В. Гоголь о театре

Бросьте долгий взгляд во всю длину и ширину животрепещущего населения нашей раздольной страны!Сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить никакой закон. На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеётся им! О, смех -великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха…
Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния! В «Ревизоре» я решил собрать в кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем. Но это произвело потрясающее действие.

– Определите основную мысль текста.
– Можно ли сказать, что Гоголь современен?
– К какому стилю речи можно отнести этот текст? Докажите
– Все ли слова в этом тексте вам понятны? Плевелы – это что? Можете ли вы без словаря объяснить значение этого слова? (Сорная полевая трава, растущая среди хлебных злаков)

Этимологическая страничка (по Н. М. Шанскому)

Плевел – сорняк. заимств. из ст.-сл. языка, образовано при помощи суффикса – ель от пьлева – «сорняк, мякина».

– Найдите в тексте односоставные предложения, запишите их в тетрадь, подчеркните грамматические основы, определите тип односоставных предложений.
– Сделайте синтаксический разбор выделенного курсивом предложения.(Один у доски)

А сейчас минута отдыха

- Вспомним, стихотворения начинающиеся назывными предложениями. (Ученик продолжает чтение стихотворения, начатого учителем)

Пушкин “Зимнее утро”: Мороз и солнце…

(День чудесный.)

Н.А.Некрасов “Железная дорога”: Славна осень…

(Морозные ночи,
Ясные, тихие дни.)

А.С.Пушкин Унылая пора!

(Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса).

А.С.Пушкин Спой мне песню, как синица

(Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла)

М.Ю.Лермонтов Вам не видать таких сражений,

(Носились знамена, как тени)

- С помощью односоставных предложений, в том числе и назывных можно кратко и точно обрисовать внешность героя, характер человека, указать на место и время действия.

- Попробуем вместе дать характеристику главному персонажу “Ревизора” Хлестакову, используя односоставные предложения.

На экране портрет персонажа пьесы Н.В.Гоголя “Ревизор” Хлестакова.

Наводящие вопросы: Возраст? (Молодой человек лет 23-х)

Умен? (Несколько приглуповат.)

Как действует? (Говорит и действует без всякого соображения).

Одет? (Одет по моде).

-Объясните правописание приставки при в слове приглуповат.

- Определите вид односоставных предложений(устно)

- Почему писатели, поэты широко используют односоставные предложения, в том числе и назывные? Дайте полный ответ.

(Односоставные предложения кратки, лаконичны, очень выразительны, придают речи особый темп. Указывая место или время, они сразу же вводят нас в обстановку действия. Используя односоставные предложения можно избежать повторов).

V. Тест по теме «Односоставные предложения»

1 вариант

1. Определите тип предложения: Все, как мухи, выздоравливают.

А. односоставное
Б. двусоставное

2. Найти среди данных предложений односоставное.

А. Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия.
Б. В эти две недели высечена унтер-офицерская жена!
В.У вас там, в передней, сторожа завели гусей с маленькими гусёнками.

3. Какое из данных утверждений является неверным?

Определенно-личные предложения – это…

А. односоставные предложения
Б. предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3-его лица множественного числа настоящего (будущего) времени или в форме множественного числа прошедшего времени.
В.предложения, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее.

4. Какая схема соответствует предложению: Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несет такая капуста

А. [двусост.], а [ двусост.]
Б. [безл.], а [двусост.]
В. [определенно-личное], а [двусост.]

5. Определите тип предложения: Смотри, не по чину берёшь!

А. неопределенно-личное
Б. определенно-личное
В. безличное

2 вариант

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

А. Лучше я употреблю это время на пользу государственную.
Б. Начальство имеет тонкие виды на наш уезд.
В. Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые.

2. Определите тип предложения: Ещё умный человек!

А. односоставное
Б. двусоставное

3. Какое из данных утверждений является неверным?

Определенно-личные предложения – это…

А. предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывает на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы)
Б. односоставные предложения
В. Предложения, употребляющиеся только в разговорной речи

4. Какая схема соответствует предложению: Спешу уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд.

А. [двусост.], а [ двусост.]
Б. [безл.], а [двусост.]
В. [определенно-личное], а [двусост.]

5. Определите тип предложения: Не будет ли угодно Вам осмотреть богоугодные заведения!

А. неопределенно-личное
Б. определенно-личное
В. Безличное

-самопроверка со слайда и выставление оценок

VI. Подведение итога урока. Выставление оценок

– Какие предложения называют односоставными?
– Назовите, какие предложения называются определенно-личными?
– Какие предложения называются неопределенно-личными?
– Какие предложения называются безличными? Назывными?

VII. Домашнее задание: написать характеристику Хлестакова,используя односоставные предложения

1. Выборочный диктант (дополнительный материал)

Запишите под диктовку только односоставные предложения, подчеркивая грамматическую основу и указывая, какой частью речи выражен главный член. Назовите персонажей комедии, которые произносят эти слова.

1) А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! 2) Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? 3) Легкость необыкновенная в мыслях!
4) Смотри! Не по чину берешь! 5) Он и денег не платит, и не едет. 6) Ну в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было. 7) Не приведи Бог служить по ученой части! 8) Иной раз все до последней рубашки спустит. 9) Я только на две минуты захожу в департамент. 10)Убит, убит, совсем убит!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока русского языка в 8 классе iconКонспект урока
...
Конспект открытого урока русского языка в 8 классе iconКонспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Конспект открытого урока русского языка в 8 классе iconКонспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу...
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект открытого урока русского языка в 8 классе iconКонспект открытого урока русского языка в 6 классе: «Притяжательные местоимения»
Учитель русского языка и литературы моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа» Гранатова Н. В
Конспект открытого урока русского языка в 8 классе iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Конспект открытого урока русского языка в 8 классе iconТема: «Звуки л-ль. Буква Л» Программное содержание
...
Конспект открытого урока русского языка в 8 классе iconКонспект урока математики 2, 3 классы
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Конспект открытого урока русского языка в 8 классе iconКонспект открытого урока чтения в 3 классе
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект открытого урока русского языка в 8 классе iconУчитель Боровикова Оксана Викторовна Тема. Письмо заглавной буквы...
...
Конспект открытого урока русского языка в 8 классе iconУрок 15 Тип занятия : изучения нового материала, комбинированный
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Конспект открытого урока русского языка в 8 классе iconКонспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы»
Цель урока: создание комфортной образовательной среды для формирования прочных знаний по лексике русского языка, в возможности ее...
Конспект открытого урока русского языка в 8 классе iconКонспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме: «Части речи»
Содействовать воспитанию навыков работы в паре, уважения друг к другу, любознательности
Конспект открытого урока русского языка в 8 классе iconКонспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна...
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка
Конспект открытого урока русского языка в 8 классе iconКонспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко...
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем
Конспект открытого урока русского языка в 8 классе iconКонспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка»
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект открытого урока русского языка в 8 классе iconКонспект открытого урока русского языка в 8 классе
Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Константина Дмитриевича Бальмонта «Золотая...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск