Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский политехнический лицей – интернат»





Скачать 199.12 Kb.
НазваниеГосударственное общеобразовательное учреждение «Республиканский политехнический лицей – интернат»
Дата публикации15.10.2013
Размер199.12 Kb.
ТипРазработка урока
100-bal.ru > Литература > Разработка урока
Государственное общеобразовательное учреждение

«Республиканский политехнический лицей – интернат»

городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

Разработка урока по литературе

в 10 классе.

Тема: «Двойники и антиподы»

Родиона Раскольникова

в романе Ф.М.Достоевского

«Преступление и наказание»

(урок – исследование)

Автор: Искандарова Римма Ильбековна,

учитель русского языка и литературы.

Высшая квалификационная категория

Юридический адрес: 453302 Республика Башкортостан

город Кумертау, улица Вокзальная, д. 5, телефон 5-00-11

Домашний адрес: 453309 Республика Башкортостан

город Кумертау, улица Салавата, д. 9, кв. 72

телефон 4-02-27, email – duimovo4ka777@mail.ru

г.Кумертау 2009г.

Система уроков по роману Ф.М.Достоевского на тему:

««Двойники» и «антиподы» Родиона Раскольникова.

Их роль в романе.

( 2 урока)
Тема: «Двойники» и «антиподы» Родиона Раскольникова.

Их роль в романе.

( Урок- исследование)

Используемый УМК: Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5-11классы под редакцией В.Я.Коровиной Москва, «Просвещение» , 2005.

Учебник «Русская литература XIX века» (Москва «Просвещение»)
Оборудование: компьютер, экран, проектор, компьютерная презентация, графические изображения, раздаточный материл, опорные конспекты.
Цели: закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения;

  • выяснить, кто такие «двойники» и «антиподы» Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя;

  • подвести к осмыслению главного конфликта романа- конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;

  • расширить представление учащихся о героях романа;

  • добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского,- мир «погибших и погибающих»;

  • воспитать такие духовно-нравственные качества, как чувство сострадания к «униженным и оскорбленным», милосердие;

  • развить критическое мышление учащихся, интереса к исследовательской работе.

.

Задачи: 1. Проанализировать теории, представленные в романе.

2. Сформировать на литературном материале философское значение теории сверхчеловека, сильной личности.

3. Развивать способность учащихся к понятийному логическому мышлению, развитие таких качеств мышление как доказательность рассуждений.

В чем я виноват перед ними?..

Они сами миллионами людей изводят,

да еще за добродетель почитают

Родион Раскольников

ХОД урока:

1. Вступительное слово учителя (слайды 1 – 4):

-Итак, мы хорошо знаем главного героя, знаем те морально ­философские принципы, на которые опирался Раскольников, соз­давая свою теорию.      Многие исследователи, в частности М. Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов Достоевского, составляя его композиционную основу, находится жизнь идеи и персонаж — носитель этой идеи. Так, в центре романа “Преступление и наказание” — Раскольников и его “наполеоновская” теория о делении людей на два разряда и о праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для достижения своей цели. Писатель показывает нам зарождение этой идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать раскольниковскую мысль, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности. Вследствие этого центральные персонажи романа интересны нам не только сами по себе, но и в их безусловной соотнесенности с Раскольниковым — именно как с воплощенным существованием идеи. Раскольников является в этом смысле как бы общим знаменателем для всех персонажей. Естественный композиционный прием при таком замысле — создание духовных двойников и антиподов главного героя, призванных показать гибельность теории — показать как читателю, так и самому герою. Своеобразие построения художествен­ного образа у Достоевского, согласно тезису М. М. Бахтина, заключается в том, что герой - не объект авторского сознания, а субъект с независимым круго­зором, и, следовательно, система персо­нажей есть система раскрывающихся в контакте сознаний.

Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих созна­ниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его «теории» отражают так называемые «двойники», а положительные - анти­поды.

-Кого же можно отнести к первой группе?

-Духовными двойниками Раскольникова являются Лужин, Лебезятников, Свидригайлов.

-Докажите это.


2. Исследование «двойников»:

-Кто такой Лужин? Что мы знаем о нем? (слайд 5)

-Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории («а доведите до последствий, что вы давеча пропо­ведовали, и выйдет,, что людей можно резать ... ,». Согласны ли вы с ним? (1. 2, гл. 5)

-Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова, почему?

-Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери?

(«Умный и, кажется, добрый», «положил взять девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение», и «муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля».

Рассуждения Раскольникова о «доброте» Лужина, допускающей что «невеста и мать мужичка подряжают, в телеге, рогожей крытой! Ничего! Только ведь девяносто верст ... », усиливают складывающееся о Лужине впечатление, как о человеке черством, сухом, равнодушном, расчетливом, пробуждают чувство неприязни к этому герою).

- Впечатление о Лужине усугубляются при анализе сцены. «объяснения» между ним и Дуней. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения. Какие мысли рож­дает в вас это сопоставление?

(Поведение Лужина в этой сцене раскрывает его мелкую, себялю­бивую, низкую душу, отсутствие искренности, истинной любви u уважения к своей невесте, готовность оскорбить и унизить Дуню. До­кажите текстом. В поведении Дуни - искренность, большое чувстве такта, благородство, 'желание рассудить беспристрастно: « ... если брат виноват, то он должен и будет просить у вас прощения», уваже­ние к человеку, которому дано «великое обещание», гордость и чувство собственного достоинства).

- Что превыше всего ценил Лужин в жизни ?И почему его раз­дражал разрыв с Дуней?

(«Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его. Лужина раздражал разрыв с Дуней потому, что это разрушало его мечту о существе, которое «будет рабски благодарно ему всю жизнь... а он-то будет безгранично ... владычествовать»...).

- Лужин не может смириться с этим и принимает решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню. Как осуществил Лужин свое решение? (сцена с Соней на помин­ках у Мармеладовых).

(Лужин для достижения своей эгоистической цели, «для себя одно­го», готов «преступить все препятствия», живет по принципу «всё позволено». В этом его теория близка с теорией Раскольникова. Един­ственный бог для Лужина - деньги.

Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нем от­сутствие глубоких человеческих чувств, тщеславие, бездушие, грани­чащее с подлостью. И мы слышим мысль Достоевского о бесчеловечно­сти эгоистического самоутверждения за счет других).

- В чём схожи и различны Раскольников и Лужин?

-Лужин впитывает в себя теорию «ра­зумного эгоизма», которая лежит в ос­нове «арифметических» построений Рас­кольникова. Будучи приверженцем «эко­номической правды», этот буржуазный дeлeц весьма рационально отвергает жертвенность ради общего блага, ут­верждает бесполезность «единичных щед­рот» и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота и о «всеоб­щем преуспеянии». В расчётах Лужина вполне уловимы интонации гoлoca Рас­кольникова, который как и его двойник, не удовлетворяется «единичной» и ничего не решающей в цeлом помощью (в дан­ном случае - своей семье). Оба они «разумно» находят жертву для достиже­ния своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор: никчемная старуха. Как полагает Раскольников, всё равно умрёт, а падшая Соня, по мнению Лужина, всё равно - рано или поздно ­украдёт. Правда, идея Лужина замора­живается на точке рассуждений и не приводит его к топору, Раскольников же, прошедший такой путь в реальности, легко достраивает здание к фундаменту концепции своего двойника: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедо­вали, и выйдет, что людей можно резать».

Позаимствовав рационалистические основы теории Раскольникова, Лужин превращает их в идейное оправдание своих хищнических устремлений. Так же, как и главный герой романа, он оставляет за собой право решать участь другой личности, например, Сони, но очищает «арифметику» Раскольникова от деятель­ного сострадания и альтруистической, в конечном счёте, направленности.

- В чём совпадают Раскольников и Лужин?

  -   Лужин — предприниматель средней руки, это разбогатевший “маленький человек”, которому очень хочется стать человеком “большим”, превратиться из раба в хозяина жизни. В этом корни его “наполеонизма”, но как они похожи на социальные корни раскольниковской идеи, ее пафос социального протеста угнетенной личности в мире униженных и оскорбленных! Ведь Раскольников — нищий студент, которому тоже хочется подняться над своим социальным состоянием. Но гораздо важнее для него видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интеллектуальном отношении, несмотря на свое социальное положение. Так появляется теория о двух разрядах; и тому и другому остается лишь проверить свою принадлежность к высшей категории. Таким образом, Раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше того положения, которое отведено им законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин — погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые становятся их жертвами. Только понимание самой проблемы и методы Лужина гораздо пошлее, чем у Раскольникова. Но это единственная разница между ними. Лужин опошляет, а тем самым и дискредитирует теорию “разумного эгоизма”. По его мнению, лучше желать блага себе, чем другим, надо стремиться к этому благу любыми средствами, и каждый должен делать то же — тогда, достигнув каждый своего блага, люди и образуют счастливое общество. И получается, что Дунечке Лужин “помогает” из лучших побуждений, считая свое поведение безукоризненным. Но поведение Лужина да и вся его фигура столь пошлы, что он становится не только двойником, но и антиподом Раскольникова.
-Лебезятников…..Что о нём можете сказать?( слайд 6)

-Следующий двойник, «прогрессист» Лебезятников, в своей жизненной уста­новке варьирует нигилистическое отноше­ние Раскольникова к существующему миропорядку, моральным и социальным устоям. С энтузиазмом выступая против таких «предрассудков», как «целомудрие и женская стыдливость», взывая к соз­данию коммун, ратуя за уничтожение брачных уз, Лебезятников выхолащивает и обезображивает идеи революционно­-демократического движения, смысл кото­рого он низводит к тому, чтобы «огреть протестом» русскую жизнь: «Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!» Восстающая против неспра­ведливого устройства мира, бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний. Ка­рикатурной тенью этот двойник пристраивается к главному герою, же­лающему «взять просто-запросто всё за хвост и стряхнуть к чёрту». Культ протес­та, принимающий у Лебезятникова форму воинствующей глупости, компро­метирует избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройства мира, в котором он видит и возможность са­моутверждения.

Самовозвеличивание и потребность в проверке себя убийством - эти тайные устремления личности главного героя развенчиваются в соприкосновении извне с жизненными установками жалких «на­следников» его мысли и в его мучительной констатации. собственной несостоятель­ности («вошь», «тварь дрожащая»).

-Результаты проведённого над собой эксперимента, разрушившего иллюзии Раскольникова в отношении самого себя как человека «необыкновенного», не рас­шатали тем не менее мощные стены теории, толкнувшей его на преступление. Разочаровавшись в себе, он не отрекается от неё. Но в сознании читателя прочно выстроенные Раскольниковым башни идеи превращаются в руины, благодаря мрачной тени третьего двойника.

- Свидри­гайлов не случайно появляется на apeне великого взаимопроникновения миров по­сле двух своих предшественников, ко­торые, растащив отдельные части само­довлеющей идеи смогли, в силу своей ничтожности, расщепить её ядро. Для этого нужна была незаурядная личность, «выламывающаяся» из ряда людей «обыкновенных», устанавливающая за собой право вседозволенности («Свидри­гайлов - загадка»,- думает о нём Рас­кольников).

- Кто такой Свидригайлов? Как характеризуют его первые сведения в романе? (Слайды 7,8)

(Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его.. как злодея, развратника. Говорят, что причастен к делу «душегубства», повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа, что он жестоко оскорбил девочку, отравил жену Марфу Петровну, што он шуле­р, что нет такого порока, который бы не гнездился в его душе. Вместе с тем на протяжении всего романа он совершает ряд добрых дел: изба­вил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, хочет помочь Дуне избавиться от Лужина, взял на себя устройство судьбы осиротевшей семьи Мармеладовых.

-От природы имеет совесть, но добро и зло со­вершает от скуки. Это человек без убеждений и без деятельности. Настоящий же человек без убеждений и без деятельности жить не может. Свидригайлов понял это и казнил себя, потеряв свою' последнюю цель - добиться расположения Дуни). Этот герой идёт дальше всех: пересту­пая через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, т. е. полно­стью соответствует представлению Рас­кольникова о сильных личностях. Но вместо ожидаемого, с его точки зрения, торжества идеи в вывихнутом мире Свид­ригайлова она терпит полное крушение. «Арифметика», согласно которой можно убить одну «вредную» старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается «опытами» Свидри­гайлова: на его счету добрых поступков больше, чем у всех других героев романа, но, во-первых, добро, совершённое им, никоим образом не может оправдать преступления минувшего, а, во-вторых, оно не способно возродить его больную душу. Загнанная в подсознание совесть в конце концов высвобождается и врыва­ется в сферу сознательного, порождая удушливые кошмары, в которых реаль­ность и ирреальность фантастически про­должаются друг в друге и сращиваются в единую непрерывную галлюцинацию. Свидригайлов - это тот избранный, ко­торый «переступил», и «переступил» не единожды, и без нравственных мучений (вот он, идеал Раскольникова!), но при этом Наполеоном не стал. Жизненный итог Свидригайлова - это не только его самоубийство, но и гибель идеи Расколь­никова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя.

-Прав ли Свидригайлов, угверждая, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды», что между ними есть «точка общая»?

(Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравст­венных устоев, не признающего никаких нравственных запретов; живет по принципу «все позволено». Раскольников, разрешая себе «кровь по со­вести» тоже отрицает нравственную ответственность сильного чело­века за свои поступки; моральные нормы, по его мнению,. существуют только для низшей категории людей - «тварей дрожащих». Истину, к которой Раскольников пришел в результате долгих размышлений, Лужин и Свидригайлов используют как руководство к действию.)

- В чем заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Ваши версии.

- Когда сопоставляешь эти образы, становится ясно, что Лужин и Свидригайлов живуг, в общем-то, по теории Раскольникова. Он же, общаясь с «сильными мира сего», не может принять их жизнь, хотя и старается причислить себя к «сильным мира сего»; ему непри­ятны люди, живущие по его «теории». Этим сопоставлением ниспро­вергается в герое теоретика и возвышает в нем человека.

-У всех – у Раскольникова, Лужина, Свидригайлова - бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое самоугверждение за счет других. Сталкивая этих героев, автор опровергает теорию Раскольни­кова, вскрывает её антигуманную, бесчеловечную суть. В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к «сильным мира сего, не может принять мир людей, которые не живуг по его теории. В этом сила Раскольни­кова и то, что возвышает его над «сильными мира сего».

- Кто является антиподом Раскольникова? (слайд 10)

  -  Антиподом и в какой-то мере двойником Раскольникова становится и его сестра. Она не считает себя существом - более высокого ранга, чем брат, а Раскольников, идя на жертву, именно в этом ощущает свое превосходство над теми, ради кого он жертвует собой. Дунечка же, напротив, не только не считает себя выше своего брата — признает его существом более высокого рода. Раскольников хорошо это понимает, потому-то так решительно и отвергает он жертву сестры. В своем отношении к людям Дуня и ее брат — антиподы. Даже Свидригайлова Дуня не считает ниже себя; она преодолевает это искушение, будучи не в силах стрелять в человека, ибо в Свидригайлове она видит личность. Раскольников же готов видеть человека только в себе.

- Так в космосе романа возникают спут­ники Раскольникова: вращаясь вокруг него, они отражают и преломляют в себе катаклизмы его мира, их взаимодействие создаёт вокруг центрального героя отри­цательную атмосферу. Однако феномен личности Раскольникова много избыточ­ней системы его двойников и отнюдь не исчерпывается только ею. Голос Расколь­никова резонирует в пространстве, запол­ненном не только сознаниями двойни­ков, но и сознаниями их идеологических антагонистов, в роли которых высту­пают Разумихин, Порфирий Петрович и Соня Мармеладова. (слайд 11 – 16)

Этих героев принято называть антипо­дами Раскольникова, однако такоe опре­деление требует уточнения. Они не только отрицают своеволие и индивидуализм, ведущие Раскольникова к преступлению, но и продолжают в себе «мессианские» начала его идеи. Следовательно, эти персонажи противопоставляются не столько Раскольникову, с которым имеют точки соприкосновения, сколько его двой­никам. Приведу несколько доказательств.

Раскольников, рискуя своей жизнью, спасает из огня детей; будучи бед­ствующим студентом, содержит больного отца умершего друга; дважды оставляет последние деньги Мармеладовым. Разве все эти поступки не стоят в одном ряду с действиями альтруиста Разумихина ?… «Наполеонам» Раскольников отказывает в праве роптать против существующего мироустройства - против бунта высту­пает и Порфирий Петрович. Совершив преступление, герой не может перешаг­нуть через совесть, и в этом он сбли­жается с Соней, вынужденно торгующей своим телом, но не душой. И если Свидригайлов претендует на «родство» С Раскольниковым («Мы одного поля ягоды»), то с Соней Раскольников соби­рается идти «по одной дороге» («Мы вместе прокляты, вместе и пойдём»). Так выстраивается галерея осветлённых отра­жений главного героя. Интересно, что количество двойников и их «перевёр­тышей» (антиподов) совпадает. Это наталкивает на мысль о существовании связей между ними.

Вычленив компоненты идеи Раскольни­кова, отражаемые в сознаниях двойников и антиподов, можно представить систему образов героев в виде трёх пар. Причём в каждой из них центральное место будет занимать та часть идеи Раскольникова, которая сочетает в себе определённые противоположные начала. (слайд 11)

- Какое значение имеет система образов? (слайд 17-19)

- В результате система образов разби­вается на три ряда с отрицательной (Лужин, Лебезятников, Свидригайлов) и положительной (Разумихин, Порфирий Петрович, Соня) подсистемами. Герои­-антагонисты вступают в диалог посред­ством сознания Раскольникова, при 'том он может выходить и за рамки мира главного героя, реализовываться в непо­средственном контакте двойника и ан­типода. Например, идеи о «проценте», якобы неизбежных для общества жертв (лужинское начало) борются в Расколь­никове со стремлением остановить паде­ние только что обманутой девушки, сделать конкретное, пусть «единичное», а не «всечеловеческое», благодеяние (ра­зумихинское начало). В то же время противоборство «разумного эгоизма» с «единичным добром», происходящее в душе центрального героя, Достоевский проецирует и вовне - на систему обра­зов, сталкивая в непосредственном об­щении носителей этих начал: лужин­ским выкладкам о «целых кафтанах» эмоционально (в споре) и практичес­ки (в жизни) противостоит Разумихин.

Через сознание Раскольникова, как сквозь прозрачную дверь, герои могут смотреть друг в друга.

Вывод:

-Раскольников, человек совестливый и благородный, не может вызывать у читателя одну лишь неприязнь, отношение к нему сложное (у Достоевского редко встретишь однозначную оценку), но приговор писателя беспощаден: права на преступление не имеет никто! Долго и тяжело идет к этому выводу Родион Раскольников, и ведет его Достоевский, сталкивая с различными людьми и идеями. Вся стройная и логическая система образов в романе подчинена именно этой цели. Показывая бесчеловечность буржуазного общества, его устройства, Достоевский все же не в нем видел причины “распада связи времен”. Ответы на “проклятые” вопросы писатель ищет не вокруг человека, а внутри него. И в этом отличительная черта Достоевского-психолога.

Домашнее задание.

1. Пересказ: ч. 3, гл.5 (первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем),

ч. 4, гл. 5 (вторая встреча со следовате­лем),

ч. 3, гл. 6 (размышления после встречи с мещанином),

ч. 4, гл. 7 (разговор с Дуней о преступлении), эпилог.

2. Отметить авторские ремарки, сопровождающие высказыва­ния Раскольникова при 1-ой встрече со следователем.

3. Ответить на вопросы:

-Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении? В чем он себя упрекает?

-Почему Порфирий Петрович уверен, что Раскольников сделает «явку с повинной»?

4. Краткий пересказ эпизодов: первый день Раскольникова после убийства (ч.2, гл.I-2);

блуждание по Петербургу в первый день после болезни (ч.2, гл. 6);

разговор с матерью и Дуней (ч.3, гл.3).

5. Ответить на вопрос: почему герой сделал «явку с повинной»?

Презентация

Приложения

Приложение к уроку- карточки для самостоятельной работы

Карточка N1

Вспомните сцену посещения Раскольникова Лужиным.

1. Как описывает автор романа появление Лужина в каморке Раскольникова? Чем он выделяется среди собравшихся здесь

2. В разговоре с Раскольниковым Лужин постоянно употребляет слово «новый»: «новые полезные мысли», «новые полезные сочинения» и др. Какой смысл приобретает это словечко в ус­тах Лужина? В чем особенность речи Лужина?

З. Лужина часто называют «двойником» Раскольникова, имея виду близость их «идей». В чем заключается эта близость? По­чему Лужин вызывает у Раскольникова особую враждебность Почему Раскольников с ненавистью воспринимает все ска­занное Лужиным? В каком отношении их можно все же на­звать «двойниками»?
Карточка N2

(Лужин.. Основное для него капитал и «дело». Этому отданы ум чувства героя. Ум изворотливый, чувства извращенные. Способен для достижения своих целей на демагогию, клевету, донос. Все по расчету в том числе и брак. Как говорит автор, более всего на свете любил. ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они рав­няли его со всем, что было выше его». Лужин узок и однолинеен».

Ю.Г. Кудрявцев. Три круга Достоевского. 1979

1. Дайте свою характеристику Лужину, обращаясь к тексту.

2. Можно ли встретить Лужина в наши дни? Чем он мог изме­ниться, а что обязательно должен был сохранить, чтобы ос­таться Лужиным?
Карточка N З

1. Как третий сон Раскольникова, в котором он вторично пыта­ется убить старуху-процентщицу, подготавливает появление Свидригайлова? Что вносит его появление в повествование?

2. В разговоре Свидригайлова с Раскольниковым, который на­чался с будничных тем, вдруг возникает тема вечности _ о том, что ожидает человека после смерти как награда или на­казание за прожитую жизнь. Какой видит «вечность» Рас­кольников и какой она представляется Свидригайлову? По­чему их представления столь разные? В чем символический смысл образа - вечности в романе?
Карточка N 4

1. Почему вторую встречу Раскольникова со Свидригайловы автор романа переносит в трактир с названием «Хрустальный дворец»? Что является центральной темой их разговора в трактире и почему?

2. Почему Свидригайлова больше всего удивляет, что Расколь­ников все еще носит в своей груди Шиллера?
Карточка N 5

«Когда Свидригайлов хочет стреляться. Он идет среди густого молочного тумана по скользкой, грязной деревянной мостовой к Малой Неве: «Ему мерещились высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, Мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты, и, наконец, тот самый куст ... »

Свидригайлов как будто ищет тот куст, в котором спал Расколь­ников и о котором больше ничего в романе не говорится».

В. ШкловскиЙ. За и против. 1967.

1. Что привело Свидригайлова к самоубийству?

2. Почему Раскольникова так поразило известие о самоубийстве Свидригайлова? Какую роль это сыграло в явке Раскольни­кова с повинной?
Карточка N 6

«Свидригайлов практически добр до самой последней минуты, не только по отношению к Соне, Дуне, малолетней невесте, но и по отношению к первым встречным». (В. Кирпотин)

«Свидригайлов - это освобождение от запретов нравственно­сти, данное злодею, не знающему ничего кроме своих желаний, и приходящего к смерти» (В. Шкловский)

[Свидригайлов] « представлен как воплощение нравственного растления и гибели… Слоя «образованных», к который включал, по мнению Достоевского и нигилистов». (М. Гус)

1. Прав ли Свидригайлов, говоря Раскольникову, что у них есть общая точка?

2. Верна ли точка зрения, что Свидригайлов еще один «двой­ник» Раскольникова в романе.

Опорный конспект
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

«ищу человеческое в человеке»

Роман – исследование:

Почему убил?

Почему признался?

Почему воскрес?

I.Система образов:

Герои-жертвы Лизавета старуха Раскольниковы Мармеладовы

переступившие мать дочь мать отец Родион Соня

через других дочь Соню



себя старуху



Система «двойников» добро: 100>1

Р.Раскольникова Лужин

Соня Раскольников

Мармеладов

Дуня Свидригайлов

Парфирий Петрович

Зло: 1 > 100

II.Система идей романа:

Страдание преступление наказание («Я не старуху убил. Я себя убил!»)

Не убий убий человека Самоубийство человечества

Библия 100>1 сон раскольникова на каторге

Идея Р.Раскольникова - «разрешить кровь по совести»

Истоки идеи: мир несправедлив, «кровь льется рекой»

«убить одну, а потом сотню людей спасти!»

Правда Сони:

«Нужно просто жить среди

Между крестом и топором людей и быть добрым»

Помочь близким Р « я для себя убил!» «Станьте Солнцем, вас все и

и далеким 100>1 1>100 увидят»

III. Роман – предупреждение

Нельзя «железной рукой загнать человечество в счастье!»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский политехнический лицей – интернат» iconПубличный отчет краевого государственного общеобразовательного учреждения лицея-интерната
...
Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский политехнический лицей – интернат» iconРеспублики Коми Государственное общеобразовательное учреждение «Коми...
Составлена на основе «Примерной программы по иностранным языкам. Английский язык».– М.: Дрофа, 2008 г
Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский политехнический лицей – интернат» iconРеспублики Коми Государственное общеобразовательное учреждение «Коми...
...
Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский политехнический лицей – интернат» iconГосударственное общеобразовательное учреждение
Государственное общеобразовательное учреждение «Саратовская кадетская школа-интернат» открыто 1 сентября 2001 года распоряжением...
Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский политехнический лицей – интернат» iconРабочая программа курса «География. Планета Земля»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №373 Московского района Санкт-Петербурга «Экономический лицей»
Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский политехнический лицей – интернат» iconУчебный блог для организации учебного процесса
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №179 (гбоу лицей №179)
Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский политехнический лицей – интернат» iconГосударственное казенное образовательное учреждение Ростовской области...

Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский политехнический лицей – интернат» iconПредседатель комитета по управлению муниципальным имуществом города новокузнецка
Полное наименование муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №34», сокращенное наименование: мбоу «Лицей №34»,...
Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский политехнический лицей – интернат» iconПроектная и исследовательская деятельность на уроках информатики
Новик Лариса Владимировна (), Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №554 Приморского района Санкт-Петербурга...
Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский политехнический лицей – интернат» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственнон бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Многопрофильный лицей-интернат»
Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский политехнический лицей – интернат» iconГосударственное общеобразовательное учреждение лицей №533

Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский политехнический лицей – интернат» iconПравила приема в государственное бюджетное общеобразовательное учреждение...
Правила приема в государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Саратовская кадетская школа-интернат...
Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский политехнический лицей – интернат» iconТамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Косицынская средняя общеобразовательная школа
Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский политехнический лицей – интернат» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Республиканский центр образования»
Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский политехнический лицей – интернат» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Республиканский центр образования»
Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский политехнический лицей – интернат» iconТекст (обобщение). 2 класс
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск