Скачать 59.52 Kb.
|
ТЕМА УРОКА: «Обособленные определения и приложения» (8 класс) ЦЕЛИ: закрепление знаний по изученной теме, выяснение роли обособленных определений в тексте; обучение умению уместно использовать синтаксические синонимы, отработка пунктуационных навыков; воспитание интереса к культуре русского народа. ХОД УРОКА. 1.ОРГМОМЕНТ. Ребята, сегодняшний урок я начну с загадки: «Была белая да седая, пришла зелёная, молодая» (зима и весна). Период смены этих времён года с давних пор называется Масленицей. Сегодня на уроке мы узнаем кое-что об этом празднике, об обычаях Масленицы. В работе мы будем использовать отрывки текста об этом празднике. (см. «Презентация к уроку русского языка 8 класс» слайды 1 – 2) 2. СЛОВАРНАЯ РАБОТА. А тему урока помогут сформулировать слова, записанные на доске: Второстепе..ый, выделе..ый, обособле..ый, выраже..ый, согласова..ый, распространё..ый, обстоятельстве..ое. Спишите их, вставьте пропущенные буквы. Почему эти слова объединены в одну группу? Сформулируйте тему. Запишите. 3. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА. Сегодня на уроке мы будем тренироваться правильно строить предложения с обособленными членами, без ошибок ставить знаки препинания, выясним, как меняют текст обособленные определения, будем использовать их в своей речи. 4. ПРОВЕРКА Д/З. В начале урока вспомним условия обособления определений и приложений. Проверим упр.289. Заполните таблицы номерами предложений из текста.
ПРОВЕРКА: выход к доске, схему проговорить, проверить постановку знаков препинания в предложениях. 5. СТИЛЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНОВ. Мы повторили условия обособления определений, приложений. Выясним их роль в предложении. Уберите обособленные определения и приложения, сравните получившийся текст с исходным. Сделаем вывод устно. (см. «Презентация к уроку русского языка 8 класс» слайд 3 – 4) На вторую половину февраля – первую половину марта обычно приходилось празднование Масленицы, древнего языческого праздника славян, праздника проводов зимы и встречи весны, поминовения усопших. Масленицу, самый разгульный и поистине всеобщий праздник, повсюду ожидали с большим нетерпением. Без пирогов не именины, без блинов не Масленица. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. 6. ЗАПИСАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОД ДИКТОВКУ. Каждая хозяйка, имевшая свой рецепт приготовления блинов, держала его в секрете от соседей. Обычно из гречневой или пшеничной муки пекли блины, большие и толстые, тонкие и легкие, во всю сковородку и с чайное блюдце. Как изменились предложения? Сделайте вывод. 7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Стилевые возможности обособленных членов предложения. Из каждого предложения с обособленными определениями и приложениями уберите обособленные члены. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы устроить свадьбы, помочь холостой молодежи найти себе пару. Однако самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир. Центральной фигурой всё же оказывалась сама Масленица, кукла из соломы. Куклу, наряженную в кафтан и шапку, опоясывали кушаком, усаживали на сани и везли в гору с песнями. Сопровождала Масленицу ряженая молодежь. 8. СООБЩЕНИЕ ПОГОТОВЛЕННОГО УЧЕНИКА. Каждый день Масленицы имел свое название, предписывающее определенные действия, правила поведения: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – широкий четверг, пятница – тещины вечёрки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – целовник, Прощёный день. (см. «Презентация к уроку русского языка 8 класс» слайд 5 – 12) 9. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИНТАКСИЧЕСКИХ СИНОНИМОВ. Ребята, в своей речи мы, к сожалению, редко используем предложения с обособленными определениями, чаще выбираем другие конструкции, более привычные. А ведь мысль мы можем выразить по-разному, используя синтаксические синонимы. В этом вы убедитесь, выполняя следующие задания. Сопоставительный анализ синтаксических синонимов. Сравните предложения. Сделайте вывод (устно). Вечером почти все пели особые песни, прыгали через огонь, валяли в снегу молодых, недавно обвенчавшихся. - Вечером почти все пели особые песни, прыгали через огонь, валяли в снегу молодых, которые недавно обвенчались. Парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, девушек. - Парни, которые были перемазаны сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, девушек. Самостоятельная работа. Сопоставительный анализ синтаксических синонимов. Сравните предложения. Сделайте вывод (устно). Вечером почти все пели особые песни, прыгали через огонь, валяли в снегу молодых, недавно обвенчавшихся. - Вечером почти все пели особые песни, прыгали через огонь, валяли в снегу молодых, которые недавно обвенчались. Парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, девушек. - Парни, которые были перемазаны сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, девушек. Проверка написанного. 9. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РАБОТА С РЕПРОДУКЦИЯМИ. Ребята, Масленицу всегда праздновали широко, весело. Люди творческие часто обращались к этой теме. Посмотрите, какие картины написали Суриков, Кустодиев, Обратите внимание на настроение, переданное на картинах. Составьте и запишите, пользуясь репродукциями, несколько предложений, используйте обособленные определения и приложения. ПРОВЕРКА: чтение у доски. 10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Как в моей семье празднуют Масленицу (сочинение-миниатюра на тему или составление отдельных предложений). 11. ИТОГ УРОКА. Что нового узнали? Что было трудно? Что понравилось на уроке? Учитель: Дождикова Л.Н. Самоанализ урока русского языка в 8 классе. Тема урока: Обособленные определения и приложения Тип урока: закрепление нового материала. Цели урока: закрепление знаний по изученной теме, выяснение роли обособленных определений в тексте; обучение умению уместно использовать синтаксические синонимы, отработка пунктуационных навыков; воспитание интереса к культуре русского народа. Место урока. Материал соответствует содержанию образования по русскому языку. Данный урок связан с предыдущим, на котором обучающиеся изучили новый материал по теме «Обособленные члены предложения». Приёмы учебной деятельности: умозаключение, формулировка суждений, запись в тетради, устная и письменная речь. Этапы урока:
Наиболее удачно прошли проверка домашнего задания, рассмотрение стилевых возможностей обособленных членов, моменты развития речи. Время урока распределено рационально, темп работы – быстрый. Удалось организовать чередование и смену видов деятельности в ходе урока. Были использованы опорные схемы. Работа с разными видами заданий позволила осуществить обратную связь со всеми учащимися и проконтролировать уровень усвоения материала. План урока выполнен. Все ученики были вовлечены в выполнение заданий. В классе можно отметить двоих сильных учащихся: Ямаеву Марину, Иванову Анну. Они отвечают на уроке чётко, правильно. Активность проявляют Воронцова Вика, Музуров Павел. Князева Анна хорошо выполняет разборы. Уварова Наташа – не умеет выученное правило использовать на практике. Садовина Диана - не всегда готовится к урокам, есть пробелы в знаниях. Гладышев Алёша, романов Николай – пассивны на уроках. Романова Оля и Князева Наташа – слабые в учёбе, но стараются. Князев Максим много пропускает. Домашнее задание получили выучить правило, написать сочинение-миниатюру, но если кого-то затруднит задание, можно выполнить упражнение на закрепление изученной темы. |
12. Подготовка к егэ. Обособленные члены предложения Обособленные определения, обстоятельства, приложения. Материал для практической работы | Тема: «Обособленные определения и приложения» Оборудование: учебник русского языка 8 класс под ред. М. С. Разумовской, 1с русский язык, «Фраза» электронный тренажер, рабочие тетради... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обособленные определения (Подготовка к написанию сочинения по картине В. Маковского «Обряжение невесты» на заключительном занятии... | Урок русского языка в 8 классе «Обобщение изученного по теме «Обособленные... Развивающая цель: обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников, развивать умение проводить синонимическую замену... | ||
Урок по русскому языку в 8 классе Тема: «Обособленные члены предложения» Тема урока : Предложения с обособленными членами. Подготовка к гиа (А3, а 4, А5-А7,В4) | Урок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения.... | ||
Урок по русскому языку (5 класс) Тема урока Цель: закрепить умение применять способ определения верного написания безударного личного | Реферат 3 3 Содержание 4 4 Определения 5 5 Введение 6 6 Основная... В ходе работы, в течении данного семестра мы изучали технологии веб-программирования и верстки позволяющие делать стабильные, удобные... | ||
Урока: Деятельностная Тема урока: «Согласованные и несогласованные определения. Способы выражения определений» | Тема урока: Согласованные и несогласованные определения Цели урока Средства обучения: компьютер, умк под ред. В. В. Бабайцевой, индивидуальные карточки | ||
Краткая аннотация урока Класс: 9 класс Тема: Технология обработки... ... | Урок Тип урока: изучение нового материала. Тема урока Научить детей применять эти признаки для определения делимости без выполнения деления | ||
Конспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения... Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | Конспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель... Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический) | ||
Тема: «Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу» План – конспект урока русского языка в 1 классе умк «Планета знаний» с икт и электронного приложения | Урок по теме: "Определение", 5 класс Познакомить ребят с понятием “определение”, со способами выражения определения в предложении, со способом согласования существительного... |