Конспект урока русского языка. 8Б класс. Учитель Лапшакова О.Ю. 7.12.2012 год
Тема урока: «Согласованные и несогласованные определения. Способы выражения определений»
Цели урока:
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.
Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися отличия между согласованными и несогласованными определениями.
Тип урока: урок «открытия» нового знания УМК под редакцией В.В. Бабайцевой На данном уроке дети должны:
научиться различать согласованные и несогласованные определения;
усвоить алгоритм выполнения задания В2 в КИМах ГИА;
отработать навыки работы с тестами.
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| УУД
| Мотивация (самоопределение к деятельности)
Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
определить содержательные рамки урока
| Добрый день, ребята! Сегодня мне хотелось бы начать урок с притчи
«Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжеленную дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и, в конце концов, пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...»
Ребята, как вы думаете, что именно сказал мудрец?
(Ответы детей.)
А вот слова старца:
«Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики?
Во-первых, сама жизнь.
Во-вторых, не спешите.
В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения.
В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято.
В-пятых, не жалейте сил и энергии.
И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни».
Какой из этих советов вы бы взяли за правило? Почему? Какой совет вам кажется самым трудным? Почему?
Мы примем во внимание все советы мудреца и успешно решим все проблемные вопросы урока. Организация фронтального опроса в игровой форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость.
Игра «Крестики-нолики»
1.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и члены предложения, называется фонетика.
2.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
3Обстоятельство - это главный член предложения.
4.Односоставные предложения-предложения с одним главным членом (- или =).
5.По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.
6.Словосочетание используется в речи только в составе предложения.
7.Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.
8.Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным.
9.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.
10.Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, называется дополнение.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания.
|
Слушают притчу, анализируют ее содержание
Учащиеся работают в тетрадях, заполняют таблицу, осуществляют взаимопроверку и оценивание выполненной работы. Находят и исправляют ошибки, формулируют правильные утверждения
Критерии оценивания
9 – 10 правильных ответов – «5» 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 0
| 0
| 0
| +
| 0
| +
| +
| 0
| +
| 0
|
7 – 8 правильных ответов – «4»
5 – 6 правильных ответов – «3»
менее 5 – ПОВТОРИ ТЕОРИЮ!
| Личностные УУД: Регулятивные УУД:
целеполагание
контроль
коррекция
оценка
Коммуникативные УУД:
определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками
| Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
| Упражнения на стадии вызова
Правильно ли подчеркнуты члены предложения?
Последний лист осени печально заглядывает в моё окно.
Верно ли утверждение, что слово осень –определение?
Мнения учащихся разделяются. Кто прав? Создается проблемная ситуация на уроке
Организовывает работу в парах.
- Что вы знаете об определении? Составьте кластер
|
Учащиеся аргументировано соглашаются или опровергают утверждение.
Составляют кластер «Что мы знаем об определении?» и записывают его в тетрадь
| Личностные УУД: Регулятивные УУД:
выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка ситуации затруднения
Познавательные УУД:
логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков
| Постановка учебной задачи (проблемы)
Цель:
Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм определения согласованных и несогласованных определений;
сформулировать тему урока;
обозначить логическую необходимость изучения этой темы
| Упражнения на стадии осмысления содержания
Ребята, познакомьтесь с параграфом 175. На полях поставьте значки:
«V» - уже знал,
«+» - новое, «-» - думал иначе,
«?» - не понял, есть вопросы -Какая информация для вас была новой?
- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
|
Самостоятельно изучают материал учебника, на полях ставят значки: «V» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы Учащиеся формулируют цели урока: 1. Узнать признаки, по которым можно определить, согласованное или несогласованное определение
2. Научиться находить согласованные и несогласованные определения в тексте
|
Личностные УУД:
Выдвижение гипотез, их доказательство
Регулятивные УУД:
Целеполагание
Планирование
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение познавательной цели;
поиск и выделение информации;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка
| Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;
создать алгоритм определения согласованных и несогласованных определений знаково и в речи
| - Ребята, давайте попробуем найти общий принцип разграничения согласованных и несогласованных определений. Прочитайте словосочетания, определите вид подчинительной связи и распределите их по столбикам.
Золотая береза, накидка из шелка, наша березка, желание полюбоваться, лист березы, любое деревце, зеленеющая роща, ее наряд, береза напротив, первые листочки - Найдите согласованные и несогласованные определения, аргументируйте свой ответ. - организовывает коллективную работу по составлению алгоритма определения согласованных и несогласованных определений
| Работают в группах.
1 группа выписывает словосочетания с видом подчинительной связи согласование,
2 группа – управление,
3 группа – примыкание . Определяют, согласованные или несогласованные определения.
Озвучивают пошагово свои действия по способу определения согласованных и несогласованных определений и оформляют алгоритм на доске:
Определить вид подчинительной связи в словосочетании
Между главным и зависимым словом связь согласование?
Да Нет
Согласованное Несогласов.
| Личностные УУД: Регулятивные УУД: Познавательные УУД:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
поиск и выделение информации;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
| Первичное закрепление
Цель:
проговорить новый способ действия во внешней речи;
установить состоятельность этого способа
|
Учитель мотивирует и координирует деятельность учащихся, контроль за выполнением задания - Материал сегодняшнего урока будет необходим при сдаче ГИА, задание В2: замените словосочетание на бумажной ленте (предложение 9), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
- Что должен знать ученик выполняя задание В2?
Выполняем упражнение 148 по установленному образцу (эталону) с проговариванием во внешней речи
- Обратимся к упражнению 149. Что обозначает двойное подчеркивание зависимых слов в словосочетаниях борьба за грамотность, ходьба по лесу, внимание к детям. Чем оно вызвано?
- А теперь давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале урока:
Правильно ли подчеркнуты члены предложения?
Последний лист осени печально заглядывает в моё окно.
Верно ли утверждение, что слово осень –определение?
- Работа с текстом упражнения 151 (по цепочке). Приведите примеры использования в данном тексте многозначных второстепенных членов, аргументируйте свой выбор
|
Работа с тестами ГИА , отработка В2
Выполняют упражнение из учебника, проговаривая способ действия
Учащиеся отмечают, что зависимое слово при имени существительном, которое по значению соотносится с глаголом или прилагательным, сохраняя значение и предмета, и действия, может рассматриваться как многозначный член конструкции, что и отражено в графическом обозначении его синтаксической роли
Приводят примеры использования в данном тексте многозначных второстепенных членов, аргументируют свой выбор
| Личностные УУД: Регулятивные УУД: Познавательные УУД:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка
управление поведением партнера – контроль, коррекция
| Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Цель:
тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
проверить свое умение применять изученный способ;
развивать умение самостоятельной проверки по эталону
|
Организовывает самостоятельную деятельность учащихся.
Определите вид определения:
1) Где роза без шипов растет?
2) В ржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца. (К. Паустовский.) 3) Немного дальше росла черемуха потолще.
3) Я совершенно утратил способность писать. 4) Это была обыкновенная кукла с широко раскрытыми голубыми глазами, с несколько разведенными руками, с льняными локонами. 5)Платье из тюля просвечивало на розовом теле.
Ключи: согласованное определение – несогласованное определение
|
Работают самостоятельно, самооценивание по критериям:
9 - «5»
7-8 - «4»
5-6 - «3»
Менее «5» - изучи еще раз внимательно параграф 175
| Личностные УУД: Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
коррекция
оценка
| Рефлексия деятельности
Цель:
оценить результаты собственной деятельности
повторить способ нового знания
сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание
| Организовывает работу в группах по составлению синквейна на тему «Определение» или «Мои впечатления от урока»
Фронтальная беседа (итог)
Чему был посвящен наш урок?
Какие затруднения вы испытали?
Что помогло вам их преодолеть?
3.Д/З по выбору: – Я рекомендую вам выбрать то д\з, которое поможет вам преодолеть вашу трудность:
Кто научился различать согласованные и несогласованные определения, но у вас остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 152
Кто научился различать согласованные и несогласованные определения, но не уверен, что самостоятельно сможет различать согласованные и несогласованные определения, то скажите себе: “Я работал хорошо!” и составьте кластер «Способы выражения определений»;
Кто научился различать согласованные и несогласованные определения и может объяснить тему товарищу, скажите себе: “Молодец!” и выпишите из учебника литературы 5 предложений, в которых встретятся и согласованные, и несогласованные определения
Задание для умников и умниц! Составить тест из 10 вопросов по аналогии с заданием В2 ГИА
|
Составление синквейна в группах, выбор домашнего задания
| Личностные УУД:
смыслообразование
Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор
Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
коррекция
оценка
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные УУД: | |