Программа по элективному курсу. 10 Класс пояснительная записка





Скачать 195.38 Kb.
НазваниеПрограмма по элективному курсу. 10 Класс пояснительная записка
Дата публикации21.10.2013
Размер195.38 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ. 10 КЛАСС
Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень); и «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы /Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в 10 (общеобразовательном) классе развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, Интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков.

Программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Цели и задачи

Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

  • закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

  • развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Методы и приёмы обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;

  • различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре очерка, рассказа ит.д);

  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

  • письмо под диктовку;

  • комментирование орфограмм и пунктограмм.


Виды деятельности учащихся на уроке

  • оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • взаиморецензирование;

  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное;

  • аудирование;

  • информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование;

  • -создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

  • участие в дискуссии;

  • создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

  • составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

  • работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Тема урока

Требования к уровню подготовки

Виды урока

Дата

1.

Структурно-смысловые признаки текста

Знать структурно-смысловые признаки текста

Урок усвоения новых знаний




2.

Типы связи между предложениями

Знать типы связи между предложениями

Урок усвоения новых знаний





3.

Типы связи между предложениями

Уметь определять типы связи между предложениями

Урок закрепления изученного




4.

Функционально-смысловые типы речи

Знать о функционально-смысловых типах речи

Урок усвоения новых знаний




5.

Типологическая структура повествования

Знать типологическую структуру повествования

Урок усвоения новых знаний




6.

Типологическая структура повествования

Уметь составлять текст-повествование

Урок закрепления изученного




7.

Типологическая структура описания

Знать типологическую структуру описания

Урок усвоения новых знаний




8.

Типологическая структура описания

Уметь составлять текст-описание

Урок закрепления изученного




9.

Типологическая структура рассуждения

Знать типологическую структуру рассуждения

Урок усвоения новых знаний




10.

Типологическая структура рассуждения

Уметь составлять текст-рассуждение

Урок закрепления изученного




11.

Функциональные стили речи

Знать функциональные стили речи

Урок усвоения новых знаний




12.

Публицистический стиль речи

Знать цель публицистического высказывания, сферы приме-нения, основные признаки, языковые особенности

Урок усвоения новых знаний




13.

Стилистический анализ публицистического текста

Уметь анализировать тексты публицистического стиля

Урок закрепления изученного




14.

Стилистический анализ публицистического текста

Уметь анализировать тексты публицистического стиля

Урок закрепления изученного




15.

Жанры публицистического стиля. Публицистическая статья.

Знать основные жанры публицистического стиля, их характерные особенности, требования к языковому оформлению

Урок усвоения новых знаний




16.

Жанры публицистического стиля. Публицистический очерк.

Знать особенности жанра очерка, определять его характерные признаки и языковые средства

Урок усвоения новых знаний




17.

Жанры публицистического стиля. Интервью.

Знать особенности жанра интервью, определять его характерные признаки и языковые средства

Урок усвоения новых знаний




18.

Жанры публицистического стиля. Аннотация.

Знать особенности жанра аннотации, определять его характерные признаки и языковые средства

Урок усвоения новых знаний




19.

Жанры публицистического стиля. Отзыв.

Знать особенности жанра отзыва, определять его характерные признаки и языковые средства, уметь составлять отзыв

Урок усвоения новых знаний




20.

Жанры публицистического стиля. Рецензия.

Знать особенности жанра рецензии, определять его характерные признаки и языковые средства, уметь составлять рецензию

Урок усвоения новых знаний




21.

Жанры публицистического стиля. Заметка.

Знать особенности жанра заметки, определять его характерные признаки и языковые средства, уметь составлять заметку

Урок усвоения новых знаний




22.

Научный стиль речи.

Знать цель высказывания научного стиля, сферы при-менения, основные призна-ки, языковые особенности

Урок усвоения новых знаний




23.

Стилистический анализ научного текста.

Уметь анализировать тексты научного стиля с точки зре-ния содержания, структуры, стилевых особенностей

Урок закрепления изученного




24.

Стилистический анализ научного текста.

Уметь создавать собствен-ные тексты в научном стиле, использовать языковые средства, соблюдать нормы языка

Урок закрепления изученного




25.

Жанры научного стиля. Доклад.

Знать основные жанры науч-ного стиля, характеризовать их композиционные особенности

Урок усвоения новых знаний




26.

Доклад.

Уметь составлять доклад

Урок закрепления изученного




27.

Жанры научного стиля. Реферат.

Знать особенности жанра реферата

Урок усвоения новых знаний




28.

Реферат.

Уметь составлять реферат

Урок закрепления изученного




29.

Официально-деловой стиль речи.

Знать основные стилевые черты, языковые признаки официально-делового стиля

Урок усвоения новых знаний




30.

Стилистический анализ текста официально-делового стиля речи.

Уметь анализировать тексты официально-делового стиля

Урок закрепления изученного




31.

Стилистический анализ текста официально-делового стиля речи.

Уметь анализировать тексты официально-делового стиля

Урок закрепления изученного




32.

Жанры официально-делового стиля речи. Заявление. Объяснительная записка. Доверенность.

Знать форму и структуру деловых документов, требования, предъявляемые к ним; составлять деловые документы, используя языковые средства, характерные для официально-делового стиля

Урок усвоения новых знаний




33.

Жанры официально-делового стиля речи. Автобиография.

Уметь составлять автобиографию

Урок усвоения новых знаний




34.

Жанры официально-делового стиля речи. Характеристика.

Уметь составлять характеристику

Урок усвоения новых знаний




35.

Жанры официально-делового стиля речи. Резюме.

Уметь составлять резюме

Урок усвоения новых знаний




36.

Разговорный стиль речи.

Знать цель публицистического высказывания, сферы приме-нения, основные признаки, языковые особенности

Урок усвоения новых знаний




37.

Разговорный стиль речи.

Уметь анализировать тексты разговорного стиля

Урок закрепления изученного




38.

Жанры разговорного стиля речи. Беседа. Дневниковые записи.

Знать основные жанры раз-говорного стиля, характери-зовать их композиционные особенности

Урок усвоения новых знаний




39.

Жанры разговорного стиля речи. Эпистолярный стиль

Знать правила написания писем

Урок усвоения новых знаний




40.

Литературно-художественный стиль речи

Понимать цель публицисти-ческого высказывания, сферы применения, основные признаки, языковые особенности

Урок усвоения новых знаний




41.

Средства художественной выразительности языка. Тропы.

Уметь опознавать в тексте тропы, их роль в тексте

Урок закрепления изученного




42.

Средства художественной выразительности языка. Тропы.

Уметь опознавать в тексте тропы, их роль в тексте

Урок закрепления изученного




43.

Средства художественной выразительности языка. Стилистические фигуры.

Уметь опознавать в тексте стилистические фигуры, их роль в тексте

Урок закрепления изученного




44.

Средства художественной выразительности языка. Стилистические фигуры.

Уметь опознавать в тексте стилистические фигуры, их роль в тексте

Урок закрепления изученного




45.

Стилистический анализ литературно-художественного текста

Уметь анализировать литературно-художествен-ный текст

Урок закрепления изученного




46.

Стилистический анализ литературно-художественного текста

Уметь анализировать литературно-художествен-ный текст

Урок закрепления изученного




47.

Комплексный анализ текста

Знать порядок комплексного анализа текста

Урок усвоения новых знаний




48.

Комплексный анализ текста

Уметь выполнять комплексный анализ текста

Урок закрепления изученного




49.

Комплексный анализ текста

Уметь выполнять комплексный анализ текста

Урок закрепления изученного




50.

Комплексный анализ текста

Уметь выполнять комплексный анализ текста

Урок закрепления изученного




51.

Комплексный анализ текста

Уметь выполнять комплексный анализ текста

Урок закрепления изученного




52.

Виды переработки текста

Знать виды переработки текста

Урок усвоения новых знаний




53.

Содержательный анализ текста

Уметь кратко, лаконично излагать содержание, формулировать основные положения текста

Урок закрепления изученного




54.

Содержательный анализ текста

Уметь кратко, лаконично излагать содержание, формулировать основные положения текста

Урок закрепления изученного




55.

Сочинение по прочитанному тексту. Порядок работы над сочинением.

Познакомить с порядком работы над сочинением по прочитанному тексту

Урок усвоения новых знаний




56.

Выявление проблемы текста

Уметь выявлять проблему текста

Урок закрепления изученного




57.

Выявление проблемы текста

Уметь выявлять проблему текста

Урок закрепления изученного




58.

Комментирование проблемы текста

Уметь комментировать проблему текста

Урок закрепления изученного




59.

Комментирование проблемы текста

Уметь комментировать проблему текста

Урок закрепления изученного




60.

Выявление позиции автора

Уметь выявлять позицию автора

Урок закрепления изученного




61.

Выявление позиции автора

Уметь выявлять позицию автора

Урок закрепления изученного




62.

Выражение собственного мнения

Уметь выражать собственное мнение

Урок закрепления изученного




63.

Выражение собственного мнения

Уметь выражать собственное мнение

Урок закрепления изученного




64.

Аргументация своего мнения

Уметь аргументировать свое мнение

Урок закрепления изученного




65.

Аргументация своего мнения

Уметь аргументировать свое мнение

Урок закрепления изученного




66.

Сочинение по прочитанному публицистическому тексту.

Уметь писать сочинение по прочитанному публицистическому тексту

Урок закрепления изученного




67.

Сочинение по прочитанному литературно-художествен-ному тексту.

Уметь писать сочинение по прочитанному литературно-художественному тексту.

Урок закрепления изученного




68.

Итоговая проверочная работа

Проверить знания учащихся по курсу

Урок контроля




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по элективному курсу. 10 Класс пояснительная записка iconПояснительная записка к элективному курсу в 10 классе «Генетика человека»
Сивоглазов В. И., Пасечник В. В. «Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Программы элективных курсов» М., Дрофа, 2006г
Программа по элективному курсу. 10 Класс пояснительная записка iconПояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета, курса
Рабочая программа составляется учителем-предметником (педагогом дополнительного образования) по определенному учебному предмету или...
Программа по элективному курсу. 10 Класс пояснительная записка iconРабочая программа по элективному курсу «Биология животных»
Данная программа по элективному курсу составлена на основе программы элективного курса «Мир животных», автор И. Б. Агафонова, В....
Программа по элективному курсу. 10 Класс пояснительная записка iconПояснительная записка к элективному курсу по химии в 11 классе Основы общая химия
Химическое образование занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что объясняется высоким уровнем практической значимостью...
Программа по элективному курсу. 10 Класс пояснительная записка iconЭлективный курс Разработала: Т. Н. Лавриненко учитель химии г. Горно-Алтайск...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Горно-Алтайска»
Программа по элективному курсу. 10 Класс пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Новая история....
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Новая история. Конец XV-XVIII в в.» 7 класс
Программа по элективному курсу. 10 Класс пояснительная записка iconКравченко А. И. Обществознание. 10 класс
Пояснительная записка по курсу "Обществознание" на 2014-2015 учебный год 10 класс
Программа по элективному курсу. 10 Класс пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории
Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л....
Программа по элективному курсу. 10 Класс пояснительная записка iconРабочая программа по элективному курсу “ история отечества XX века глазами очевидцев” 11 класс
Рабочая программа по элективному курсу “ история отечества XX века глазами очевидцев”
Программа по элективному курсу. 10 Класс пояснительная записка iconРабочая программа по курсу «Россия и мир» 10 класс Пояснительная записка
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей
Программа по элективному курсу. 10 Класс пояснительная записка iconРабочая программа по курсу черчения 9 класс Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Веселовская средняя общеобразовательная школа №1
Программа по элективному курсу. 10 Класс пояснительная записка iconУчебному курсу «Литература» 5 класс. Пояснительная записка 1 Перечень...

Программа по элективному курсу. 10 Класс пояснительная записка iconАннотация к рабочей программе по элективному курсу «Химия и медицина», 9 класс
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9класса на 16 часов и носит межпредметный характер
Программа по элективному курсу. 10 Класс пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс
«Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс....
Программа по элективному курсу. 10 Класс пояснительная записка iconУчебному курсу «Литература» 9 класс. (уровень преподавания: базовый...

Программа по элективному курсу. 10 Класс пояснительная записка iconПояснительная записка Статус рабочей программы
Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск