№
п./п
|
Дата
| Основное содержание
программного материала
| Кол-во
часов
| Основные знания,
умения, навыки
| Теория
литературы
| Методические приёмы
| Домашнее
задание
|
1
|
| О литературе, писателе и читателе. Книга и её роль в жизни человека.
| 1
| кратко повторить изученное в 5 классе;
Развивать умение работать с учебником литературы;
Порассуждать на тему, что значит талантливый читатель и о роли книги вообще.
| Форзац, репродукция, литература
| Беседа, викторина, работа с учебником
| Составить тезисный план статьи учебника, посвященной Гомеру с. 15-19
|
Из греческой мифологии – 4 часа
|
2
|
| Миф «Пять веков»
|
1
| Выявление художественной идеи мифа, развитие навыков составления тезисного плана учебника
| Миф, мифология, мотив
| Беседа, пересказ, тезисный план
| Прочитать миф о Прометее с. 26-37, составить цитатный план мифа о Прометее.
|
3
|
| Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «/(едал и Икар», Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
| 1
| Вспомнить известные древнегреческие мифы;
Уметь передавать их содержание;
Познакомить с главными героями древнегреческой мифологии
| Мотив
Мифологический сюжет
| чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения, беседа
| Прочитать подвиги Геракла.
|
4
|
| Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперид»
| 1
| Выявление значения образа Геракла для мировой и художественной культуры, развитие навыка ассоциативного мышления, составление цитатного плана
|
| Беседа, пересказ, цитатный план
| С. 43 вопросы 9-12
С. 26 вопросы
|
5
|
| Урок-игра «Олимпийские игры»
| 1
|
|
| викторина
| Прочитать легенду «Солдат и смерть» с 47-55, пересказ эпизодов
|
Из устного народного творчества – 3 часа
|
6
|
| Легенда «Солдат и смерть»
| 1
| Выявление главного свойства жанра легенды, определение художественной идеи легенды, формирование исследовательских навыков учащихся
| Легенда, классификация легенд
| Пересказ, анализ легенды, исследовательская работа
| Вопрос № 2 после уроков с. 57-58, перечитать «Одиссей на острове Циклопов»
|
7
|
| Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана»
| 1
| Выявление жанровых особенностей предания, сравнение сюжета предания и мифа об Одиссее
| Предание, нартский эпос
| Беседа, работа с учебником, сопоставительный анализ
| Прочитать сказку о молодильных яблоках и живой воде» с. 66-83, вопрос 6 стр 84
|
8
|
| Сказки
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности
| 1
| Повторить фольклорные словесные произведения, жанры, художественные традиции;
Познакомить учащихся с новой фольклорной сказкой (волшебной);
Выявить художественные черты и условности волшебной сказки
| структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
| сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
| Тезисный план статьи с. 86-87, художественный пересказ «сказание о белгородских колодцах»
|
Из древнерусской литературы – 2 часа
|
9
|
| «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.
| 1
| показать особенности древнерусской литературы, развивать творческие способности учеников.
| житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
| различные виды пересказа, простой план.
| Вопросы с. 103
|
10
|
| «Поучение Владимира Мономаха»
| 1
| Воссоздание эпохи царствования Владимира Мономаха, выявление художественной идеи произведения
| поучение
| Исследовательская работа с текстом
| Вопрос 2 с. 108
|
Из литературы XVIII века – 2 часа.
|
11
|
| М.В. Ломоносов
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».
| 1
| Познакомить с биографией и литературным творчеством М.В.Ломоносова и его стихами, сочинёнными на дороге в Петергоф…;
Рассмотреть особенности композиции и сюжета;
| иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение
| выразительное чтение.
| Подготовить наизусть чтение стихотворения М.В.Ломоносова «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»
|
12
|
| М.В. Ломоносов о значении русского языка. М. В. Ломоносов и Петр Великий
| 1
| Проверить выразительное чтение стихотворения наизусть.
| Ода, рифма
| Чтение наизусть, работа со словарем. Анализ произведения, беседа
|
Подготовить пересказ статьи о Жуковском с. 126- 131
|
Из литературы XIX века - 23часа.
|
13
|
| В.А. Жуковский
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского.
| 1
| Познакомить с биографией и литературным В.А.Жуковского и его балладой «Светлана»;
| реальное, фантастическое; фабула; баллада.
| выразительное чтение, экскурсия
| Прочитать балладу «Светлана» Вопросы с. 143 - 144
|
14
|
| «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии.
| 1
| Рассмотреть особенности композиции и сюжета
| элегия
| Анализ произведения, исследовательская работа
| С. 145-148 прочитать, вопросы с. 149
|
15
|
| А.С. Пушкин
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга
| 1
| Выявление факторов, оказавших влияние на становление творческой личности поэта, совершенствование навыков выразительного чтения, развитие творческих способностей
|
| Литературно-музыкальная композиция
| Подготовить пересказ с. 145-147. Вопросы с. 149
|
16
|
| А.С. Пушкин «Деревня»
| 1
| Выявление гражданской позиции автора, проявившейся в стремлении обличить социальное зло, формирование навыков многоуровнего анализа текста
| элегия
| Выразительное чтение, анализ стихотворения, беседа
| Письменный анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда»
|
17
|
| А.С. Пушкин «Зимнее утро»
| 1
| Выявление контрастных образов или эмоционально противоположных мотивов, обучение анализу стихотворения, сопоставление произведений
| Силлабо-тоническое стихосложение
Стих стопа, двусложные размеры стиха
| Анализ стихотворения, самостоятельная работа
| Выучить наизусть стихотворение «зимнее утро»
|
18
|
| А. С. Пушкин «Дубровский» История создания. Прототипы. Историческая эпоха в романе.
| 1
| Знакомство с исторической эпохой, формирование навыка сопоставительного анализа
| роман
| различные виды пересказа, цитатный план,
| Вопрос 3 с 241 письменно в форме таблицы
|
19
20-
21
|
| А.С. Пушкин
«Дубровский» .
2.. Причины ссоры Дубровского и Троекурова
3. Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник.
4. Дубровский и Маша Троекурова
| 3
| Рассмотреть систему образов и основной конфликт
в романе «Дубровский», помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе;
Вызвать интерес к творчеству поэта
| авторское отношение к героям.
| :выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
|
Составить цитатный план 6 главы; вопрос 2 с 141; Вопрос 3 10 с. 241 письменно Составить план устного рассказа: вопрос № 3 с 242
|
22
|
| Р. Р. Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский»
| 1
|
|
|
| Написать сочинение
|
23 -24
|
| М.Ю. Лермонтов
«Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.
| 2
| Познакомить учащихся с творчеством, биографией и лирикой М.Ю.Лермонтова;
Отработать отличия стиха от прозы;
| трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
| выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
| 1.пересказ биографии М.Ю.Лермонтова
2. Вопросы на стр. 219.
3. Наизусть по выбору.
|
25 -26 – 27 - 28
|
| Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.
| 4
| Дать краткую характеристику творчества Н.В.Гоголя;
Познакомить с повестью, её своеобразием;
Выявить особенность героев повести;
Учиться давать описание внешности героев;
| героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
| изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
| Исследовательская работа с текстом.
Рассказ об Андрии и Остапе.
Составить план рассказа о жизни Остапа, выписать из текста имена казаков.
Написать небольшой рассказ.
|
«Бранное трудное время…» Степь как образ Родины в повести Гоголя
|
Андрий и Остап.
|
Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя.
|
29
|
| Р.Р Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию рассказа о событиях от лица участника.
| 1
| Подготовить учащихся к пониманию темы сочинения;
Дальнейшее развитие речи учащихся
|
|
| Написать сочинение – рассказ участника событий о Тарасе, Остапе и Андрии.
|
30
– 31
-
32
|
| И.С. Тургенев
Тема любви в лирике. «В дороге».
| 1
| расширить знания учеников о личной и творческой биографии Тургенева;
показать особенности жанра новеллы; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения.
| своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе
| сложный план, цитатный план.
| Составить цитатный план. Прочитать рассказ «Бирю»;Вопросы с. 328
|
Внеклассное чтение. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.
«Бурмистр», «малиновая вода»
| 1
|
Классное сочинение по творчеству И. С. Тургенева
| 1
|
33 - 34
|
| Н.А. Некрасов -
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...».
| 2
| расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя; развивать навыки работы со стихотворным текстом,
| трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
| различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
| 1. Наизусть «В полном разгаре страда деревенская…»
|
35 –
36
|
| Внеклассное чтение. Н.С. Лесков «Левша»
| 2
|
|
|
|
|
37-38
|
| Л.Н. Толстой
«Детство» (главы из повести): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору.
| 2
| Проанализировать 1-4 главы: обратить внимание на отношение ребёнка к людям, которые его окружают, отметить влияние этих людей на мальчика; Показать учащимся душевную красоту русской женщины,
| автобиографическая проза.
| различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана
| 1.Подготовить рассказы на основе 1-4 глав: об отце, о матери, о Карле Ивановиче.
2.Прочитать 13, 28 главы и подготовить рассказ о жизни и смерти Натальи Савишны.
|
39
|
| Мастерская творческого письма. Уроки доброты Л.Н. Толстого Рассказ «Бедные люди»
| 1
| Художественные пересказ. Сочинение «Спешите делать добро
|
|
| Стр 22 живое слово.
|
40 –
41 - 42
|
| В.Г. Короленко
Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов.
| 3
| начать знакомство учеников с личностью В.Г.Короленко; попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение как личности поэта, так и его произведения;
| повесть, художественная деталь, портрет и характер.
| различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
| 1 вопросы с. 64-65
2. живое слово с. 66 в. 1
3. сочинить рассказ о встрече повзрослевших Валека и Васи
|
43 -44
|
|
А.П.Чехов
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим», «Толстый и тонкий» «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе
| 2
| Углубить знания учеников о личной и творческой биографии Чехова;
Познакомить с его рассказом и выявить его художественные особенности
| юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (; деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
| выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова;
| Стр 92 вопрос 6; живое слово вопрос 1; с 93 после уроков вопрос 1
|
45
|
| Мастерская творческого письма. Сочинение-повествование на тему «Смешной случай из жизни»
| 1
| Заинтересовать учащихся творчеством А.П.Чехова
|
| Инсценировка одного из рассказов А.П. Чехова
| Написать юмористический рассказ о случае из жизни
|
Из литературы XX века - 16 часов.
|
46 -47
|
| И.А.Бунин
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
| 2
| Дать краткую характеристику творчества И. Бунина;
Познакомить с рассказом «Лапти», его своеобразием;
Выявить особенность героев рассказа;
| стили речи и их роль в создании художественного образа.
| составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
| Наизусть
«Не видно птиц», прочитать рассказ «Белый пудель» озаглавить части.
|
48 - 49
|
| А.И. Куприн
Детские годы писателя. «Белый пудель»
| 2
| Познакомить с творчеством А.И.Куприна; выявление художественной идеи рассказа
|
|
| Вопросы с. 142 – 143; прочитать рассказ «Тапер»; выписать ключевые слова характеризующие героев
|
50
|
| А.И. Куприн
«Тапёр». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе.
| 1
| Познакомить с творчеством А.И.Куприна;
Выявить особенности сюжета рассказа «Тапёр»
| различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
|
| Стр.101-102, задания 1-5.
Найти в сборниках С.Есенина стихи о животных.
|
51
|
| С.А.Есенин
Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.
| 1
| поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
| поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
| Наизусть по выбору А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»; Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица. ..», «Что в жизни мне всего милей...»; А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;Б.Л. Пастернак. «После дождя»;Н.А.Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»; А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», Я иду и радуюсь
|
52
|
| В.Ч. Литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:
Н. Рубцов «Тихая моя родина»
| 1
| Дать учащимся возможность представить наиболее полюбившиеся им стихи поэтов XX века
|
|
| Приготовить иллюстрации о природе.
Пересказ и конспект статьи о Пришвине М.М. на стр 174 - 175
|
53 – 54 - 55
|
| М.М. Пришвин
Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Классное сочинение по рассказу «Кладовая солнца»
| 3
| кратко познакомить учеников с биографией и творчеством М.М.Пришвина, совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
| сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
| сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
| Вопрос 12 с 206; вопросы с 2204 205; цитатный план.
|
56 - 57
|
| В.К. Железников. Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности.
| 2
| Показать отношение человека к животным
|
| творческая мастерская — написание рассказа по заданному сюжету
|
|
58 - 59
|
| Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский.
«В прифронтовом лесу»;
| 2
| показать значение стихотворений о ВО в; развивать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны.
|
|
| Наизусть о Великой Отечественной войне, стр. 224 вопросы
|
60
|
| В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»
| 1
| Выявление мотивов поступков героя, смысл названия
|
|
| Вопросы с 243-244
Прочитать «васюткино озеро»
|
61
|
| Внеклассное чтение В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
| 1
|
|
|
| Пересказ с. 247-251
|
Из зарубежной литературы - 7 часов
|
62
|
| Арабские сказки «Тысяча и одна ночь»
| 1
| Знакомство с историей создания книги. Тематика и проблематика сказок
|
|
| Составить план статьи учебника о братьях Гримм
|
63
|
| Сходство и различие народных и литературных сказок. Сказка Братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина
| 1
| Исследовательская работа в группах
| менталитет
|
| Прочитать рассказ «Вождь краснокожих»
|
64
|
| О.Генри
Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе
| 1
| кратко познакомить учеников с биографией и творчеством О.Генри, совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
|
| рассказ от другого лица.
| Живое слово с. 281
|
65
|
| Х.К. Андерсен
Утверждение непреходящих христианских ценностей в творчестве писателя. «Чайник»: мир добра и красоты.
| 1
| Вспомнить творчество Г.Х.Андерсена;
Раскрыть понятие гордыни и сущности этого качества у людей.
| литературная сказка (развитие представлений).
| подробный пересказ, краткий план, изложение с элементами рассуждения.
| Подготовиться к изложению
|
66
|
| Дж. Лондон
Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы
| 2
| Раскрыть воспитательный смысл произведения
|
|
|
|
67
|
| М. Твет «Приключение Гекльберрифина»
| 1
|
|
|
|
|
68
|
| Итоговый урок
|
| Урок викторина. Рекомендации летнего чтения
|
|
|
|