«Скоро сказка сказывается»





Скачать 112.87 Kb.
Название«Скоро сказка сказывается»
Дата публикации22.10.2013
Размер112.87 Kb.
ТипСказка
100-bal.ru > Литература > Сказка
РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧЕБНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

СЕКЦИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

« СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ»

Жогина Анастасия Сергеевна,

Цивильская СОШ №2, 5 класс

Научный руководитель:

Алексеева Валентина Георгиевна,

Паспорт проекта

Название работы

« Скоро сказка сказывается»

Учебное заведение

МОУ «Цивильская СОШ №2», 5 «а» класс

Авторы проекта

Жогина Анастасия

Научный руководитель

Алексеева Валентина Георгиевна, учитель русского языка и литературы

Актуальность проекта

Сегодня особенно остро встала проблема межнациональных взаимоотношений не только в России, но и во всем мире. Все чаще мы говорим о толерантности, о добром отношении друг к другу, о терпимости. Русские народные сказки выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Сказка отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте. Мы должны не только знать наши истоки, но также и умело применять знания, накопленные веками. Именно в них заключается мудрость. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

Цель проекта

Сочинить сказку, стилизованную под русские народные сказки

Задачи проекта

  1. Изучить структуру русских народных сказок

  2. Прочитать и проанализировать русские народные сказки и выписать зачины, повторы, концовки

  3. Сочинить сказку, стилизованную под русские народные сказки

Общая стратегия реализации

Выступление на научно-практической конференции, на уроках литературы, литературных вечерах, внеклассных мероприятиях

Полученные результаты

В своем проекте я изучила структуру русских народных сказок, прочитала русские народные сказки и выписала из них зачины, повторы, концовки. Опираясь на собранный материал, сочинила авторскую сказку, стилизованную под русские народные сказки.

Сроки выполнения проекта

3 месяца

Содержание:

Введение 3

Основная часть 4

Заключение 7

Список используемой литературы 8

Приложение 9

Секция ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ

Жогина Анастасия Сергеевна, Цивильская СОШ №2, 5 класс

Научный руководитель:

Алексеева Валентина Георгиевна, учитель русского языка и литературы

Введение

Актуальность проекта:

Сегодня особенно остро встала проблема межнациональных взаимоотношений не только в России, но и во всем мире. Все чаще мы говорим о толерантности, о добром отношении друг к другу, о терпимости. Русские народные сказки выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Сказка отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте. Мы должны не только знать наши истоки, но также и умело применять знания, накопленные веками. Именно в них заключается мудрость. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

Цель:

Сочинить сказку, стилизованную под русские народные сказки.

Задачи:

  1. Изучить структуру русских народных сказок

  2. Прочитать и проанализировать русские народные сказки и выписать зачины, повторы, концовки

  3. Сочинить сказку, стилизованную под русские народные сказки

Методы исследования:

  • аналитический

  • сопоставительный

Основная часть

Работу над проектом я начала с подробного изучения сказки как жанра устного народного творчества.

Сказка - один из основных видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывание сказок - старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

Предметом повествования в сказке служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер. Сюжет отличается законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия.

Наибольшее же распространение получила классификация сказок при проблемно-тематическом подходе, который выделяет:

- сказки, посвященные животным;

- волшебные сказки (сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки);

- социально-бытовые;

- сказки смешанного типа;

Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и также традиционными зачинами и концовками.

Композиция сказки:

1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).

2. Основная часть.

3. Концовка. (“Стали они жить - поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Зачин уводит слушателей в мир сказки из действительности, а концовка возвращает их обратно. Она шутливо подчеркивает, что сказка - вымысел.

Я прочитала русские народные сказки, применив аналитический метод исследования, нашла и выписала зачины, концовки, постоянные эпитеты.

Лисичка сестричка и волк.


Зачин

«Жил себе дед да баба»

Лиса повитуха

Зачин

«Жили-были кум с кумой – волк с лисой»

Концовка

«Вот вам и сказка, а мне кринка масла»

Лиса-исповедница

Концовка

«Ему же и слава, и держава отныне и до веку, и сказке конец»

Постоянные эпитеты

«сахарные уста», «лукавая птица»

Кот, петух и лиса

Зачин

«Жил- был старик»

Постоянные эпитеты

«золотой гребешок», «масляна головка»

Кот и лиса

Зачин

«Жили-были»

Концовка

«стали себе жить да поживать, и теперь живут, хлеб жуют»

Постоянные эпитеты

«добрый молодец»

Напуганные медведь и волки

Зачин

«Жили-были»

Волк-дурень

Зачин

«В одной деревне жил-был»

Сказка о козе лупленой

Присказка

«Коза пухлена, половина бока луплена!.. Слушай, послушивай!»

Зачин

«Жил- был мужик»

Журавль и цапля

Присказка

« Это присказка, сказка впереди»

Зачин

«Жили-были на болоте»

Снегурушка и лиса

Зачин

«Жили-были старик со старухой»

Гуси-лебеди

Постоянные эпитеты

«молочная речка», «кисельные берега»

Три царства – медное, серебряное и золотое

Присказка

« В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летели жареные куропатки…»

Зачин

«Жил-был царь по имени»

Концовка

«и стали жить-поживать, добра наживать»

Иван Быкович

Зачин

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»

Постоянные эпитеты

«тихий пруд, «серебряные яблочки»

Батрак

Зачин

«Жил- был мужик»

Концовка

«и стал себе жить-поживать, добра припасать, мха избывать»

Кощей Бессмертный

Зачин

«Бывало-живало – в некотором государстве жил-был»

Постоянные эпитеты

«добрый молодец»

Концовка

«и я тут был, мед вино пил, по усам текло, во рту не было»

Королевич и его дядька

Концовка

«и я там был, мед вино пил, по усам текло, во рту не было; подали белужины – остался не ужинавши»

Фролка - сидень

Зачин

«Жил- был царь»

Концовка

«когда насыпет треуху, тогда дальше скажу; а теперь нет мочи и духу»

Шабарша

Присказка

«Дай потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная; есть в ней дива дивные, чуда чудные»

Концовка

«С той поры с того времени зажил батрак на славу; звали меня к нему мед – пиво пить, да я не пошел6 мед, говорят, был горек, а пиво мутно. Отчего бы такая притча?»

Иван-Царевич и Белый Полянин

Зачин

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был»

Концовка

«Стали они жить - поживать да добра наживать»

Используя сопоставительный метод исследования, я сравнила и подсчитала чаще встречающиеся зачины и концовки. Из зачинов чаще всего употребляется «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был», а во всех, прочитанных сказках встречается «жил (и)- был(и)..». Из концовок чаще употребляются: «Стали они жить - поживать да добра наживать», «и я тут был, мед вино (пиво) пил, по усам текло, во рту не было».

Проанализировав полученные результаты и опираясь на полученные знания, я сочинила авторскую сказку «Ларчик Волшебный», стилизованную под русские народные сказки.

Заключение

В своем проекте я изучила структуру русских народных сказок, прочитала русские народные сказки и выписала из них зачины, повторы, концовки. Используя сопоставительный метод исследования, я сравнила и подсчитала чаще встречающиеся зачины и концовки. Из зачинов чаще всего употребляется «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был», а во всех, прочитанных сказках встречается «жил (и)- был(и)..». Из концовок чаще употребляются: «Стали они жить - поживать да добра наживать», «и я тут был, мед вино (пиво) пил, по усам текло, во рту не было».

Опираясь на собранный материал, сочинила авторскую сказку « Ларчик Волшебный», стилизованную под русские народные сказки.

Список используемой литературы:

  1. http://ru.Wikipedia.org/wiki/Сказка

  2. Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин - М.: Просвещение, 1977 - 430с.

  3. Афанасьев А.Н. Народная русская сказка/ А.Н.Афанасьев - М.: Просвещение, 1980 - 111с.

  4. Пропп В. Я. Русская сказка. ( Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000. –2 67с.

  5. Русские народные сказки. – М.: Астрель, 2007. – 318 с


Ларчик волшебный.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были на одном дворе кот да петух. Жили они промеж себя дружно, во всем друг другу помогали. Зимой, как выполнят всю работу по дому, любили они на печи посидеть, и сказки дедовы о далеких странах послушать. И рассказал как-то дед о чуде неслыханном – Ларчике волшебном.

– Сказывают, что есть в тридевятом царстве, в тридесятом государстве Ларчик волшебный. Кто в него посмотрит, диву дается. А все потому, что показывает и рассказывает этот ларчик о чудесах, что в мире творятся.

Вот и решили кот и петух добыть этот Ларчик. Положили они в котомку хлеб на дорожку, да пару рубах чистых и отправились в путь.

Долго шли наши герои, уже и хлеб весь съели и одну пару рубах износили. Наконец, дошли они до леса дремучего, что в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находиться. Кот с петухом подумали, что совсем с дороги сбились, но нашлись люди добрые, подсказали им дорогу к ларчику заветному.

-Пройдете через лес, дальше по тропинке прямо к болоту ступайте. Там Баба-Яга в избушке на курьих ножках живет. Вот у нее тот ларчик и находится.

Поблагодарили кот да петух за указанную дорогу, и пошли дальше. Только на третий день к вечеру добрались наши путники до избушки Бабы-Яги. Она кота и петуха накормила, после спросила:

– А теперь рассказывайте, откуда вы, да зачем ко мне пришли.

– Мы к тебе пришли за Ларчиком волшебным. Говорят, что рассказывает этот ларчик о чудесах, что в мире творятся. Мы хотим счастья попытать и добыть тот ларчик.

Ответила им Баба-Яга:

-Выполните три моих задания – Ларчик ваш, а нет – голова с плеч.

Согласились кот и петух выполнить три задания Бабы-Яги. С первым заданием петух легко справился. Надо было им, пока лучина не догорела, успеть отделить зерна от бусинок. Так петух все зернышки склевал, только бусинки на столе и остались. Второе задание кот выполнил. Надо было с верхушки самого высокого дуба в дремучем лесу желуди собрать. Кот быстро на дерево вскарабкался и собрал желуди в мешок, что Баба-Яга ему дала. Ну а третье задание самым сложным оказалось. Пришлось коту с петухом потрудиться. Всю ночь ловил кот в погребе у Бабы-Яги мышей, а петух всю избу прибрал: полы помыл, печь побелил, белье постирал и обед приготовил. Понравилось Бабе-Яге, что к утру все успели кот с петухом, и отдала она свой Ларчик друзьям. Поблагодарили кот и петух за подарок и отправились домой.

И с тех пор стали жить да быть, да и теперь живут. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Скоро сказка сказывается» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Сказка про хитрую ловушку», «Сказка про молоток и гвозди», «Сказка про Ойку-плаксу», «Сказка про самого большого зайца на свете»,...
«Скоро сказка сказывается» iconКраткое содержание проекта Русская народная сказка. Примером взята...
Русская народная сказка. Примером взята волшебная сказка «Царевна лягушка». Русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических...
«Скоро сказка сказывается» iconП. П. Ершов «Конёк-горбунок» А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Сказка о попе и работнике...
«Скоро сказка сказывается» iconПлан конспект урока по литературному чтению
Литературная сказка – это сказка, написанная писателем (или несколькими писателями)
«Скоро сказка сказывается» iconСказка. (с использованием материала об истории вологодского кружева)
«Кружевная фантазия»: «Мой узор», «Песенка деревянных коклюшек», «Зимняя сказка»
«Скоро сказка сказывается» iconСобрание Большинство
Православная сказка, больше чем сказка- это тропинка на Христианский путь. (Ободчук Андрей Анатольевич филолог, мыслитель)
«Скоро сказка сказывается» iconУрок по литературному чтению по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе...
«А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…(отрывок). Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
«Скоро сказка сказывается» iconСказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в...
«Скоро сказка сказывается» iconСказка жанр
Сказка предназначена для подсознательного или сознательного обучения ребенка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты...
«Скоро сказка сказывается» iconСказка «Книжка счастья» Гарин-Михайловский Н. Г. 12 «Сказка о жабе и розе»
Рассказы «Мышонок Пик», «Оранжевое горлышко», «Хвосты», «Музыкальная канарейка», «Синичкин календарь», «Лесная газета», «Чей нос...
«Скоро сказка сказывается» iconОткрытый урок по литературному чтению в 4 классе моу чертолинская...
Авторская литературная сказка.) Докажите. ( Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы...
«Скоро сказка сказывается» iconСказка "Гадкий утенок". Цели
Урок литературного чтения в 3-м классе "Ганс Христиан Андерсен. Сказка "Гадкий утенок"
«Скоро сказка сказывается» iconТема. Пьеса — драматическое произведение. С. Маршак «Сказка про козла». Цели
Формирование представления о литературном жанре- пьесе. Ознакомление с пьесой С. Маршака «Сказка про козла»
«Скоро сказка сказывается» iconТема. К. Д. Ушинский. Сказка «Лиса и Козёл»
К. Д. Ушинского. Плакат «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», «В мире много сказок добрых и смешных, и прожить на...
«Скоро сказка сказывается» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Система нравственных ценностей: добро побеждает зло в чём смысл добра? Почему сказка имеет всегда хороший конец какие идеалы воспевает...
«Скоро сказка сказывается» iconЕ. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Создать условия для выработки активного отношения к обсуждаемой проблеме: цена времени, отражённой в названии раздела, в литературном...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск