Скачать 112.87 Kb.
|
РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧЕБНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ СЕКЦИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ « СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ» Жогина Анастасия Сергеевна, Цивильская СОШ №2, 5 класс Научный руководитель: Алексеева Валентина Георгиевна, Паспорт проекта
Содержание: Введение 3 Основная часть 4 Заключение 7 Список используемой литературы 8 Приложение 9 Секция ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ Жогина Анастасия Сергеевна, Цивильская СОШ №2, 5 класс Научный руководитель: Алексеева Валентина Георгиевна, учитель русского языка и литературы Введение Актуальность проекта: Сегодня особенно остро встала проблема межнациональных взаимоотношений не только в России, но и во всем мире. Все чаще мы говорим о толерантности, о добром отношении друг к другу, о терпимости. Русские народные сказки выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Сказка отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте. Мы должны не только знать наши истоки, но также и умело применять знания, накопленные веками. Именно в них заключается мудрость. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм. Цель: Сочинить сказку, стилизованную под русские народные сказки. Задачи:
Методы исследования:
Основная часть Работу над проектом я начала с подробного изучения сказки как жанра устного народного творчества. Сказка - один из основных видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывание сказок - старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе. Предметом повествования в сказке служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер. Сюжет отличается законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Наибольшее же распространение получила классификация сказок при проблемно-тематическом подходе, который выделяет: - сказки, посвященные животным; - волшебные сказки (сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки); - социально-бытовые; - сказки смешанного типа; Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и также традиционными зачинами и концовками. Композиция сказки: 1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”). 2. Основная часть. 3. Концовка. (“Стали они жить - поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”). Зачин уводит слушателей в мир сказки из действительности, а концовка возвращает их обратно. Она шутливо подчеркивает, что сказка - вымысел. Я прочитала русские народные сказки, применив аналитический метод исследования, нашла и выписала зачины, концовки, постоянные эпитеты.
Используя сопоставительный метод исследования, я сравнила и подсчитала чаще встречающиеся зачины и концовки. Из зачинов чаще всего употребляется «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был», а во всех, прочитанных сказках встречается «жил (и)- был(и)..». Из концовок чаще употребляются: «Стали они жить - поживать да добра наживать», «и я тут был, мед вино (пиво) пил, по усам текло, во рту не было». Проанализировав полученные результаты и опираясь на полученные знания, я сочинила авторскую сказку «Ларчик Волшебный», стилизованную под русские народные сказки. Заключение В своем проекте я изучила структуру русских народных сказок, прочитала русские народные сказки и выписала из них зачины, повторы, концовки. Используя сопоставительный метод исследования, я сравнила и подсчитала чаще встречающиеся зачины и концовки. Из зачинов чаще всего употребляется «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был», а во всех, прочитанных сказках встречается «жил (и)- был(и)..». Из концовок чаще употребляются: «Стали они жить - поживать да добра наживать», «и я тут был, мед вино (пиво) пил, по усам текло, во рту не было». Опираясь на собранный материал, сочинила авторскую сказку « Ларчик Волшебный», стилизованную под русские народные сказки. Список используемой литературы:
Ларчик волшебный. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были на одном дворе кот да петух. Жили они промеж себя дружно, во всем друг другу помогали. Зимой, как выполнят всю работу по дому, любили они на печи посидеть, и сказки дедовы о далеких странах послушать. И рассказал как-то дед о чуде неслыханном – Ларчике волшебном. – Сказывают, что есть в тридевятом царстве, в тридесятом государстве Ларчик волшебный. Кто в него посмотрит, диву дается. А все потому, что показывает и рассказывает этот ларчик о чудесах, что в мире творятся. Вот и решили кот и петух добыть этот Ларчик. Положили они в котомку хлеб на дорожку, да пару рубах чистых и отправились в путь. Долго шли наши герои, уже и хлеб весь съели и одну пару рубах износили. Наконец, дошли они до леса дремучего, что в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находиться. Кот с петухом подумали, что совсем с дороги сбились, но нашлись люди добрые, подсказали им дорогу к ларчику заветному. -Пройдете через лес, дальше по тропинке прямо к болоту ступайте. Там Баба-Яга в избушке на курьих ножках живет. Вот у нее тот ларчик и находится. Поблагодарили кот да петух за указанную дорогу, и пошли дальше. Только на третий день к вечеру добрались наши путники до избушки Бабы-Яги. Она кота и петуха накормила, после спросила: – А теперь рассказывайте, откуда вы, да зачем ко мне пришли. – Мы к тебе пришли за Ларчиком волшебным. Говорят, что рассказывает этот ларчик о чудесах, что в мире творятся. Мы хотим счастья попытать и добыть тот ларчик. Ответила им Баба-Яга: -Выполните три моих задания – Ларчик ваш, а нет – голова с плеч. Согласились кот и петух выполнить три задания Бабы-Яги. С первым заданием петух легко справился. Надо было им, пока лучина не догорела, успеть отделить зерна от бусинок. Так петух все зернышки склевал, только бусинки на столе и остались. Второе задание кот выполнил. Надо было с верхушки самого высокого дуба в дремучем лесу желуди собрать. Кот быстро на дерево вскарабкался и собрал желуди в мешок, что Баба-Яга ему дала. Ну а третье задание самым сложным оказалось. Пришлось коту с петухом потрудиться. Всю ночь ловил кот в погребе у Бабы-Яги мышей, а петух всю избу прибрал: полы помыл, печь побелил, белье постирал и обед приготовил. Понравилось Бабе-Яге, что к утру все успели кот с петухом, и отдала она свой Ларчик друзьям. Поблагодарили кот и петух за подарок и отправились домой. И с тех пор стали жить да быть, да и теперь живут. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Сказка про хитрую ловушку», «Сказка про молоток и гвозди», «Сказка про Ойку-плаксу», «Сказка про самого большого зайца на свете»,... | Краткое содержание проекта Русская народная сказка. Примером взята... Русская народная сказка. Примером взята волшебная сказка «Царевна лягушка». Русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических... | ||
П. П. Ершов «Конёк-горбунок» А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Сказка о попе и работнике... | План конспект урока по литературному чтению Литературная сказка – это сказка, написанная писателем (или несколькими писателями) | ||
Сказка. (с использованием материала об истории вологодского кружева) «Кружевная фантазия»: «Мой узор», «Песенка деревянных коклюшек», «Зимняя сказка» | Собрание Большинство Православная сказка, больше чем сказка- это тропинка на Христианский путь. (Ободчук Андрей Анатольевич филолог, мыслитель) | ||
Урок по литературному чтению по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе... «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…(отрывок). Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» | Сказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в... | ||
Сказка жанр Сказка предназначена для подсознательного или сознательного обучения ребенка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты... | Сказка «Книжка счастья» Гарин-Михайловский Н. Г. 12 «Сказка о жабе и розе» Рассказы «Мышонок Пик», «Оранжевое горлышко», «Хвосты», «Музыкальная канарейка», «Синичкин календарь», «Лесная газета», «Чей нос... | ||
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе моу чертолинская... Авторская литературная сказка.) Докажите. ( Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы... | Сказка "Гадкий утенок". Цели Урок литературного чтения в 3-м классе "Ганс Христиан Андерсен. Сказка "Гадкий утенок" | ||
Тема. Пьеса — драматическое произведение. С. Маршак «Сказка про козла». Цели Формирование представления о литературном жанре- пьесе. Ознакомление с пьесой С. Маршака «Сказка про козла» | Тема. К. Д. Ушинский. Сказка «Лиса и Козёл» К. Д. Ушинского. Плакат «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», «В мире много сказок добрых и смешных, и прожить на... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Система нравственных ценностей: добро побеждает зло в чём смысл добра? Почему сказка имеет всегда хороший конец какие идеалы воспевает... | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» Создать условия для выработки активного отношения к обсуждаемой проблеме: цена времени, отражённой в названии раздела, в литературном... |