ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 403 Восточного окружного управления образования Департамента образования города Москвы105264, г. Москва, Сиреневый бульвар, д. 20 E-mail: school403@mail.ru Телефон/факс: (495) 365-59-69 Web-site: http://www.403school.ucoz.ru ИНН/КПП 7719211282 / 771901001 ОКПО 18553136, ОГРН 1037739350021 _____________________________________________________________________________________________ Рассмотрено на заседании МО Согласовано Утверждаю и рекомендовано к утверждению заместитель директора по УВР директор ГОУ СОШ №403 председатель МО Еремина Т. В Новикова Е. В. . Макаров Р .В. «________» ______________ Протокол №______ от «______»_______ 20___ Рабочая программапо литературе9 классЕременко Л.И., учитель русского языка и литературы Москва 2013 9 КЛАССПояснительная записка Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского 1 составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы 2. Основная задача обучения в 9 классе — углубить представления учащихся о взаимосвязи литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы. Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 9 класса владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой. Требования к уровню подготовки учащихсяУчащиеся должны знать: образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия: литература как искусство слова (развитие представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), герой и антигерой, литературный тип, комическое и его виды (сатира, ирония, юмор, сарказм); комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), жанровые особенности рассказа (развитие представлений), художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
Учащиеся должны уметь: прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы и соотносить ее с идейными исканиями художников прошлого;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образ- ного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.
Место предметаНа изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год. Распределение учебных часов по разделам программыВведение — 1 час. Древнерусская литература — 3 часа. Русская литература XVIII века - 9 часов. Шедевры русской литературы XIX века - 54 часа. Литература XX века - 25 часов. Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков - 2 часа. Из зарубежной литературы — 6 часов. Итоговые уроки — 2 часа. Учебно-методическое обеспечениеДля учащихся Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И. С. Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
Литература. 9 класс: Хрестоматия / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2007.
Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы политературе: 9 класс. М.: Просвещение, 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Литература: 9 класс / Сост. Е.С. Ершова. М.: ВАКО, 2011.
Тимофеев Л.И., Тураев С. В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.
Коровин В.И. А.С. Грибоедов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.
Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2000.
Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.
Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М.: ВАКО, 2007.
Сахаров В.И. М.А. Булгаков в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2002.
Якушин Н.Н. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2000.
Для учителя Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С. Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
Беляева Н.В., Еремина О. А. Уроки литературы в 9 классе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.
Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. М.: ВАКО, 2011.
Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.
Коровин В.И. А.С. Грибоедов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.
Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2000.
Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.
Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М.: ВАКО, 2007.
Сахаров В.И. М.А. Булгаков в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2002.
Якушин Н.Н. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2000.
Календарно-тематическое планирование №
п/п
Дата
| Кодификатор
| Тема урока
| Тип урока
| Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
| Виды контроля
| Домашнее задание
| 1
| 1.1
| Литература в духовной жизни человек
| Урок-
бе-
седа,
урок-
прак
тикум
| Знать: основную проблему изучения литературы в 9 классе (взаимосвязь литературы и истории); содержание и героев произведений, изученных в 5—8 классах. Понимать: роль литературы в духовной жизни человека; значение изучения литературы; гуманизм, гражданский и патриотический пафос русской литературы. Уметь: строить развернутые высказывания о прочитанных книгах; пересказывать сюжеты произведений; характеризовать героев и их поступки
| Вопросы и задания
| Чтение статьи «Древнерусская литература» (с. 4-8), «Слова о полку Игореве
| 2
| 2..1
| «Слово о полку Игореве»
| Урок
изуче
ния
но
вого
мате
риала
(лек
ция),
урок-
беседа
| Знать: основные черты и жанры древнерусской литературы, этапы ее развития; историю открытия «Слова о полку Игореве»; историческую основу, сюжет и содержание «Слова...»; жанровые особенности произведения.
Понимать: отношение неизвестного автора к изображаемому; значение «Слова...» в развитии русской литературы; патриотический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; выяснять значение незнакомых слов; составлять план произведения; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения
| Составление плана статьи, вопросы и задания 1—5 (с. 8), 1-3 (с. 10), 1 (с. 33)
| Вопросы и задания 2-7 (с. 34), сообщения о князьях — героях «Слова...»
| 3
| 2.1
| Художественные особенности «Слова о полку Игореве»
| Уро-
ки-
прак-
тику-
мы
| Знать: сюжет и содержание «Слова...»; разные переводы произведения; специфику жанра, образов, языка «Слова...». Понимать: позицию автора; патриотический пафос, актуальность произведения; значение «Слова...» для развития литературы и искусства.
| Сообщения, вопросы и задания 2—7 (с. 34)
| Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 34), чтение статьи
|
|
|
|
|
|
|
| 4
| 2.1
| Продолжение темы.
Художественные особенности «Слова о полку Игореве»
| Уро-
ки-
прак-
тику-
мы
| Знать: сюжет и содержание «Слова...»; разные переводы произведения; специфику жанра, образов, языка «Слова...». Понимать: позицию автора; патриотический пафос, актуальность произведения; значение «Слова...» для развития литературы и искусства.
| Сообщения, вопросы и задания 2—7 (с. 34)
| Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 34), чтение статьи
| 5
| 3;1.6
| Общая характеристика русской литературы XVIII века
| Урок
изуче
ния
но
вого
мате
риала
(лек
ция),
урок-
беседа
| Знать: причины быстрого развития России в XVIII веке; понятие о классицизме; особенности русского классицизма; сведения о писателях XVIII века и их творчестве.
Понимать: цели и задачи литературы XVIII века; гражданский, дидактический, сатирический пафос литературы XVIII века, ее значение для дальнейшего развития русской литературы.
Уметь: сопоставлять конкретные произведения и литературные направления
| Вопросы и задания 1-8 (с. 40-41)
| Чтение вступительной статьи о М.В. Ломоносове (с. 42-49), вопросы и задания 9 (с. 41), 1-5 (с. 49-50)
| 6
| 1.7
| М.В. Ломоносов. Ода «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»
| Урок
изуче
ния
но
вого
мате
риала
(лек
ция),
урок-
прак
тикум
| Знать: сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова; теорию «трех штилей»; содержание оды «Вечернее размышление...».
Понимать: идейно-художественный смысл произведения, его философскую глубину; позицию автора.
Уметь: выразительно читать произведение, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительновыразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений
| Пересказ вступительной статьи о М.В. Ломоносове, выразительное чтение, вопросы и задания 1—5 (с. 49-50)
| Чтение «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаве- ты Петровны 1747 года» М.В. Ломоносова, вопросы и задания 1-5 (с. 58)
| 7
| 1.7
| М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
| Урок-
беседа
| Знать: содержание «Оды... 1747 года». Понимать: идейно-художественный смысл произведения; позицию автора; роль античных образов и образов природы в раскрытии идеи произведения.
Уметь: выразительно читать и анализировать произведение, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений
| Выразительное чтение, вопросы и задания 1-5 (с. 58), 1-2 (с. 58, рубрика «Развивайте дар слова»)
| Задания 3—4 (с. 58, рубрика «Развивайте дар слова»), чтение вступительной статьи о Г.Р. Державине (с. 59-63), вопросы и задания 1-2 (с. 67)
| 8
| 3.2
| Г. Р. Державин. Стихотворения «Властителям и судиям», «Памятник»
| Урок-
бе-
седа,
урок-
прак-
тикум
| Знать: сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина; новаторские идеи поэта, особенности его поэтики; содержание стихотворений «Властителям и судиям», «Памятник»; высказывания классиков литературы и критиков о творчестве Г.Р. Державина.
Понимать: философский смысл стихотворений, их гражданский пафос; позицию автора; роль ораторских приемов в раскрытии идеи произведений.
Уметь: выразительно читать и анализировать произведения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений
| Пересказ вступительной статьи о Г.Р. Державине, выразительное чтение, вопросы и задания 1-6 (с. 67), 1 (с. 67, рубрика «Развивайте дар слова»)
| Вопросы и задания 2 (с. 67, рубрика «Развивайте дар слова»), 1-4 (с. 65-66), чтение вступительной статьи об А.Н. Радищеве (с. 68-74), «Путешествия из Петербурга в Москву»
| 9
| 3
| А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы)
| Урок
изуче
ния
но
вого
мате
риала
(лек
ция),
урок-
беседа
| Знать: сведения о жизни и творчестве А.Н. Радищева; содержание «Путешествия...».
Понимать: гражданский, критический пафос произведения; позицию автора. Уметь: воспринимать и анализировать - произведение, определять его тему и идею; объяснять значение устаревших слов и выражений
| Выразительное чтение, вопросы 1—5 (с. 74)
| Задание 6 (с. 74)
| 10
| 3
| Художественные особенности «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева
| Урок-
прак
тикум
| Знать: особенности жанра путешествия в произведении Н.А. Радищева.
Понимать: гражданский, обличительный пафос «Путешествия...»; эмоциональность автора; роль риторических приемов в раскрытии идеи произведения; значение творчества А.Н. Радищева.
Уметь: выразительно читать и анализировать произведение; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений
| Выборочный пересказ, анализ текста, во- просы'и задания 6-9 (с. 74)
| Чтение статей о Н.М. Карамзине (с. 75-84), повести «Бедная Лиза»
| 11
| 1.7
| Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»
| Урок
изуче
ния
но
вого
мате
риала
(лек
ция),
урок-
беседа
| Знать: сведения о жизни и творчестве Н.М. Карамзина, о его политических взглядах; понятие сентиментализм', сюжет и содержание повести «Бедная Лиза». Понимать: сентименталистскую направленность произведения; значение повести и всего творчества Н.М. Карамзина для развития русской литературы.
Уметь: воспринимать произведение, определять его тему и идею; объяснять значение устаревших слов и выражений
| Вопросы и задания 1—2 (с. 85), 1,5,7 (с. 103-104)
| Вопросы и задания 2-4, 6, 8 (с. 103-104)
| 12
| 1.10
| Новаторство творчества Н.М. Карамзина
| Урок-
прак
тикум
| Знать: сюжет и героев повести. Понимать: гуманистический пафос повести; эмоциональность автора; роль конфликта, композиции, риторических приемов в раскрытии идеи произведения; философский смысл стихотворения «Осень».
Уметь: выразительно читать и анализировать произведение; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
| Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 2—4, 6,
8 (с. 103-104), 1-2 (с. 104, рубрика «Развивайте дар слова»)
| Задание 3 (с. 104, рубрика «Развивайте дар слова»)
| |