ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов /Авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева и др. // Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. / Сост.Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
Основные цели:
формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке, умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике,
формирование у учащихся языковой интуиции;
овладение функциональной грамотностью;
расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;
овладение орфографией и пунктуацией;
формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, о выдающихся ученых-лингвистах;
формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира;
воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Эти цели обуславливают следующие задачи:
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; формировать умения применять эти знания на практике;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;
способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные знания и навыки.
Виды и формы контроля:
диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, словарный, творческий);
комплексный анализ текста;
- устное высказывание на лингвистическую тему;
- тест;
- изложение; сочинение Содержание учебного курса
Общие сведения о языке – 1ч.
Повторение изученного в 5-8 классах (2 ч.)
Синтаксис словосочетания и простого предложения.
Синтаксис и пунктуация.
Сложное предложение (2 ч.)
Основные виды сложных предложений.Союзные сложные предложения.
Сложносочиненное предложение (5 ч.)
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.
Сложноподчинённое предложение (18 ч.)
Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП. Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.
Сложное бессоюзное предложение (6 ч.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.
Сложные предложения (СП) с разными видами связи (5 ч.). Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.
Предложения с чужой речью (5 ч.)
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты и способы цитирования.
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (22ч.)
Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография. Пунктуация. Синтаксис.
Повторение (3ч)
Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе В результате изучения русского языка в 9 классе учащийся должен:
знать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
формулировать вопросы по содержанию текста;
замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
чтение:
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
составлять конспект прочитанного текста;
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
говорение:
создавать устные монологические высказываниями: актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
•строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
письмо:
знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
текст:
•проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
лексикология и фразеология:
разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
пользоваться разными видами толковых словарей;
верно использовать термины в текстах научного стиля;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
проводить пунктуационный анализ текста;
аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Виды и формы контроля:
диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, словарный, творческий);
комплексный анализ текста;
- устное высказывание на лингвистическую тему;
- тест;
- изложение; сочинение
Учебно-тематический план
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Количество часов
| Теория
| Практика
| Диктант
| Сочинение
| изложение
| ТЕСТ
| 1
| Раздел 1. Введение.
Вводный урок о русском языке. Язык мой – друг мой.
| 1
| 1
|
|
|
|
| 2
| Раздел 2. Комплексное повторение.
2.1. Комплексное повторение. Словосочетание. Связь слов в словосочетании.
| 10
| 7
| 1
|
| 1
| 1
| 3
| Раздел 3. Сложносочинённое предложение.
| 6
| 5
| 1
|
|
|
| 22
| Раздел 4. Сложноподчинённое предложение.
| 27
| 21
| 1
| 1
| 2
| 2
| 40
| Раздел 5 . БСП.
5.1. Бессоюзное сложное предложение
| 10
| 6
| 1
| 1
| 1
| 1
| 50
| Раздел 6. Предложения с чужой речью.
| 5
| 3
|
| 1
| 1
|
| 55
| Раздел 7. Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах.
| 11
| 8
|
| 1
| 1
| 1
| 56
| ИТОГО
| 70
| 51
| 4
| 4
| 5
| 6
| |