Скачать 0.76 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова Н.Л. Вершинина Д.И. Фонвизин в школе Конспекты уроков и методические рекомендации Псков 2007 ББК 74.268.3 В 37 Печатается по решению редакционно-издательского отдела Псковского государственного педагогического университета им. С.М. Кирова. Вершинина Н.Л. Д.И. Фонвизин в школе: конспекты уроков и методические рекомендации. – Псков, 2007. – 68 с. Книга содержит широкий историко-литературный и теоретический материал, необходимый учителю для подготовки к занятиям по творчеству великого русского драматурга Д.И. Фонвизина. Предложены разные варианты уроков и наиболее эффективные методические средства для применения представленного материала в школе. Составляющие книгу конспекты уроков по литературе и методические рекомендации к ним дифференцированы с точки зрения их использования в средних общеобразовательных учебных заведениях с углубленным изучением литературы, лицеях и гимназиях гуманитарного профиля. ISBN 5-85143-023-0 КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ТВОРЧЕСТВУ Д.И. ФОНВИЗИНА Методическое введение Изучение комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» – это следующий (после темы «Классицизм» и рассмотрения жанра оды в поэзии М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина) виток в осуществлении главной цели: выработать наиболее результативные, реально значимые методы освоения русской литературы XVIII в. как единого духовного пространства и художественной целостности. В соответствии с этим учитель должен каждый раз соизмерять «составляющие» конкретно взятой темы: её нравственный и эстетический, историко-литературный и историко-культурный, мировоззренческий и социальный компоненты – применительно к отдельному произведению как объекту изучения. Находясь в границах, заданных на первом, вступительном занятии по русской литературе XVIII в., где цитировались строки из итогового для эпохи стихотворения А.Н. Радищева «Осьмнадцатое столетие» (1801), освещающие её главное драматическое противоречие: …Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро, Будешь проклято вовек, ввек удивлением всех. ………………………………………………………………… Но зри, две вознеслися скалы во среде струй кровавых: Екатерина и Пётр, вечности чада! и Росс. Мрачные тени созади, впередь их солнце; Блеск лучезарный его твёрдой скалой отражён. Там многотысячнолетны растаяли льды заблужденья, Но зри, стоит ещё там льдяный хребет, теремясь; Так и они – се воля господня – исчезнут растая, Да человечество в хлябь льдяну, трясясь, не падет, - учитель, обратившись к «Недорослю», выделяет те аспекты пьесы, которые актуализируются либо самим её создателем, либо условиями сегодняшней, современной жизни. Это, прежде всего, аспект мировоззренческий, помогающий учащемуся уяснить своё место в мире и характер многообразных связей с ним: с точки зрения соотношений вещественного и духовного, стабильного и изменяющегося, универсального и личностного и, что особенно существенно, гармонического и хаотически случайного в себе и вокруг себя. Ученик должен узнать, что для «картины мира», присущей человеку в XVIII в., характерна вера в целесообразность, непреложность привнесения порядка в хаос общественных и бытовых отношений, вера, опирающаяся на разумную волю человека («Мрачные тени созади, впереди их солнце»), при непрерывной борьбе «света» и «тьмы». Отсюда необходимость присутствия в пьесе положительных героев и их организующая – на всех уровнях – роль, которая в итоге (как бы достигнутом в идеале) обеспечивает победу добра над злом, ума над глупостью, чести над бесчестием и т.д. Невозможно представить пьесу без морально-этического аспекта, особо подчеркнутого Фонвизиным в постановке вопроса о подлинной ценности человека и её критериях: происхождению, богатству, положению в обществе и даже уровню образованности противопоставляются, как безусловные ценности, вневременные нравственные качества. Исходными являются тезисы Стародума: «… имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (д.3., явл.1) и «Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек – чудовище» (д.4, явл.2). Но если идея внесословной ценности человека являлась сквозной для эпохи Просвещения в целом, то вопрос о соотношении образованности и благонравия был выдвинут в центр именно автором «Недоросля», что породило и «обратный» вопрос – о значении предания, традиций, патриархальности не только как форм общежития, но и как основополагающих нравственных начал. Приступая к изучению «Недоросля», учитель должен помнить, что от точного определения им главных проблем комедии, а также возможностей их современной огласовки зависит то, как будут осмыслены оппозиции «ума» - невежества в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, патриархальности в общественных нравах - личной нравственности в пьесах А.Н. Островского, и конкретно - в драме «Гроза». Ретроспективная проекция – к «Недорослю» – позволит впоследствии обогатить анализ данных произведений, связав их с закономерностями развития национального самосознания. С этическим аспектом неразделимо слит аспект эстетический, нацеливающий, в основном, на определение жанровой специфики текста («Недоросль» как «высокая», «общественная», «сатирическая», «народная» комедия), а также на выявление черт реалистичности в пределах системы классицизма и определение природы фонвизинского «смеха» и его функции, ведущей к феномену гоголевского смеха («Ревизор»). Иные пути «вхождения» в мир Фонвизина и его пьесы, при всей своей бесспорной значимости, представляют в большей мере исторический интерес, однако и при их посредстве можно раскрыть культурную и общечеловеческую ценность комедии. Отправной методологической установкой изучения пьесы – при любых, избранных педагогом подходах и индивидуальных приёмах – остается рассмотрение самого текста, подтверждающее развиваемую учителем концепцию его изучения и одновременно раскрывающее её неоднозначные, дискуссионные стороны, которые обнаруживает историко-литературный контекст. Попутно закрепляются и уточняются основные понятия, связанные с поэтикой драмы: комедия, сатира, конфликт, персонаж, амплуа, резонёр. |