Раздел, тема учебного предмета (курса)
| Кол-во
часов
| Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
| Средства обучения
| Вид контроля
|
Введение Литература и ее роль в духовной жизни человека. НРК. В.А. Лимерова. Зыряне и зырянский край в литературных документах 19 века.
| 1 1
|
1.Знать о роли литературы в духовной жизни человека;
об основных направлениях русской литературы, изучаемых
в 9 классе.
|
|
|
Литература Древней Руси Возникновение литературы на Руси. Общая характеристика.
| 5+1 р/р 1
|
1.Знать время возникновения литературы на Руси;
жанры древнерусской литературы.
|
|
|
«Слово о полку Игореве». «Печальная
повесть о походе Игоревом».
НРК Г.А. Юшков. Право на жизнь.
| 1
| 1.Знать о реальных исторических лицах в «Слове…»,
исторических обстоятельствах похода князя Игоря на
половцев, о причинах и следствиях неудачного похода
князя Игоря в поэме.
2.Знать сюжет и содержание «Слова…», роль лирических
отступлений в оценке событий.
| Раздаточный
материал.
|
|
«Слово о полку Игореве». «Братья и дружина».
| 1
| 1.Знать о древнерусских художественных традициях в
изображении взаимоотношений князя и дружинников;
о центральном персонаже поэмы – князе Игоре,
своеобразии его личности, его месте среди других
персонажей; о жизненных ценностях в
представлении Игоря; об образе Игоря в оценке автора
и других героев «Слова».
|
|
|
«Слово о полку Игореве». «О Русская земля!»
.
| 1
| 1.Знать об особенностях композиции «Слова…», решении
проблемы художественного времени и пространства,
проблемы положительного героя.
2.Знать об образах русского народа и его врагов – половцев,
образах князей, женщин., неразрывном единстве жизни
природы и событий в жизни людей.
3.Уметь определять тему и идею «Слова…».
|
|
|
«Слово о полку Игореве». Судьба памятника
древнерусской литературы.
| 1
| 1.Знать историю открытия и публикации «Слова…».
2.Уметь определять особенности переводов и
художественных переложений «Слова о полку Игореве».
|
|
|
Р. р. Сочинение по
«Слову о полку Игореве».
| 1
| 1.Уметь писать сочинение, выражая свое отношение
к предложенным темам.
|
| Сочинение.
|
Литература XVIII века Литература XVIII века (общая характеристика).
Творцы русской литературы. Классицизм.
| 12+1 р/р 1
|
1.Знать основные особенности литературы XVIII века;
противоречия общественной жизни и отражение их в
судьбах и творчестве писателей.
2.Знать, что русская литература XVIII века восприняла
опыт европейской литературы (влияние классицизма),
но сохранила и лучшие традиции литературы Древней
Руси, прежде всего гражданственность, интерес к челове-
ческой личности, сатирическую направленность.
3.Знать определение понятия «классицизм», его основные
свойства, характерные черты.
4.Уметь доказывать принадлежность определенного
произведения к классицизму по основным признакам.
|
|
|
М. В. Ломоносов. Черты личности Ломоносова. Реформатор языка. «Разговор с Анакреоном».
| 1
| 1.Знать основные этапы жизненного и творческого
пути М. В. Ломоносова.
2.Знать о реформаторской деятельности Ломоносова
в области русского языка и литературы.
3.Уметь анализировать стихотворение, выразительно читать.
| Портрет
М. В. Ломоносова.
|
|
М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на
всероссийский престол ее величества
государыни императрицы Елизаветы Петровны» (1747).
| 1
| 1.Знать понятие жанра оды, особенности произве-
дения как похвальной оды: высокий стиль речи, строй-
ность и строгость строфики и композиции как средства выражения гражданских чувств поэта.
2.Знать о главных темах оды; какая композиция соответст-
вует гражданскому пафосу и содержанию Ломоносовской
оды, чертах классицизма в произведении.
3.Уметь анализировать и выразительно читать оду.
|
| Выразительное чтение.
|
Д. И. Фонвизин Факты жизни писателя. «Недоросль». Выражение в пьесе идеала чести и достоинства человека, гражданского служения Отечеству.
НРК Сказание о святом Стефане.
| 1
| 1.Знать основные факты жизни писателя.
2.Знать, как выражается в комедии идеал чести и достоинства человека, гражданского служения Отечеству; о конфликте комедии, о правдивости изображения героев.
3.Уметь выполнять текстуальный анализ явлений пьесы, в которых излагаются взгляды героев на
человека и общество.
| Портрет
Д. И. Фонвизина. Раздаточный
материал.
|
|
Д.И. Фонвизин «Недоросль»: герои и события.
Крепостные рабы и их хозяева. Приемы комизма в их изображении.
| 1
| 1.Знать, какие приемы комизма использует драматург в изображении крепостных рабов и их хозяев, о теме растлевающего влияния крепостничества на человека.
2.Уметь анализировать сцены «Утро в доме Простаковых», «Митрофан и Еремеевна», «Воспитание Митрофана».
|
|
|
Д. И. Фонвизин «Недоросль». Черты классицизма в комедии. Усиление реализма в изображении характеров.
| 1
| 1.Знать о своеобразии конфликта, односторонности в характеристике одних героев и многогранности в характеристике других; о соединении драматического и комического в пьесе.
2.Уметь находить черты классицизма в комедии.
|
|
|
А. Н. Радищев Жизненный подвиг Радищева.
История создания, напечатания и распростране-
ния книги «Путешествие из Петербурга в
Москву».
| 1
| 1.Знать о жизненном и творческом подвиге Радищева.
2.Знать историю создания, напечатания и распространения
книги; о замысле произведения; о жанре путешествия и своеобразии его у Радищева.
3.Уметь выполнять текстуальный анализ глав «Выезд»,
«Тосна», «Любани», посвящения А. М. Кутузову (А. М. К.).
| Портрет
А. Н. Радищева.
|
|
А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Тема народа и его правителей.
| 1
| 1.Уметь анализировать главы «Любани», «Медное», «Едрово», «Пешки».
2.Знать о народных верованиях и лучших качествах людей
из народа в этих главах, о крепостнических порядках, тяжес-
ти порабощения.
|
|
|
А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Образ путешественника-рассказчика в книге. НРК Н.С. Коровина. Сказки народа коми.
| 1
| 1.Знать об образе путешественника-рассказчика в
книге, о близости его автору; о чертах сентиментализма
в книге.
|
|
|
Г.Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве. «Властителям и судиям». Анакреонтические стихотворения.
| 1
| 1.Знать о своеобразии творчества Г. Державина.
2.Уметь читать наизусть и анализировать стихотворения.
| Портрет
Г.Р. Державина.
|
|
Н. М. Карамзин Карамзин-писатель.
Основатель сентиментализма. «Бедная Лиза».
Внимание к внутреннему миру простого
человека.
| 1
| 1.Знать основные вехи биографии писателя.
2.Знать, что Карамзин стал главой литературного направления сентиментализм и внес большой вклад в развитие русского литературного языка.
3.Знать основные признаки сентиментализма.
| Портрет
Н. М. Карамзина.
|
|
Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Основной конфликт повести. Черты сентиментализма в повести. Система образов.
| 1
| 1.Знать причины конфликта в повести.
2.Знать, в чем проявились черты сентиментализма в повести.
3.Знать, как картины природы помогают понять характер и чувства Лизы.
4.Уметь раскрывать характеры Лизы и Эраста.
|
|
|
Р. р. Сочинение по повести
Н. Карамзина «Бедная Лиза».
| 1
| 1.Уметь писать сочинение, выражая свое отношение к предложенным темам.
|
| Сочинение.
|
Литература XIX века
«Золотой век» русской литературы. Два способа изображения жизни в литературе.
| 51+5 р/р
1
|
1.Знать, почему XIX век называют «золотым веком» русской литературы; о двух способах изображения жизни в литературе.
|
|
|
В. А. Жуковский. Факты жизни поэта. Элегия «Море».
| 1
| 1.Знать особенности творчества Жуковского.
2.Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение.
| Портрет В. Жуковского.
| Выразительное чтение.
|
А. С. Грибоедов Личность писателя и его время. Загадка создания «Горе от ума».
| 1
| 1.Знать о жизненном пути, судьбе, нравственных поисках
писателя, о том, что комедия «Горе от ума» - творческое
воплощение его личности и судьбы.
| Портрет
А.С. Грибоедова.
Раздаточный материал.
|
|
А. С. Грибоедов «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы.
| 1
| 1.Знать основной конфликт комедии, особенности
жанра, композиции, систему персонажей.
|
|
|
А. С. Грибоедов «Горе от ума». Общественный и личный конфликт в комедии.
| 1
| 1.Знать об истории отношений Чацкого и Софьи, о
мотивах отъезда его из Москвы и возвращении в дом
Фамусова.
2.Знать о двух точках зрения на Чацкого в I действии; о месте этого действия в развитии конфликта.
3.Уметь выполнять текстуальный анализ I действия.
|
|
|
А. С. Грибоедов «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший».
| 1
| 1.Знать, что II действие является завязкой общественного и развитием любовного сюжетов.
2.Уметь выполнять текстуальный анализ II действия.
3.Уметь выполнять анализ монологов Фамусова и Чацкого в явлении 5, выразительно читать наизусть.
|
| Чтение наизусть.
|
А. С. Грибоедов «Горе от ума». Поражение и победа Чацкого.
| 1
| 1.Знать, что III действие является кульминацией общественного и любовного сюжетов комедии.
2.Знать, как оценили поведение героя великие читатели.
3.Уметь определять, почему Софья – автор слуха о сумасшествии Чацкого; кто она – жертва или защитница нравов фамусовского общества.
4.Уметь выполнять текстуальный анализ III действия.
5. Знать о различии смысла в названиях «Горе от ума» и «Горе уму»; о роли массовых сцен комедии в развитии конфликта.
6.Уметь выполнять анализ монолога «В той комнате…» (22 явление) как выражение душевных терзаний и патриотической программы Чацкого.
|
|
|
А. С. Грибоедов «Горе от ума». Непреходящее значение образа Чацкого.
| 1
| 1.Знать, что IV действие является развязкой любовного конфликта; о роли сцены разъезда гостей в развитии конфликта; о драматизме и комизме финала; о двух вариантах финала, их смысле и роли в развитии конфликта и образов-персонажей.
2.Уметь выполнять текстуальный анализ IV действия.
3.Уметь раскрывать общий смысл комедии, ее историко-культурное значение и современное звучание.
|
|
|