Скачать 357.87 Kb.
|
Общая характеристика учреждения Тип: Специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение I и II вида Вид: основная общеобразовательная школа. Лицензия на образовательную деятельность: № 316531 от 28 декабря 2009 , выдана Министерством образования Республики Мордовия и действительна по 28 декабря 2015 года. Социокультурные условия. Школа расположена в Юго-западном районе г. Саранска Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II вида, являясь государственной общеобразовательной школой, ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка. Основными целями деятельности Школы в 2012-2013 учебном году являлись: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни, развитие и совершенствование образовательного процесса, материально – технической базы, осуществление дополнительных мер социальной поддержки обучающихся и работников Школы. Предметом деятельности Школы являлись:
В 2012-2013 учебном году педагогический коллектив школы-интерната работал над общей методической проблемой: «Актуальность проблемы обучения и воспитания духовно-нравственной, современно - образованной личности и ее социализация в обществе». Были поставлены задачи. В отношении обучающихся: 1. Предоставление учащимся возможности усвоения федерального минимума содержания стандартов образования на каждой ступени обучения, соответствующее современным требованиям, позволяющее продолжить образование в средних специальных или высших учебных заведениях. 2. Осуществление дифференцированного, индивидуального, личностно-ориентированного подхода к обучению, воспитанию, развитию слуха, формированию связной речи – как средства коммуникации. 3. Создание благоприятного пространства для умственного, духовно-нравственного, физического развития, сохранения здоровья для реализации разнообразных творческих замыслов обучающихся, воспитанников, проявления инициативных действий. 4. Обеспечение обучающихся, воспитанников информацией о мире профессий, рынке образовательных услуг и рынке труда, умению эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми для лучшей адаптации в условиях современной жизни. 5. Создание гибкой системы допрофессионального обучения, базы для получения качественного предпрофессионального образования. 6. Воспитание у обучающихся, воспитанников таких качеств как: ● сознательное, творческое использование всего арсенала знаний, умений, навыков; ● способность к экономическому мышлению, конструктивному решению своих проблем, особенно в сфере межличностных отношений; ● воспитание патриотизма не только к своей Родине, но и уважение к ее истории, гордости за ее достижения; ● понимание сознательной дисциплины как основы жизни и деятельности человека, его поведение в обществе, соблюдение установленных правил и норм поведения; ● ответственность за результаты своего труда и поступки; ● стремление к речевому общению, повышению качества устной речи; ● целенаправленное ориентирование обучающихся, воспитанников с проблемами слуха на осознание себя как полноценной личности. В отношении педагогического коллектива: 1. Разработка эффективных образовательных технологий, помогающих обучающимся овладеть широким спектром способов усвоения знаний, формирующих устойчивые навыки умственного труда, осознанного владения интеллектуальными умениями в системе методической работы школы-интерната. 2. Включение в арсенал педагогической практики рациональных сторон опыта других образовательных учреждений (при этом использование системы семинаров, конференций, обмен опытом с другими ОУ) для обеспечения на практике оптимизации образовательного процесса и повышения качества образования. 3. Реализация системы мер по подготовке, просвещению и повышению квалификации педагогических кадров в области духовно-нравственного воспитания. 4. Повышение квалификации педагогов, разработка и включение в практику формирования индивидуальных учебных планов на основе использования информационно-коммуникативных технологий. В отношении социального окружения: - предоставление качественных образовательных услуг; - формирование соответствующего имиджа в глазах потенциальных потребительских услуг. В отношении обеспечения образовательного процесса: - улучшение материально-финансового обеспечения образовательного процесса; - переоснащение школы-интерната современными, сурдологическими средствами, оборудованием. Школа осуществляла свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации; Республики Мордовия; законом РФ «Об образовании», законом «Об образовании в Республике Мордовия», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами Министерства образования Российской Федерации, Республики Мордовия, международными актами в области защиты прав ребенка, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Уставом Саранской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I и II вида, а также локальными актами на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Контингент учащихся и его динамика Численность обучающихся в 2012-2013 учебном году составила – 143 человека. Количество классов по ступеням обучения: начальное звено с 1 по 4 классы – 5 классов среднее звено с 5 по 9 классы – 10 классов старшее звено с 10 по 11 классы – 3 класса Итого: 18 классов Дошкольников: 36 человек – 5 дошкольных групп Статистика
Контингент учащихся уменьшается. Это связано с тем, что за последние годы в слухопротезную практику внедряются новейшие технологии слухопротезирования, в частности-кохлеарная имплантация, которая создает предпосылки для значительного улучшения слуха у учащихся с тяжелыми формами тугоухости и глухоты. Многие неслышащие дошкольники после кохлеарной имплантации проходят период адаптации, а потом могут продолжать обучение в общеобразовательных учебных заведениях. Это привело значительному уменьшению контингента учащихся. Состав обучающихся в учреждении.
Школа организует целенаправленную работу с данными категориями детей и их семьями. Классными руководителями осуществляется индивидуальная работа с детьми и родителями, оказывается психолого-педагогическая поддержка. Управление образовательным учреждением. В школе сложилась отработанная система управления, основной функцией которой является создание условий для достижения поставленных целей, где инициируются инновации, поощряется активность, творчество. Управление осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления в соответствии с законом РФ «Об образовании», Уставом школы, Типовым положением об общеобразовательном учреждении. Основными формами самоуправления являются: Совет Учреждения, Педагогический совет, Совет дела старшеклассников. Совет Учреждения реализует принцип демократического, государственно-общественного характера управления образованием, представляет интересы всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся. Созданный в 2005 году с целью усиления роли общественности в управлении процессами обучения и воспитания Совет Учреждения, в состав которого входят педагоги, учащиеся и родители, наряду с действующим общешкольным родительским комитетом, расширил возможности государственно-общественного управления образованием. К компетенции Совета Учреждения относится:
Условия осуществления образовательного процесса Школа работает в режиме шестидневной недели, исключение составляют первый класс, работающий в режиме пятидневной рабочей недели в соответствии с нормативными требованиями к организации обучения первоклассников. Продолжительность урока во 2-9 классах - 45 минут, в 1-х классах – 35 минут. Начало занятий – 8.30. Учебная нагрузка обучающихся соответствует гигиеническим требованиям к максимальным величинам образовательной нагрузки. Все кабинеты начальной и основной школы оснащены необходимым учебным оборудованием, дидактическими средствами, техническими средствами обучения. За последние годы значительно расширено оснащение учебным оборудованием, техническими средствами: компьютерами, теле-видеоаппаратурой. Осуществлены меры по противопожарной безопасности и соблюдению СанПиНов, а именно: произведена установка пожарной сигнализации, обновлено освещение кабинетов, обновлено технологическое оборудование школьной столовой. Школьная библиотека располагает необходимой учебно-методической, справочной, художественной литературой. Есть медитока и видеотека. В 2006 году в рамках реализации национального проекта «Образование» осуществлено подключение к Интернету, ставшему важнейшим информационным источником для обучающихся, педагогов. В школе функционирует электронная почта (school1-2vida@yandex.ru). Cайт учреждения постоянно обновляется. Школа выпускает свою газету «Радуга», где освещается работа одноименного детского объединения. Учебный план. Особенности образовательного процесса. Учебные планы школы-интерната составлены с соблюдением нормативов базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Учебные планы школы-интерната I и II вида состоят из инвариантной (обязательной) и вариативной части. Инвариантная (обязательная) часть – федеральный компонент представлен в виде обязательного набора образовательных областей и учебных предметов. Вариативная часть – в виде школьного компонента. Часы школьного компоненте используются на обязательные занятия по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые занятия, дополнительные коррекционные занятия. Они призваны обеспечить учет национальных, региональных, местных особенностей и традиций, личных интересов и склонностей обучающихся. Школьный компонент в начальной школе II вида представлен предметами: - техника речи и техника чтения – 1кл.; - правописание – 2, 3, 4кл.; - физическая культура - 2, 3, 4кл. Во второй ступени обучения школы I вида школьный компонент представлен предметами: - физическая культура – обязательные занятия по выбору обучающихся; - компьютерная технология – факультативные занятия (с 5 по 11 классы); - факультативные занятия по русскому языку (с 6 по 11 классы). В школе II вида школьный компонент представлен предметами: - физическая культура; - иностранный (английский) язык; - развитие речи; - информатика; - компьютерная верстка. При составлении учебных планов соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на обучающегося не превышает предельно допустимого. |