Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 351.67 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации08.02.2014
Размер351.67 Kb.
ТипУказатель
100-bal.ru > Литература > Указатель
  1   2   3




Мастер-класс

Использование на уроках литературы и русского языка

приемов технологии компетентностного подхода

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»



Куртлацкова Оксана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ №918


2011 год

Учение без мысли - напрасный труд.

Конфуций

Не мыслям надобно учить, а мыслить.

Иммануил Кант

Мышление - это новое сотворение мира.

Альбер Камю

Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно,

если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение.

Джек Лондон

  1. Подготовительно-организационный:




  1. Приветствие, вступительное слово.


Рада всех приветствовать! Меня зовут Куртлацкова Оксана Николаевна, учитель ГОУ СОШ №918. Мы немного устали после плодотворной работы на предыдущих мастер-классах. Я предлагаю восстановить наш энергетический баланс путем ряда простых действий.
* с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);

* щеки - вверх - вниз (10 раз);

* кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (10 раз);

* указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;

* 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.
Я думаю, вы ощутили, как горячая волна энергии обволакивает наше тело, как мы приободрились. И чтобы совсем хорошо себя чувствовать, я предлагаю пожелать здоровья друг другу на разных языках. Я дам несколько карточек с пожеланиями здоровья, кто получает карточку, приветствует всех громко, позитивно, не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы хором отвечает на это же языке.
Я начну на русском
- Здравствуйте!

- Нихао ! (Китай)

- Гомар Джоба ! (Грузия)

- Хэллоу! (Англия)

- Бонжур! (Франция)
- Здравей! (Болгария)

- Здоровэньки булы! (Украина)

- Норуон норгуй! (Якутия)

- Джечь буречь (Удмуртия)
- Добры дзень! (Белоруссия)
- Ola! (Португалия)

- Ye'ti! (Чукчи)

- Namaste! (Индия)

- Merhaba! (Турецкий)

- Ave! (Латинский)

- Konnichi wa! (Япония)
Спасибо всем. И если, как говорят ученые, мысль материальна, то наше здоровье должно удесятериться. Я уже чувствую это. А как вы? Тогда приступим к серьезной части моего выступления.

2) Определение целей и задач мастер-класса.

Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития

критического мышления. 

Задачи мастер-класса:

-                    создание условий для профессионального общения, самореализации и

стимулирования

роста творческого потенциала педагогов;

-                    распространение педагогического опыта.
3) Выстраивание диалога.
Я не просто так заговорила о материализации мыслей. Мысль, мышление – это ключевой слово в основе технология, которую я начала практиковать и некоторым опытом хочу поделиться с вами.

Методические цели:

  1. Познакомиться обзорно с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

  2. Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ

  3. Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности


Обратимся к непререкаемой мудрости наших великих мужей:
Учение без мысли - напрасный труд.

Конфуций

Не мыслям надобно учить, а мыслить.

Иммануил Кант

Мышление - это новое сотворение мира.

Альбер Камю

Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно,

если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение.

Джек Лондон
Добавить нечего. Остается только обратиться к поэзии.
Спор неизбежен порой между мыслью и чувством,
Но, разрешая его, они сходятся вместе.
К истине разны пути у науки с искусством,
Но озарение – разве не в их перекрестье?

И разве может ученый, открывший законы,
Менее быть очарован своею наукой,
Нежели чуткий художник, писавший иконы,
Или простой музыкант, очарованный звуком?

Мысль осязаема в каждом движении сердца,
Просит она, как и чувство, всегда вдохновенья.
Там, где наука с искусством живут по соседству,
Истина есть! И подруга ее озаренье!

Это стихи нашей коллеги из Ставропольского края Гуляевой Людмилы Ивановны, они очень точно, на мой взгляд, определяют идею, которая мне нравится в Технологии развития критического мышления через чтение и письмо – это объединение мысли, а точнее, мышления и чувства.

Я познакомилась с этой технологией, когда начала работать по УМК Бунеевых. Ведутся споры о содержании учебников. Но меня заинтересовал прием развития правильного  типа читательской деятельности (путем диалога с автором – умению задавать вопросы).

Что вам известно об этой технологии, какие идеи возникают у вас в связи с этим термином?

Давайте с вами сейчас нарисуем солнышко: в центре РКМЧП, а лучи – все ваши ассоциации, идеи, возникающие в связи с этим термином.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Мы с вами использовали один из самых наглядных приемов технологии РКМЧП – построение кластера.

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

Кластер может оформляться по-разному (см. слайд).


  1. Презентация опыта.




  1. Краткая характеристика основных идей технологии.


Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) была разработана американскими учеными и преподавателями. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер, - являются членами консорциума «За демократическое образование». В России она появилась в 1997 году.

Американские ученые модифицировали идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, Мария Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Лев Семенович Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, Владислав Владиславович Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи (Андрей Викторович Хуторской) эвристического обучения и довели их до уровня технологии.

Технология привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.

Чем еще привлекает меня данная технология? Детей не легко мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка? Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Технология РКМЧП с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:


  • формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);

  • развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);

  • формирование культуры чтения и письма;

  • формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;

  • стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;

  • запуск механизмов самообразования и самоорганизации.


Давайте обратимся к терминологическому арсеналу Технологии.

Развитие - необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.

Мышление - процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания.

Критический – от «критика» (от греческого «kritike» -оценка, разбор, обсуждение; следовательно «критический» - делающий оценку, разбор и пр.)

Как бы вы определили, что такое КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ? (СМ. (adobe reader)

Критическое мышление:

- естественный способ взаимодействия с идеями и информацией;

- разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить;

- особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения;

- отправная точка для развития творческого мышления.
Это Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)


  • Во-первых – это мышление самостоятельное

  • Во-вторых – это мышление обобщенное

  • В-третьих – это мышление проблемное и оценочное

  • В четвертых – это мышление аргументированное

  • В пятых – критическое мышление есть мышление социальное


Критический мыслитель:


  • Формирует собственное мнение

  • Совершает обдуманный выбор между различными мнениями

  • Решает проблемы

  • Аргументировано спорит

  • Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение

  • Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов


Формы и средства развития КМ

  • сбор данных

  • анализ текстов

  • сопоставление альтернативных точек зрения

  • коллективное обсуждение

  • разные виды парной и групповой работы

  • дебаты

  • дискуссии

  • публикации письменных работ учащихся

КМ – письменная работа
Основные умения: чтение и письмо
Чтение для развития КМ

На наших уроках мы работаем с двумя основными типами текстов - информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приемы технологии, в основном, одинаково "работают" на обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном - определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и стратегий.

  • ориентироваться в источниках информации

  • пользоваться разными стратегиями чтения

  • адекватно понимать прочитанное

  • сортировать информацию с точки зрения ее важности

  • критически оценивать новые знания

  • делать выводы


Письмо для развития КМ

Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления, так как позволяют зафиксировать неоформленные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон и "разбудить сознание".

Письменная речь углубляет понимание: пишущий фиксирует какую-либо мысль, затем изучает ее записанную, и как отклик на эту зафиксированную мысль, возникает новая, еще более интересная.

Письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как, чтобы зафиксировать что-либо, надо его изучить, узнать о нем побольше.

Письменная речь развивает в детях навыки чтения, потому что они начинают "читать как писатели" и соответственно лучше понимать, как нужно конструировать текст для достижения поставленной цели.

При обучении письменной речи необходимо показать учащимся как получается хороший письменный текст, показать каждый этап этого процесса. Учитель должен помнить, что при обучении письму основное значение должны иметь мысли и опыт (содержательная и композиционная сторона текста), а не просто грамотность

 

Базовая модель РКМЧП
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

  • Фаза вызова (evocation)

  • Фаза реализации смысла (realization of meaning)

  • Фаза рефлексии (reflection)


Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.
Приемы работы по ТРКМЧП, наиболее успешно используемые учителями. Их несколько групп. Просмотрит в опорном материале информацию о приемах и скажите, какие из них вы используете, не предполагая, что они относятся к ТРКМЧП.


  1. Приемы восприятия информации:

  • «Знаю – хочу узнать – узнал» (работа с таблицей);

  • «Продвинутая лекция» (заполняется первая графа таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции, кратко записывает новую информацию);

  • «Зигзаг» (члены рабочей группы становят­ся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Про­ведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы по­очередно учат друг друга).




  1. Прогнозирование:

  • «Верные – неверные утверждения» (на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме; дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая);

  • Прогнозирование (прогнозирование темы урока или темы литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям, прогнозирование времени написания произведения и этапа в биографии писателя или поэт, прогнозирование по фотографии)




  1. Работа с текстом:

  • «Чтение с остановками» (чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы);

  • «Чтение с пометками «INSERT» (позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы);
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск