Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 287.54 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации28.02.2014
Размер287.54 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Литература > Вопрос
  1   2   3


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Алдиаровская средняя общеобразовательная школа»

Янтиковского района Чувашской Республики
Урок – практикум в 11 классе
Где кроется сердцевина счастья?

Подготовка к выполнению задания С ЕГЭ по русскому языку

Автор:

учитель русского языка и

литературы

МОУ «Алдиаровская СОШ»

Янтиковского района

Чувашской Республики

Ашмаева Надежда Николаевна

Алдиарово 2010
Тема урока: Где кроется сердцевина счастья?

Подготовка к выполнению задания С ЕГЭ по русскому языку
Вид урока: урок – практикум.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ
Формы работы слово учителя, приём мозговой атаки

анализ исходного текста, организация частично – поисковой деятельности, групповая работа, написание чернового варианта сочинения, рефлексивный анализ

Сочинение по прочитанному тексту

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Цель урока:

  1. Создание условий для закрепления знаний учащихся по выполнению комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту (часть С заданий ЕГЭ).

  2. Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.

  3. Воспитание личности в условиях партнерства, интереса учащихся к обсуждаемым вопросам.)

текста.

Задачи урока: - организация повторения теории написания сочинения-рассуждения путем самовосстановления учащимися предыдущих знаний через систему опорных конспектов-схем;
Актуализируют: знания шаблона написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ; умения правильно определять тему, идею текста, а через них проблему текста; понимание учащимися необходимости целенаправленной творческой подготовки к сдаче ЕГЭ.
Приобретут: умение выполнять различные элементы комплексного анализа, создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту
Закрепят: навыки работы с экзаменационным текстом;


Мотивация учащихся: Мотивация при выполнении заданий по написанию сочинения-рассуждения нацелена на успешное применение полученных знаний в творческой работе ЕГЭ.
Предполагаемый результат - повышение качества подготовки к ЕГЭ по русскому языку, написание сочинения в задании С в полном соответствии с критериями оценки, подготовка творческих работ
Оборудование.

  1. Оформление доски. Запись темы урока.

  2. Запись эпиграфа.

  3. Компьютерная презентация.

  4. Мультимедийный проектор.

  5. Карточки с ученическими сочинениями.

  6. Карточки с критериями оценивания сочинения ЕГЭ.

  7. Справочные тетради

9 Текст В. Розова

10 Карточки – информаторы для групповой работы с тексом.


Содержание этапов урока:

1. Оргмомент

2. Мотивация деятельности

3. Активизация знаний и постановка целей

4. Деятельность учащихся по теме урока

5. Итоги урока

6. Домашнее задание

Ход урока
1. Оргмомент.
2 Мотивация деятельности.(слайды 1-2)
Тема сегодняшнего урока довольно актуальна для каждого сидящего здесь ученика. Каждый из вас знает, что на выпускном экзамене по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Древнегреческий философ Менандр утверждал: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Именно это вам будет так необходимо в решающий для вас момент. А Сократу - первому из трех выдающихся мыслителей эпохи высокой классики Древней Греции – принадлежат слова: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Слова настолько емкие, что комментарий излишен, тем более, что речь бывает как устной, так и письменной. И мне очень хотелось бы, проверяющий вас увидел, и увидел, как человека эрудированного, мыслящего, умеющего владеть речью.

3 Объяснение цели урока

  • ЗНАТЬ:

- основные этапы работы с текстом.

  • УМЕТЬ:

- выполнять различные элементы комплексного анализа текста;

- создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.
Предстоит работа в группах по схеме.

. 1 этап ВЫЗОВ Актуализация имеющихся знаний по изучаемому вопросу

Фронтальный опрос

1).Что такое Часть С?
Часть С – задание открытого типа с развернутым ответом на основе анализа исходного текста – проверяет реальное состояние практических речевых умений. Оценивается и ряд коммуникативных умений и навыков:
• зрелость суждений при интерпретации текста;

• умение оформлять собственные высказывания;

• умение использовать средства выразительности;

• соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных.

2). Что значит работать с исходным текстом? ( слайд 5 и прокомментировать его может один из учеников).

- Что такое проблема?
Проблема — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, главную, актуальную, злободневную, острую, назревшую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную. Проблема имеет свой объект, например, проблемы войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.
Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:

1) оценить объект проблемы (ответить на вопросы «Чья это проблема?», «Что это за проблема?»);

2) определить проблему в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения). Это более простой путь.
- Что значит «прокомментировать» проблему?
Нужно подумать о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. Если это возможно, то можно коснуться «истории вопроса», т.е. коротко рассказать о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской. Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:
1) от частных фактов к формулировке проблемы.

2) от формулировки проблемы к комментарию.
-. Как выявить позицию автора?
Если проблема текста формулируется в виде вопроса то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, надо ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»).


- Критерий 4 (аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме). напрямую связано с пониманием проблемы исходного текста и позиции автора – именно в этом случае ученик получает возможность для рассуждения, изложения собственного мнения, возможность вступления с автором в диалог. Однако собственное мнение ученика должно быть аргументированным, доказательным. Выпускник вправе согласиться или не согласиться с мнением автора, но в любом случае его рассуждения должны быть подкреплены аргументами. • Аргумент – довод, основание (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли. Аргументировать – т.е. приводить доказательства, аргументы.
- Как аргументировать свою позицию?
В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. (Слайд, прокомментировать который тоже может ученик, так как этот материал детям уже хорошо знаком).
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

• тезис (положение, которое надо доказать);

• аргументация (доказательства, доводы);

• вывод (общий итог).
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...». Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе — по силе возрастания. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.
3. Делаем вывод. Итак, сочинение должно рассматривать исходный текст в 4-x аспектах:
1) проблема, поставленная в исходном тексте;

2) комментирование проблемы исходного текста;

3) авторская позиция;

4) собственное мнение, подкрепленное двумя развернутыми аргументами.

II этап. СМЫСЛЕНИЕ. Деятельность учащихся по теме урока Переходим к работе с текстом Чтение текста. В.С.Розова ( слайд 6)

А)Постановка цели: подготовиться к написанию сочинения по прочитанному тексту.

Перед нами текст известного русского драматурга В.С.Розова. Человека с большим жизненным опытом, участника Великой Отечественной войны, который писал остроконфликтные пьесы о молодежи. Его перу принадлежат пьесы "В поисках радости",

"Вечно живые", по которой был снят один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне "Летят журавли". Прослушайте текст, озаглавьте его. Запишите название текста в тетрадь. Чем глубже мы сможем погрузиться в текст, тем удачнее будет работа по написанию сочинения.
Б) Читаем текст.

(1)Люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) (Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет – по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами .(7)Кроется ли она в здоровье? (8)Конечно, да, но в то же время и нет.

(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10)А Чехов писал: <<Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай>>. (11)Обратите внимание на начало фразы: <<Если хочешь быть оптимистом…>> (12)И еще – << вникай сам>>.

(13)В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый.

(14)Сестры спрашивали: <<Розов, что ты такой веселый?>> (15)А я отвечал:<<А что? Это нога болит, а я-то здоровый>>. (16)Дух мой был здоров.

(17)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: <<Царствие Божие внутри нас>>. (18)Гармоническое устройство этого <<царства>> во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19)Но не самую важную. (20)При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21)Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22)Надо вступать в битву за <<честного малого>> в себе, иначе – беда.

(В. Розов)

III. Этап обобщения и систематизации.
а)На следующем этапе задаются вопросы к тексту:

Итак, как вы озаглавили текст? Почему?(Учащиеся читают варианты заголовков)

б)Работа в группах На доске открываются высказывания известных людей.(слайд

Прочитайте. Какое из высказываний перекликается с текстом. Какое бы высказывание вы выбрали эпиграфом к своему сочинению.

«В чём счастье, как не в силе и терпении». (Публий Сир.)

«Хронического счастья нет, как нетающего льда». (А. Герцен.)

« Счастье даётся тому, кто умеет и осмеливается жить своим умом». (Д. Писарев.)

« Кто сам себя считает несчастным, тот становится несчастным». (Гельвеций.)

«Если хочешь быть счастливым, будь им»! (Козьма Прутков.)

«Самые счастливые моменты нашей жизни – это те, когда мы совершенно забываем о себе». (С. Вивекананда.)

«Злые всегда несчастны». (Вольтер.)

«Большая половина счастья – в семье». (В. Розанов.)

«Счастье – есть радость». (Н. Рерих.)

«Счастливым может быть только короткий промежуток времени». (Д. Лихачёв.)
в) Многоаспектный анализ текста для подготовки к сочинению (часть С) вы будете проводить в трех творческих исследовательских группах. Каждая группа получит свои задания

( Учащиеся знакомятся с заданием №1).(Презентация слайда № 8).
Задание №1.

Первая группа

Определить тип речи данного текста. Доказать правильность ответа.

В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора? Какова основная проблематика текста?

Рассуждение. Смысловой тип речи, в котором последовательно излагается ряд мыслей на какую – то тему, приводятся суждения, разъяснения, доказательства.В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части:

- тезис - мысль, нуждающуюся в доказательстве;

- аргументы - факты, примеры, высказывания, доказывающие или опровергающие тезис;

- вывод – общий итог, заключение по поводу тезиса.

Вторая группа

Определить стиль текста. Доказать правильность ответа.

Публицистический Почему?
Третья группа

Составить графический проект-защиту данного текста по принципу «планета и ее спутники». Какова позиция автора? Соответствует ли она вашему представлению о счастье? (Слайд № 9)

На выполнение задания №1 предусмотрено 3 минуты (Каждая группа выдвигает для ответа одного – двух представителей, возможен ответ всей группы. Во время ответов учитель предлагает другим учащимся делать рабочие записи в тетрадях).
Задание №2(Слайд № 10)
1 группа. Определите значение слов «Гармония», «оптимизм» по словарю.

2 группа. Найдите стилистические фигуры речи и определите их роль в тексте.

3 группа. Укажите тропы и определите их роль в тексте

(Чтобы создать атмосферу непринужденности, воздействовать на чувства читателя, привлечь внимание к проблеме).
(Вопросно-ответная форма изложения (2,4,7 предложения); (Ряды однородных членов (3,4предложения); (Разговорные синтаксические конструкции (3,5,8,22 предложения);

(Разговорная лексика ("И да, и нет"); (Риторические вопросы (2,4,7предложения);

(Метафоры "Кроется сердцевина счастья", «Вступить в битву” (22предложение), "Дух был здоров").

Учитель: внимание на богатство и выразительность речи драматурга:

Столько красоты в небольшой статье! Это настоящая экспрессия – от разговорной лексики до высоких слов! Это сближает автора и читателя. Розов цитирует и Горького, и Чехова, обращается к Библии. Вот он весь Розов-мастер! Призываю вас творчески отнестись к своим работам.
Задание №3 Рецензирование предложенной работы с комментированием. (Слайд № 11)

Народная мудрость советует учиться на чужих ошибках. Я предлагаю вам работу ученика N. Оцените работу согласно критериям ЕГЭ, постарайтесь избежать выявленных недочётов и ошибок в своей работе.

. Затем учащимся предлагается работа ученика N, который выполнил задание С1 к данному тексту (всем раздаем работу ученика N) На первом этапе урока учащиеся повторили последовательность работы над сочинением, которая совпадает с таблицей пошагового оценивания. На столах у каждого ребенка лежит эта таблица и текст В.Розова.
Таблица пошагового оценивания сочинения.

Содержание сочинения

К-1

Формулировка проблем исходного текста.

0-1

К-2

Комментарии, сформулированные в проблеме.

0-2

К-3

Отражение позиции автора (хорошо частичное цитирование).


0-1

К-4

Изложение собственного мнения.(2 аргумента).

0-2

Речевое оформление

К-5

Речевое оформление (последовательность изложения, логическая связанность).

0-2

К-6

Точность и выразительность речи (разнообразие грамматических

форм).

0-2

Грамотность

К-7

Грамотность (орфографические ошибки).

0-2

К-8

Пунктуационные нормы.

0-2

К-9

Языковые нормы.

0-2

К-10

Речевые ошибки.

0-2

К-11

Соблюдение этических норм.

0-1

К-12

Соблюдение фактологической точности.

0-1



Ответ С.

В этом тексте В.Розов поднимает проблему счастья. Человек счастлив, когда его любят и ценят, когда всё вокруг хорошо: дом, работа, успех. «Счастье кроется именно в гармонии личности. Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебя счастливым». Автор статьи призывает нас быть оптимистами, быть здоровыми, и тогда счастье не обойдет нас стороной. Я с автором полностью согласен.

Двойкин Вася
Дети читают сочинение ученика, приступают к устному рецензированию и оценивают по критериям ЕГЭ.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск