Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Верхнекондратинская средняя общеобразовательная школа»
Чистопольского муниципального района РТ «Рассмотрено»
на заседании ШМО
Протокол № ___
от«__»________2011г.
/подпись/
/Чалмаева В.С. /
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
«__»____________2011г._________________
/подпись/
/ Чалмаева В.С. /
| «Утверждено»
и введено в действие
Приказ № ___
от «___»_________2011г.
______________
/подпись/
/Паишева Е.И. /
| Рабочая программа
по литературе
для 7 класса
Составитель: учитель
первой квалификационной категории
Чалмаева Валентина Степановна
2011 -2012 учебный год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по литературе в 7 классе составлена на основе государственного стандарта основного общего образования, примерных программ по литературе для основной школы и программы «Русская литература» для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы. Базовый уровень. Под редакцией М.Г. Ахметзянова, Казань, издательство «Мэгариф», 2009. При составлении программы использованы: учебник «Русская литература». Учебник - хрестоматия для 7 класса татарской средней общеобразовательной школы, в 2-х частях, рекомендовано МО и Н РТ, автор- составитель: М.Г.Ахметзянов. Казань, издательство «Магариф», 2007.
Программа соответствует федеральному компоненту стандарта обучения на ступени основного общего образования и учебному плану МОУ «Верхнекондратинская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского МР РТ.
Модернизированная рабочая программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), из них: на развитие речи отведено 10 часов, внеклассное чтение-10 часов.
Изучение литературы в основной школе по настоящей программе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
составление планов;
краткие и подробные пересказы текста;
изложение с элементами сочинения;
устные и письменные сочинения-характеристики героев;
анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
развитие художественной фантазии у детей;
прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Задача курса литературы 7 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся с применением этнокультурного компонента.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе
за курс 7 класса:
должны
З н а т ь, что такое:
литературный образ;
система образов в литературном произведении;
герой литературного произведения;
характер в литературе;
авторская позиция;
художественные детали;
давать характеристику главным героям произведения;
особенности лирики;
автор лирического произведения и лирический герой;
отличия лирического героя и героя эпического произведения;
изобразительные средства поэтического языка.
жанры литературы Древней Руси (поучение, послание, хождение, житие, летопись);
что лежит в основе нравственной оценки человека Древней Руси;
способы изображения человека в древнерусской литературе;
как выражается авторское отношение к героям.
текст художественного произведения.
событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
особенности композиции изученного произведения.
основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
у м е т ь:
объяснять, чем различаются эпос, драма и лирика;
оперировать понятиями: “писатель”, “автор”, “система литературных жанров”, “сюжет”, “герой”, “художественный вымысел”, “литературный образ”, “герой литературного произведения”,“характер в литературе” и т.д.
находить в произведении художественные детали;
при художественном пересказе передавать авторское отношение к изображаемому.
определять основной конфликт произведения;
характеризовать героев;
объяснять, как создается характер героя;
давать характеристику лирическому герою;
находить в лирических произведениях изобразительно-выразительные средства перечислять основные события, составляющие сюжет произведения;
называть главных и второстепенных героев;
описывать характеры главных персонажей;
сопоставлять поведение героев разных художественных произведений в сходных ситуациях;
находить в тексте детали, с помощью которых создается образ главного героя;
определять жанр произведения;
находить взаимосвязь жанрово-видовых форм и средств создания художественного образа;
определять авторскую позицию;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
В результате обучения к концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими литературными знаниями:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Формы контроля:
составление литературного портрета героя;
изложения с элементами сочинения;
отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
сочинения-рассуждения;
составление плана эпического произведения;
анализ текста, составление характеристик на главных героев;
составление тезиса, использование выразительных средств языка;
находить в произведении художественные детали;
передавать авторское отношение к изображаемому;
определять основной конфликт произведения;
краткие и подробные пересказы текста;
самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;
заучивание наизусть стихотворных текстов.
Литература
Для учащихся
1.Учебник- хрестоматия для 7 класса татарской средней общеобразовательной школы, в 2-х частях, рекомендовано МО и Н РТ, автор - составитель: М.Г.Ахметзянов. Казань, «Магариф», 2007.
2.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.,2001.
3. Охременко Н.В., О.В.Федина. Итоговые работы по литературе 5-11 класс.М., Аквариум,1997.
Для учителя
1. Учебник- хрестоматия для 7 класса татарской средней общеобразовательной школы, в 2-х частях, рекомендовано МО и Н РТ, автор - составитель: М.Г.Ахметзянов. Казань, «Магариф», 2007.
2. Львова С.И. Уроки словесности. М., Дрофа,1997.
3.А.С.Пушкин. Сказки. М.,Стрекоза,2000.
4.Турьянская Б.И. Литература в 7классе. Урок за уроком.М., Русское слово,2000.
5. Журнал «Читаем, учимся, играем» выпуск 1-6, 2009.
6. Мордас Е.М.Русский язык и литература 5-11 классы, Волгоград,Учитель,2008.
Календарно – тематический план
№
| Наименование разделов и тем
| Количество часов
| Виды контроля
| Дата проведения
|
| Введение. Человек – главный предмет изображения в художественной литературе.
| 1
|
| 1.09
| УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2ч.)
|
| Народные исторические песни. Народные лирические песни.
| 1
| Беседа
| 5.09
|
| Народные календарные обряды.
| 1
| Беседа
| 7.09
| ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. (2ч.)
|
| Житие протопопа Аввакума, им самим написанное.
| 1
| Перечислить жанры литер-ры Древней Руси
| 8.09
|
| Вн.чт. «Повесть о Петре и Февронии».
| 1
| Выявить способы изобр-ия чел-ка в др.рус-ой лит-ре
| 12.09
| РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 века.
|
| В.А.Жуковский «Светлана».
| 1
| Беседа по прочитан.
| 14.09
|
| Вн.чт. В.А.Жуковский Баллады «Рыбак», «Перчатка».
| 1
| Беседа
| 15.09
|
| Лирика Е.А.Баратынского, А.В.Кольцова.
| 1
| опред-ть лирич-го героя,выявить изобраз-ые ср-ва поэтич-го языка
| 19.09
|
| А.С.Пушкин (8 ч.+3ч.р/р) «Полтава»
| 1
| Беседа
| 21.09
|
| Образ Петра Великого.
| 1
| Анализ поэмы
| 22.09
|
| Р/р. Сочинение «Петр Великий и его противники в поэме А.С.Пушкина «Полтава».
| 1
| Сочинение
| 26.09
|
| Стихи А.С.Пушкина «И. .И. Пущину», «Бесы».Теория литературы. Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.
| 1
| Творч.задан.
| 28.09
|
| История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский». Сюжет, композиция, герои романа.
| 1
| Обсуждение вступ. статьи к роману
| 29.09
|
| Главный герой романа А.С.Пушкина «Дубровский».
| 1
| Характеристика героев романа
| 3.10
|
| | |