Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 432.64 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации10.03.2014
Размер432.64 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4
Прекрасное рядом с нами
(по рассказу К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Урок проведен

учителем русского языка

и литературы

МОБУ СОШ с.Мещегарово

Салаватского района РБ

Блиновских В.Ф.

Конкурс «Учитель года – 2010»


Цели урока:


  1. Образовательные:

научить учащихся видеть, понимать и ценить красоту окружающего мира и человеческих взаимоотношений.

  1. Развивающие:

формировать речевые навыки и умения выражать свои мысли в устной и письменной речи;

активизация познавательной деятельности учащихся;

развитие критического мышления.

  1. Воспитательные:

воспитание эстетического вкуса;

формирование культуры поведения на уроке, толерантности.

Оборудование: мультимедиа.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: урок-размышление.

Как прекрасна Земля

и на ней человек.

С.Есенин.
I. Мотивационная установка на сотрудничество.

(слайд)

- Наш урок мне хочется начать с чтения рассказа М.Чванова «Костер на снегу». Но сначала о писателе. Что вы о нем знаете? (чтение рассказа).

- Почему рассказ называется «Костер на снегу»? (костер – частица тепла. Костер – приветствие. У писателя среди друзей нет равнодушных).


  1. Постановка целей урока.

- Продолжим мысли писателя и поговорим о человеческих взаимоотношениях, красоте окружающего мира. Также на уроке будем развивать свои творческие способности, слушать музыку волшебника Грига.

А поможет нам в выполнении наших целей рассказ К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». С писателем вы уже знакомы. (слайд)

- Вспомним, какие произведения вы читали?

Запишем тему урока.

Эпиграф.



  1. Актуализация знаний.

- Прежде чем перейти к серьезному разговору проведем литературную разминку и определим «Самого внимательного читателя».


  1. Самостоятельная работа

- Рассказ богат описаниями.

Проведем небольшую исследовательскую работу и найдем художественные детали, которые автор использует.

3 группы

«Осенний лес»

«Дом композитора»

«Зимний город»


  1. Анализ текста

- Прочитаем описание осени. На что обращает наше внимание автор? (сост. кластера у доски; слайд)
Осенний лес
мох листья эхо запах грибов
1. Красота природы.
- Далеко-далеко в горном осеннем лесу Норвегии встретились Э.Григ и Дагни Педерсон (слайд)

Инсценирование.

- Что, прежде всего, привлекло Грига в девочке? (глаза).

- Дагни встретила незнакомого человека в лесу, но не испугалась. Почему?

- Дагни не знает, кто такой Э.Григ, а мы с вами знаем, что он… (портрет).

- Э.Григ обещает Дагни подарок. Какой подарок может преподнести человек искусства? (Поэт и писатель владеют словом, художник – красками и кистью, а композитор – звуками).

- Почему Григ решил преподнести подарок Дагни через 10 лет и именно ей? (Девочка маленькая, а музыку дарят взрослым. Ей нужно научиться понимать музыку. Дагни понравилась Григу. Она мала, но трудолюбива, доверчива. Сразу рассказала незнакомцу о доме. Чуткая: думает о старом дедушке и сочувствует ему).

- Какие художественные детали, раскрывающие характер девочки, мы запишем? Какая она?


  1. Доброта, труд


- Итак, ребята. Григ обещает Дагни какой-то необычный таинственный подарок.

А вы любите получать подарки?

Синквейн «Подарок».


  1. Опорное слово


- Многое о человеке могут рассказать его вещи, которыми он окружен.

Что представляет собой дом композитора? (выступление 2-й группы, слайд).
Дом композитора
рояль ст.диван звуки
А почему старый диван?


  1. Друзья, музыка.


- Представьте себе, что мы в гостях у композитора, сидим на диване и слушаем его игру. О чем же поет рояль Грига? (по кн. стр. 293).

- Какие еще звуки жили в доме Грига? (буря, водяные капли, снег).

- Паустовский описал и зимний город. Почему?

(Композитору для вдохновения нужна не только природа, но и окружающий мир).
Зимний город
Берген пароходы жители порт туман

(слайд)

  1. Окружающая жизнь.

(физкультминутка)
- Григ подозревал, что его подслушивают.

(по цепочке. Кто и как слушал музыку?)

Синички волновались.

Загулявшие матросы всхлипывали.

Прачка покачивала головой.

Сверчок подглядывал в щелку.

Снег повисал в воздухе.

Золушка улыбалась.
- Какой вывод сделаем? (музыка пианиста никого не оставила равнодушным)

Пофантазируем с вами. Напишем небольшое сочинение от имени любого слушателя по рядам.

- Итак, слушатели, звучит музыка Грига, увертюра «Утро», посвященная Дагни. Обратите внимание на слово «увертюра»

(Чтение высказываний)

- Очень внимательно вы слушали и написали все, что почувствовали.

- А что же услышала Дагни? ( стр. 293, 297) (мир детства, родной край, о пр. людях)

- Почему музыкальный подарок для Дагни был самым дорогим? (музыка бесценна, потому что вечна).

- Какая важная мысль заключена в словах Грига, обращенных к Дагне? (стр. 293) .

6. Жизнь прекрасна и удивительна. Щедрость души.
- Что поняла Дагни? (делать добро и дарить его людям без возврата).

- А каким бы был наш мир, если бы все люди думали и поступали, как Григ? (мир стал бы добрее).

В рассказе есть и другие герои. Это ….

Что вы можете сказать об их отношениях друг к другу? (Магда и Нильс относятся друг к другу с любовью и уважением).
7. Любовь и уважение.
- Рассказ посвящен……

- Почему же называется …….

- А как бы вы озаглавили рассказ? (оставим выбор за автором, ведь это роман. Название заинтересовало нас, от него сразу веет лесом, смолой).

- Что же хотели сказать своими произведениями писатель и композитор? (определим идею).

(И Паустовский и композитор доказывают нам, что мир прекрасен и удивителен. Своими открытиями они делятся с Дагни и с нами и как бы говорят нам: «наполните музыкой сердца, будьте добрыми и щедрыми, любите родной край).

- Ребята, хочу обратить ваше внимание на слова Есенина. Можно утверждать, что они являются как бы итогом к нашему уроку?

Да, жизнь прекрасна и удивительна и каждый должен оставить добрый след на земле.

Так Э.Григ - подарил музыку

К.Паустовский - книги

Дагни - еловые шишки, из семян которых со временем

вырастет хвойный лес.
А какой след, по-вашему, могли бы в жизни оставить вы, ребята? (выступления учащихся)

- Когда я готовилась к уроку, я нашла замечательное стихотворение Л.Мартынова «След».

А ты, Входя в дома любые –

и в серые, и в голубые.

Входя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые

Прислушиваясь к звону клавиш,

И на вопрос даря ответ,

Скажи: какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед?

Или незримый прочный след?

В чужой душе на много лет?
- Какие открытия вы сделали для себя на уроке?

Нарисуем солнышко и проведем к нему лучи прекрасного.(слайд)
Земля человек природа




прекрасное
окружающий мир доброта любовь понимание
Оцените себя. (слайд)

Выставление отметок.


Домашнее задание (по выбору учащихся).

1. Нарисовать иллюстрации к эпизоду рассказа.

2. Эссе «Рассказ «Корзина с еловыми шишками» это …

3. Сочинение на лингвистическую тему «Роль деепричастия в рассказе».
VI. Заключительное слово.

- Если улыбнетесь друг другу при встрече, порадуетесь успеху одноклассников, будете чуткими и внимательными ко всем, будете говорить друг другу только добрые слова и совершать красивые поступки, то научитесь жить красиво.
Красиво жить – не просто звук пустой

Лишь тот, кто в мире красоту умножил

трудом, борьбой – тот жизнь красиво прожил

Воистину увенчан красотой.


Главная задача учителя-словесника – научить школьников читать литературу, т.е. наслаждаться чтением: находить в книге близкое своим мыслям и чувствам, открывать для себя разнообразный мир человеческих отношений; вдумываться в книгу, видеть в ней не только внешнюю, событийную сторону, но и всю глубину настроений, раздумий героев и брать для себя все лучшее.

Следовательно, учителю очень важно найти такие методы и приемы, которые бы в наибольшей мере способствовали формированию у учащихся не только знаний, умений, навыков, но и воспитывали устойчивый интерес к чтению, вызывали потребность перечитывать произведение заново.

Проиллюстрирую некоторые приемы и методы, способствующие воспитанию у учащихся интереса к чтению художественной литературы.

  1. На уроках часто применяю элементы технологии развития критического мышления (кластеры, составление таблиц, синквейны, эссе «Мысли вслух»).

Технология интересна тем, что представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания.

Результаты апробации технологии критического мышления на уроках литературы позволяют отметить, что цель данной технологии отвечает целям образования на современном этапе, ее приемы интересны учащимся, они с удовольствием работают по тексту.


  1. Ассоциативное мышление.

При чтении прозы читатель-подросток, подчас не понимая оттенков мыслей и особенностей ее выражения, способен увлечься хотя бы сюжетом. Как добиться того, чтобы анализ лирического произведения не отбивал интерес к чтению, а усиливал его.

Применяемая на уроках методика анализа поэтического текста основана на исследованиях Л.Выготского, касающихся, с одной стороны, психологии восприятия искусства и, другой – закономерностей развития мышления и воображения детей.

При анализе поэтического текста с учащимися составляем таблицу (пример, стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утес»)


Лексическая цепочка с указанием

изобразительных средств

Ассоциации

Тучка

Тучка (уменьш.суффикс)

Золотая (эпитет), играя (олицетв.)

легкая, подвижная, светлая

молодость, солнце

чистое небо

Утес

Утес – великан (эпитет)

Морщина (олицетвор.)

Одиноко (эпитет)…

тяжелый, несчастный
старость

одиночество, слезы


Сочинение – эссе от имени «Утеса-великана».

Регулярное использование данной методики развивает воображение и ассоциативное мышление, позволяет углубиться в текст. Данный алгоритм, конечно же, не может служить универсальным «ключом» к постижению любого поэтического текста. В каждом отдельном случае принцип анализа реализуется так, как подсказывает сам текст: где-то толчок движению нашей мысли дает название стихотворения; где-то выстраиваются лексические ассоциативные цепочки; где-то достаточно остановиться лишь на ритмической организации стиха… Чем разнообразнее методы, тем выше интерес ученика к лирическому произведению.


  1. Словесное рисование.

Методическая наука всегда проявляла усиленный интерес к таким приемам, которые бы приближали художественный текст к читателю, побуждали вчитываться в него. Одним из таких приемов «вхождения в текст» является словесное рисование.

Конечно, не любой художественный текст может стать основой для словесного рисования. Если художественная картина нарисована писателем так живописно, с такими деталями и подробностями (Гоголь, Тургенев, Бунин, Шолохов), что воображению читателя нечего добавить к ней, то описывать бессмысленно.

Однако если текст в изобразительном плане лаконичен, но предметен, конкретен (Пушкин, Чехов, Тютчев, Фет), то использование данного приема и уместно, и полезно.

Эмоционально – личностная оценка изображаемого - непременное условие создания словесной картины. Поэтому важно научить ребят осознать свои чувства и адекватно выражать их в словах (что я чувствую, создавая воображаемую картину; как отношусь к тому, что изображаю словами).


  1. Составление сценария для диафильма.

Эффективным приемом воспитания интереса к чтению художественной литературы является и составление сценария. Учащиеся с удовольствием включаются в работу. Обязательное условие: иллюстрациями из книг пользоваться нельзя. И совсем не обязательно делать диафильм по всему стихотворению.

Этот прием позволит ярче увидеть описанное, и детям нравится быть «сценаристами». Осмысление читательской задачи, расстановка логических ударений, выявление основных чувств, которые вызывают красота оленя и погоня за ним, помогут школьникам понять основной тон стихотворения и проникнуться добрыми чувствами, какие стремился пробудить в читателе поэт.
5. Игровые приемы

В немалой степени воспитанию устойчивого интереса к чтению способствуют и «игровые» приемы обучения - викторины и кроссворды. Они интригуют, вызывают желание прочесть произведение, запомнить содержание в мельчайших подробностях. Вопросы помогают обратить внимание на важные эпизоды, детали текста, прежде чем учащиеся сделают обобщающие выводы и суждения.

Приемов и методов для воспитания интереса к чтению художественной литературы много. В работе приведены те, которые чаще используются учителем на уроках литературы.

Какие бы приемы и методы не применялись учителями-словесниками на уроках, цели и задачи литературного образования сегодня – воспитывать интерес к чтению с начальной школы, повышать общую и читательскую культуру учащихся, формировать эстетический вкус, культуру речи.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск