Скачать 116.46 Kb.
|
Декабрь - 2012 Открытое занятие элективного курса «Основы культуры речи» по русскому языку в 9 классе «Чтобы речь – людское чудо – не скудела в наши дни» Цель: развитие умений учащихся в использовании этикетных форм в соответствии с речевой ситуацией. Задачи: 1) расширение словарного запаса обучающихся; 2) обучение мотивированному выбору языковых средств общения в соответствии с речевой ситуацией; 3) содействие развитию норм речевого этикета; 4) использование вербальных и невербальных средств речевого этикета. Актуальность курса Жизнь показывает, что не только дети, но и взрослые, к сожалению, не владеют в должной степени правилами речевого поведения, которые должны помочь поддержанию доброжелательных контактов в человеческом обществе. Метод курса формирует навыки умелого, успешного, эффективного общения. Такая форма деятельности носит практико-ориентированный характер, поэтому центральное место занимают коммуникативные умения. В данном случае акцентируется внимание на значении жестов, мимики, выразительных движений, общении и уместности их использования. Ожидаемые результаты: 1) развитие умения работать в группе; 2) совершенствование коммуникативных навыков обучающихся; 3) развитие познавательно-поисковой деятельности; 4) развитие умения использовать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией. Оборудование: Слайд-презентация Песня «Улыбка» Учебное пособие по речевому этикету Ход занятия: 2 1. Вступительное слово учителя Помните строчки из « Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»? Вмиг по речи распознали, Что царевну принимали… А. С. Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рассказать по его речи. Об этом говорил один из героев античной трагедии Еврипида: Из уст безвластных и вельможных уст Одна и та же речь звучит различно. Действительно, можно изменить причёску, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, её индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь «выдаёт» нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте. Это так, а не иначе, Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет устная словесность, Разговорная краса, Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо – Не скудела в наши дни. (В.Шефнер) (Слайд – 1) Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть, соблюдая правила речевого этикета. - Что такое этикет? (установленный порядок поведения, форм обхождения; - Что изучает речевой этикет? (правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора.) (Слайд – 2) 2. Выступления учащихся (презентация курса) 1) Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать; приятного аппетита; благодарю вас; будьте здоровы; извините меня; пожалуйста; добрый вечер. 2) Важность речевого поведения хорошо осознавали ещё в древности. Так, в «Поучениях» Владимира Мономаха читаем: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите». 3) Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи. 4) На элективном курсе «Основы культуры речи» мы познакомились с интересными сведениями о русском речевом поведении, получили информацию об истории русского речевого этикета. Тренировались в употреблении этикетных формул в ситуациях обращения к собеседнику, приветствия, прощания, выражения просьбы, пожелания, приглашения и т.д. 5) Кроме того, узнали, какую этикетную роль в общении выполняют интонация, и несловесные средства общения (жесты, мимика, поза, телодвижения). Научились использовать различные языковые средства, с помощью которых можно устанавливать и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения. 6) Посетив элективный курс «Основы культуры речи», можно обогатить себя интересными сведениями о речевом этикете, об искусстве речевого общения, много можно узнать о русской культуре в целом, о национальных особенностях и обычаях разных народов. Учитель: Итак, позвольте пригласить вас, друзья, к разговору о речевом этикете… 3. Разминка - Объясни смысл пословицы (по цепочке). (Слайд - 3)
4. Обращение – это самый яркий этикетный знак. Называя собеседника, мы как бы выбираем для него наиболее подходящий по случаю ярлык. Мы хотели бы, чтобы в нашей речи чаще употреблялись вежливые обращения, которые поднимают настроение, делают нас добрее. (Слайд -4) 5. Инсценировка «Отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души», часть 3 (Чичиков в доме Манилова)» Действующие лица: Чичиков, Манилов, жена Манилова. Чичиков: Сделайте милость, не беспокойтесь так для меня пройду после. Манилов: Нет, Павел Иванович, нет, вы гость. Чичиков: Не затрудняйтесь. Пожалуйста, проходите. Манилов: Нет уж, извините, не допущу пройти позади такому приятному, образованному гостю. Чичиков: Почему же образованному? Пожалуйста, проходите. Манилов: Ну да, уж извольте, проходите вы. Чичиков: Да отчего же? Манилов: Ну да уж оттого! (Протискиваются в дверь). Позвольте мне вас представить жену мою. Душенька! Павел Иванович! Позвольте вас попросить расположиться в этих креслах. Здесь вам будет спокойнее. Чичиков: Позвольте, я сяду на стуле. Манилов: Позвольте вам этого не позволить. Это кресло у меня уже ассигновано для гостя. Ради или не ради, но должны сесть. (Чичиков сел). Позвольте мне вас попотчевать трубочкою. Чичиков: Нет, не курю. Манилов: Отчего? Чичиков: Не сделал привычки, боюсь; говорят, трубка сушит. - Какие этикетные сочетания вы можете выделить из этого отрывка? - Как вы думаете, употребляются ли в наше время такие выражения? Вывод: В наше время некоторые этические сочетания устарели. Другие же сочетания вызывают неприятные ощущения, так как переполнены чрезмерным притворством и слащавостью. - Какие вежливые сочетания вы хотели бы слышать в наше время? (Слайд - 5) - Обратитесь к своему товарищу, подруге с понравившимся вам выражением. - Ребята, у Н.В. Гоголя есть такая характеристика главного героя: «Приезжий ко всем как-то умел найтиться…» Как вы понимаете это высказывание? (Умел найти подход к каждому). 6. Правил поведения существовало и существует великое множество, и в разных странах они бывают разные. Так, в древнем Китае насчитывалось около 30 000 церемоний: как постучаться в дверь, как войти, как встать, есть, взять чашку с чаем – всё это было строго определено и расписано. Не один год уходил у детей феодалов и богачей на то, чтобы выучить эти правила. Да и для выполнения их требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обременённый работой и заботами человек. Люди общаются друг с другом, чтобы обменяться мнениями, мыслями, знаниями, новыми сведениями, когда возникает потребность сообщить что-то собеседнику, к чему-то побудить. При этом он использует разные приёмы этикета. Одним из них являются жесты. - Алёша покажет жесты, а вы их озвучьте. (Слайд – 6) Много недоразумений при общении жестами возникает в разговоре с иностранцами. Так, англичане в знак прощания раскачивают кисть руки из стороны в сторону. Итальянцы, прощаясь, раскачивают кисть вперёд и назад, как и русские, но обращают ладонь к себе, как и мы, когда подзываем к себе кого-нибудь. Итальянский жест прощания у нас означает «идите сюда». Болгары в знак отрицания кивают головой. У других народов этот знак обозначает согласие. Китаец в далёкие времена, встречая друга, пожимал руку самому себе. Лапландцы при встрече трутся носами, самоанцы обнюхивают друг друга. Жесты дополняют нашу речь и являются хорошим средством общения. А наука, которая изучает жесты, называется кинетикой. 7. Главные требования этикета
Самоанализ занятия элективного курса «Культура и этика общения» «Чтобы речь – людское чудо – не скудела в наши дни» В 9 классе по списку4учащихся, на занятии присутствовало 4учащихся. Из них высокий уровень учебных возможностей имеют 2 (Гусаков Максим и Петунин Валерий), средний уровень – 7 обучающихся. По тематическому плану это обобщающее занятие элективного курса. Чичиков: Сделайте милость, не беспокойтесь так для меня пройду после. Манилов: Нет, Павел Иванович, нет, вы гость. Чичиков: Не затрудняйтесь. Пожалуйста, проходите. Манилов: Нет уж, извините, не допущу пройти позади такому приятному, образованному гостю. Чичиков: Почему же образованному? Пожалуйста, проходите. Манилов: Ну да, уж извольте, проходите вы. Чичиков: Да отчего же? Манилов: Ну да уж оттого! (Протискиваются в дверь). Позвольте мне вас представить жену мою. Душенька! Павел Иванович! Позвольте вас попросить расположиться в этих креслах. Здесь вам будет спокойнее. Чичиков: Позвольте, я сяду на стуле. Манилов: Позвольте вам этого не позволить. Это кресло у меня уже ассигновано для гостя. Ради или не ради, но должны сесть. (Чичиков сел). Позвольте мне вас попотчевать трубочкою. Чичиков: Нет, не курю. Манилов: Отчего? Чичиков: Не сделал привычки, боюсь; говорят, трубка сушит. Чичиков: Сделайте милость, не беспокойтесь так для меня пройду после. Манилов: Нет, Павел Иванович, нет, вы гость. Чичиков: Не затрудняйтесь. Пожалуйста, проходите. Манилов: Нет уж, извините, не допущу пройти позади такому приятному, образованному гостю. Чичиков: Почему же образованному? Пожалуйста, проходите. Манилов: Ну да, уж извольте, проходите вы. Чичиков: Да отчего же? Манилов: Ну да уж оттого! (Протискиваются в дверь). Позвольте мне вас представить жену мою. Душенька! Павел Иванович! Позвольте вас попросить расположиться в этих креслах. Здесь вам будет спокойнее. Чичиков: Позвольте, я сяду на стуле. Манилов: Позвольте вам этого не позволить. Это кресло у меня уже ассигновано для гостя. Ради или не ради, но должны сесть. (Чичиков сел). Позвольте мне вас попотчевать трубочкою. Чичиков: Нет, не курю. Манилов: Отчего? Чичиков: Не сделал привычки, боюсь; говорят, трубка сушит. Это так, а не иначе, Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет устная словесность, Разговорная краса, Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо – Не скудела в наши дни. 1.1) Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать; приятного аппетита; благодарю вас; будьте здоровы; извините меня; пожалуйста; добрый вечер. 1.2) Важность речевого поведения хорошо осознавали ещё в древности. Так, в «Поучениях» Владимира Мономаха читаем: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите». 1.3) Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи. 1.4) На элективном курсе «Основы культуры речи» мы познакомились с интересными сведениями о русском речевом поведении, получили информацию об истории русского речевого этикета. Тренировались в употреблении этикетных формул в ситуациях обращения к собеседнику, приветствия, прощания, выражения просьбы, пожелания, приглашения и т.д. 2.1) Кроме того, узнали, какую этикетную роль в общении выполняют интонация, и несловесные средства общения (жесты, мимика, поза, телодвижения). Научились использовать различные языковые средства, с помощью которых можно устанавливать и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения. 2.2) Посетив элективный курс «Основы культуры речи», можно обогатить себя интересными сведениями о речевом этикете, об искусстве речевого общения, много можно узнать о русской культуре в целом, о национальных особенностях и обычаях разных народов. |
Рабочая программа разработана для обучения в 9 классе мбоу «Покровская оош» «Покровская оош» на основе программы элективного курса «Культура речи» по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11... | Программа элективного курса «Основы культуры речи и стилистики» Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,... | ||
Программа элективного курса основы лесоводства 2012 г. Программа... ... | Тематическое планирование элективного курса по русскому языку в 9 классе Об утверждении резервного состава предметных комиссий государственной экзаменационной комиссии Приморского края в период сдачи егэ... | ||
Пояснительная записка. Планирование по русскому языку в 9 классе... Буп 2012 г обязательный минимум содержания образования федеральный компонент государственного стандарта по русскому языку 2012г | Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс Программа элективного курса «Юный лингвист» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов... | ||
Отчёт о результатах апробации комплексного курса России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,... | Л. В. Прохватилина Контрольные и проверочные работы по русскому языку Настоящая программа по русскому языку для 6 класса является логическим продолжением программы для начальной школы и 5 класса и составляет... | ||
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе... С. Москва: Просвещение, 2013 г. Авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. Рабочая... | Программа элективного курса по русскому языку для 10-11-х классов "Язык в сферах общения" Программа элективного курса по русскому языку для 10–11-х классов "Язык в сферах общения" | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытое логопедическое занятие в 1 классе в рамках семинара-практикума «Организация психолого-педагогического сопровождения детей... | Тематическое планирование по русскому языку в 5 классе на 2012 -2013 гг. № Тема урока Календарно – тематическое планирование по русскому языку в 5 классе на 2012 -2013 гг | ||
По самообразованию Открытое занятие для воспитателей доу по развитию речи «Описание и называние одежды» | Программа элективного (факультативного) курса для 10 11 классов «Практикум по русскому языку» Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также... | ||
Конспект урока по русскому языку тема: Употребление прилагательных в речи Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи | Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» составлена на основании программы по русскому языку «Русское... |