Декабрь 2012 Открытое занятие элективного курса «Основы культуры речи» по русскому языку в 9 классе





Скачать 116.46 Kb.
НазваниеДекабрь 2012 Открытое занятие элективного курса «Основы культуры речи» по русскому языку в 9 классе
Дата публикации08.08.2013
Размер116.46 Kb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Литература > Учебное пособие
Декабрь - 2012

Открытое занятие элективного курса «Основы культуры речи» по русскому языку в 9 классе

«Чтобы речь – людское чудо – не скудела в наши дни»

Цель: развитие умений учащихся в использовании этикетных форм в

соответствии с речевой ситуацией.

Задачи: 1) расширение словарного запаса обучающихся;

2) обучение мотивированному выбору языковых средств общения в

соответствии с речевой ситуацией;

3) содействие развитию норм речевого этикета;

4) использование вербальных и невербальных средств речевого

этикета.

Актуальность курса

Жизнь показывает, что не только дети, но и взрослые, к сожалению, не владеют в должной степени правилами речевого поведения, которые должны помочь поддержанию доброжелательных контактов в человеческом обществе.

Метод курса формирует навыки умелого, успешного, эффективного общения. Такая форма деятельности носит практико-ориентированный характер, поэтому центральное место занимают коммуникативные умения.

В данном случае акцентируется внимание на значении жестов, мимики, выразительных движений, общении и уместности их использования.
Ожидаемые результаты:
1) развитие умения работать в группе;

2) совершенствование коммуникативных навыков обучающихся;

3) развитие познавательно-поисковой деятельности;

4) развитие умения использовать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией.
Оборудование:
Слайд-презентация
Песня «Улыбка»
Учебное пособие по речевому этикету
Ход занятия:

2

1. Вступительное слово учителя

Помните строчки из « Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

Вмиг по речи распознали,

Что царевну принимали…

А. С. Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рассказать по его речи. Об этом говорил один из героев античной трагедии Еврипида:

Из уст безвластных и вельможных уст

Одна и та же речь звучит различно.

Действительно, можно изменить причёску, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, её индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь «выдаёт» нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте.

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

(В.Шефнер)

(Слайд – 1)

Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть, соблюдая правила речевого этикета.

- Что такое этикет?

(установленный порядок поведения, форм обхождения;

- Что изучает речевой этикет?

(правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора.)

(Слайд – 2)

2. Выступления учащихся (презентация курса)

1) Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать; приятного аппетита; благодарю вас; будьте здоровы; извините меня; пожалуйста; добрый вечер.

2) Важность речевого поведения хорошо осознавали ещё в древности. Так, в «Поучениях» Владимира Мономаха читаем: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

3) Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.

4) На элективном курсе «Основы культуры речи» мы познакомились с интересными сведениями о русском речевом поведении, получили информацию об истории русского речевого этикета. Тренировались в употреблении этикетных формул в ситуациях обращения к собеседнику, приветствия, прощания, выражения просьбы, пожелания, приглашения и т.д.

5) Кроме того, узнали, какую этикетную роль в общении выполняют интонация, и несловесные средства общения (жесты, мимика, поза, телодвижения). Научились использовать различные языковые средства, с помощью которых можно устанавливать и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения.

6) Посетив элективный курс «Основы культуры речи», можно обогатить себя интересными сведениями о речевом этикете, об искусстве речевого общения, много можно узнать о русской культуре в целом, о национальных особенностях и обычаях разных народов.

Учитель:

Итак, позвольте пригласить вас, друзья, к разговору о речевом этикете…

3. Разминка

- Объясни смысл пословицы (по цепочке).

(Слайд - 3)

  • За худые слова слетит и голова.

  • Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.

  • В умной беседе ума набраться, в тупой – свой потерять.

  • Много говорить – голова заболит.

  • Сердечное слово до сердца доходит.

  • Красную речь красно и слушать.

  • Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

  • Коня в вожжах не удержишь, а слово с языка не воротишь.

  • Малое слово большую обиду творит.

  • Хорошее слово – половина счастья.

  • Не груби малому – не вспомянет старый.

  • Сперва подумай – потом говори.

4. Обращение это самый яркий этикетный знак. Называя собеседника, мы как бы выбираем для него наиболее подходящий по случаю ярлык. Мы хотели бы, чтобы в нашей речи чаще употреблялись вежливые обращения, которые поднимают настроение, делают нас добрее.

(Слайд -4)

5. Инсценировка «Отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»,

часть 3 (Чичиков в доме Манилова)»

Действующие лица: Чичиков, Манилов, жена Манилова.

Чичиков: Сделайте милость, не беспокойтесь так для меня пройду после.

Манилов: Нет, Павел Иванович, нет, вы гость.

Чичиков: Не затрудняйтесь. Пожалуйста, проходите.

Манилов: Нет уж, извините, не допущу пройти позади такому приятному, образованному гостю.

Чичиков: Почему же образованному? Пожалуйста, проходите.

Манилов: Ну да, уж извольте, проходите вы.

Чичиков: Да отчего же?

Манилов: Ну да уж оттого! (Протискиваются в дверь). Позвольте мне вас представить жену мою. Душенька! Павел Иванович! Позвольте вас попросить расположиться в этих креслах. Здесь вам будет спокойнее.

Чичиков: Позвольте, я сяду на стуле.

Манилов: Позвольте вам этого не позволить. Это кресло у меня уже ассигновано для гостя. Ради или не ради, но должны сесть. (Чичиков сел).

Позвольте мне вас попотчевать трубочкою.

Чичиков: Нет, не курю.

Манилов: Отчего?

Чичиков: Не сделал привычки, боюсь; говорят, трубка сушит.

- Какие этикетные сочетания вы можете выделить из этого отрывка?

- Как вы думаете, употребляются ли в наше время такие выражения?

Вывод: В наше время некоторые этические сочетания устарели. Другие же сочетания вызывают неприятные ощущения, так как переполнены чрезмерным притворством и слащавостью.

- Какие вежливые сочетания вы хотели бы слышать в наше время?

(Слайд - 5)

- Обратитесь к своему товарищу, подруге с понравившимся вам выражением.

- Ребята, у Н.В. Гоголя есть такая характеристика главного героя: «Приезжий ко всем как-то умел найтиться…» Как вы понимаете это высказывание? (Умел найти подход к каждому).

6. Правил поведения существовало и существует великое множество, и в разных странах они бывают разные. Так, в древнем Китае насчитывалось около 30 000 церемоний: как постучаться в дверь, как войти, как встать, есть, взять чашку с чаем – всё это было строго определено и расписано. Не один год уходил у детей феодалов и богачей на то, чтобы выучить эти правила. Да и для выполнения их требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обременённый работой и заботами человек.

Люди общаются друг с другом, чтобы обменяться мнениями, мыслями, знаниями, новыми сведениями, когда возникает потребность сообщить что-то собеседнику, к чему-то побудить. При этом он использует разные приёмы этикета. Одним из них являются жесты.

- Алёша покажет жесты, а вы их озвучьте.

(Слайд – 6)

Много недоразумений при общении жестами возникает в разговоре с иностранцами. Так,

англичане в знак прощания раскачивают кисть руки из стороны в сторону. Итальянцы, прощаясь, раскачивают кисть вперёд и назад, как и русские, но обращают ладонь к себе, как и мы, когда подзываем к себе кого-нибудь. Итальянский жест прощания у нас означает «идите сюда».

Болгары в знак отрицания кивают головой. У других народов этот знак обозначает согласие.

Китаец в далёкие времена, встречая друга, пожимал руку самому себе. Лапландцы при встрече трутся носами,

самоанцы обнюхивают друг друга.

Жесты дополняют нашу речь и являются хорошим средством общения. А наука, которая изучает жесты, называется кинетикой.

7. Главные требования этикета


  • Не жалейте улыбок! Это не означает, что надо приклеить на лицо глупую ухмылку. Просто не бойтесь улыбнуться, когда считаете нужным. Улыбка послужит для вашего собеседника подтверждением того, что он вам интересен, и вызовёт ответную улыбку. На самом деле есть свидетельства того, что улыбчивые от природы люди больше нравятся, и это заставляет их ощущать, что все улыбаются им в ответ.

  • Дело не только в том, что вы говорите, но и в том, как вы говорите, громкая речь на повышенных тонах мало воспринимается, а те, кто говорит очень быстро, часто выглядят недостойными внимания. Помните, что тон голоса иногда важнее, чем слова, так что, когда вы говорите с незнакомым человеком, постарайтесь вложить в свою речь чувства.

  • Называйте собеседника по имени (или имени-отчеству). Как говорят психологи, звучание собственного имени для слуха человека – самая приятная мелодия, и собеседник подсознательно испытывает расположение к источнику положительных эмоций.

  • Старайтесь в собеседнике увидеть положительные стороны, и говорите ему комплименты – «золотые слова».

  • Терпеливо и внимательно слушайте собеседника, не перебивайте его.


Самоанализ занятия элективного курса «Культура и этика общения»
«Чтобы речь – людское чудо – не скудела в наши дни»
В 9 классе по списку4учащихся, на занятии присутствовало 4учащихся. Из них высокий уровень учебных возможностей имеют 2 (Гусаков Максим и Петунин Валерий), средний уровень – 7 обучающихся.

По тематическому плану это обобщающее занятие элективного курса.

Чичиков: Сделайте милость, не беспокойтесь так для меня пройду после.

Манилов: Нет, Павел Иванович, нет, вы гость.

Чичиков: Не затрудняйтесь. Пожалуйста, проходите.

Манилов: Нет уж, извините, не допущу пройти позади такому приятному, образованному гостю.

Чичиков: Почему же образованному? Пожалуйста, проходите.

Манилов: Ну да, уж извольте, проходите вы.

Чичиков: Да отчего же?

Манилов: Ну да уж оттого! (Протискиваются в дверь). Позвольте мне вас представить жену мою. Душенька! Павел Иванович! Позвольте вас попросить расположиться в этих креслах. Здесь вам будет спокойнее.

Чичиков: Позвольте, я сяду на стуле.

Манилов: Позвольте вам этого не позволить. Это кресло у меня уже ассигновано для гостя. Ради или не ради, но должны сесть. (Чичиков сел).

Позвольте мне вас попотчевать трубочкою.

Чичиков: Нет, не курю.

Манилов: Отчего?

Чичиков: Не сделал привычки, боюсь; говорят, трубка сушит.


Чичиков: Сделайте милость, не беспокойтесь так для меня пройду после.

Манилов: Нет, Павел Иванович, нет, вы гость.

Чичиков: Не затрудняйтесь. Пожалуйста, проходите.

Манилов: Нет уж, извините, не допущу пройти позади такому приятному, образованному гостю.

Чичиков: Почему же образованному? Пожалуйста, проходите.

Манилов: Ну да, уж извольте, проходите вы.

Чичиков: Да отчего же?

Манилов: Ну да уж оттого! (Протискиваются в дверь). Позвольте мне вас представить жену мою. Душенька! Павел Иванович! Позвольте вас попросить расположиться в этих креслах. Здесь вам будет спокойнее.

Чичиков: Позвольте, я сяду на стуле.

Манилов: Позвольте вам этого не позволить. Это кресло у меня уже ассигновано для гостя. Ради или не ради, но должны сесть. (Чичиков сел).

Позвольте мне вас попотчевать трубочкою.

Чичиков: Нет, не курю.

Манилов: Отчего?

Чичиков: Не сделал привычки, боюсь; говорят, трубка сушит.

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,

Разговорная краса,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

1.1) Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать; приятного аппетита; благодарю вас; будьте здоровы; извините меня; пожалуйста; добрый вечер.
1.2) Важность речевого поведения хорошо осознавали ещё в древности. Так, в «Поучениях» Владимира Мономаха читаем: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».
1.3) Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.
1.4) На элективном курсе «Основы культуры речи» мы познакомились с интересными сведениями о русском речевом поведении, получили информацию об истории русского речевого этикета. Тренировались в употреблении этикетных формул в ситуациях обращения к собеседнику, приветствия, прощания, выражения просьбы, пожелания, приглашения и т.д.
2.1) Кроме того, узнали, какую этикетную роль в общении выполняют интонация, и несловесные средства общения (жесты, мимика, поза, телодвижения). Научились использовать различные языковые средства, с помощью которых можно устанавливать и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения.
2.2) Посетив элективный курс «Основы культуры речи», можно обогатить себя интересными сведениями о речевом этикете, об искусстве речевого общения, много можно узнать о русской культуре в целом, о национальных особенностях и обычаях разных народов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Декабрь 2012 Открытое занятие элективного курса «Основы культуры речи» по русскому языку в 9 классе iconРабочая программа разработана для обучения в 9 классе мбоу «Покровская оош»
«Покровская оош» на основе программы элективного курса «Культура речи» по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11...
Декабрь 2012 Открытое занятие элективного курса «Основы культуры речи» по русскому языку в 9 классе iconПрограмма элективного курса «Основы культуры речи и стилистики»
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...
Декабрь 2012 Открытое занятие элективного курса «Основы культуры речи» по русскому языку в 9 классе iconПрограмма элективного курса основы лесоводства 2012 г. Программа...
...
Декабрь 2012 Открытое занятие элективного курса «Основы культуры речи» по русскому языку в 9 классе iconТематическое планирование элективного курса по русскому языку в 9 классе
Об утверждении резервного состава предметных комиссий государственной экзаменационной комиссии Приморского края в период сдачи егэ...
Декабрь 2012 Открытое занятие элективного курса «Основы культуры речи» по русскому языку в 9 классе iconПояснительная записка. Планирование по русскому языку в 9 классе...
Буп 2012 г обязательный минимум содержания образования федеральный компонент государственного стандарта по русскому языку 2012г
Декабрь 2012 Открытое занятие элективного курса «Основы культуры речи» по русскому языку в 9 классе iconОбразовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс
Программа элективного курса «Юный лингвист» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов...
Декабрь 2012 Открытое занятие элективного курса «Основы культуры речи» по русскому языку в 9 классе iconОтчёт о результатах апробации комплексного курса
России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Декабрь 2012 Открытое занятие элективного курса «Основы культуры речи» по русскому языку в 9 классе iconЛ. В. Прохватилина Контрольные и проверочные работы по русскому языку
Настоящая программа по русскому языку для 6 класса является логическим продолжением программы для начальной школы и 5 класса и составляет...
Декабрь 2012 Открытое занятие элективного курса «Основы культуры речи» по русскому языку в 9 классе iconРабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе...
С. Москва: Просвещение, 2013 г. Авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. Рабочая...
Декабрь 2012 Открытое занятие элективного курса «Основы культуры речи» по русскому языку в 9 классе iconПрограмма элективного курса по русскому языку для 10-11-х классов "Язык в сферах общения"
Программа элективного курса по русскому языку для 10–11-х классов "Язык в сферах общения"
Декабрь 2012 Открытое занятие элективного курса «Основы культуры речи» по русскому языку в 9 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытое логопедическое занятие в 1 классе в рамках семинара-практикума «Организация психолого-педагогического сопровождения детей...
Декабрь 2012 Открытое занятие элективного курса «Основы культуры речи» по русскому языку в 9 классе iconТематическое планирование по русскому языку в 5 классе на 2012 -2013 гг. № Тема урока
Календарно – тематическое планирование по русскому языку в 5 классе на 2012 -2013 гг
Декабрь 2012 Открытое занятие элективного курса «Основы культуры речи» по русскому языку в 9 классе iconПо самообразованию
Открытое занятие для воспитателей доу по развитию речи «Описание и называние одежды»
Декабрь 2012 Открытое занятие элективного курса «Основы культуры речи» по русскому языку в 9 классе iconПрограмма элективного (факультативного) курса для 10 11 классов «Практикум по русскому языку»
Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также...
Декабрь 2012 Открытое занятие элективного курса «Основы культуры речи» по русскому языку в 9 классе iconКонспект урока по русскому языку тема: Употребление прилагательных в речи
Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи
Декабрь 2012 Открытое занятие элективного курса «Основы культуры речи» по русскому языку в 9 классе iconПрограмма элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» составлена на основании программы по русскому языку «Русское...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск