Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации07.04.2014
Размер0.49 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3


М


инистерство образования Иркутской области


Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Иркутской области

«Черемховский педагогический колледж»

Творческие УПРАЖНЕНИЯ как средство развития познавательного интереса обучающихся начальной школы
Выпускная квалификационная работа

по специальности 050609-52 Преподавание в начальных классах



Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательного интереса в психолого-педагогической литературе……………………………..6

1.1. Характеристика познавательного интереса ………………………………6

1.2. Особенности познавательной сферы учащихся младшего школьного возраста…………………………………………………………………………....9

1.3. Уровни и критерии сформированности познавательного интереса школьников………………………………………………………………………10

1.4. Творческие задания на уроках в начальной школе ……………………15

Выводы к 1-ой главе...........................................................................................22

Глава 2. Пути формирования познавательного интереса у младших школьников посредством использования творческих заданий…………....24

2.1. Изучение уровня познавательного интереса у учащихся младших классов…………………………………………………………………..……....24

2.2. Использование творческих заданий на уроках в начальной школе …………………………………………………………………………………....26

Выводы ко 2-ой главе………………………………………………………….32

Заключение…………………………………………………………………….. 33

Списоклитература………………………………………………………………35

Приложение……………………………………………………………………..36

Введение
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но порой учителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: «...Скука является самой опасной отравой. Она действует бес­престанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».

По-нашему мнению, сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку существует проблема утраты познавательного интереса уча­щихся к учению вообще и на уроках русского языка в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.

О чем надо позаботиться, чтобы на уроке каждый ученик работал активно и увлеченно, и как использовать это для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса? Это особенно важно в подростковом возрасте, когда формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Как именно развить устойчивый интерес к русскому языку? Как избежать скуки на уроке?

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме, мы выявили, что проблема познавательного интереса - одна из актуальных.

Многие педагоги-практики, ученые (Г.И. Щукина, С.Л.Рубинштейн, Л.А. Гордон, В.А. Крутецкий и др.) определяли интерес как избирательную направленность человека, его внимания, мыслей, помы­слов. Как своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных про­цессов, повышающий активность сознания и деятельности человека и как активную познавательную направленность человека на тот или иной предмет, явление и деятельность, созданную с положительным эмоциональным отно­шением к нему.

Основой познавательного интереса, по их мнению, должна стать тяга к творчеству. Тяга к творчеству, которая является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания. Она может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов учащихся подросткового возраста, в средство формирования потребности учиться, получать знания. Особую значимость при этом приобретают используемые учителем на уроке приемы, методы, средства для развития познавательного интереса учащихся. От того, как учитель спланирует свой урок, будет и зависеть и уровень творческих способностей учащихся, и познавательный интерес к предмету.

Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема дипломного исследования «Творческие упражнения как средство развития познавательного интереса обучающихся начальной школы».

Объект исследования: познавательный интерес.

Предмет исследования: использование творческих заданий как средство развития познавательного интереса обучающихся начальной школы.

Цель исследования: рассмотреть влияние творческих заданий на развитие познавательного интереса младших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты проблемы познавательного интереса в психолого-педагогической литературе.

2. Определить критерии сформированности познавательных интересов у младших школьников.

3. Рассмотреть виды творческих заданий, используемых на уроках в начальной школе.

4. Изучить уровень познавательного интереса у учащихся 4-ого класса.

5. Подобрать и апробировать творческие задания для формирования познавательного интереса у обучающихся начальной школы.

В нашем исследовании мы исходим из того, что эффективность формирования познавательного интереса обучающихся начальной школы будет достигаться через использование различных видов творческих заданий.

Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; изучение познавательного интереса включающая в себя наблюдение, анкетирование.

Методологической основой послужили теоретические положения о познавательном интересе Г.И. Щукиной, Л.С. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, а также теоретические вопросы о творческих заданиях на уроках русского языка Т.С. Панфиловой, Б.П. Есипова, И.Т. Огородникова, И.Я. Лернера, В.Г. Разумовского, В.Е. Мамушина, И.Г. Овчинниковой и других.

Практическая значимость дипломной работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных классов.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 30 г. Черемхово в 4-ом классе.

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательного интереса в психолого-педагогической литературе

1.1. Характеристика познавательного интереса

Интерес как избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности, рассматривает психолог В.В. Богословский [2, 85].

Известный психолог И.П. Попов рассматривает интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга.

Известный педагог К.Д Ушинский утверждал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.

Г.И. Щукина рассматривает познавательный интерес как важнейшую область общего феномена интереса [18, 16]. Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.

В.В. Богословский утверждает, что интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Он выделяет непосредственный и опосредованный интересы. Непосредственный интерес - это интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, овладения знаниями, процессу труда, творчества. Опосредованный интерес - это интерес к результатам деятельности. По уровню действенности В.В. Богословский различал пассивные и активные интересы. Пассивны интересы - это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта. Активные интересы - это интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевая объектом интереса [2, 87].

Знаменитый психолог Я.Л. Коломинский считает, что в основе интересов лежат потребности, что психологические ситуации, которые показывают ход возникновения интересов, поучительны не только с точки зрения стратегии и тактики воспитания. Эти закономерности с успехом можно применить и для самовоспитания. Интерес возникает и в том случае, когда личность связывает свои дела и поступки с интересами коллектива, интересами общества.

Г.И. Щукина утверждает, что познавательный интерес становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, если школьник проявляет активность, стремление совершенствовать свою познавательную деятельность, свое учение. Познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами:

- познавательный интерес раньше других мотивов осознается школьником;

- познавательный интерес в сравнении с другими мотивами более точно выражает мотивацию учения, ясно понимается;

- познавательный интерес (как мотив) более доступен для наблюдения;

- познавательный интерес имеет меньшую ситуационную прикованность, чем интерес как средство обучения;

- познавательный интерес является звеном в системе мотивации и не обособлен от других мотивов.

Интерес на уроке поддерживается вопросами учеников. Это драгоценное свойство познавательной деятельности. Но этому надо способствовать. Интерес в деятельности учителя и учащихся поддерживают:

- творческое начало урока;

- продуманная, обоснованно поданная тема урока, предложенная задача;

- разнообразие форм опроса, самостоятельных и фронтальных работ,

индивидуальной взаимопроверки;

- привлечение учащихся к активной деятельности;

- выявление потенциальных возможностей каждого ученика и их реализация в избранном виде деятельности.

Наблюдение на уроках за состоянием интереса учащихся можно охарактеризовать объективными показателями. Однако по общему тонусу деятельности учащихся на уроке, по их напряженному и сосредоточенному вниманию или отвлекаемости, по их позам и эмоциональным реакциям можно установить подъем или спад интереса в классе к учебной деятельности на уроке [18, 100].

Таким образом, рассматривая проблему использования познавательного интереса в процессе обучения, можно сделать вывод, что его влияние чрезвычайно велико. Познавательному интересу присуща способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. А особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни. Опираясь на интерес, вся деятельность ученика становится плодотворной. А поскольку интерес к разным учебным предметам даже у одного школьника может находиться на разных уровнях, то в целом в классе создается весьма сложный комплекс индивидуальных познавательных интересов, управление которыми чрезвычайно усложнено. Не подлежит сомнению, что интересное преподавание и учение с интересом можно считать одним из основных критериев ценности учебного процесса, в котором совершается совместная деятельность учителя и учеников. Важнейшей задачей в школьные годы является формирование познавательного интереса у каждого ученика. Для педагогики очень важно утверждение силы и влияния интереса в обучении, как необходимого фактора формирования личности обучающихся.

1.2. Особенности познавательной сферы учащихся младшего школьного возраста

По силе и глубине влияния на развитие личности познавательные интересы младших школьников не всегда уступают интереса старших подростков, как это принято считать. Под влиянием познавательного интереса младший школьник бывает чрезвычайно активен в учебном процессе и в поисках дополнительных сведений об объекте своего интереса и своей деятельности. Процесс деятельности под влиянием познавательного интереса носит у младших школьников ярко выраженный эмоциональный характер, они часто бывают, импульсивны в интересующей их деятельности: торопятся завершить действие и немедленно получить результат (испробовать действие прибора, модели, увидеть результаты поставленного ими опыта). Поэтому-то и общественная деятельность младшего школьника, если в ней фигурирует объект его интереса и решаются познавательные задачи, носит продуктивный характер, совершается с увлечением.

В познавательном процессе интерес младшего школьника полностью не свободен от интереса к фабуле произведения, описаниям, и все же он носит поисковый характер, с тенденцией проникать в более глубокие слои знаний. Своими познаниями младший школьник нередко опережает прохождение программного материала и может использовать в учебном процессе информацию, почерпнутую им из других источников, что вызывает у него чувство самоуважения и укрепляет его познавательный интерес. Но познавательные интересы обучающегося неоднородны. Они могут значительно отличаться и в предметной направленности, и в уровне развития, и в самом характере. По интересам учеников начальной школы можно разделить на теоретиков, стремящихся проникнуть в истину, познать причины, закономерности, единые принципы, и эмпириков, тяготеющих к жизненным объяснениям и прикладному характеру знаний. Ответить на запросы всех и удовлетворить интересы каждого в начальных классах – задача для учителя весьма трудная. И, тем не менее, опираясь на перспективы развития этого возраста, необходимо вводить учеников в круг теоретических проблем, побуждать их к поиску доказательств и обоснований, к творческой деятельности, развивать стремление к собственным «микрооткрытиям», создавать условия для практического использования приобретенных знаний, умений, приобщать к анализу деятельности.

1.3. Уровни и критерии сформированности познавательного интереса школьников

В младшем школьном возрасте на развитие познавательного интереса влияет не столько возраст, сколько индивидуальность школьника, обусловленная его жизнедеятельностью, приобретением опыта разнообразной предметной деятельности, общением, влиянием семейных условий, средствами массовых коммуникаций и т.д.

У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.

Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.

Более высоким уровнем его развития является интерес к познанию существенных свойств, предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретёнными способами.

На этом уровне познавательный интерес часто связан с решением задач прикладного характера, в которых школьника интересует не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи которого оно происходит. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но ещё не проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности. Этот уровень, пожалуй, можно назвать стадией описательства, в которой фиксация внешних признаков и существенных свойств изучаемого находится на равных началах.

Ещё более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих признаков явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень бывает, сопряжён с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения [21].

Указанные уровни познавательного интереса довольно обще рисуют нам тенденции его развития. В реальном процессе путь, проделываемый познавательным интересом, характеризуется более тонкими и сложными взаимопереходами, в которых одна стадия как бы проникает в другую, одна вырастает из другой, одна сопутствует другой. Но при всём этом в каждый данный момент учитель всё же может видеть, на каком уровне развития интереса к знаниям находится школьник: на уровне фактов и репродуктивной деятельности, на уровне выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности, часто связанной с прикладным её характером, либо на уровне вскрытия существенных закономерностей и глубоких причинно-следственных связей.

Интерес к учению может быть относительно устойчив и связан с определённым кругом предметом, заданий. Этот уровень устойчивости познавательного интереса характерен для большинства учащихся подростков, в которых мотив познавательного интереса как внутренний побудитель их учения ещё не настолько силён, чтобы не нуждаться во внешней стимуляции, идущей от средств учебного процесса. В этих случаях очень важно разглядеть тенденцию его устойчивости: преобладают ли у ученика внутренние побуждения интереса, или же он нуждается больше во внешних стимулах.

Наконец, познавательный интерес школьника может быть достаточно устойчив. Тогда внутренняя мотивация в учении будет преобладать и ученик может учиться с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам. Этот уровень устойчивости познавательного интереса представляет собой уже неразделимое целое с потребностью в познании, когда ученик не просто хочет учиться, а не может не учиться. Прочный познавательный интерес сопутствует развитию далеко не каждого школьника.

Если мы признаем, что познавательный интерес - значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности школьника, то очень важно знать его проявления, признаки, по которым можно судить о наличии его у учащихся, о том, какие стороны, приёмы обучения вызывают интерес, какие оставляют его нейтральным, а какие вовсе гасят интерес к учению.

Проявлением интереса учащихся в учебном процессе является их интеллектуальная активность, о которой можно судить по многим действиям.

Вопросы ученика, обращённые к учителю, более всего знаменуют познавательный интерес. Вопрос выражает стремление постичь ещё неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса. Инертный, равнодушный к учению ученик не задаёт вопросов, его интеллект не тревожат нерешённые вопросы.

Другим показателем интеллектуальной активности являются стремления учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения.

Отчётливым показателем интеллектуальной активности, сопутствующей интересу школьников, является их активное оперирование приобретённым багажом знаний и умений. Познавательный интерес не уживается со штампом и шаблоном, поэтому привлечение приобретённых знаний к различным ситуациям и задачам свидетельствует об их гибкости, их свободном использовании и может способствовать стремлению глубоко проникнуть в познание.

Ещё один очень ценный для интереса показатель интеллектуальной активности школьника - стремление поделиться с товарищами, учителем новой информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения.

Таким образом, первый и самый основной параметр показателей познавательного интереса, который может обнаружить учитель без достаточных усилий, - это интеллектуальная активность школьника, в которой как в фокусе собираются все её проявления в познавательном интересе.

Другим параметром показателей, по которым учитель может судить о наличии познавательного интереса учащихся, является эмоционально благополучный фон познавательной деятельности ученика. Эмоциональные проявления учащихся служат достаточно ясными показателями для учителя. Эти проявления часто настолько тонки и неуловимы, что только по ним одним составить впечатление об уровне развития познавательного интереса бывает затруднительно. Лишь в совокупности с другими параметрами они могут создать полную картину интересов учащихся [21].

Параметром показателей познавательного интереса учащихся являются регулятивные процессы, которые во взаимодействии с эмоциональным настроем выражены в особенностях протекания познавательной деятельности учащихся.

Прежде всего, они проявляются в сосредоточенности внимания и слабой отвлекаемости.

Весьма ясным показателем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях. Устойчивый и достаточно глубокий интерес обычно сопряжён со стремлением преодолеть трудности, попробовать различные пути для разрешения сложной задачи. В естественных условиях учебного процесса учитель явственно видит эти полярные группы учащихся, из которых одна производит множество проб, отыскивает различные подходы и способы решения, другая либо отодвигает от себя тетрадь и отключается от учебного задания, либо пробует механически списать задание у соседа или с доски.

Регулятивные механизмы познавательной деятельности школьника очень осязаемо и ощутимо дают знать об интересе к знаниям и по стремлению к завершённости учебных действий. Интерес всегда связан с поглощённостью деятельностью, с уходом в деятельность, несмотря на посторонние раздражители. Лишь завершив начатую работу, школьник реагирует на них. Тот же процесс деятельности, который не привлекает ученика, скорее связан со стимулами внешнего порядка (не получить плохой отметки, не поставить себя в неловкое положение перед учителем, перед товарищами). Подлинно познавательный результат его не столь волнует, как ученика с выраженным интересом к учению [20].

Показательны в этом отношении реакции учащихся на звонок с урока. Для одних звонок является нейтральным раздражителем, и они продолжают работу, стараясь довести её до конца, завершить благополучным результатом, другие моментально демобилизуются, перестают слушать, оставляют неоконченным начатое задание, закрывают книги и первыми выбегают на перемену. Впрочем, реакция на звонок также великолепный показатель интересного и неинтересного урока.

1.4. Творческие задания на уроках в начальной школе

В практике сложились вполне определённые виды творческих заданий - воспроизводящие и творческие. К творческим заданиям нет единого отношения и понимания в педагогической науке: отдельные учителя, методисты, психологи вкладывают разное содержание в понятие «творческие задания».

Одни рассматривают творческие задания чрезмерно широко и по-разному. Так, Т.С. Панфилова считает письменные работы по тексту с пропущенными буквами, слогами, работу с деформированным текстом, придумывание предложений с использованием той или иной грамматической формы как творческие работы. Некоторые авторы творчеством ученика считают даже подчёркивание суффиксов.

Другие, в частности Н.Д. Левитов, суживают это понятие. Под творческими заданиями он предлагает понимать такую деятельность, в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное, выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ученика.

Полнее понимают данное понятие Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, И.Я. Лернер, В.Г. Разумовский, В.Е. Мамушин, И.Г. Овчинникова и другие. И.Т. Огородников усматривает элементы творчества учащихся, прежде всего в раскрытии ими новых сторон изучаемых явлений, в высказывании своих суждений, в использовании более совершенных методов решения поставленных вопросов. «Творческая деятельность учащихся, - пишет Б.П. Есипов, - не ограничивается лишь приобретением нового, она включает создание нового».

Расхождение в определении отдельных видов творческих заданий учащихся вполне естественно, так как некоторые из них, действительно являются переходными от воспроизводящих к творческим и готовят учащихся к работам собственно творческого характера. Но вместе с этим, думается, неправомерно сводить творческие работы, применяемые в практике изучения русского языка в школе, только к сочинениям.

Мы придерживаемся, точки зрения тех авторов, которые считают главным признаком творческих заданий учащихся высшую степень их самостоятельности, которая применительно к русскому языку, проявляется в выборе языковых средств и приёмов для достижения поставленной цели, в самостоятельном определении последовательности изложения того или иного материала, в умении логически обрабатывать материал, самостоятельно сравнивать, сопоставлять и обобщать его, классифицировать по тем или иным признакам, высказывать своё отношение к описываемым явлениям и событиям, давать собственную оценку какой-либо работы, если это требуется по заданию и т.п. [16,56].

Черты творческой деятельности проявляются не одновременно при решении той или иной проблемы, а в различном сочетании и с разной силой.

В самом характере творческой деятельности заключена та особенность содержания данного элемента базовой культуры личности, которая состоит в том, что для осуществления ее процедуры нельзя указать систему действий. Эти системы создаются самим индивидом. Творческая деятельность – процесс неоднозначный. Можно выделить два уровня творческой деятельности: эвристический и креативный. Первый носит эмпирический характер, а второй – теоретический. Оба уровня важны для человека и должны быть освоены школьниками. Но освоить их одинаково хорошо может далеко не каждый; обычно у индивидуума проявляется склонности к какому-либо одному уровню. Тем не менее, организуя учебную деятельность, необходимо включать учащихся в творческую деятельность обоих уровней.

Творческие упражнения организуются и проводятся по-разному, поскольку различен характер усваиваемых школьниками занятий, умений и навыков творческой, практической деятельности. Однако все видам творческих упражнений присущи общие этапы работы и дидактические приёмы их подготовки и проведения:

Во-первых, процесс выполнения всех видов творческих упражнений носит сознательный характер. Необходимым условием успешного решения поставленных в них творческих, практических задач является осознание школьниками цели, всестороннее понимание возникшей проблемы, содержание, структуры и результатов выполнения предстоящей деятельности.

Во-вторых, в процессе подготовки учащихся к выполнению творческих упражнений проводится тщательный анализ задания, наличие данных, намечаются направления, рациональные способы самостоятельного осуществления практической деятельности, мобилизации имеющихся у школьников знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения работ творческого характера.

В-третьих, предстоящей творческой деятельности придаётся строгая логичность, составляется план последовательности выполнения задания.

В-четвёртых, проводится непосредственная реализация намеченного плана.

В-пятых, полученный результат сопоставляется с заданием, проверяется правильность решения творческой задачи.

Таким образом, всем видам творческих упражнений на любом предмете присущи общие этапы работы и дидактические приёмы их подготовки и проведения на разных этапах урока. Необходимо помнить, что давать задания творческого характера надо осторожно, постепенно, переходя от воспроизводящих работ к воспроизводящим - творческим, и затем к творческим работам [5].

Познавательная деятельность учащихся в обучении, какой бы характер она не носила, какой бы активной она ни была, всегда должна направляться и организовываться учителем. Часто учитель там, где возможно придать деятельности творческий характер, ограничивается воспроизведением, что снижает интерес и активность учащихся, не формирует у них творческого отношения к изучаемому. Творческие задания учащихся способствуют укреплению и повышению познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника.

На всех этих этапах учебного процесса протекает разнообразная воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся. Особенно важен этап закрепления на уроках русского языка, который имеет свою специфику и решает такие задачи: как уточнение и упрочение теоретических сведений, выработка необходимых навыков правописания, развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся, развитие их мыслительных способностей. Воспроизводящий и творческий процессы познавательной деятельности учащихся в конкретной практике закрепления находят выражение в выполнении детьми работ соответствующего характера. Процесс выполнения работ творческого характера всемерно содействует развитию познавательных сил и способностей учащихся, непрерывному их совершенствованию.

Рациональное использование школьниками усваиваемого учебного материала в изменяющихся условиях всегда сопровождается сосредоточением их внимания, волевых усилий, преодолением встречающихся трудностей, вызывающих эмоциональные переживания, положительное и ответственное к учению. Всё это содействует успешному развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом. Выполнение творческих упражнений имеет большое значение для совершенствования применяющихся при этом многочисленных знаний, умений и навыков. В процессе подбора и выполнения творческих упражнений в соответствии с учебной программой соблюдается определённая постепенность. Задания по мере упрочения применяющихся в них знаний, умений, навыков постепенно усложняются.

К самостоятельному применению усваиваемых знаний, умений, навыков в работах творческого характера опытные учителя готовят учащихся постепенно, планомерно, с учётом их возрастных особенностей и подготовленности [20].

Самостоятельному составлению, например, сочинений, требующих от школьников свободного письменного изложения своих мыслей, предшествует предварительное выполнение ими многочисленных упражнений, в которых количество элементов самостоятельной творческой деятельности постепенно увеличивается. Совершенствованию усваиваемых умений и навыков способствует выполнение творческих упражнений, материал которых по тематике и по строению близок детям, доступен по содержанию, непосредственно связан с их опытом, личными впечатлениями и интересами. Окружающая учащихся действительность содержит богатейший фактический материал для самостоятельного составления ими текстов рассказов, изложений, сочинений и т.п. Выполнение упражнений творческого характера, связанных с материалом, близким учащимся, имеет большое значение для совершенствования их умений и навыков. Они видят результаты своих занятий, переживают достижения, которые вселяют уверенность в собственных силах, мобилизует их к достижению более высоких показателей в учёбе. Усваиваемые же умения и навыки правописания становятся более прочными.

Поддержанию и развитию интереса способствует создание элемента новизны на уроке, как в области содержания обучения, так и в методах. Не меньшее значение в создании условий для развития интереса у школьников

имеет такая организация занятий, при которой учащимся приходится преодолевать ряд трудностей, используя свои жизненные наблюдения.

Столкнувшись с ними, учащиеся заинтересуются их природой. Такой путь проведения к существенным особенностям нового материала убедит детей в практической значимости нового материала. Также развитию интереса способствует обеспечение преемственности и перспективности в работе над теми или иными темами курса русского языка. Привлечение ранее усвоенных знаний, опора на них при овладении новым материалом вызывает у школьников интерес к занятиям языком. Эта организация занятий создает у детей уверенность в необходимости пополнения своих знаний.

Любознательное, пытливое отношение школьников к урокам вызывает содержание дидактического материала. Различные творческие задания повышают интерес учащихся к предмету, развивают творческие способности, речевые возможности учащихся, что способствует повышению эффективности уроков.

К наиболее часто применяемым видам творческих заданий занимательного характера, вызывающих интерес у учеников, методисты относят:

Кроссворд - один из видов интеллектуальных игр. Кроссворды помогают развить любознательность, стремление к познаванию, которые заложены в каждом человеке, полезно составлять кроссворды самими детьми, развивая у них творческое воображение и мышление.

Использование на уроках ребусов-головоломок, требующих для разгадки сообразительности, фантазии, четкой работы мысли. Ребят увлекает и радует, что они часто будут расшифровывать ребусы-слова с трудными написаниями, а учитель знает, что так им легче освоить слова, предусмотренные программой для запоминания. Использование ребусов повышает активность ребят, способствует увеличению их словарного запаса, развитию лингвистической зоркости.

Игры - самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Во время игры дети действуют свободно, раскованно, не боятся

ошибки. Их интересует не результат, а сам процесс игры. Участие в игре снижает психологическое напряжение, испытываемое ребенком в процессе учебной деятельности. Методика соединяет изучение русского языка с лингвистическими играми, чтобы решить хотя бы часть проблем, беспокоящих учителей-словесников. Учитель, устанавливая правила игры, будет оценивать не только процесс, но и результат, сравнивая его с ожидаемым [5, 9].

Творческий пересказ, творческое изложение – вид устного пересказа или письменного изложения, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте. Возможные творческие изменения и дополнения: изменение лица рассказчика (от изменения личной формы глагола до пересказа от лица одного из персонажей); продолжение сюжета, продолжение судьбы героя; развитие какого-либо эпизода, введение новых эпизодов, пейзажных зарисовок и пр.; перестройка сюжетного произведения, содержащего диалоги или составление киносценария; составление рассказа по аналогии с прочитанным [10, 250].

Творческий диктант - разновидность диктанта, при написании которого ученик записывает диктуемый текст, подвергая его изменениям. Этот вид работы включает черты поисковой исследовательской деятельности, где наряду с воспроизведением знаний, накопленных ранее, большую роль играют интуиция, сообразительность, самостоятельность, что заставляет ученика взглянуть на орфографический материал с новой точки зрения и использовать его в новых языковых ситуациях. Учить применять орфографические правила в условиях творческого письма следует постепенно, не ставя учеников перед необходимостью в усложненных условиях иметь дело со многими орфографическими правилами. Учитель может использовать в своей практике творческие диктанты разных видов:

диктант со вставкой слов, диктант по картине, творческий диктант с объяснением трудных случаев написания, творческий диктант с комментированием, предупредительные творческие диктанты, с комбинированной подготовкой [1,75].

Сочинение - это своеобразная форма самовыражения, самосознания учащихся, это возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. Н.С. Алдакаева утверждает, что в сочинении проявляется (а значит, и воспитывается) восприятие красоты природы, красоты человека. По ее мнению, ценность сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений [15, 280].

Такие задания требуют: творческой переработки всего фонда знаний учащихся; потребности в самовыражении, в сопереживании; умение переносить и связывать знания из разных областей; размышлять над известными факторами и явлениями. Наряду с диктантами и изложениями в современной методике разрабатываются виды творческих сочинений: этюды, описание природы, сочинение по картине и другие. Они способствуют формированию собственно коммуникативно - речевых и правописных умений, заполняют пробелы между репродуктивными продуктивными видами работ.

Выводы к 1-ой главе

Рассмотрев теоретические аспекты данного вопроса, мы пришли к выводу о том, что признаком творческих заданий учащихся следует считать высшую степень их самостоятельности, которая проявляется в выборе языковых средств и приёмов для достижения поставленной цели, в самостоятельном определении последовательности изложения того или иного материала, в умении логически обрабатывать материал, самостоятельно сравнивать, сопоставлять и обобщать его, классифицировать по тем или иным признакам, высказывать своё отношение к описываемым явлениям и событиям, давать собственную оценку какой-либо работы, если это требуется по заданию и т.п. Различные творческие задания повышают интерес учащихся к предмету, развивают творческие способности, речевые возможности учащихся, что способствует повышению эффективности уроков. К наиболее часто применяемым видам творческих заданий занимательного характера, вызывающих интерес у учеников, относятся: кроссворды, ребусы-головоломки, игры, творческие пересказы, творческие диктанты, сочинения.

Анализ процесса саморазвития позволяет говорить о том, что благоприятный период для развития данного процесса является младший школьный возраст, как раз тот возраст, с которым нам приходится сталкиваться на практике. Саморазвитие интеллектуальной сферы младшего школьника - это активность и развитие личности путем прогрессирующего самодвижения в социальных отношениях, направленных на область психики, характеризующейся видами мышления, стилем мышления, мыслительными операциями, познавательными умениями, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний.


Глава 2. Пути формирования познавательного интереса у младших школьников посредством использования творческих заданий
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск