О доблестных тружениках письменной речи позвольте слово молвить…





НазваниеО доблестных тружениках письменной речи позвольте слово молвить…
Дата публикации09.08.2013
Размер92.4 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
О доблестных тружениках письменной речи

позвольте слово молвить…

Знаки препинания, что дорожные знаки: если не поставить в нужном месте, например, запятую, непременно быть беде – кого-то (о, ужас!) казнят, или истратят слишком много государственного золота на статую! А, казалось бы, всего лишь маленькая точечка, коротенькая чёрточка, тоненькая скобочка. Разве без них не обойтись?

Конечно, не обойтись! Ведь никому же в голову не придёт встречать Новый год возле ёлки, на которой нет игрушек. Вид какой-то незаконченный, печальное зрелище… Вот и сочинение не нужно сдавать, пока в нём не расставлены правильно все знаки препинания. А то вид какой-то незаконченный, печальное зрелище…

Кстати, о новогодней ёлочке. Посмотрите внимательно на эту необычную красавицу и посчитайте, сколько знаков препинания разместилось на ней!



Праздник праздником, это здорово, но не на новогодней ёлке место нашим лингвистическим постовым, а в письменных текстах их законное рабочее место. А трудиться они начали, между прочим, много веков назад…



Итак,

в самом начале

была

точка.

Это древнейший знак препинания, который встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Это было в конце XVвека. Интересно, что ставили точку не внизу на строке, а выше – посреди неё. Роль точки в текстах тех времен определить сложно, ведь даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Но всё-таки точка стала родоначальницей русской пунктуации. Это уже потом появились точка с запятой, двоеточие, многоточие. А в русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный – точка удивления. Вообще, по Далю, «ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему остриём, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина».

В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось «учением о силе точек» или «о точечном разуме», а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название «О точках».



Это только в детском стихотворении говорится, что «точка загораживает путь, предлагает отдохнуть». На самом деле, если мы в письменном тексте ставим


,

то читающий наш текст человек должен понять, что языковая единица (отрезок текста, предложение) в смысловом отношении завершена. Другое назначение точки – указать на сокращение слова.




Самый

распространённый

знак.

Оказывается, что чаще всего встречаются запятые. Их появление учёные относят к XVI веку. И опять можно поспорить с поэтом А. Шибаевым («запятая выйдет на дорожку – всем подставит ножку!»). Уместнее сказать не «подставит», а укажет, просигналит: «Здесь однородные члены!», «Здесь обращение!», а «Здесь сложное предложение!». А вводные слова, причастные и деепричастные обороты, приложения… В общем, спасибо, тебе,





!

А почему, собственно, этот знак так называется? В науке есть два объяснения. По мнению П. Я. Черных, слово «запятая» - это результат перехода в существительное страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти(ся) – «зацепить(ся), «задеть», «заколоться». В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать«останавливать», «задерживать».
Шло время. Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с появлением и развитием книгопечатания (XV-XVI вв.). В середине XV века итальянские типографы Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, которая была принята в основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор.


Братья младшие, но не менее важные:





Скобки
В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки





встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался «вместительным», который «слово или целый разум вмещает». Он принадлежит к числу двойных знаков и указывает на отношения частей внутри предложения. Отношения эти, нужно заметить, самые доброжелательные. Неслучайно скобки внешне напоминают протянутые для объятий руки (так нам показалось).



Двоеточие



С конца XVI века как разделительный знак начинает употребляться двоеточие. Об этом знаке есть упоминания в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелентия Смотрицкого (1619) и первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731). Работы у этого лингвистического труженика немало: нужно и слова автора от прямой речи отделить, и не дать слиться словам в бессоюзном предложении; и однородные члены выстроить в ряд после обобщающего слова. Очень серьёзный, строго симметричный знак!




Вопросительный знак,

или знак неравнодушия


Давайте попробуем прочитать следующие фразы, автор которых забыл в конце поставить вопросительный знак: «Как ваши дела», «Вы не болеете», «Ты завтра пойдёшь в кино». Странно звучит, правда? Вот, оказывается, и без

не обойтись! Этот пунктуационный работник добросовестно выполняет свою коммуникативную миссию – задаёт вопросы и вносит эмоциональную окраску.

В печатных книгах вопросительный знак появился с XVI века, но для выражения вопроса он закрепляется позже, лишь в XVIII веке.




Точка

с

запятой
Первоначально в качестве вопросительного знака использовали точку с запятой. И назывался этот знак «полуточием». Сейчас у него другая миссия. Точка с запятой, своеобразный синоним и запятой, и точки, противопоставлена им обеим.




Значение этого знака можно определить так: «Я закончил существенную часть своего сообщения. Вам уже есть над чем подумать. Однако я сообщил ещё не всё, читайте дальше». Точку с запятой нередко употребляют вместо запятой, если соединяемые ею части слишком распространённые, сложные по структуре. Таких примеров множество в текстах Л. Н. Толстого.


Восклицательный знак,

или эмоции через край
На этот раз согласимся с поэтом: «Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца!». Этот знак символизирует силу произношения. Всё во власти восклицательного знака: при его помощи встречают самых дорогих гостей и прогоняют заклятых врагов. Г. Попов в «Литературной газете» очень точно подметил сходство восклицательного знака с дубиной первобытного человека, а также с распрямившимся вопросительным знаком, получившим наконец ответ. Замечательные образы! Да!?

А если углубиться в историю появления господина ВЗ, то можно узнать его первоначальное имя – «удивительный знак». О восклицательных знаках говорится в грамматиках М. Смотрицкого, В. Е. Адодурова. Правила постановки «удивительного знака» определяются в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова (1755).

Подумать только, сколько веков тратит свою неиссякаемую энергию этот доблестный труженик лингвистического фронта!
Братья совсем «юные», но без них в языке не обойтись:


Тире

( оно же мосточек,

оно же черта,

оно же молчанка)



Существует мнение, что тире первым начал применять русский писатель Николай Михайлович Карамзин в конце XVIII века. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире

под названием «молчанка» описан в 1797 году в «Российской грамматике» А.А. Барсова.

Тире имеет большое количество функций (более 17!), и со временем этому знаку всё добавляется новая и новая работа, потому что язык вслед за жизнью народа постоянно изменяется.



Кавычки,

или следы от лапок
Не менее интересная история появления знака, который впоследствии получил название кавычки. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи (как и тире) принадлежит Н.М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать – «ковылять», «прихрамывать». В русских диалектах кавыш – «утёнок», «гусёнок»; кавка – «лягушка». Таким образом, кавычки – «следы от утиных или лягушачьих лапок», «крючок», «закорючка».

По-своему интересны названия этого знака в прошлые века: «пресекательный», «отменительный».

Прежде всего кавычки выделяют в тексте чужую речь – отдельные слова, принадлежащие другому автору, цитаты, прямую речь. Но кавычки трудятся и на других направлениях: выделяют необычно употреблённые автором слова (иностилевые, с двойным значением и др.), служат средством выделения различных названий. Трудятся и трудятся кавычки, «вдвоём» им сподручнее!





Многозначное

многоточие
Многоточие – своеобразный антоним точки. Его ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам ещё не всё, что знаю. Подумайте, что можно добавить к сказанному (или что произошло потом)».


Этот работник письменного текста способен передать много авторских эмоций, читатель задумается над недосказанностью, прерванностью, неуверенностью, затруднённостью мысли. Какое эмоциональное напряжение «выдерживают» многоточия! Не обойтись без многоточий и тем, кто делает пропуски в тексте.


Мы заканчиваем рассказ о многочисленном и трудолюбивом семействе «Знаки препинания». Но не забыли ли мы о ком? Пожалуй, забыли

об абзаце.

Абзац, или «красная строка», которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мыслей. Абзацный отступ служит цели выделения значимых частей текста. Это своеобразный сигнал: «далее последуют предложение или группа предложений с единой темой и логической цельностью». Границами между абзацами в устной речи являются удлинённые паузы. В письменной речи абзац служит средством выделения микротем в тексте, способом разграничения реплик диалога. И, значит, он работает!

А не ожидается ли пополнение штата сотрудников пунктуационной лаборатории «ЗП» (Знаки Препинания)? О, да! Всё настойчивее в дверь стучат СМАЙЛИКИ! Весёлые и грустные, разноцветные и чёрно-белые, простые и анимированные. Принять ли их официально на работу – вот трудный вопрос для учёных-языковедов!? Может быть, стоит открыть филиал лаборатории в Интернете?

Команда «Пунктуалы» (Симская СОШ Юрьев-Польского района, руководитель Дубенская Ольга Владимировна, ИКТ-руководитель Максимова Татьяна Юрьевна)

Литература

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку – М., Просвещение, 1995

  2. Валина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение.- М.: Высшая школа, 1987.

  3. Википедия. Свободная энциклопедия статья «Знаки препинания».

  4. Гольцова Н.Г. Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания. http://www.znaki-pr.spb.ru/texts/history_of_punctuation_marks.html

  5. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л., «Просвещение», 1990.

  6. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма, М, 1965.

  7. Пастухова Л.С. Этот удивительный, удивительный знак// РЯШ. – 1987. -№1

  8. Попов Г. Образец фундаментального исследования знака препинания. //Лит. Газета, -2003.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О доблестных тружениках письменной речи позвольте слово молвить… iconУпотребление причастий в устной и письменной речи
Цель урока: Формирование эстетического сопереживания произведениям искусства, развитие устной и письменной речи. Использование причастий...
О доблестных тружениках письменной речи позвольте слово молвить… iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Это указывает на то, что выражение больше подходит для использования в разговорной речи, чем в письменной (язык письменной речи в...
О доблестных тружениках письменной речи позвольте слово молвить… iconРабочая программа Рыжковой Ларисы Алексеевны 2 квалификационная категория...
Рабочая программа элективного курса «Искусство устной и письменной речи» для 10 класса основана на Программе элективного курса «Искусство...
О доблестных тружениках письменной речи позвольте слово молвить… iconТема: «Горные породы и минералы»
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
О доблестных тружениках письменной речи позвольте слово молвить… iconУчитель профессия дальнего действия
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
О доблестных тружениках письменной речи позвольте слово молвить… icon«Знакомство детей с творчеством Сергея Есенина»
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
О доблестных тружениках письменной речи позвольте слово молвить… iconПлан-конспект урока английского языка
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
О доблестных тружениках письменной речи позвольте слово молвить… icon2 г. Строитель Яковлевского района Белгородской области
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
О доблестных тружениках письменной речи позвольте слово молвить… iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Признаки устной и письменной речи. Сравнительная характеристика устной и письменной речи. Знаки препинания при диалоге
О доблестных тружениках письменной речи позвольте слово молвить… iconКонспект открытого урока по изобразительному искусству во 2 классе
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
О доблестных тружениках письменной речи позвольте слово молвить… iconКонспект урока чтения Тема: С. А. Есенин «Черёмуха»
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
О доблестных тружениках письменной речи позвольте слово молвить… iconТема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
О доблестных тружениках письменной речи позвольте слово молвить… icon«Коллективная деятельность как эффективный метод приобщения детей к изобразительному искусству.»
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
О доблестных тружениках письменной речи позвольте слово молвить… iconИсследование по русскому языку Тип урока открытие нового знания....
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
О доблестных тружениках письменной речи позвольте слово молвить… iconСценарий последнего звонка в 9 классе
Дорогие выпускники, родители, гости! Позвольте предоставить слово директору школы
О доблестных тружениках письменной речи позвольте слово молвить… iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дорогие выпускники, родители, гости! Позвольте предоставить слово директору школы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск