3. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс»: Электронное учебное пособие на СD-RОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2010.
4.
Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. М.: Просвещение, 2005.
5.Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс / Сост. Н.С.Королева. М.: ВАКО, 2011.
Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику В.П. Полухиной В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина
составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы
.
Основная задача обучения в 6 классе - познакомить учащихся с художественным произведением и автором, с понятием
Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 5-6 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
*основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма /начальные представления/); жанры литературы (начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
*сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
*сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
*переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;
*определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
*сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
*использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
*писать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиографии и др.);
*отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Введение - 1 час.
Устное народное творчество - 3 часа.
Древнерусская литература - 1 час.
Произведения русских писателей ХУШ века - 3 часа.
Произведения русских писателей XIX века - 30 часов.
Произведения русских писателей XX века -19 часов.
Из зарубежной литературы - 9 часов.
Итоговые уроки - 2 часа.
№№
урока
|
Тема
урока
|
Тип
урока
|
Элементы содержания урока
|
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
|
Виды контроля,
самостоятельной
деятельности
|
Домашнее
задание
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
ВВЕДЕНИЕ
(1 час)
|
1
|
Книги, кото-рые хочет-ся пере-читать
|
Урок-беседа
|
Художественное произведение и автор. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения позиции автора. Чтение и обсуждение фрагментов статьи В.Б. Шкловского «В дорогу зовущие» (с. 3—4). Высказывания о книге. Беседа о прочитанных за лето книгах. Викторина
|
Знать: основную проблему изучения литературы в 6 классе (художественное произведение и автор); содержание и героев произведений, изученных в 5 классе.
Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Уметь: строить собственные высказывания о книгах и чтении
|
Викторина, вопросы и задания 1—3, 5 (с. 4-5)
|
Задание 4 (с. 5), сообщение об обрядовых праздни-ках
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
(3 часа)
|
2
|
Обрядовый фоль-клор
|
Урок внеклассного чтения
|
Календарно-обрядовые песни (трудовые, праздничные, колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние песни). Наблюдения над художественными особенностями песен. Эстетическое значение обрядового фольклора. Репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленица», К.А. Трутовского «Колядки в Малороссии». Прослушивание песен, обсуждение
|
Знать: виды календарно-обрядовых песен, примеры каждого.
Понимать: роль календарно-обрядовых песен в жизни народа, их эстетическое значение.
Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; отмечать художественные особенности обрядового фольклора; рассказывать о своем участии в обрядовых праздниках
|
Сообщения, выразитель-ное исполнение песен, вопросы и задания рубрики «Фоно-хрестоматия» (с. 11-12)
|
Вопросы
и задания
1-8 (с. 10-11)
|
3
|
Посло-вицы
и
поговорки
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Развитие понятий о пословицах и поговорках. Темы пословиц и поговорок, их краткость, меткость, образность. Выражение опыта, мудрости, нравственных представлений народа в пословицах и поговорках. Употребление пословиц и поговорок в речи. Составители сборников пословиц и поговорок. Труд В.И. Даля
|
Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды. Понимать: значение пословиц и поговорок в жизни народа.
Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи
|
Вопросы и задания
1—4
(с. 16),
работа со словарем В.И. Даля, сборниками пословиц и поговорок
|
Вопросы и задания рубрики «Развивай-те дар слова»
(с. 16-17), выполнение рисунка по мотивам фольклор-ных произве-дений
|
4
|
Фольклор-ный праздник «Осенние поси-делки»
|
Урок развития речи
|
Выражение народного духа в фольклорных жанрах.
Прослушивание и исполнение календарно-обрядовых песен. Представление рисунков по мотивам фольклорных произведений.
Сцены колядования из видеофильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» (или мультфильма). Викторина по пословицам и поговоркам
|
Знать: пословицы, поговорки и календарно-обрядовые песни. Понимать: важность сохранения фольклорных традиций.
Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; объяснять прямой и переносный смысл пословиц и поговорок; представлять рисунки на фольклорные темы; оценивать исполнительское мастерство
|
Исполнение календарно-обрядовых песен, викторина, задание
5
(с. 17)
|
Чтение и составление плана статьи Д.С. Лихачева и Т.Н. Ми-хельсон о древнерусской литературе
(с.18-23),
Вопросы и задания
1-3(с.23)
|
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
(1 час)
|
5
|
Рус-ская лето-пись. «Ска-зание о белгородс-ком кисе-ле»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Развитие представлений о летописи.
«Повесть временных лет». Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). «Сказание о белгородском киселе», его связь с фольклором.
Прослушивание «Сказания...» в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Репродукция картины В.М. Васнецова «Нестор-летописец» (первый форзац учебника)
|
Знать: черты древнерусской литературы.
Понимать: значение летописи в развитии
литературы.
Уметь: составлять план и пересказывать
текст статьи; выразительно читать текст
сказания; оценивать актерское чтение;
определять связь между летописным
и фольклорным произведением; выяснять
значение незнакомых слов; сопоставлять
произведения литературы и живописи
|
Пересказ статьи
Д.С. Лихачева
и Т.Н. Михель-сон,
вопросы
и задания
(с. 25), вопросы
и задания рубрик «Развивайте дар слова» (с. 23, 26), «Фонохресто-матия» (с. 26)
|
Повторе-ние
темы «Басни»
|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА
(3 часа)
|
6
|
Рус-ская бас-ня
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Повторение изученного о басне.
Чтение статьи В.И. Федорова об И.И. Дмитриеве (с. 28—30). Басни И.И. Дмитриева. Прослушивание басни «Муха» в актерском исполнении, обсуждение. Художественная и нравственная ценность басни.
Особенности языка XVIII века.
Развитие представлений о понятиях мораль, аллегория, иносказание
|
Знать: сведения о жизни и творчестве И.И. Дмитриева (кратко); содержание басни «Муха»; происхождение крылатого выражения «Мы пахали!». Понимать: аллегорический смысл басни. Уметь: выразительно читать басни; оценивать актерское чтение
|
Вопросы
и задания 1—2, 5
с. 31-32)
|
Вопросы и задания 3—4
(с. 31-32), чтение вступи-тельной статьи об И.А. Крылове (с. 32-36)
|
7
|
И.А. Крылов. Басня «Осел и Соловей»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Слово об И.А. Крылове. История создания басни «Осел и Соловей». Высмеивание глупости, невежества, самомнения в басне.
Прослушивание басни в актерском исполнении, обсуждение. Иллюстрации к басне
|
Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); историю создания и содержание басни «Осел и Соловей». Понимать: аллегорический смысл басни.
Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать актерское чтение
|
Пересказ вступительной статьи об И.А. Крылове, выразительное чтение, вопросы и задания
1—4 (с. 36),
2 (с. 45),
1-3 (с. 46, рубрика «Фоно-хрестома-
тия»), описание
иллюстрации
|
Выразительное
чтение одной из басен И.А. Крылова
|
8
|
Басни И.А. Крылова
«Лис-ты
и кор-ни», «Лар-чик»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
История создания басни «Листы и корни».
Тема народа и власти. Необходимость их единства.
История создания басни «Ларчик».
Высмеивание пустого мудрствования. Прослушивание басен в актерском исполнении, обсуждение.
Словарная работа.
Иллюстрации к басням
|
Знать: одну из басен И.А. Крылова наизусть; истории создания басен. Понимать: аллегорический смысл басен.
Уметь: выразительно читать басни; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение
|
Выразитель-ное чтение наизусть, описание иллюстраций, вопросы
1, 3-4 (с. 45-46), вопросы и задания рубрики «Фонохре-стоматия» (с. 46-47)
|
Задания 5 (с. 46, подготовка к вечеру по басням Крылова), 2-3
(с. 55)
|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Х1Х ВЕКА
(30 часов)
|
9
|
А.С. Пушкин. Стихотворе-ние «И.И.Пущину»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Лицейские годы А.С. Пушкина.
Сообщение о Царском Селе (рубрика «Литературные места России», с. 325—327). Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. История создания стихотворения «И.И. Пущину». Тема дружбы в стихотворении. Жанр послания. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Обучение выразительному чтению
|
Знать: сведения о лицейских годах А.С. Пушкина; особенности жанра послания.
Понимать: лирический пафос стихотворения «И.И. Пущину».
Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения
|
Вопросы и задания
1—5 (с. 54),
1,4 (с. 55),
1-3 (с. 56)
|
Вопросы и задания рубрики «Фоно-хресто-матия» (с. 60), вырази-тельное чтение стихо-творения «Узник» наизусть
|
10
|
Стихотворе-ние А.С. Пушкина «Узник»
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Вольнолюбивые устремления поэта.
Тема свободы в стихотворении «Узник». Удвоение образа неволи. Противопоставление угнетенности и свободы. Символический образ орла.
Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении
|
Знать: историю создания стихотворения «Узник»; текст стихотворения наизусть.
Понимать: роль пейзажа, глаголов действия в стихотворении; вольнолюбивый пафос стихотворения.
Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения
|
Выразительное чтение, вопросы
и
задания
(с. 57), вопросы
и
задания рубрики «Фонохрес-томатия»
(с. 60)
|
Вырази-тельное чтение наизусть стихотво-рения А.С. Пушкина «Зимнее утро»
|
11
|
Стихотворе-ние А.С. Пушкина «Зим-нее утро». Двуслож-ные разме-ры стиха
|
Урок изучения
нового материала, урок-беседа
|
Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни в стихотворении «Зимнее утро».
Изобразительно-
выразительные средства (антитеза, эпитеты, сравнения, метафоры), их роль в стихотворении. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
Понятие о ямбе и хорее. Чтение статьи «Двусложные размеры стиха» (с. 61-62)
|
Знать: стихотворение «Зимнее утро» наизусть; теоретико-литературное понятие антитеза.
Понимать: роль пейзажа в стихотворении; оптимистический пафос стихотворения.
Уметь: выразительно читать стихотворение наизусть; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения; определять виды двусложных размеров стиха
|
Выразительное чтение наизусть, вопросы
1-3 (с. 59),
4 (с. 59-60, рубрика
«Совершен-ствуйте свою речь»),
1-4 (с. 61)
|
Задания
4 (с. 59),
2 (с. 60, рубрика «Совершенствуй-те свою речь»), чтение романа А.С. Пушкина «Дубровский»
|
12
|
А.С.
Пуш-кин.
Роман «Дуб-ров-ский»
|
Урок изучения
нового материала
|
История создания романа «Дубровский». Комментированное чтение и анализ глав 1—11 (с. 67—78).
Картины жизни русского барства.
Причины конфликта между Андреем Дубровским и Кирилой Троекуровым. Неправедность суда, продажность чиновничества.
Иллюстрации к роману. Словарная работа. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение
|
Знать:содержание глав
1-П.
Понимать: причины конфликта между героями; обличительный характер изображения суда, чиновничества.
Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать выразительность чтения.
|
Вопросы и заДания
(с. 66), вопросы к главам I—II (с. 150-151)
|
Во-просы к гла-вам Ш-1У(с. 151)
|