УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ РОССИИ
ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ,
УЧЕТА И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
УТВЕРЖДАЮ
Зам. Председателя Совета УМО
_____________Л.И. Гончаренко
«____»_______________2013 г.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Маркетинг» Рекомендуется для направления 080100 «Экономика»
Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР Москва 2013
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины: формирование у студентов базовых знаний в области теории и практики современного маркетинга.
Задачи дисциплины:
теоретическое освоение студентами основ современного маркетинга, маркетинговых концепций и рыночных процессов;
приобретение практических навыков проведения маркетинговых исследований: сбора, анализа и интерпретации маркетинговой информации, оценки конкурентоспособности товара, изучения потребителей;
формирования выводов, характеризующих состояние и развитие рыночной ситуации, а также реализации моделей принятия маркетинговых решений в постоянно меняющихся условиях;
понимание содержания и сущности мероприятий в области управления и организации маркетинга;
решение проблем, связанных с оценкой собственного положения предприятия на рынке, разработкой товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики предприятия;
формирование понимания о современных проблемах маркетинга в России и за рубежом.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Маркетинг» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению Экономика (квалификация – бакалавр).
Изучение дисциплины «Маркетинг» основывается на сумме знаний, полученных студентами в ходе освоения экономической теории (микро- и макроэкономики), статистики, экономики предприятия, менеджмента.
Дисциплина «Маркетинг» в ряду экономических, управленческих и финансовых дисциплин, использующих маркетинговые принципы, является одним из основополагающих теоретических и методических фундаментов для формирования у студентов экономического мышления, основанного на понимании сущности маркетинговой концепции управления в различных сферах деятельности современных предприятий.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина «Маркетинг» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра экономики:
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК–1);
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК–4);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК–6);
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК–7);
способен находить организационно-управленческие (маркетинговые) решения и готов нести за них ответственность (ОК–8).
способен выполнять необходимые для составления экономических (маркетинговых) разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК–3);
способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических (маркетинговых) задач (ПК-4);
способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического (маркетингового) проекта (ПК-11);
способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих (маркетинговых) решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13)
В результате освоения дисциплины «Маркетинг» студент должен:
Знать:
основные понятия, категории и инструменты маркетинговой политики предприятия;
иметь концептуальные представления о маркетинге, в том числе как философии рынка;
основы построения, расчета и анализа современной системы маркетинговых показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро– и макроуровне;
теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества предприятия;
основные понятия, категории и инструменты маркетинговой политики предприятия;
методы маркетинговых исследований;
основы маркетинговых коммуникаций.
Уметь:
анализировать внешнюю и внутреннюю маркетинговую среду предприятия, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на предприятие;
выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных маркетинговых ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
организовать работу малого коллектива, рабочей группы;
использовать источники экономической, социальной и управленческой информации;
осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических (маркетинговых) задач;
использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований;
осуществлять стратегическое планирование маркетинговой деятельности;
анализировать коммуникационные процессы на предприятии и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;
использовать международный опыт и российскую практику организации маркетинговой деятельности.
Владеть:
понятийным аппаратом в области маркетинга;
методологией маркетингового исследования (постановка цели и задач, выбор оптимальных путей их решения при проведении маркетинговых исследований);
методами реализации основных маркетинговых функций (принятие решений, исследование, управление, организация и контроль);
навыками применения портфельного анализа для оценки состояния и прогноза развития предприятий;
современными методами сбора, обработки, анализа, интерпретации и прогнозирования маркетинговой информации;
основными технологиями маркетинга (такими как разработка концепции товара и определение его места в продуктовом портфеле рынка, расчет доходности и прогнозирования продаж товара и т.п.);
навыками применения современных инструментов маркетинга для решения практических задач;
технологиями позиционирования и репозиционирования продукта, брендинга и ребрендинга;
методами разработки и реализации маркетинговых программ;
методами реализации основных маркетинговых функций (принятие решений, исследование, управление, организация и контроль);
методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов/ зачетные единицы
| Аудиторные занятия (всего)
| 54/1,5
| В том числе:
|
| Лекции (Л)
| 27
| Практические занятия (ПЗ)/
|
| Семинары (С)
| 27
| Лабораторные работы
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 54/1,5
| В том числе:
|
| Курсовой проект
|
| Расчетно-графические работы
|
| Реферат
|
| Другие виды самостоятельной работы
| 54/1,5
| Вид промежуточной аттестации
(зачет, экзамен)
| 36/1
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 144
4
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1.
| Раздел I. Маркетинг как философия рынка
| Сущность, принципы и функции маркетинга. Рынок и маркетинговая среда предприятия. Конкуренция на рынке товаров и услуг.
| 2.
| Раздел II. Маркетинговые исследования
| Маркетинговая информационная система (МИС) предприятия. Понятие, цели, задачи и направления маркетинговых исследований. Анкетные опросы как метод сбора маркетинговой информации. Сегментирование рынка.
| 3.
| Раздел III. Управление маркетинговой деятельностью
| Процесс управления маркетингом. Стратегическое и тактическое планирование маркетинга. Организация службы маркетинга на предприятии. Контроль в системе маркетинга.
| 4.
| Раздел IV. Комплекс маркетинга и инструменты
его реализации
| Общая характеристика комплекса маркетинга. Товарная политика предприятия. Ценовая политика предприятия. Политика распределения на предприятии. Коммуникационная политика предприятия.
| 5.
| Раздел V. Международный маркетинг
| Основные понятия в международном маркетинге. Стратегии внешне-экономической деятельности предприятия. Международный комплекс маркетинга.
|
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№
п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| №№ разделов дисциплины «Маркетинг», необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1.
| Международные экономические отношения в глобальной экономике
| *
|
|
| *
| *
| 2.
| Международный бизнес
|
|
| *
|
| *
| 3.
| Современные финансовые рынки
| *
| *
|
|
| *
| 4.
| Финансовый менеджмент
|
|
| *
|
|
| 5.
| Финансовые рынки
| *
| *
|
|
|
| 6.
| Оценка стоимости бизнеса
|
| *
|
| *
|
| 7.
| Комплексный анализ хозяйственной деятельности
|
| *
|
| *
| *
| 8.
| Аудит
|
|
| *
|
|
| 9.
| Прогнозирование и планирование в налогообложении
|
| *
| *
| *
|
|
5.3. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Семина-ры
| СРС
| Всего
час.
| 1.
| Раздел I. Маркетинг как философия рынка
| 4
| 4
| 6
| 14
| 2.
| Раздел II. Маркетинговые исследования
| 4
| 4
| 8
| 16
| 3.
| Раздел III. Управление маркетинговой деятельностью
| 5
| 5
| 8
| 18
| 4.
| Раздел IV. Комплекс маркетинга и инструменты его реализации
| 10
| 10
| 24
| 44
| 5.
| Раздел V. Международный маркетинг
| 4
| 4
| 8
| 16
|
| Всего
| 27
| 27
| 54
| 108
|
| Экзамен
|
|
|
| 36
|
| Итого:
|
|
|
| 144
|
6. Примерная тематика лабораторных работ
1.Маркетинговое исследование товарных рынков:
рынка минеральной воды;
рынка чая;
рынка кофе;
рынка кондитерских изделий;
рынка шоколада;
рынка сыра;
рынка снеков;
рынка мороженого;
рынка растительного масла;
рынка жевательной резинки;
рынка автомобилей;
рынка обуви;
рынка мобильных телефонов;
рынка косметических средств;
рынка смартфонов и коммуникаторов;
рынка ноутбуков;
рынка канцелярских товаров и др.
1.18. рынка недвижимости
1.19. рынка строительной техники
1.20. рынка бытовой техники
1.21. рынка детской одежды
Маркетинговое исследование рынка услуг:
рынка услуг маршрутных такси;
рынка фитнес-услуг;
рынка образовательных услуг;
рынка услуг сотовой связи;
рынка услуг салонов красоты;
рынка услуг по ремонту бытовой техники
рынка туристских услуг
рынка деловых услуг
рынка услуг здравоохранения
рынка услуг государственных учреждений
Маркетинговое исследование рынка финансовых услуг:
рынка банковских услуг;
рынка страховых услуг;
рынка инвестиционных услуг и др.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.92 №2300-1. (в ред. Федерального Закона от 09.01. 1996 г., №2-ФЗ) (с учетом дополнений и изменений).
Федеральный закон РФ «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ (с учетом дополнений и изменений).
Федеральный закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 06.05.98 №70-ФЗ. (с учетом дополнений и изменений).
Глоссарий по маркетингу: учебное пособие для бакалавров. /Под общей ред. С.В. Карповой и Н.И. Перцовского; отв. ред. И.А. Фирсова. – М.: Изд-во «Палеотип», 2013.
Карпова С.В. Международный маркетинг: уч. пос. для бакалавров. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
Карпова С.В. Практикум по международному маркетингу: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010.
Карпова С.В. Рекламное дело: учебник для бакалавров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2013.
Карпова С.В. Брендинг: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2008.
Лысова Н.А., Чернева Л.Ф. Управление ценами: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2009.
Маркетинг: учебное пособие для бакалавров. /Под общей ред. С.В. Карповой. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
Маркетинг: теория и практика: учебное пособие для бакалавров. /Под общей ред. С.В. Карповой. – М.: Изд-во Юрайт, 2012.
Морозов Ю.В. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. – М.: ИД «Дашков и К», 2010.
Синяева И.М. Реклама и связи с общественностью: учебник для бакалавров. /И.М. Синяева, О.Н. Романенкова, Д.А. Жильцов. – М.: Изд-во Юрайт, 2013.
б) дополнительная литература
Захарова Ю.А. Стратегия продвижения товаров. – М.: ИД «Дашков и К», 2010.
Китова О.В. Управление эффективностью маркетинга: методология и проектное моделирование. – М.: Инфра-М, 2009.
Михарева В.А. Стратегический маркетинг. – М.: Изд-во Гревцова, 2009.
Музыкант В.Л. Маркетинговые основы управления коммуникациями. – М.: Эксмо, 2009.
Носовихин Р.О. Маркетинг предприятия: анализ и диагностика. – М.: Андреевский издательский дом, 2009.
Носова Н.С. Лояльность клиентов. – М.: ИД «Дашков и К», 2009.
Хотяшева О.М. Инновационный маркетинг в малых и средних фирмах. – М.: Изд-во Проспект, 2010.
Чувакова С.Г. Стратегический маркетинг. – М.: ИД «Дашков и К», 2010.
в) периодические издания
Компания.
Маркетинг.
Маркетинг в России и за рубежом.
Маркетинг и маркетинговые исследования.
Менеджмент качества.
Менеджмент в России и за рубежом.
Мировая экономика и международные отношения.
Проблемы теории и практики управления.
Реклама. Теория и практика.
Секреты фирмы.
Управление каналами дистрибуции.
Управление продажами.
Эксперт.
г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Сайт АКАР (Ассоциация Коммуникационных Агентств России) и РАРА (Российской Ассоциации Рекламных агентств).
Сайты маркетинговых и коммуникационных агентств
Сайты крупнейших ТНК.
Сайт Гильдии маркетологов – http://www.marketologi.ru
д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Известные бренды и продвижение брендов – http://www.brandtop.ru
Электронные библиотеки: http://online. ebiblioteka.ru /udb_login; http://library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm; //http://www.wikipedia.ru
Электронный журнал о брендинге в России –http://www.russbrand.ru
Энциклопедия маркетинга. - //http://www.marketing.spb.ru
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
10.1 Самостоятельная работа
№
п/п
| № разде-
ла дисци-плины
| Форма самостоятельной работы
| Трудое-мкость
в часах
| 1.
| 1,2,3,4,5
| Работа с учебно-методической и справочной литературой для ответов на семинарских занятиях.
| 5
| 2.
| 1,3,4,5
| Работа с учебной и справочной литературой, использование Интернет-ресурсов для подготовки докладов по рекомендованной статье или предложенным темам.
| 5
| 3.
| 2,3,4
| Работа с учебной и справочной литературой для самостоятельного выполнения домашних заданий по работе со встроенными функциями.
| 5
| 4.
| 4,5
| Анализ информации агентства Interbrand для подготовки к занятию.
| 1
| 5.
| 1,3,4
| Работа с учебно-методической и справочной литературой, использование Интернет-ресурсов для обсуждения актуальных тем занятий.
| 1
| 6.
| 4
| Работа с учебно-методической и справочной литературой, использование Интернет-ресурсов для подготовки эссе по одной из проблем коммуникационной политики предприятия.
| 5
| 7.
| 4
| Работа со СМИ (Коммерсант, Ведомости и др.). Изучение интервью, пресс-релизов, новостей.
| 3
| 8.
| 4
| Написание пресс-релиза на заданную тему. Подготовка-имитация пресс-мероприятия.
| 4
| 9.
| 2,3,4,5
| Работа с Интернет-сайтами международных и российских компаний.
| 4
| 10.
| 4,5
| Просмотр рекламных роликов для их обсуждения на занятии.
| 4
| 11.
| 1,2,3,4,5
| Работа с учебной и справочной литературой для подготовки к тестированию.
| 4
| 12.
| 2,3,4
| Работа с учебно-методической и справочной литературой, использование Интернет-ресурсов для подготовки к лабораторной работе.
Оформление результатов лабораторной работы.
| 13
| Итого:
| 54
|
Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ. Основными формами текущего контроля знаний являются:
обсуждение вынесенных в планах семинарских занятий вопросов тем и контрольных вопросов;
решение задач, тестов и их обсуждение с точки зрения умения формулировать выводы, вносить рекомендации и принимать адекватные управленческие решения;
выполнение ситуационных задач и обсуждение результатов;
участие в дискуссии по проблемным темам дисциплины;
оценка качества проведенной научно-исследовательской работы;
написание эссе;
написание лабораторной работы.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.
Оценка знаний студентов осуществляется в баллах с учетом:
оценки за работу в семестре (оценки за выполнение контрольных заданий, написание эссе, решения ситуационных задач, участия в дискуссии на семинарских занятиях, решении тестовых заданий и др.);
оценки лабораторной работы;
оценки итоговых знаний в ходе экзамена.
Ориентировочное распределение максимальных баллов по видам работы:
№ п/п
| Вид отчетности
| Баллы
| 1.
| Работа в семестре
| 30
| 2.
| Экзамен
| 70
| 3.
| Итого:
| 100
| Оценка знаний по 100-бальной шкале проводится в соответствии с нормативными документами вуза.
Разработчики:
Финансовый университет
| Зав. кафедрой «Маркетинг и логистика»
| Карпова С.В.
| Финансовый университет
| Зам. зав. кафедрой «Маркетинг и логистика»
| Козлова Н.П.
| Эксперты:
Финансовый университет
| Доцент кафедры «Прикладная психология»
| Камнева Е.В.
| Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского «МАТИ»
| Зав. кафедрой «Маркетинг»
| Перекалина Н.С.
| |