Примерная программа дисциплины «Маркетинг»





Скачать 177.64 Kb.
НазваниеПримерная программа дисциплины «Маркетинг»
Дата публикации12.03.2015
Размер177.64 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Маркетинг > Примерная программа
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ РОССИИ

ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ,

УЧЕТА И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

УТВЕРЖДАЮ



Зам. Председателя Совета УМО

_____________Л.И. Гончаренко

«____»_______________2013 г.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Маркетинг»
Рекомендуется для направления 080100 «Экономика»

Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР
Москва 2013



  1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины: формирование у студентов базовых знаний в области теории и практики современного маркетинга.

Задачи дисциплины:

  • теоретическое освоение студентами основ современного маркетинга, маркетинговых концепций и рыночных процессов;

  • приобретение практических навыков проведения маркетинговых исследований: сбора, анализа и интерпретации маркетинговой информации, оценки конкурентоспособности товара, изучения потребителей;

  • формирования выводов, характеризующих состояние и развитие рыночной ситуации, а также реализации моделей принятия маркетинговых решений в постоянно меняющихся условиях;

  • понимание содержания и сущности мероприятий в области управления и организации маркетинга;

  • решение проблем, связанных с оценкой собственного положения предприятия на рынке, разработкой товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики предприятия;

  • формирование понимания о современных проблемах маркетинга в России и за рубежом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Маркетинг» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению Экономика (квалификация – бакалавр).

Изучение дисциплины «Маркетинг» основывается на сумме знаний, полученных студентами в ходе освоения экономической теории (микро- и макроэкономики), статистики, экономики предприятия, менеджмента.

Дисциплина «Маркетинг» в ряду экономических, управленческих и финансовых дисциплин, использующих маркетинговые принципы, является одним из основополагающих теоретических и методических фундаментов для формирования у студентов экономического мышления, основанного на понимании сущности маркетинговой концепции управления в различных сферах деятельности современных предприятий.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина «Маркетинг» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра экономики:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК–1);

  • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК–4);

  • способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК–6);

  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК–7);

  • способен находить организационно-управленческие (маркетинговые) решения и готов нести за них ответственность (ОК–8).

  • способен выполнять необходимые для составления экономических (маркетинговых) разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК–3);

  • способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических (маркетинговых) задач (ПК-4);

  • способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

  • способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического (маркетингового) проекта (ПК-11);

  • способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих (маркетинговых) решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13)

В результате освоения дисциплины «Маркетинг» студент должен:

Знать:

  • основные понятия, категории и инструменты маркетинговой политики предприятия;

  • иметь концептуальные представления о маркетинге, в том числе как философии рынка;

  • основы построения, расчета и анализа современной системы маркетинговых показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро– и макроуровне;

  • теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества предприятия;

  • основные понятия, категории и инструменты маркетинговой политики предприятия;

  • методы маркетинговых исследований;

  • основы маркетинговых коммуникаций.

Уметь:

  • анализировать внешнюю и внутреннюю маркетинговую среду предприятия, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на предприятие;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных маркетинговых ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

  • организовать работу малого коллектива, рабочей группы;

  • использовать источники экономической, социальной и управленческой информации;

  • осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических (маркетинговых) задач;

  • использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований;

  • осуществлять стратегическое планирование маркетинговой деятельности;

  • анализировать коммуникационные процессы на предприятии и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

  • использовать международный опыт и российскую практику организации маркетинговой деятельности.

Владеть:

  • понятийным аппаратом в области маркетинга;

  • методологией маркетингового исследования (постановка цели и задач, выбор оптимальных путей их решения при проведении маркетинговых исследований);

  • методами реализации основных маркетинговых функций (принятие решений, исследование, управление, организация и контроль);

  • навыками применения портфельного анализа для оценки состояния и прогноза развития предприятий;

  • современными методами сбора, обработки, анализа, интерпретации и прогнозирования маркетинговой информации;

  • основными технологиями маркетинга (такими как разработка концепции товара и определение его места в продуктовом портфеле рынка, расчет доходности и прогнозирования продаж товара и т.п.);

  • навыками применения современных инструментов маркетинга для решения практических задач;

  • технологиями позиционирования и репозиционирования продукта, брендинга и ребрендинга;

  • методами разработки и реализации маркетинговых программ;

  • методами реализации основных маркетинговых функций (принятие решений, исследование, управление, организация и контроль);

  • методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/ зачетные единицы

Аудиторные занятия (всего)

54/1,5

В том числе:




Лекции (Л)

27

Практические занятия (ПЗ)/




Семинары (С)

27

Лабораторные работы




Самостоятельная работа (всего)

54/1,5

В том числе:




Курсовой проект




Расчетно-графические работы




Реферат




Другие виды самостоятельной работы

54/1,5

Вид промежуточной аттестации

(зачет, экзамен)

36/1

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

144

4


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Раздел I. Маркетинг как философия рынка

Сущность, принципы и функции маркетинга. Рынок и маркетинговая среда предприятия. Конкуренция на рынке товаров и услуг.

2.

Раздел II. Маркетинговые исследования

Маркетинговая информационная система (МИС) предприятия. Понятие, цели, задачи и направления маркетинговых исследований. Анкетные опросы как метод сбора маркетинговой информации. Сегментирование рынка.

3.

Раздел III. Управление маркетинговой деятельностью

Процесс управления маркетингом. Стратегическое и тактическое планирование маркетинга. Организация службы маркетинга на предприятии. Контроль в системе маркетинга.

4.

Раздел IV. Комплекс маркетинга и инструменты

его реализации

Общая характеристика комплекса маркетинга. Товарная политика предприятия. Ценовая политика предприятия. Политика распределения на предприятии. Коммуникационная политика предприятия.

5.

Раздел V. Международный маркетинг

Основные понятия в международном маркетинге. Стратегии внешне-экономической деятельности предприятия. Международный комплекс маркетинга.



5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов дисциплины «Маркетинг», необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

1.

Международные экономические отношения в глобальной экономике

*







*

*

2.

Международный бизнес







*




*

3.

Современные финансовые рынки

*

*







*

4.

Финансовый менеджмент







*







5.

Финансовые рынки

*

*










6.

Оценка стоимости бизнеса




*




*




7.

Комплексный анализ хозяйственной деятельности




*




*

*

8.

Аудит







*







9.

Прогнозирование и планирование в налогообложении




*

*

*





5.3. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Семина-ры

СРС

Всего

час.

1.

Раздел I. Маркетинг как философия рынка

4

4

6

14

2.

Раздел II. Маркетинговые исследования

4

4

8

16

3.

Раздел III. Управление маркетинговой деятельностью

5

5

8

18

4.

Раздел IV. Комплекс маркетинга и инструменты его реализации

10

10

24

44

5.

Раздел V. Международный маркетинг

4

4

8

16




Всего

27

27

54

108




Экзамен










36




Итого:










144



6. Примерная тематика лабораторных работ

1.Маркетинговое исследование товарных рынков:

    1. рынка минеральной воды;

    2. рынка чая;

    3. рынка кофе;

    4. рынка кондитерских изделий;

    5. рынка шоколада;

    6. рынка сыра;

    7. рынка снеков;

    8. рынка мороженого;

    9. рынка растительного масла;

    10. рынка жевательной резинки;

    11. рынка автомобилей;

    12. рынка обуви;

    13. рынка мобильных телефонов;

    14. рынка косметических средств;

    15. рынка смартфонов и коммуникаторов;

    16. рынка ноутбуков;

    17. рынка канцелярских товаров и др.

1.18. рынка недвижимости

1.19. рынка строительной техники

1.20. рынка бытовой техники

1.21. рынка детской одежды

  1. Маркетинговое исследование рынка услуг:

    1. рынка услуг маршрутных такси;

    2. рынка фитнес-услуг;

    3. рынка образовательных услуг;

    4. рынка услуг сотовой связи;

    5. рынка услуг салонов красоты;

    6. рынка услуг по ремонту бытовой техники

    7. рынка туристских услуг

    8. рынка деловых услуг

    9. рынка услуг здравоохранения

    10. рынка услуг государственных учреждений

  2. Маркетинговое исследование рынка финансовых услуг:

    1. рынка банковских услуг;

    2. рынка страховых услуг;

    3. рынка инвестиционных услуг и др.


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

  1. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.92 №2300-1. (в ред. Федерального Закона от 09.01. 1996 г., №2-ФЗ) (с учетом дополнений и изменений).

  2. Федеральный закон РФ «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ (с учетом дополнений и изменений).

  3. Федеральный закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 06.05.98 №70-ФЗ. (с учетом дополнений и изменений).

  4. Глоссарий по маркетингу: учебное пособие для бакалавров. /Под общей ред. С.В. Карповой и Н.И. Перцовского; отв. ред. И.А. Фирсова. – М.: Изд-во «Палеотип», 2013.

  5. Карпова С.В. Международный маркетинг: уч. пос. для бакалавров. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

  6. Карпова С.В. Практикум по международному маркетингу: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010.

  7. Карпова С.В. Рекламное дело: учебник для бакалавров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2013.

  8. Карпова С.В. Брендинг: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2008.

  9. Лысова Н.А., Чернева Л.Ф. Управление ценами: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2009.

  10. Маркетинг: учебное пособие для бакалавров. /Под общей ред. С.В. Карповой. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

  11. Маркетинг: теория и практика: учебное пособие для бакалавров. /Под общей ред. С.В. Карповой. – М.: Изд-во Юрайт, 2012.

  12. Морозов Ю.В. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. – М.: ИД «Дашков и К», 2010.

  13. Синяева И.М. Реклама и связи с общественностью: учебник для бакалавров. /И.М. Синяева, О.Н. Романенкова, Д.А. Жильцов. – М.: Изд-во Юрайт, 2013.

б) дополнительная литература

  1. Захарова Ю.А. Стратегия продвижения товаров. – М.: ИД «Дашков и К», 2010.

  2. Китова О.В. Управление эффективностью маркетинга: методология и проектное моделирование. – М.: Инфра-М, 2009.

  3. Михарева В.А. Стратегический маркетинг. – М.: Изд-во Гревцова, 2009.

  4. Музыкант В.Л. Маркетинговые основы управления коммуникациями. – М.: Эксмо, 2009.

  5. Носовихин Р.О. Маркетинг предприятия: анализ и диагностика. – М.: Андреевский издательский дом, 2009.

  6. Носова Н.С. Лояльность клиентов. – М.: ИД «Дашков и К», 2009.

  7. Хотяшева О.М. Инновационный маркетинг в малых и средних фирмах. – М.: Изд-во Проспект, 2010.

  8. Чувакова С.Г. Стратегический маркетинг. – М.: ИД «Дашков и К», 2010.

в) периодические издания

  1. Компания.

  2. Маркетинг.

  3. Маркетинг в России и за рубежом.

  4. Маркетинг и маркетинговые исследования.

  5. Менеджмент качества.

  6. Менеджмент в России и за рубежом.

  7. Мировая экономика и международные отношения.

  8. Проблемы теории и практики управления.

  9. Реклама. Теория и практика.

  10. Секреты фирмы.

  11. Управление каналами дистрибуции.

  12. Управление продажами.

  13. Эксперт.

г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Сайт АКАР (Ассоциация Коммуникационных Агентств России) и РАРА (Российской Ассоциации Рекламных агентств).

  2. Сайты маркетинговых и коммуникационных агентств

  3. Сайты крупнейших ТНК.

  4. Сайт Гильдии маркетологов – http://www.marketologi.ru

д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Известные бренды и продвижение брендов – http://www.brandtop.ru

  2. Электронные библиотеки: http://online. ebiblioteka.ru /udb_login; http://library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm; //http://www.wikipedia.ru

  3. Электронный журнал о брендинге в России –http://www.russbrand.ru

  4. Энциклопедия маркетинга. - //http://www.marketing.spb.ru



10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

10.1 Самостоятельная работа



п/п

№ разде-

ла дисци-плины

Форма самостоятельной работы

Трудое-мкость

в часах

1.

1,2,3,4,5

Работа с учебно-методической и справочной литературой для ответов на семинарских занятиях.

5

2.

1,3,4,5

Работа с учебной и справочной литературой, использование Интернет-ресурсов для подготовки докладов по рекомендованной статье или предложенным темам.

5

3.

2,3,4

Работа с учебной и справочной литературой для самостоятельного выполнения домашних заданий по работе со встроенными функциями.

5

4.

4,5

Анализ информации агентства Interbrand для подготовки к занятию.

1

5.

1,3,4

Работа с учебно-методической и справочной литературой, использование Интернет-ресурсов для обсуждения актуальных тем занятий.

1

6.

4


Работа с учебно-методической и справочной литературой, использование Интернет-ресурсов для подготовки эссе по одной из проблем коммуникационной политики предприятия.

5


7.

4

Работа со СМИ (Коммерсант, Ведомости и др.). Изучение интервью, пресс-релизов, новостей.

3

8.

4

Написание пресс-релиза на заданную тему. Подготовка-имитация пресс-мероприятия.

4

9.

2,3,4,5

Работа с Интернет-сайтами международных и российских компаний.

4

10.

4,5

Просмотр рекламных роликов для их обсуждения на занятии.

4

11.

1,2,3,4,5

Работа с учебной и справочной литературой для подготовки к тестированию.

4

12.

2,3,4



Работа с учебно-методической и справочной литературой, использование Интернет-ресурсов для подготовки к лабораторной работе.

Оформление результатов лабораторной работы.

13

Итого:

54


Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ. Основными формами текущего контроля знаний являются:

  • обсуждение вынесенных в планах семинарских занятий вопросов тем и контрольных вопросов;

  • решение задач, тестов и их обсуждение с точки зрения умения формулировать выводы, вносить рекомендации и принимать адекватные управленческие решения;

  • выполнение ситуационных задач и обсуждение результатов;

  • участие в дискуссии по проблемным темам дисциплины;

  • оценка качества проведенной научно-исследовательской работы;

  • написание эссе;

  • написание лабораторной работы.

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.

Оценка знаний студентов осуществляется в баллах с учетом:

  • оценки за работу в семестре (оценки за выполнение контрольных заданий, написание эссе, решения ситуационных задач, участия в дискуссии на семинарских занятиях, решении тестовых заданий и др.);

  • оценки лабораторной работы;

  • оценки итоговых знаний в ходе экзамена.

Ориентировочное распределение максимальных баллов по видам работы:

№ п/п

Вид отчетности

Баллы

1.

Работа в семестре

30

2.

Экзамен

70

3.

Итого:

100

Оценка знаний по 100-бальной шкале проводится в соответствии с нормативными документами вуза.


Разработчики:

Финансовый университет

Зав. кафедрой «Маркетинг и логистика»

Карпова С.В.


Финансовый университет

Зам. зав. кафедрой «Маркетинг и логистика»

Козлова Н.П.

Эксперты:

Финансовый университет

Доцент кафедры «Прикладная психология»

Камнева Е.В.


Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского «МАТИ»

Зав. кафедрой «Маркетинг»


Перекалина Н.С.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа дисциплины «Маркетинг» iconПримерная программа наименование дисциплины Эконометрика
Материал учебной дисциплины предназначен для использования в курсах, связанных с количественным анализом реальных экономических явлений,...
Примерная программа дисциплины «Маркетинг» iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Маркетинг территорий»...
Дисциплина «Маркетинг территорий» относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного цикла Б1 – Дисциплины (модули)
Примерная программа дисциплины «Маркетинг» iconПрограмма дисциплины «Стратегический маркетинг»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080111. 65 «Маркетинг»,...
Примерная программа дисциплины «Маркетинг» iconРеферат по дисциплине «Маркетинг» на тему: «Международный маркетинг»
Международный маркетинг – это маркетинг товаров и услуг за пределами страны размещения головного представительства компании
Примерная программа дисциплины «Маркетинг» iconРабочая программа дисциплины «Маркетинг»
«Маркетинг» по специальности 230101. 65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
Примерная программа дисциплины «Маркетинг» iconПрограмма дисциплины Территориальный маркетинг для направления 080200. 68 Менеджмент «Маркетинг»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Примерная программа дисциплины «Маркетинг» iconМаркетинг
Г-85 Абросимова А. А., Шалабаев П. С. Маркетинг: Учебная программа дисциплины. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014....
Примерная программа дисциплины «Маркетинг» iconПрограмма по дисциплине дс. Ф. 4 «Маркетинговые коммуникации» Специальность...
«Маркетинговые коммуникации» федерального компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом...
Примерная программа дисциплины «Маркетинг» iconРабочая программа дисциплины Специальность 061500 «Маркетинг»
Программа дисциплины предназначена для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях по специальности «Маркетинг». Она включает в...
Примерная программа дисциплины «Маркетинг» iconРабочая учебная программа дисциплины Менеджмент и маркетинг Направление...
Целью курса «Менеджмент и маркетинг» является формирование у студентов понимания роли и места менеджмента и маркетинга в рыночной...
Примерная программа дисциплины «Маркетинг» iconПамятка для студентов по изучению дисциплины «Маркетинг персонала» (5 семестр)
Тема 1 Маркетинг персонала: подходы к определению, принципы, уровни и виды- 2часа[1,2,3,7]
Примерная программа дисциплины «Маркетинг» iconПрограмма промежуточной аттестации дисциплины Рекламная деятельность...
Основной целью промежуточной аттестации является выявление уровня понимания и усвоения изучаемой дисциплины «Рекламная деятельность...
Примерная программа дисциплины «Маркетинг» iconПрограмма дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Примерная программа дисциплины «Маркетинг» iconРабочая программа по дисциплине В. В сетевой маркетинг
Целью дисциплины «Сетевой маркетинг» является определение системы сбыта, функционирующей на законных основаниях, позволяющей потребителям...
Примерная программа дисциплины «Маркетинг» iconРеферат по дисциплине «Интернет-маркетинг» по теме «Маркетинг в Интернете»
Анализ практики использования маркетинга в сети Интернет необходимо начать с понятия "электронный маркетинг"
Примерная программа дисциплины «Маркетинг» iconРабочая программа дисциплины в. Од. 11 Стратегический маркетинг
Программа курса «Стратегический маркетинг» построена на том, что это дисциплина является одной из основных дисциплин в профессиональной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск