Скачать 0.73 Mb.
|
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ Красноярский филиал УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «МАРКЕТИНГ» (для студентов, обучающихся по специальности 080301.65 «Коммерция (торговое дело)») Красноярск 2013 УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ Красноярский филиал ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «МАРКЕТИНГ» (для студентов, обучающихся по специальностям 080301.65 «Коммерция (торговое дело)»)
Красноярск 2013 УДК 336 ББК 65.291.3 М 89 Печатается по решению Учебно-методического советаУниверситета Российской академии образования Красноярский филиал Авторы-составители: кандидат экономических наук Мошин А.Ю., кандидат экономических наук, доцент Далисова Н.А. Мошин А.Ю., Далисова Н.А. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинг» для специальностей 080301.65 «Коммерция (торговое дело)» – Красноярск: Издательство КФ УРАО, 2013. – 73 с. УРАО, 2013 1. Пояснительная записка Совершенствование теории и практики управления предприятиями с ориентацией на рынок привело к появлению научной дисциплины "Маркетинг", которая начала преподаваться в начале века в ряде учебных заведений США. В России в это время получили развитие коммерческие школы и курсы, на которых изучались основы, торговой деятельности. А в настоящее время это неотъемлемая часть учебного процесса средних и высших учебных заведений. Маркетинг как научная дисциплина - это система теоретических, методологических и практических знаний, умений и навыков. Маркетинг рассматривается как философия и как одна из функции управления предприятиями, предполагающая системный контроль процессов функционирования рынка, раскрываются цели, принципы, функции, структуры, методы и процессы рыночно-ориентированных систем управления. Будущий специалист изучает систему управления организациями, предприятиями, фирмами, предполагающую тщательный анализ рынка; учится принимать стратегические решения в условиях рынка. Маркетинг - это философия управленческой деятельности, система взглядов на современное общество и общественное производство, в основу которой положены социально-этические и моральные нормы делового общения, международные кодексы и правила добросовестной коммерческой деятельности, интересы потребителей и общества в целом. Программа разработана в соответствии с: государственными стандартами высшего профессионального образования по специальности: 080301.65 «Коммерция (торговое дело)»; учебными планами очной формы обучения по указанным специальностям (со сроком обучения 5 лет), одобренными на заседании Ученого Совета; учебными планами заочной формы обучения по указанным специальностям (со сроком обучения 6 лет), одобренными на заседании Ученого Совета; учебной программой УРАО по данной дисциплине. Курс маркетинга базируется на категориях и выводах экономической теории (теории «экономикс»), на теоретических предпосылках и положениях, рассмотренных в курсах «Микроэкономика», «Статистика рынка», тесно связан с курсами «Анализ конъюнктуры потребительского рынка», теории бизнеса, коммерции и менеджмента. Изучение маркетинга подкрепляется владением учащимися знаниями в области компьютерной технологии. Главная цель изучения дисциплины состоит в формировании основных знаний маркетинга как концепции и системы управления организацией в рыночной среде, а также умений использования маркетинговых подходов, методов и решений в управлении организацией. Задачи изучения дисциплины состоят в рассмотрении комплекса теоретических, методологических и организационных вопросов управления маркетинга на современном этапе: - развитие способностей у учащихся маркетингового мышления, умений идентификации маркетинговых аспектов проблем менеджмента и их решения с помощью маркетинга, - формирование основных навыков подготовки и анализа маркетинговых решений. Задачи включают: раскрытие методов оценки того, каковым будет спрос на целевых рынках, как обеспечить предложение товаров на этих рынках, какова эффективность мероприятий по проникновению на эти рынки и инвестиционных проектов, по осуществлению комплекса вышеуказанных мер. По завершении изучения учебной дисциплины «Маркетинг» студент должен: Знать:
Уметь:
Процесс обучения включает: - лекционную форму освоения учебного материала (с использованием Power Point), - решение учебных задач, - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий, - самостоятельные творческие (на разрешение проблемы) работы, - тестирование по каждой теме, - занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ. Центральное место в изучении дисциплины отводится лекциям, которые должны проводиться на высоком теоретическом и методологическом уровне, носить проблемный и концептуальный характер и способствовать активизации познавательной деятельности студентов. Во время самостоятельной работы, которая может проводиться под руководством преподавателя, студенты изучают рекомендованную обязательную и дополнительную литературу, готовят выступления, контрольные работы, доклады, отрабатывают материалы лекций, готовятся к семинарским занятиям. На семинарах осуществляется углубленное изучение материала и закрепление знаний студентов, у них формируется самостоятельное творческое мышление, приобретаются навыки использования знаний. На семинарах применяются активные формы и методы обучения: дискуссии, имитации и анализ конкретных ситуаций, обзор и реферирование источников, защита рефератов. Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется на всех видах занятий. По итогам пятого семестра студенты очной формы обучения сдают курсовую работу и экзамен. Студенты вечернего и заочного отделений шестого семестра сдают контрольную работу, курсовую работу и экзамен. К сдаче экзамена допускаются студенты очной формы обучения, полностью освоившие учебный материал дисциплины, успешно выполнившие две контрольных работы, сдавшие зачет и защитившие курсовую работу. Особенности изучения дисциплины студентами заочной формы обучения. Основной формой работы студентов заочной формы обучения является самостоятельная работа в межсессионный период. Учебные занятия под руководством преподавателя проводятся в период сессии. Указанные занятия должны содержать основные вопросы учебных тем, а также рекомендации для работы студентов в межсессионный период. Основными видами занятий являются лекции семинары. В межсессионный период в соответствии с полученными рекомендациями студенты самостоятельно осваивают учебный материал, выполняют выданные им учебные задания (контрольная работа, курсовая работа), готовятся к итоговой аттестации. Контрольная работа представляется в соответствии с графиком учебного процесса. Тестирование и творческие работы, являясь регулярными, служат одновременно формой текущего и промежуточного контроля приобретаемых студентами знаний. Обучение завершается итоговым контрольным опросом по всем темам курса. По окончании изучения всех разделов курса, при положительных оценках по тестам всех разделов, учащиеся допускаются к экзамену. 2. Организационно-методический раздел Маркетинг относится к дисциплинам федерального компонента обще профессионального блока дисциплин. «Коммерция (торговое дело)» 351300 (080301.65)
Цель курса – освоение студентами дисциплины «Маркетинг». Структура курса позволяет изучить вопросы маркетингового анализа, сегментации рынка, составления маркетинговых планов, определения оптимальных для успешной деятельности на рынке на рынке товарных характеристик, цен, условий дистрибьюции и продвижения. Задача курса - знакомство учащихся с основными положениями теории маркетинга, обучение учащихся приемам и методам функционального маркетинга, ознакомление студентов с методами сбора и анализа маркетинговой информации, подготовка к работе в условиях реального маркетинга. Дисциплина изучается в 5 семестре. Курс заканчивается итоговым экзаменом, предполагается промежуточная аттестация в форме контрольного тестирования и выполнения двух контрольно-срезовых работ. Дидактические единицы дисциплины «Маркетинг» согласно ГОС представлены следующим образом: Понятие и сущность маркетинга, его цели, принципы и функции; информационное обеспечение маркетинга на базе мировых информационных ресурсов; стратегия и система маркетинга; их особенности в России; исследования рынка; разработка продукции; особенности ценообразования в маркетинге; продвижение продукции; реклама; маркетинговый контроль; маркетинг в системе контроллинга; организация и деятельность маркетинговой службы предприятия; маркетинговые коммуникации; международный маркетинг; специфика маркетинговой деятельности российских предприятий на внешних рынках. Маркетинговые исследования. Система маркетинговой информации и методы ее сбора. Критерии и методы сегментирования рынка. Подходы к изучению рынков. Составные элементы и типовой формат исследования рынка, его составляющие и этапы исследования. Товар и его коммерческие характеристики. Оценка конкурентоспособности товара. Марка и марочная политика. Жизненный цикл товара и характеристика его стадий. Позиционирование товара на рынке. Управление ассортиментом. Виды цен и особенности их применения. Методы расчета цен. Ценовые стратегии. Виды скидок и условия их применения. Классификация методов и средств стимулирования реализации продукции. Торговые посредники и их классификация, каналы распределения: уровни и типы организации. Организация оптовой и розничной торговли. Товародвижение. 3. Тематический план Примерный тематический план для очной/заочной формы обучения
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «МАРКЕТИНГ» (для студентов, обучающихся по специальностям 080301.65 «Коммерция (торговое дело)») 4. Основное содержание учебного курса |
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела» Тюменской государственной... | Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080110 Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело».... | ||
Экскурсоведение Направление подготовки 100400. 62 Туризм Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный... | Рабочая программа учебной дисциплины основы агробизнеса Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный... | ||
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит», специализация... | Программа по отечественной истории для студентов 1 курса, обучающихся по специальности Программа предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «юриспруденция», «социально-экономическое образование»... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история. Подготовлен... | Буров В. А. Вопросы методологического обеспечения развития образования:... Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный... | ||
А. А. Дородницына российской академии наук «утверждаю» Директор вц... Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный... | «налоги и налогообложение» для студентов, обучающихся по специальностям Программа дисциплины «Налоги и налогообложение» предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... Медведева М. Б. Цвирко С. Э. Международные валютно-кредитные отношения: Учебно-методический комплекс. Учебное издание для студентов,... | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета,... | ||
Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный... Отчизноведение. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности социально-культурный сервис и туризщм – Воронеж: вгпу,... | Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов специальности 070201 Актерское искусство» и является... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов III курсов, обучающихся... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов I-II курсов, обучающихся... |