Н. В. Буторова учитель начальных классов





Скачать 87.48 Kb.
НазваниеН. В. Буторова учитель начальных классов
Дата публикации01.07.2014
Размер87.48 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Муниципальное образовательное учреждение

«Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Таврического муниципального района Омской области

Н.В. Буторова - учитель начальных классов
Технология проблемного диалога: как учить детей учиться
-Прежде, чем начать наш разговор, позвольте пригласить вас на урок математики. Точнее, на два урока по новой для детей теме «Скобки». Хочу обратить ваше внимание на то, что оба урока придуманы. Это знаменитый пример польского исследователя проблемного обучения В. Оконя. Эти уроки нужны нам, чтобы острее почувствовать разницу.

Урок 1 (Слайд 1)

Учитель

Ученики

-демонстрирует выражения 2+5*3=17 и 2+5*3=21

Вижу, вы удивлены. Почему?
Значит, над каким вопросом подумаем?
Давайте рассуждать. Если отличаются правые части…

Чем отличаются левые части? Есть идеи?

Какой порядок действий в первом примере?
А во втором?
В каком примере мы действуем по правилу?

А во втором мы нарушили правило! Как же догадаться, что здесь сложение выполняется первым?


Молодцы! Есть такой знак! (дописывает скобки)

Он называется скобки. Так что же обозначают скобки?

Молодцы! Дома выучите правило, а кто сможет, придумайте стишок про скобки.

-испытывают удивление

Примеры одинаковые, а ответы разные!
Почему в одинаковых примерах получились разные ответы?
то отличаются и левые.

Отличаются порядком действий.

Сначала умножение, а потом сложение.

Сначала сложение, а потом умножение.

В первом.
Надо его как-то выделить, обозначить.

Надо что-то дописать во втором примере.

Нужен какой-то знак, чтобы пометить сложение.
Скобки обозначают действие, которое выполняется в первую очередь.


Слайд2


Учитель

Ученики

Дети! У нас сегодня на уроке новая тема «Скобки». Вот это (показывает) скобки. Они обозначают действие, которое выполняется в первую очередь. Посмотрите на пример: (2+5)*3. сначала в этом примере выполняется сложение, потому что оно стоит в скобках, а потом умножение. Поняли? Дома правило выучите наизусть.



Урок 2
- Как работали дети на первом уроке?

- В чём заключалась их деятельность на втором уроке?

- В каком классе дети активнее смогут применить правило на практике? Почему?

- Каким был урок в первом классе? Что поставил перед учениками учитель? В какой форме шла работа на уроке? (Соедините эти два слова «проблема» и «диалог».)

-Так какова тема нашего разговора?

Технология проблемного диалога: СЛАЙД 3

как учить детей учиться

ФГОС НОО конкретно определил цель и задачи современного образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Актуальной задачей становится обеспечение формирования универсальных учебных действий как составляющей ядра образования. Слайд 4

Формированию УУД способствует технология проблемного диалога.

-Технология проблемно-диалогического обучения принципиально меняет роли учителя и ученика на уроке.

Предлагаю вам выполнить практическое задание: определить роли учителя и ученика на современном уроке.

СЛАЙД 5 (практикум) Учитель – ученик?

РАБОТА В ГРУППАХ

(каждой группе предлагается набор карточек, на которых написаны предполагаемые роли учителя и ученика на уроке, несколько карточек пустые)
- Давайте посмотрим, что у вас получилось? Какая группа представит нам своё мнение? Какие роли выполняет учитель на проблемном уроке? Ученик? (ответы коллег)

СЛАЙД 6

Ученик – наставник, руководитель – проводник – активный участник учебного процесса, партнёр

Ученик – исследователь – организатор своей деятельности – активный участник учебного процесса, партнёр

- Есть ли у вас дополнения? Какие роли вы бы добавили?

Когда осознаешь, что тебе как учителю необходимо сделать, чтобы реализовать цель современного образования возникает следующий принципиально важный вопрос:

Как построить урок, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться?
Ответить на этот вопрос помогает технология проблемно-диалогического обучения. Проблемно диалогическое обучение - обучение на деятельностной основе, что способствует формированию учебной деятельности обучающегося.

Правильная организация учебной деятельности состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет создать условия, позволяющие обучающимся сформулировать на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий. Соответственно, этапы урока формирования учебной деятельности структурно связаны с компонентами учебной деятельности.

Вот этапы урока, в основе которого лежит проблемно-диалогическая технология, способствующая формированию УУД:

Слайд 7

1 этап - актуализация опорных знаний

2 этап - постановка учебной проблемы

3 этап - формулирование проблемы, планирование;

4 этап - открытие нового знания;

5 этап - применение нового знания

6 этап - рефлексия

И наша первостепенная задача - создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными, понять, какова роль учителя и ученика на каждом этапе урока, продумывать систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД. Если принять эту задачу и понять, что необходимо для ее реализации, то о формировании УУД может идти речь уже на организационном этапе урока.

пр

- Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте "Букварь", "Пропись", пенал.

- Почему это важно? Выскажите свои мысли
Формированию УУД каких видов способствует данный вопрос?

В процессе проверки правильности расположения учебников и школьных принадлежностей и высказыванием своего мнения у обучающихся

формируются регулятивные УУД: Слайд 8

- осуществлять самоконтроль;

-овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
На этапе актуализации опорных знаний, постановки учебной проблемы

ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Значит, прежде всего, на этом этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

Какие средства могут быть использованы на данном этапе урока?

(слайд 9)

Побуждающий диалог, подводящий диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом

(Слайд 10) Побуждающий диалог я строю из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Для этого я создаю проблемную ситуацию, затем произношу специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения я побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечиваю открытие путём проб и ошибок.

(Слайд 11) Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения я выстраиваю логическую цепочку к новому знанию, веду к «открытию».

(Слайд 12) Сообщение темы с мотивирующим приёмом. Это использование стихов, (Слайд 13) загадок, анализ жизненных ситуаций и т.д.

Продуманная формулировка вопросов учителя позволяет создать условия для формирования УУД.

Какая из предложенных формулировок вопроса способствует формированию УУД:

Слайд 14

познавательных:

- выполнять классификацию;

- обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;

регулятивных:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать?
1. -Можете ли вы назвать буквы, изображенные на экране?

-Почему на данный момент вы уже можете их назвать?

- Как вы думаете, возможно ли их разделить на две группы? По какому признаку?

-- Если у некоторых ребят возникли затруднения при определении гласных букв, как они могут помочь себе?

(В классе на стенде висит плакат с алфавитом.)

- Какую информацию могут получить ребята о букве, посмотрев на плакат?
2. - Назовите буквы, изображенные на экране.

- Разделите буквы на две группы: гласные/согласные.

- Если у некоторых ребят возникли затруднения, посмотрите на плакат с алфавитом, гласные буквы обозначены красным цветом, согласные – синим.
Этап формулирование проблемы, планирование (слайд 15)
На этом этапе я создаю условия для формулировки обучающимися цели урока и постановки учебных задач. Предлагаю вам посмотреть фрагмент урока, (Фрагмент урока) Слайд 16
Слайд 17

Какая из предложенных формулировок вопроса способствует формированию личностных УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?);

регулятивных:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке?
1. -- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

-- Что вы уже знаете об этой букве?
- Что еще необходимо узнать?

Сформулируйте учебные задачи.

По какому плану будете работать?

- Для чего все это вам нужно знать?
2. - Сегодня на уроке вы познакомитесь с буквой ь, научитесь ее писать, правильно читать сочетания с этой буквой.
На этапе открытия нового знания (слайд 18)

Обучающиеся участвуют в предположении и обсуждении способов деятельности, формулируют гипотезы, планируют работу, задают вопросы учителю, одноклассникам, осуществляют решение учебных задач, работая фронтально, в парах, группах, индивидуально, (Слайд 19) осуществляют самоконтроль, обращаясь к учебнику, модели, таблице, консультируясь с учителем.
Этап применение нового знания, рефлексия

Слайд 20
На этом этапе организовываю первичное закрепление знаний, создаю условия для рефлексивной деятельности учащихся.

Какова роль использования разноуровневых заданий для формирования УУД обучающихся?

Считаю, что возможность делать выбор по своему усмотрению становится средством положительного стимулирования деятельности; ученик ставится в условия необходимости соотносить свои интересы со своими возможностями, проводить анализ учебного материала (познавательные УУД), получает практику реальных последствий реального выбора, что является основой для формирования адекватной самооценки и самоограничения (регулятивные УУД).
Список литературы:


  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М., Просвещение, 2008.

  2. Мельникова Е.Л. «Проблемный урок или как открывать знания с учениками», Москва, АПК и ПРО, 2002

  3. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008. Стр. 5-55.

  4. Мельникова Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе. // .. Образовательная система «Школа 2100». Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов. М., Баласс, 2009. С. 164-283.

  5. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.: Просвещение, 1968

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. В. Буторова учитель начальных классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных...
Н. В. Буторова учитель начальных классов iconМ. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов)
Алгоритм организации преемственности между ступенями начального и основного образования, насчитывает восемь шагов
Н. В. Буторова учитель начальных классов iconТема: Россия- это многонациональное государство
...
Н. В. Буторова учитель начальных классов iconКонспект занятия по курсу «Речь и культура общения». Тема «Весёлые рассказы»
...
Н. В. Буторова учитель начальных классов iconСценарий мероприятия для учащихся начальной школы «Давайте будем...
Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа"
Н. В. Буторова учитель начальных классов iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год
Методическое объединение учителей начальных классов состоит из семи человек (5 учителей начальных классов, 1 – логопед, 1- учитель...
Н. В. Буторова учитель начальных классов iconКонспект урока. Тема урока. Устное народное творчество. Предмет. Литературное чтение. Класс. 1
...
Н. В. Буторова учитель начальных классов iconМодель 16 районного конкурса «учитель года 2014» номинации: «Учитель...
«Учитель начальных классов», «Учитель основной и средней школы», «Классный
Н. В. Буторова учитель начальных классов iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
Н. В. Буторова учитель начальных классов iconОсновная профессиональная образовательная программа
Квалификация: учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
Н. В. Буторова учитель начальных классов iconАнализ работы мо учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год
Руководитель мо гумерова Р. Г. учитель начальных классов первой квалификационной категории
Н. В. Буторова учитель начальных классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кашапова Венера Ханифовна учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна учитель начальных...
Н. В. Буторова учитель начальных классов iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству
Н. В. Буторова учитель начальных классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Васюкова Е. И., учитель начальных классов, руководитель мо учителей начальных классов
Н. В. Буторова учитель начальных классов iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2010-2011 учебный год
Руководитель мо – Брайденбихер Н. В. – учитель начальных классов, первая категория
Н. В. Буторова учитель начальных классов iconУрок литературного чтения во 2 в классе. Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода»
Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Шевченко Людмила Анатольевна


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск