Уроках математики





Скачать 52.92 Kb.
НазваниеУроках математики
Дата публикации12.07.2014
Размер52.92 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧЕНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Вафина Р.М.

МБОУ «Гимназия №1 им. Ризы Фахретдина»,

Республика Татарстан, г. Альметьевск
Для непрерывного обучения и самообразования особо важное значение имеет творческая активность учащихся. Под творческой активностью подразумевается такая деятельность, в результате которой самостоятельно открывается нечто новое, оригинальное, отражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт школьника. Философское определение творческой деятельности как деятельности, результатом которой является открытие нового оригинального продукта, имеющего общественную ценность, по отношению к учащемуся неприемлемо. Хотя бывают случаи, когда деятельность учеников выходит за рамки выполнения обычных учебных заданий и носит творческий характер, а её результатом становится продукт, имеющий общественную ценность: оригинальное доказательство известной теоремы, доказательство новой теоремы, составление новой программы для ЭВМ и т.п. Как правило, в учебной деятельности творчество проявляется в субъективном плане как открытие нового для себя, нового в своём умственном развитии, имеющего лишь субъективную новизну, но не имеющего общественной ценности.

В дидактике установлено, что развитие творческой активности учащихся в процессе обучения математике происходит непрерывно от низшего уровня самостоятельности воспроизводящей самостоятельности к высшему уровню творческой самостоятельности, последовательно проходя при этом определенные уровни самостоятельности. Руководство процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую состоит в осуществлении последовательных взаимосвязанных, взаимосвязывающих и обусловливающих друг друга этапов учебной работы, каждый из которых обеспечивает выход учащегося на соответствующий уровень творческой активности.

Наиболее глубоко система учебной работы по развитию творческой активности школьников реализуется при изучении учащимися дополнительной учебной и научной математической литературы, сопровождаемой решением достаточного числа задач; подготовке рефератов и докладов по математике; творческом обсуждении докладов и сообщений на уроках, участии в олимпиадах и конкурсах. Учитель должен организовать обобщающие беседы по самостоятельно изученному школьниками материалу; систематизировать знания учащихся; учить приёмам обобщения и абстрагирования; проводить разбор найденных учениками решений; показывать, как надо работать над задачей; учить выдвигать гипотезы; искать пути предварительного обоснования или опровержения их индуктивным путём, а затем находить дедуктивные доказательства и подводить итоги и т.д.

Первые уроки в пятом классе наиболее ответственны для учителя; ребята узнают требования, предъявляемые к ним, которые в дальнейшем будут служить им ориентиром при работе в классе и дома. Если ставить перед собой цель организовать деятельность школьников, способствующую творческому развитию, необходимо создать соответствующий настрой в классе. Для этого нужны упражнения, направленные на раскрепление их мысли, на проявление инициативы, смелости при поиске решения.

При изучении темы «Натуральные числа» можно дать такие задания:

1. В задании напечатаны 5 слов. Под этим списком должны стоять ёще 4 слова, разбитые на две пары. Из этих четырёх слов даны только три. Нужно выбрать из списка одно слово, которое нужно поставить в место знака вопроса, чтобы найденное четвёртое слово находилось с третьим в таком же отношении, что и первое со вторым.

а) величина, количество, цифра, счёт, номер.

слово – буква

натуральное число – ? (цифра)

б) числа, девять, символы, десять, бесконечное множество.

алфавит – 33

цифры – ? ( десять)

в) разность, умножение, произведение, деление, чётное.

слагаемое – сумма

множитель – ? (произведение)

г) шкала, сантиметр, прямая, длина, деление.

весы – масса

линейка – ? (длина)

2. В каждом из четырех данных ниже списков подчеркните лишнее слово: отрезок, прямая, луч, треугольник, фигура, квадрат (фигура); сантиметр, миллиметр, дециметр, длина, метр, километр (длина); треугольник, прямоугольник, пятиугольник, многоугольник, квадрат (квадрат).

При изучении темы: «Действия с натуральными числами» предлагаем такие задания: укажите, какое из выражений в блоках 1 и 2 лишнее для данного блока. Сформулируйте признак, по которому выбиралось это «лишнее»

Блок 1 а) а + в = в + а

б) а*в = в*а

в) а + (в + с) = (а + в) + с

Блок 2 а) 4в + 3

б) 12а + 18а

в) 24х + х

г) 28*23 + 72*23

Предлагать эти упражнения можно в любом месте урока. Учащиеся их хорошо воспринимают. Ребята видят в них отдых от утомительной, иногда однообразной чисто арифметической тренировки.

Традиционные уроки повторения могут стать средством активизации творческой деятельности учащихся. Например, на уроках геометрии в процессе изучения каждой из тем подбираются задачи, не входящие в стабильный учебник, с помощью которых иллюстрируются свойства рассматриваемых фигур и соотношения между ними.

Задача 1. На стороне квадрата АВСД вне его построен прямоугольный треугольник ХВС, гипотенуза которого совпадает со стороной квадрата ВС и с переменной вершиной – точкой Х. О – точка пересечения диагоналей квадрата. Доказать, что ХО делит угол ВХС пополам.

Задача 2. Доказать, что ХО < ВС.

Задача 3. Доказать, что биссектриса угла ВХС делит площадь квадрата АВСД пополам.

Задача 4. В треугольнике ВХС длина катетов ХВ = а, ХС = в. Найти длину отрезка ХО.

Правильно организованные упражнения учащихся в решении задач – важное средство развития творческих способностей учащихся.

Особого внимания заслуживают устные упражнения. Они эффективны кажущейся лёгкостью, эмоциональностью, действуют на учащихся мобилизующе, своей простотой увлекают и слабых школьников, создают в классе обстановку соревновательности. Следует давать больше несложных примеров, так как сложные задания уводят ученика от главного и требуют много времени.

Процесс выполнения работ творческого характера всемерно содействует развитию познавательных сил и способностей учащихся, непрерывному их совершенствованию. Рациональное использование школьниками усваиваемого учебного материала в изменяющихся условиях всегда сопровождается сосредоточением их внимания, волевых усилий, преодолением встречающихся трудностей, вызывающих эмоциональные переживания, положительное и ответственное к учению. Всё это содействует успешному развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что, в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом. Таким образом, в процессе выполнения творческих заданий учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности. Выполнение творческих заданий характеризуется самым высоким уровнем познавательной деятельности учащихся, которая проявляется в более вдумчивом и пытливом отношении к установлению новых связей между изучаемыми явлениями и процессами, в раскрытии практической значимости усваиваемого учебного материала.
Литература

1. Борчугова З.Н. Организация контроля знаний учащихся в обучении математики. – 1998.

2. Матюшкина А.Н. Развитие творческой активности школьника. – М.: Педагогика, 1991.

3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики iconУроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития
Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики
Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики Учителя начальных классов
Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением...
Уроках математики iconУроках математики в 5 и 6 классах
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому...
Уроках математики iconУроках математики в 5 классе
Формирование навыков проектной деятельности учащихся в системе работы на уроках математики в 5 классе
Уроках математики iconУроках математики
Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали...
Уроках математики iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Уроках математики iconУроках математики
Цор. Использование цор на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми...
Уроках математики iconО гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт...
Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14
Уроках математики icon«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных...
Уроках математики iconУроках математики, способствующих развитию критического мышления...
И это, конечно, правильно. Но порой это и приводит к тому, что учащиеся в определенный момент перестают делать домашнюю работу. Поэтому...
Уроках математики iconПлан работы методического объединения учителей математики на 2011-2012 учебный год
Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования...
Уроках математики iconФормирование метапредметных умений на уроках математики Номинация:...
Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Уроках математики icon«Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных...
Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории
Уроках математики iconУроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд
Теплинская А. К., учитель математики цо ОАО газпром, г. Москва, победитель городского конкурса «Учитель года 2010»
Уроках математики iconУроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие....
Публикация в сборнике «Экспериментально-инновационная работа в образовательных учреждениях Томской области»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск