Скачать 102.11 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Факультет повышения квалификации Кафедра естественнонаучных и математических дисциплин КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Исполнитель: Кутепова Елена Васильевна учитель математики и информатики МБОУ«Средняя общеобразовательная школа №35» Консультант: Петунин Олег Викторович заведующий кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин г. Прокопьевск, 2013 Предмет: Математика. Тема: Микрокалькулятор (по УМК Н.Я.Виленкина) Класс: 5 Тип урока: урок изучения нового материала. Форма проведения: учебное занятие с элементами игры. Технологии обучения: здоровьесберегающие, информационно - коммуникационные. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. Цели урока:
Оборудование: микрокалькулятор у каждого учащегося, компьютер, мультимедийный проектор, экран. Информационно - методическое обеспечение:
Ход урока
Слайд №2 (Смена слайдов по щелчку мыши). - Отгадайте загадку и сформулируйте тему урока. Этот друг надежен очень- Мал, удобен, быстр и точен. Думать много не заставит, Запятые сам расставит. (Микрокалькулятор)
К доске приглашаются ребята, подготовившие историческую справку. Слайд №3. 1 ученик: История вычислительной техники началась едва ли не раньше, чем сформировалось понятие числа. Неспроста в некоторых языках слово «цифра» происходит от слова «палец» - поначалу счет был неотделим от загибания пальцев. Пальцы и стали первой «вычислительной машиной». По мере развития счета развивалась и техника вычислений. Оказалось, на пальцах можно складывать, вычитать и даже умножать числа. Перед вами фрагмент картины Аполлинария Михайловича Васнецова «Новгородский торг» написанной в 1909г, на которой изображен торг с использованием счёта на пальцах в древнем Новгороде. Слайд №4. 2 ученик: Простейший пример: вы забыли таблицу умножения на 9, а нужно быстро сообразить, сколько будет 9 умножить на 7. Нет ничего проще! Вы кладёте перед собой 2 руки, отсчитываете слева 7 палец и загибаете его. Готово: первая цифра произведения 9*7 – слева от загнутого пальца, вторая – справа. Получился правильный ответ: 63. Можно перемножать и другие числа, правда сложнее. Теперь эти методы никто не вспоминает, но в средние века пальцевый счет был широко распространен. Слайд №5. 3 ученик: Великий переворот в вычислительной технике произошел с изобретением абака – доски с полосками, по которым передвигались камешки. Это было первое устройство, специально предназначенное для вычислений. Даже, если вы не слышали ранее слово абак, вы встречали его русскую разновидность – счеты. Большое преимущество русских счетов в том, что они основаны на десятичной системе счисления, а не на пятеричной, как остальные абаки. Слайд №6. 4 ученик: Абак просуществовал до 17 века, когда его заменили письменные вычисления. Но с развитием торговли, банковского дела, техники вычисления становились более трудоемкими, и мысль поручить счет машине оставалась привлекательной. Многие умы занимались этой проблемой. Вскоре, в 1642 году, великий французский математик, физик и философ Блез Паскаль(1623-1662) создал свою счетную машину, которая умела складывать и вычитать, и стала прародителем арифмометра. Слайд №7. 5 ученик: Первый арифмометр, выполнявший все четыре арифметических действия, создал в 1673 году немецкий физик, изобретатель и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Слайд №8. А наиболее совершенный для того времени арифмометр изобрел в 1878 году великий русский математик Пафнутий Львович Чебышёв. Слайд №9. Создание миниатюрных ЭВМ – микрокалькуляторов - стало возможно в XX веке после того, как были разработаны способы изготовления электронных схем на пластинке размером с ноготь человека. Почему устройство называется «микрокалькулятор»? От греческого слова «mikros» - малый, от латинского слова «calculātor» - счетчик. Учитель: Ребята, давайте поблагодарим наших докладчиков за интересное выступление, а с использованием микрокалькуляторов для вычислений мы познакомимся сегодня на уроке.
Для того, чтобы микрокалькулятор работал, надо перевести переключатель питания в положение «ВКЛ». При этом активизируется экран. Ниже экрана расположена клавиатура, на которой есть клавиши с расположением цифр и клавиши с обозначением действий. С Слайд №10.Для ввода натуральных чисел надо нажимать клавиши с цифрами этого числа по порядку, начиная со старших разрядов. Например, чтобы ввести число 67310, надо по порядку нажимать клавиши с цифрами 6,7,3,1,0. Тогда на индикаторе высветится число 67310 Чтобы сбросить число с индикатора, нажимают клавишу Чтобы ввести десятичную дробь, надо сначала ввести целую часть дроби, затем нажать клавишу с точкой, которая заменяет запятую, и ввести дробную часть, начиная с разряда десятых. Например, чтобы ввести число 0,832, надо по порядку нажать клавиши с цифрой 0, потом клавишу с точкой, затем клавиши с цифрами 8,3,2. На индикаторе высветится число 0.832 Выполните действия на микрокалькуляторе.
Слайд №11. Стр234, №1538 - Прочитайте задание. Составьте программу вычисления для пункта а). - Выполните вычисления по этой программе. Результаты вычисления занесите в тетрадь. Учащиеся работают самостоятельно, учитель оказывает индивидуальную помощь. 39,614+89,213=128,827 560,98+1039,71=1600,69 0,0876+0,0876=0,1752 0,0876+0,91469=1,00229 24 714 395+39 623 008=64 337 403 Самопроверка по слайду. - Чем будет отличаться программа для пункта б) ? Слайд №12. - Выполните вычисления по этой программе. Результаты вычисления занесите в тетрадь. Учащиеся работают самостоятельно, учитель оказывает индивидуальную помощь. 98,542-67,413=31,129 714,932-521,081=193,851 0,09854-0,05421=0,04433 76 539 086-22 612 007=53 927 079 Самопроверка по слайду. - Составьте программу вычисления для пункта в). Слайд №13. Выполните вычисления по программе. Результаты вычисления занесите в тетрадь. 24,15×39,52=954,408 1,987×2,608=5,182096 0,5637×0,451=0,2542287 0,0567×2,371=0,1344357 Самопроверка по слайду. - Составьте программу вычисления для пункта г). Слайд №14. Выполните вычисления по программе. Результаты вычисления занесите в тетрадь. 18,324169:3,427=5,347 621,83538:24,501=25,38 673 074,72:941,1=715,2 Самопроверка по слайду.
(Показ слайда происходит автоматически до появления сообщения «Ты- молодец!», далее смена слайда по щелчку мыши) Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь глазами Ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. И головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И слева ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открыли, наконец. Зарядка окончена. Ты – молодец!
Класс делится на 3 команды: «Ракета», «Метеор» и «Комета». Каждая команда получает «Маршрутные карты» с заданиями и приступает к их выполнению. Ответы на задания заносятся в специально отведенные ячейки карточек. За каждое правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Плюс 5 баллов первой выполнившей команде и 4 балла второй выполнившей задание команде. Баллы учитываются при выставлении оценок за работу на уроке.
-Ребята, сегодня на уроке вы узнали историю развития вычислительной техники, познакомились с вычислениями на микрокалькуляторе. -Как вы думаете, в каких случаях возникает необходимость применять микрокалькулятор для вычислений? Выставление оценок за работу на уроке.
Стр. 235, №1556 (1 столбик), стр.236, №1557, №1558. Спасибо за урок. Слайд №18. Литература
Приложение 1 Игра «Математический экспресс». Класс делится на 3 команды: «Ракета», «Метеор», «Комета». Каждая команда получает «Маршрутные карты» с заданиями. Ответы на задания заносятся в специально отведенные ячейки карточек. «Маршрутные карты» с заданиями игры «Математический экспресс».
|
Конспект интегрированного урока математики и литературного чтения... Тема: Закрепление изученного на уроке математики на основе содержания рассказа С. Михалкова «Новогодняя быль» | Учитель математики и информатики I квалификационной категории Касаткина... Школа: средняя общеобразовательная школа №81 с углубленным изучением отдельных предметов (математики, физики и информатики) | ||
План-конспект урока по математике в 6 классе на тему «Длина окружности... Мбоу «Чувашско-Чебоксарская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района рт» | Гуо «Техтинский учебно-педагогический комплекс «Детский сад средняя... Мгу им. А. А. Кулешова по специальности «учитель математики и информатики». В техтинском учебно-педагогическом комплексе учителем... | ||
Урок алгебры в 8 классе. Тема урока: «Решение задач с помощью рациональных уравнений» Автор: Сорокина Елена Николаевна, учитель математики мбоу «Основная общеобразовательная Сорокинская школа» | План работы ммо учителей математики, физики и информатики при моу... ... | ||
Конспект урока Предмет : обучение грамоте Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | Составитель М. Н. Бородин Мо учителей математики, физики, информатики мбоу «Средняя общеобразовательная Монаковская школа» | ||
Конспект открытого урока обучение чтению. Тема: «Буквы М,м. Закрепление» Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | Составитель М. Н. Бородин. 6-е изд Мо учителей математики, физики, информатики мбоу «Средняя общеобразовательная Монаковская школа» | ||
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте «звук [Л]» Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | Конспект подгруппового логопедического занятия На тему: «Звуки [л], [лʼ] и буква л л» Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | ||
Трифонова Любовь Валентиновна Место работы: мбоу «Промышленновская... Место работы: мбоу «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №56» Кемеровской области | Урок математики. 4 класс Тема урока: Сложение и вычитание многозначных чисел Мбоу «Кардымовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза С. Н. Решетова» Урок математики. 4 класс | ||
Конспект урока математики в 6 классе по теме «Координатная плоскость» Автор: Уймина Татьяна Алексеевна, учитель математики мбоу «сош №2 ст. Архонская», Пригородный район, рсо-алания | Урока математики И. В. Вдовенко, учитель математики, мбоу «Федоровская... Целеполагание в условиях метапредметной деятельности учащихся на примере урока математики |